Машиностроение на сегодняшний день. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Машиностроение на сегодняшний день.



Машиностроение России - это комплекс, который состоит из отраслей промышленности, выпускающий транспортные средства. Сейчас не все отрасли машиностроения развиваются одинаково — существенный спад производства по сравнению с дореформенным периодом произошел в отраслях тяжелого, нефтяного, химического, энергетического машиностроения, тракторостроения, изготовлении машин и оборудования для агропромышленного комплекса (АПК) и легкой промышленности. В железнодорожном машиностроении сократился выпуск практически всех видов продукции, упало производство автомобилей. Выпуск х/4 из 62 важнейших видов продукции сократился на 20—40%, а почти х/3 — на 50%. В результате конверсии объем военного машиностроения составил 18% от общего объема производства.

Современное машиностроение состоит из более чем 70 отраслей, число отраслей постоянно растет, но по характеру выпускаемой продукции и факторам размещения их можно разделить на три большие группы.

Хочется назвать крупнейшие центры машиностроения в нашей стране сегодня: Санкт-Петербург, Москва и Московская область, Ростов-на-дону, Краснодар, Красноярск, Тольятти, Петрозаводск и другие города. Конечно потребности в оборудовании в России напрямую зависят от поставок с западных стран и импорта. Самыми главными факторами машиностроения являются кооперирование, комбинирование и специализация.

Среди отраслей машиностроения выделяют тяжёлое машиностроение, среднее машиностроение, ремонт автомобилей и других машин, изготовление металлургических изделий. Сельскохозяйственное машиностроение развито абсолютно во всех экономических развитых районах России. В российском машиностроении 80 процентов предприятий являются частными, остальные, 20 процентов, находятся в руках государства и являются научными предприятиями.

В Российской Федерации главную роль в машиностроении занимает автомобилестроение. Рассмотрим подробнее данную ведущую отрасль.

Автомобилестроение

 

Автомобильная промышленность – ведущая отрасль машиностроения, влияющая на процессы экономического и социального развития Российской Федерации. Наличие развитой автомобильной промышленности является важным элементом обеспечения национальной безопасности государства.

В отрасли объединено около 250 крупных и средних предприятий и организаций, занято более 800 тыс. человек. Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности, что обеспечивает занятость около 5 млн. человек из числа трудоспособного населения.

Становление и развитие автомобильного транспорта и автомобильной промышленности стало явлением XX века, а уровень автомобилизации – индикатором уровня развития любой страны, в том числе и России. Автомобили создаются в результате кропотливых и целеустремленных поисков нескольких поколений талантливых людей.

Основными проблемами развития автомобилестроения являются:

- технологическая отсталость ряда производств, высокая материало- и энергоёмкость, низкая производительность труда и, как следствие, высокая себестоимость производимой продукции;

- устаревшее оборудование и, как следствие, низкое качество продукции;

- дефицит квалифицированных кадров;

- агрессивная ценовая политика крупных транснациональных компаний, выходящих на отечественный рынок.

Но несмотря на проблемы в 2000-е годы в России было открыто несколько десятков автомобильных заводов, выпускающих автомобили под марками известных производителей. Мощности заводов рассчитаны на производство, начиная от крупноузловой до мелкоузловой сборки. Открытие новых заводов продолжается по сегодняшний день.

Согласно заявлению премьер-министра Путина в сентябре 2011 года, планируется, что к 2016 году Россия станет крупнейшим в Европе центром по производству автомобилей, что должно подразумевать годовой выпуск, больший, чем в последние годы не только в Испании и Франции, но и в Германии.

В целях стимулирования российского автопрома в 2010 году в России была запущена программа по обмену старых автомобилей на новые: при сдаче в утиль автомобиля старше 10 лет потребитель получал сертификат номиналом 50 тысяч рублей, который засчитывался при приобретении нового отечественного автомобиля, включая машины, производимые в режиме «промышленной сборки». В результате осуществления программы утилизации в 2010 году только за неё счёт было реализовано дополнительно 376 тыс. автомобилей, а рынок в целом вырос до 1,91 млн легковых и лёгких развозных коммерческих автомобилей.

