Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое характер и как связан характер с образом мысли, с природой разума?

Поиск

«Здесь главное не то, что делает из человека природа, а то, что он сам делает из себя; ибо первое относится к темпераменту (причем субъект большей частью бывает пассивным) и только второе свидетельствует о том, что у него характер» Волевой человек устанавливает для себя определенные практические правила, и это и есть характер. Характер не обязательно должен подчиняться именно по доброй воле, однако же это то, к чему желательно человеку стремиться.


Гегелевская система идеалистической философии духа.

Раскройте наиболее важные вехи в жизни и творчестве Гегеля. Перечислите его произведения.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в Штутгарте в 1770 г. Его отец был государственным чиновником, и доходы позволяли дать сыну высшее образование.

В 1788 г. Гегель поступил в Тюбингенский университет.

Академическая среда, пропитанная просветительскими идеями, не стала для него своей, зато установились дружеские отношения с Шеллингом и Гёльдерлином, влияние которых на Гегеля было достаточно сильным.

После университета церковной карьере Гегель предпочел учительское поприще — сначала в Берне (1793—1796), а затем во Франкфурте (1797—1799). И хотя интерес к теологии не угасал, он погрузился в изучение политической и экономической истории: о плодотворности этих штудий говорят его неопубликованные работы.

В Йене Гегель защитил диссертацию «Об орбитах планет», и в 1801 г. вышло в свет его первое сочинение «Различие между системами философии Фихте и Шеллинга», которым обнаруживает свои симпатии последнему. Вместе с Шеллингом в 1802—1803 гг. Гегель издает «Критический философский журнал», публикуя и свои работы. В этот период времени философ работал над первым крупным произведением «Феноменология духа», которое закончил в 1802 г. Образ Наполеона, гарцующего верхом на коне, не мог не впечатлить Гегеля: он готовился господствовать над целым миром.

Наибольшее признание все же ожидало его в Берлине, куда он переехал в 1818 г. и где прожил до самой смерти в 1831 г.

Основные произведения Г.В.Ф. Гегеля:

«Феноменология духа», 1807

«Наука логики», 1812-16

«Энциклопедия философских наук», 1816

«Философия права», 1821

Раскройте понятия принципы «тождество бытия и мышления в философии Гегеля.

Что такое Я? – это отрицательное отношение к самому себе. 1. Сторона отношения. 2. Все отношение в целом. Я есть мышление. Я, как мышление, и мое Бытие связаны (или между ними есть различие, которое не есть различие). Есть два противопоставления: Бытие отлично от мышления и Бытие тождественно с мышлением. Я есть Бытие, т.е. Я содержит в себе Бытие, как элемент в самом себе.

Охарактеризуйте основные идеи «Феноменологии духа».

- Философия есть познание Абсолюта как субъекта и как объекта

- Влечение существует в самосознании.

- Тождество с самим собой < ----- > чувство внутреннего противоречия. При столкновении противоположностей возникает влечение снять это противоречие.

- Неживое не в состоянии вынести эти противоречия и поэтому погибает.

- Я = Я – единство, но при этом Я = не Я.

- Сознание, взятое в себе, знает себя в предмете, таким образом, соответствует влечению

- Деятельность Я заключается в диалектике снятия себя. При этом субъективность теряет односторонность и становится субъективной.

Три феноменологические ступени поименованы так:

А). Дух в себе как этичность;

Б). Дух, отчужденный от себя;

В). Дух, достигший собственной достоверности.

- Дух есть единство самосознания в совершенной свободе и независимости и целое в его опосредованной оппозиции. Дух — это «Я, которое есть Мы, и Мы, которое есть Я»

- Самосознание (диалектика господина — раба, стоицизма — скептицизма и несчастного сознания)

- Религия - самосознание Абсолюта, но пока несовершенное, т. е. в форме представления, а не понятия.

Раскройте основные идеи «Энциклопедии философских наук» Гегеля.

Развитие духа через различные стадии. Согласно Гегелю эти стадии таковы:

Движение как свойство Духа — это движение самопознания. В циркулярном движении духовной основы философ различает три момента:

1) бытие-в-себе;

2) инобытие, бытие-для-другого;

3) возвратное бытие-в-себе-и-для-себя.

(Но раскрывает он эту идею в Феноменологии Духа)

- Философия – мыслящее рассмотрение предметов.

-Философское мышление – нечеловеческое. Оно отличается от человеческого мышления и тождественно с ним.

- Отношение философии к действительности: что разумно, то действительно, что действительно, то разумно.(это написано в философии права)

- Отношение философии к её эпохе: постичь то, что есть. А то, что есть – это разум.

- Мир запечатлен в идеальном.

- Сознание – инструмент абсолютной идеи.

-«Когда философия начинает рисовать своей серой краской по серому».

Как реализуется философствование как «круг кругов»?

Абсолют у Гегеля выступает как некий круг кругов. Абсолют проходит три стадии: Идея, Природа, Дух. Идея (Логос, чистая рациональность, субъективность) содержит в себе принцип саморазвития, в силу которого она в самоотчуждении сначала объективируется в Природу, а затем, через отрицание отрицания, возвращается к себе самой в Духе.

Дух – движение. Остальное – его явление в разных формообразованиях.

Раскройте смысл выражения «движение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному».

Движение от абстрактного к конкретному у Гегеля проявляется как естественный процесс построения “царства духа”. С самого начала “царство”, т.е. человеческая культура, несложно и бедно, то есть крайне абстрактно, а с со временем становится все сложнее, богаче, разнообразнее.

