Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место в системе отраслей российского права.

Поиск

Конституционное право занимает центральное место в системе права и является основой всей правовой системы, дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений. С конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его система образующая роль.

Конституционное право не включает и не объединяет другие отрасли права, оно устанавливает лишь принципы, которым должны соответствовать нормы других отраслей права. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в этих принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

 

 

2.Источники конституционного права.

Источники конституционного права РФ – со­вокупность установленных Конституцией РФ, меж­дународными актами, федеральными конститу­ционными и федеральными законами нормы, регулирующие основные принципы организации государственного устройства, структуры и функ­ционирования государственной власти в РФ, а так­же закрепляющие основные права и свободы лич­ности в РФ.

Виды источников конституционного права России:

1. Международный договор – это ра­тифицированный Государственной Думой договор, содержащий нор­мы конституционного права;

2. Конституция РФ – составляет правовую основу всего действующего законодательства. Она является ак­том прямого действия и применения на всей территории РФ;

3. Декларации – занимают особое место среди источников права. В них решаются принципиальные вопросы государственного строительства, суверенитета, свободы личности, дается оценка социально-политической ситуации;

4. Законы. В России издаются и действуют законы трех видов: ФКЗ, ФЗ и законы субъектов РФ. ФКЗ – принимаются по вопросам ведения са­мой Федерации и всегда содержат конституционно-правовые нор­мы. Это законы об условиях и порядке введения чрез­вычайного положения; о принятии в РФ или образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации. ФЗ – принимаются только законода­тельным (представительным) органом гос. власти РФ (Федеральным Собранием РФ) по предметам ведения Федерации и ее субъектов или принятые народом путем все­российского референдума. Законы субъектов РФ – нормативные правовые акты, принятые представительным (законо­дательным) органом гос. власти субъекта РФ по пред­метам ведения субъекта РФ и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов либо населением, про­живающим на территории субъекта РФ;

5. Подзаконные акты Президента РФ. Обладая широкими полномочиями. Президент РФ реализует свою компетенцию путем из­дания указов и распоряжений;

6. Правовые акты СССР и РСФСР. Отдельные из них сохраняют свою юридическую силу. Законы и другие нормативные правовые акты, действовавшие на территории России до вступления в силу настоящей Конституции РФ, применяются в части, не противоре­чащей Конституции РФ;

7. Акты органов исполнительной власти. Акты Правительства РФ. На основании и во исполнение Кон­ституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Прези­дента РФ Правительство РФ издает постановления, имеющие нор­мативный характер, и распоряжения – предназначены для решения оперативных и других текущих вопросов и носят ненорма­тивный характер;

8. Акты законодательных (представительных) органов. Акты Федерального Собрания РФ (парламента). К их числу отно­сятся постановления Совета Федерации и Государственной Думы;

9. Особое место занимают постановления Конституционного Суда РФ, конституци­онных судов республик в составе Российской Федерации и устав­ных судов других субъектов РФ. В них разрешаются вопросы соответствия Конституции РФ конституций и уставов субъектов РФ, законов и других норматив­ных актов, а также споры о компетенции, дается толкование Кон­ституции РФ;

10. Судебный прецедент – это решение суда высшей инстанции по конкретному делу, вынесенное по первой, апелляционной или кас­сационной инстанции, а также в процессе нормативного или казу­ального толкования правовых норм, опубликованное в периодиче­ском издании, не только являющееся актом применения права, но и содержащее норму права, обязательную для применения как этим же судом, так и судом равной юрисдикции и нижестоящим судом;

11. Внутригосударственные договоры. – это договоры и соглаше­ния, заключаемые Российской Федерацией с ее субъектами, а также между самими субъектами РФ;

12. Регламенты палат Федерального Собрания РФ – содержат конституционно-правовые нормы, регулирующие вопросы организации и деятельности Совета Федерации и Государственной Думы;

13. Конституционно-правовой обычай – представляет сложившийся в практике деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления правило, которое в силу многократного повторения приобрело общеобязательное значение и выступает в качестве источника конституционного права.