Главным фактором, обеспечивающим привлекательность отечественной автомобильной техники, является ее сравнительно низкая цена. Однако ввозимая из-за границы в значительных объемах бывшая в эксплуатации автомобильная техника составляет серьезную конкуренцию отечественной продукции. С каждым годом на российском рынке автомобилей растет доля импортных машин.

Предусматриваются следующие основные направления развития автомобильной промышленности:

- реформирование существующих автомобильных комплексов путем их разделения на отдельные виды производств, с сохранением технологической специализации по изготовлению агрегатов, узлов, деталей, технологической оснастки и заготовок и расширением кооперационных связей;

- передача объектов социальной сферы, находящихся на балансе предприятий, в ведение муниципальных органов власти;

- организация широкопрофильных корпоративных холдинговых структур и ассоциаций с целью концентрации финансовых, производственных, кадровых и интеллектуальных ресурсов, а также диверсификации производства;

- освоение выпуска современных автомобильных компонентов и материалов на отечественных заводах.

 

Заключение

Таким образом, машиностроение наиболее наукоёмкая отрасль промышленности с самой высокой долей выпускаемой инновационной продукции. Продукция машиностроения – материальный носитель всех возможных для практического применения достижений НТР.

С конца 19 века на протяжении почти 100 лет складывалась традиционная структура мирового машиностроения, включающая три главных «подотрасли» с примерно одинаковой долей в общей стоимости продукции (около одной трети):

В целом ряде секторов автомобильному транспорту нет альтернативы. Это обеспечение розничной торговли, перевозки дорогостоящих и срочных грузов на малые и средние расстояния, транспортное обеспечение производственной логистики, малого бизнеса. Это именно те секторы, на развитие которых ориентирована экономическая политика России.

Таким образом, эффективность развития автотранспорта во многом определит эффективность и темпы экономических реформ, а сдерживание развития автомобильного транспорта, в определенной степени, равнозначно торможению экономического развития и структурных преобразований.

 

Раздел 3. Комплексная социально-экономическая характеристика экономического района.

Введение

Северо-Западный регион - один из наиболее индустриально развитых регионов Российской Федерации. Его роль в экономике России определяется наукоемким и точным машиностроение, химической и нефтехимической, пищевой, легкой, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленностью.

Северо-Западный регион входит в так называемую группу проблемных регионов с наличием острых социальных и экономических проблем. Для них негативные факторы не компенсируются преимуществами в виде богатейших ресурсов.

Северо-Западный регион в полосу депопуляции вступил одним из первых. До этого для большинства его субъектов был характерен рост общей численности населения. Хотя темпы роста общей численности населения имели тенденцию к уменьшению, а в некоторых субъектах, наблюдалась даже убыль населения.

В 2004 г. все субъекты Северо-Западного региона входили в число 44 субъектов Российской Федерации, в которых население сократилось, в том числе за счет естественной убыли населения и миграционного оттока.

Северо-Западный регион охвачен всесторонней депопуляцией: поколения детей не более чем на 60% замещают поколения родителей; смертность ежегодно превышает рождаемость на 122 тыс. человек, численность населения, начиная с 2000 г. каждый год сокращается на 153 тыс. человек.

 

 

Ресурсы

Северо-Западный экономический район расположен на северной окраине Восточно-Европейской равнины, этим обусловлен в основном равнинный характер рельефа. Климат умеренно континентальный с теплым увлажненным летом и суровой многоснежной зимой. Почвы подзолистые и (в особенности на севере) болотные, малогумусные, требующие проведения мелиоративных мероприятий, большого количества удобрений для сельскохозяйственных работ.

Значительная часть территории располагается в лесной зоне, лесистость уменьшается с северо-востока на юго-запад. На большей части района преобладают хвойные леса, юго-запад расположен в зоне смешанных лесов.

Северо-Западный экономический район богат водными ресурсами – около 7 тысяч озер, многочисленные реки. Несмотря на обилие водных ресурсов, их неравномерное размещение по территории района ограничивает развитие в ряде городов водоемких производств. Интенсивное водопотребление создало во многих населенных пунктах района дефицит водных ресурсов. Хозяйственные выбросы и стоки привели к загрязнению рек и озер. В настоящее время в Северо-Западном экономическом районе большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды, проводятся природоохранные мероприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.013 с.)