Законодательную; исполнительную; судебную. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательную; исполнительную; судебную.



Соответственно на указанные три вида делятся органы государствен­ной власти. Органы законодательной, исполнительной и судебной вла­сти действуют:

*- самостоятельно, в рамках своей компетенции, при этом имеют сходные цели; реализация функций государства, *- взаимосвязано,- образуют единую систему государственных органов; *- взаимозависимы - дополняют, сдерживают, контролируют друг друга.

 

 

38.Понятие формы государства.

Форма Г непосредственно связана с его содержанием ее можно определить как такое устройство (строение) Г в котором проявляются все его основные признаки и характерные черты и которое обеспечивает системную организацию государственной власти включающую методы, приемы и способы ее осуществ­ления, административно - территориальную организа­цию населения.

Форма Г - сложное общественное явление, ее свое­образие определяется уровнем развития обществен­ной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой Г на определенном этапе своего развития.

На форму Г оказывают влияние следующие факторы культурный уровень народа, его исторические традиции характер религиозных воззрений, национальные особенности, природные условия проживания, характер взаимоотношений Г и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными объединениями церковью и др).

Современные исследователи понимают под формой Г организацию политической власти и ее устройство.

Структура формы правления представляет единство трех взаимосвязанных элементов

1) формы правления (отражает способ организации государственной власти и порядок ее образования)

2) формы государственного устройства (отражает способ территориального устройства Г, взаимоотношения органов Г и его частей, взаимодействие цент­ральной, региональной и местной властей),

3) политический {государственный) режим (харак­теризуется совокупностью приемов и методов осуще­ствления государственной власти)

Форма Г имеет практически-политическое зна­чение, которое показывает, как организована впасть в государстве, какими методами она реализуется, каки­ми органами осуществляется. На практике это отража­ется на эффективности управления Г, уровне легитим­ности государственной власти, рейтинге правительст­ва, стабильности власти и общества, состоянии закон­ности и правопорядка в стране.

Форма Г подвержена динамическим изменениям, связанным с переменами в социально-экономическом, политическом, культурном состоянии общества. В различных странах форма Г имеет свои особенно­сти, отражающие специфику национальной системы организации общества, однако для формы всех Г ха­рактерны общие признаки, характеризующие назван­ные элементы формы Г.

 

 

39.Форма правления: понятие и виды.

Форма правления (ФП) представляет собой организацию высших органов государственной власти, их структуру порядок образования и компетенцию

ФП характеризуется следующими признаками

- порядок создания высших органов Г их структура

- взаимоотношения между высшими и другими государственными органами

- взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны,

- степень обеспечения высшими государственными органами прав и свобод человека, их защиты

Виды ФП различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или выборным коллегиальным органом

В связи с этим выделяют следующие виды ФП

Монархия - это ФП при которой верховная государственная власть осуществляется главой Г - монархом единолично и переходит в порядке престоло­наследия

Виды монархии-

Абсолютная монархия - ФП при которой власть монарха не ограничена никакими законами и учреждениями.

Ограниченная монархия - ФП, при которой власть монарха сдерживает выборный государственный орган

Конституционная монархия – ФП, при которой власть монарха ограничена представительным органом на основе конституции утверждаемой парламентом, при этом монарх не вправе изменять конститу­цию.

Виды конституционной монархии

Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх в ней «царствует, но не правит», его функ­ции носят номинальный характер. Ни парламент, ни правительство не несут ответственности перед мо­нархом.

Дуалистическая монархия характеризуется двойст­венностью государственной власти, которая разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство не несет ответственно­сти перед парламентом, но подотчетно монарху. Мо­нарх выражает интересы феодалов, а парламент – буржуазии.

Республика - ФП, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо фор­мируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами.

Виды республик

Парламентарная республика - ФП, при которой парламент является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним пра­вительство и избирает президента, являющегося лишь главой Г, но не исполнительной власти.

Президентская республика характеризуется тем, что избираемый, как правило, всенародно президент явля­ется главой Г и главой исполнительной власти

 

 

40.Формы государственного устройства: понятие и виды.

Форма государственного устройства (ФГУ) -это административно-территориальная организация государственной власти, определяющая характер взаимоотношений между Г и составляющими его частями, между центральными и местными органамигосударственной власти.

ФГУ определяет

- внутреннюю структуру Г,

- правовой статус частей Г,

- характер взаимоотношений центральных и мест­ных государственных органов,

- степень защиты национальных интересов народов проживающих на территории данного Г.

По ФГУ выделяют следующие виды государства:

Унитарное Г - это единое, неделимое Г, адми­нистративно - территориальные единицы которого подчинены центральным органам власти и не имеют государственного суверенитета

Признаки унитарного государства:

- наличие единых для всей страны высших органов государственной власти жесткое подчинение местных органов центральным органам,

- наличие единого законодательства гражданства денежной системы, общей государственной политики

- отсутствие у частей унитарного Г суверенитета

- допускается существование самостоятельных автономных образований по национальному признаку.

Федерация - это добровольное объединение не­скольких Г в одно союзное Г.