 

 

3.Конституции в истории России, их основные черты.

Первая конституция Российской Федерации (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля1918 года как Конституция (Основной Закон) РСФСР и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР»[1]. Основные принципы, которые легли в основу Конституции РСФСР 1918 года (как и Конституции СССР 1924 года), были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Она утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР, утверждённой Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11 мая 1925 года.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1925 года[править | править исходный текст]

Основная статья: Конституция РСФСР 1925 года

Утверждена Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР». Её принятие обуславливалось вхождением РСФСР в состав новообразованного Союза ССР и приведением российского законодательства в соответствие союзному (главным образом, Конституции СССР 1924 года).

В данную Конституцию вносилось несколько изменений, связанных с изменениями административно-территориального деления и реорганизации органов советского управления.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года

Принята Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР» из-за смены конституционного законодательства СССР в 1936 году (для приведения в соответствие Конституции СССР 1936 года).

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1978 года

Введена в действие с Декларацией Верховного Совета РСФСР от 12 апреля 1978 года в порядке, установленном Законом РСФСР от 12 апреля 1978 года. Принята из-за смены общесоюзной «сталинской» конституции на «брежневскую» Конституцию СССР 1977 года на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года.

В период с 27 октября 1989 года по 10 декабря 1992 года в текст Конституции вносился ряд значительных изменений.

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента России от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь большинством голосов от общего числа избирателей страны. Конституция Российской Федерации 1993 годавступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

 

 

4.Конституция Российской Федерации 1993 года: история разработки и принятия, основные черты содержания, юридические свойства.

В связи с происходящими в 90-е гг. экономическими, политическими процессами, сводящимися к кризисам в различных сферах общественной и государственной жизни, требовалась новая конституция, способная урегулировать складывающиеся отношения и воссоединить общество.

Так, в 1990 – 1993 гг. в России широко прово­дились конституционные реформы, направленные на установление нового конституционного строя стра­ны, связанные с переходом РФ от социализма к де­мократии. Начало реформы связывается с образо­ванием на I Съезде народных депутатов РСФСР летом 1990 г. Конституционной комиссии во главе с Б. Н. Ельциным, которая впервые заня­лась разработкой новой Конституции.

Проект, подготовленный этой комиссией, не был принят ни на первом, ни на втором обсуждении на съездах народных депутатов, но одобрялась общая концепция Конституции, что значительно затягива­ло переход к новому конституционному строю в Рос­сии, поэтому в начале 1993 г. было созвано Кон­ституционное совещание, которое в результате своей работы приняло так называемый «президент­ский проект» Конституции. Именно он был вынесен на всенародный референдум 12 декабря 1993 г.

Конституция РФ была принята на референдуме, проведенном 12 декабря 1993 г.

Конституция РФ – это принятый посредством всенародного голосования нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий начальные основы правового статуса личности и конституционного строя государства.

Основные черты Конституции РФ: состоит из краткой преамбулы, двух разделов, причем первый из них разбит на 9 глав:

- "Основы конституционного строя";

- "Права и свободы человека и гражданина";

- "Федеративное устройство";

- "Президент РФ";

- "Федеральное Собрание";

- "Правительство РФ";

- "Судебная власть";

- "Местное самоуправление";

- "Конституционные поправки и пересмотр Конституции";

Раздел второй – содержит заключительные и переходные положения, определяющие порядок введения Конституции в действие; примене­ние законов, действовавших до ее вступления в силу; действие орга­нов власти, образованных до принятия Конституции. Структура Конституции определяет все начальные положения и наи­более важные постулаты.

Содержание Конституции РФ включает в се­бя: 1) полное и последовательное закрепление об­щепризнанных основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами защиты прав человека; 2) характери­стику институтов и механизмов обеспечения взаи­модействия прав и свобод человека и гражданина со всеми остальными конституционными инсти­тутами в сфере политического, экономического устройства государства; 3) правила обеспечения реализации конституционных прав и свобод лич­ности.

Конституция РФ закрепляет все основные демок­ратические принципы: выборность высших государственных органов, право граждан на местное самоуправление и т.д.