Движение же от конкретного к абстрактному является процессом, в котором выделяются наиболее значимые качества. И наоборот, продвижение к конкретному предполагает охват наибольшего количества качеств объекта.

Охарактеризуйте различие субъективной и объективной диалектики.

Гегель ставит перед собой задачу, которая состоит в «содействии восхождению философии к высотам науки» через открытие и применение «нового метода». Такой метод Гегель находит в диалектике. Сердце диалектики – это движение. Движение — это сама природа Духа, движение — «удержание от распада», жизненная сила бытия.

Диалектика — это движущая сила научного развертывания мысли и тот единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость, так что в нем заложена подлинная, а не кажущаяся способность подняться над конечным

Объективная диалектика занимается изучением проявления системы законов в реальном материальном мире и включает в себя диалектику природных и общественных процессов.

Субъективная диалектика изучает особенности реализации законов развития в сознании человека.

Покажите движение гегелевских триад. Что такое гегелевская триада? Приведите примеры.

Положительное, отрицательное и отрицание отрицания являются элементами гегелевской триады. Положительное - бытие, отрицательное - небытие, а отрицание отрицания - становление бытия. При этом способностью становления Гегель наделяет только дух, а природа обладает у него разнообразием только в пространстве.

Пример гегелевской триады:

  1. Бог
  2. Жертва Христа.
  3. Его возвращение.

1.Государство

2. Право

3. Мораль

Раскройте смысл выражений «тезис – антитезис – синтез» «положительное – отрицательное- отрицание отрицания», «положитель -ный, разумный, спекулятивный моменты познания».

С гегелевскими триадами связаны и моменты познания, которые выделяет Гегель. Первой стадией он называет положительный разум или рассудок. Вторая стадия является стадией негативного разума, это промежуточный этап. И третья, конечная стадия познания является спекулятивным разумом. Гегель утверждал, что состояния спекулятивного разума не может достичь мышление, устремленное лишь на конечные природные вещи.

Раскройте смысл и место понятий «абсолютная идея», «идея –в- себе», «в- ином», «в- себе- и- для- себя» в системе гегелевского идеализма.

Абсолют

1. Идея-в-себе (=Логос), изучаемая логикой

2. Идея-в-ином (=Природа), изучаемая философией природы

3. Идея-в-себе-и-для-себя (=Дух), изучаемая философией духа

Приведите примеры объективной и субъективной гегелевской диалектики.

Пример объективной диалектики: приход христианства. Существование Бога (тезис), убийство Христа в имя Бога (антитезис), его возвращение (синтез).

Пример субъективной диалектики: восприятие человеком сначала религии (в детском возрасте), радикального атеизма (период становления личности) и либерального агностицизма (зрелый возраст).

Раскройте смысл следующего фрагмента источника.Определите источник.

«…обратиться к древним элевсинским мистериям Цереры и Вакха, и сперва изучить тайну вкушения хлеба и пития вина; ибо посвященный в эти тайны доходит до того, что не только сомневается в бытии чувственных вещей, но и отчаивается в нем, и, с одной стороны, сам осуществляет их ничтожность, а с другой стороны, видит, как ее осуществляют. Даже животные не лишены этой мудрости, а, напротив, оказываются глубочайшим образом посвященными в нее; ибо они не останавливаются перед чувственными вещами как вещами, сущими в себе, а, отчаявшись в этой реальности и с полной уверенностью в их ничтожности, попросту хватают их и пожирают; и вся природа празднует, как они, эти откровенные мистерии, которые учат тому, что такое истина чувственных вещей…»

Это отрывок из “Феноменологии духа” из первой части - “Наука об опыте сознания”. Здесь живой организм рассматривается как субъективность, вещь в себе. По Гегелю, животных следует рассматривать как субъекты. Гегель применяет этот термин для того, чтобы охарактеризовать из через деятельность, через отношение к самому себе. Отношение же к другом, или к объекту является тогда прежде всего отрицанием, которое может быть приписано животным.

Раскройте основные идеи следующего фрагмента источника.

Определите источник

«Феноменология духа». Основная идея: Господин владеет вещью, раб её только обрабатывает, т.к. для него она самостоятельно. Ставя между собой и вещью раба, господин встречается с несамостоятельностью вещи и потребляет её полностью, а самостоятельную сторону он отдает рабу. Господин властвует над Бытием, а Бытие властвует над рабом.

«…Господин относится в рабу через посредство самостоятельного бытия, ибо оно-то и держит раба; это – его цепь, от которой он не мог абстрагироваться в борьбе, и потому оказалось, что он, будучи несамостоятельным, имеет свою самостоятельность в вещности. Между тем господин властвует над этим бытием, ибо он доказал в борьбе, что оно имеет для него значение только в качестве некоторого негативного; так как он властвует над этим бытием, а это бытие властвует над другим, [над рабом], то вследствие этого он подчиняет себе этого другого. Точно так же господин соотносится с вещью через посредство раба; раб как самосознание вообще соотносится с вещью также негативно и снимает ее; но в то же время она для него самостоятельна, и поэтому своим негативным отношением он не может расправиться с ней вплоть до уничтожения, другими словами, он только обрабатывает ее. Напротив того, для господина непосредственное отношение становится благодаря этому опосредствованию чистой негацией вещи или потреблением; то, что не удавалось вожделению, ему удается – расправиться с ней и найти свое удовлетворение в потреблении. Вожделению это не удавалось из-за самостоятельности вещи, но господин, который поставил между вещью и собой раба, встречается благодаря этому только с несамостоятельностью вещи и потребляет ее полностью; сторону же самостоятельности [вещи] он предоставляет рабу, который ее обрабатывает.»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.184 (0.007 с.)