Юридические свойства:

1. верховенство Конституции на всей территории РФ над другими законами, устанавливается конституционный строй;

2. высшая юри­дическая сила – все нормативно-правовые акты не должны противоречить действующей Конституции;

3. свойство особой охраны Конституции – взаимодействие всех органов власти осуществляют охрану в различных формах;

4. прямое действие конституционных норм;

5. осо­бый порядок принятия Конституции и внесения в нее изменений.

 

 

5.Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации. Порядок принятия поправок к Конституции Российской Федерации. Порядок внесения изменений в Конституцию Российской Федерации.

Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, и может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.

Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пе­ресмотра и внесения в нее поправок различен в за­висимости от изменяемой главы или статьи. Напри­мер, упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст. 65, в которой устанав­ливается субъектный состав РФ. Процедуры измене­ния той или иной части Конституции РФ установле­ны в гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствую­щих изменений.

Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституцион­ного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референ­дум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая про­цедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок при­нятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.

Проведение референдума по проекту Конституции является достаточно трудоемким процессом, имен­но поэтому процедура изменения Конституции на­звана усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный выбор конституционного строя страны.

Часть конституционных норм может быть измене­на путем издания Федеральным Собранием РФ фе­деральных законов о внесении изменений в статьи Конституции РФ.

Предложение о внесении поправок в Консти­туцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ):

1) Президент РФ;

2) Со­вет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов;

3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов;

4) Правительство РФ;

5) законодательные (предста­вительные) органы субъектов Федерации.

В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа чле­нов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл. 3-8 Кон­ституции РФ, которые посвящены организации го­сударственной, поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.

Изменения в Конституцию могут быть внесе­ны только в отношении ст. 65, где устанавлива­ется субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании фе­деральных конституционных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе. В настоящее время, таким образом внесе­ны изменения в ст. 65 в связи с изменением наиме­нований субъектов РФ: Республики Ингушетии и Алании.

 

6.Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

К общим свойствам относится прежде всего нормативность, то есть норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.
Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений.
Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.

1. По содержанию, то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»).
Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор.

3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочмающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой.

4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).

5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности»). Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает порядок отрешения от должности Президента РФ).

 

7.Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, юридическая конструкция (субъекты, объекты, содержание, юридические факты).

Конституционно-правовыми отношениями являются те общественные отношения, которые урегулированы нормами конституционного права.

Таким образом, структура конституционно-правового отношения включает три элемента:

1. субъекты (число которых не может быть менее двух);

2. содержание;

3. объект.

К субъектам конституционно-правовых отношений относятся:

1) Физические лица (в том числе иностранцы и лица без гражданства).

2) Общности людей (народ, население административно-территориальных единиц).

3) Ассоциации граждан (политические партии и другие общественные объединения).

4) Государства (РФ, субъекты Федерации).

5) Органы государственной власти:

федерального уровня (Парламент, Президент, Правительство и т. д.);

субъектов Федерации;

государственные органы на местах.

6) Органы местного самоуправления (мэр города, собрание депутатов и т. п.).

Субъективные права и обязанности субъектов конкретного конституционно-правовогоотношения составляют его содержание.

Субъективное право - это предусмотренная нормой конституционного права мера возможного поведения участника правоотношения. Основная особенность, характеризующая субъективное право, - возможность использовать его по своему усмотрению участниками (субъектами) конкретного конституционно-правового отношения.

Субъективная обязанность - это предусмотренная юридической нормой конституционного права мера должного поведения субъектов (участников) конституционно-правового отношения. В зависимости от характера поведения, закрепленного в диспозиции правовой нормы, субъективные обязанности бывают:

· активными, предусматривающими необходимость определенных действий;

· пассивными, предписывающими необходимость воздержания от определенных действий, запрещенных нормой права.

Под объектами правоотношения понимают поведение обязанного лица, которого требует управомоченный субъект этого отношения.

Объектами правоотношений являются предметы окружающей среды, материальные и нематериальные (духовные и иные социальные) блага, по поводу которых сложились юридические связи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.232.9 (0.016 с.)