Основные черты федерации

- формирование территории федеративного Г из территорий его субъектов,

- наличие как федеральных высших органов власти и управления, так и высших органов власти и управления в каждом союзном Г- члене федера­ции,

- принадлежность верховной государственной вла­сти федеральным государственным органам,

- разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами на основе союзной конституции,

- наличие как союзного гражданства, так и граждан­ства субъектов федерации,

- наличие в федеральном парламенте палаты, пред­ставляющей интересы субъектов федерации,

- принадлежность союзным государственным орга­нам права представлять федерацию в междуна­родных отношениях, формировать основные на­правления внутренней политики федерации

Конфедерация - временное государственно-право­вое объединение суверенных Г, созданное для дости­жения определенных целей. Конфедерация создается на определенный период времени, входящие в нее Г сохраняют свой суверени­тет, осуществляют самостоятельно государственную власть, сохраняя независимость во внешней и внутрен­ней политике.

 

 

41.Государственно-правовой режим: понятие и виды.

Государственно-правовой режим представляет собой совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Основными признаками правового государства являются:

• признание человека высшей ценностью, целью государства, а не сред­ством решения тех или иных государственных проблем;

• признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;

• законность во всех сферах жизни (основанность действий государства, его органов, партий, организаций, юридических лиц, граждан на кон­ституции, законах, подзаконных актах);

• верховенство и прямое действие конституции;

• внешний и внутренний суверенитет государства;

• соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принци­пам и нормам международного права (либо прямое действие междуна­родных норм);

• сосредоточение всех государственно-властных полномочий в системе государственных институтов, созданных на основе права;

• разделение властей;

• высокий авторитет суда, реальные возможности суда обеспечить права и свободы граждан;

• контроль общества за властью, Наиболее действенным способом кото­рого являются регулярные, свободные, демократические выборы на­родом органов государственной власти всех уровней; недопущение монополизма в политике и экономике; единство прав и обязанностей граждан, взаимная ответственность человека и государства; наличие развитого гражданского общества.

 

42.Функции государства: понятие и виды.

Функции Г. - это основные направления деятельности Г по решению стоящих перед ним задач, по государственному управлению обществом, в которых выражается его сущность и социально-политическое назначение

Функции Г характеризуются следующими основными чертами:

1)функции Г образуют систему, которая представляет собой их взаимосвязанное единство, базирующееся на сущности Г,

2) функции Г тесно связаны с задачами, которые оно призвано решать, и представляют собой средство реализации данных задач,

3) содержание каждой функции Г складывается из совокупности однородных аспектов его деятельности, объединяющихся в силу однородности тех общественных отношений, на которые направлено регулирующее воздействие данной функции,

4) функции Г отличаются от функций его органов, так как охватывают деятельность Г в целом, носят комплексный, собирательный характер, а государственные органы призваны реализовывать функции Г, руководствуясь теми задачами которые перед ним стоят.

5) функции Г необходимо отличать от видов его деятельности, которые осуществляются государственными органами, одна функция может обеспечиваться несколькими видами деятельности, на ее осуществление может быть направлена работа многих государственных органов (например, функция обороны Г),

6) функции Г отличаются от форм и методов их реализации например, в демократическом Г имеют место правовые формы реализации функций Г (право­творчество, исполнительная и правоохранительная деятельность) Метод реализации функции Г зависит от задач, которые перед ним стоят, и степени демокра­тичности политического режима (убеждение, поощре­ние или насилие, террор),

7) функции Г направлены на достижение общей це­ли - защиту прав, свобод и интересов личности, нрав­ственное, материальное и физическое благополучие человека, обеспечение гарантий его правовой и соци­альной защищенности,

8) содержание функций Г подвержено изменениям, связанным с особенностями функционирования Г на отдельных этапах его исторического развития (напри­мер, функции Г отличаются многообразием в периоды экономических и социальных преобразований, револю­ций, существенно различаются функции Г, принадле­жащих к разным общественно-экономическим форма­циям)

 

 

43.Механизм государства и аппарат государства. Государственные органы: понятие, классификация.

Механизм государства - это система государственных органов призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой, государство осуще­ствляет власть, проводит ту или иную политику.

Характерные черты механизма государ­ства:

а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность госу­дарственных органов, связанных между собой. В механизм государства входят законодательные органы, президент, исполнительные органы, судебные органы, прокурорские и иные надзорные органы, милиция, вооруженные силы и т.д. Все вместе они составляют единую систему властвования;

б) целостность его обеспечивается едиными целями и задачами; в) основным элементом меха­низма государства выступают государст­венные органы, обладающие властными полномочиями; г) является той организа­ционной и материальной силой (рыча­гом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотно­шение и взаимосвязь

Структура механизма государства вклю­чает в себя:

1)государственные органы – обладающие государственно-властными полно­мочиями (парламент, президент, прави­тельство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т. п.);

2)государственные организации - под­разделения механизма государства осуществляющие охранительную дея­тельность данного государства (воору­женные силы, службы безопасности, милиция и т.п.);

3)государственные учреждения – такие подразделения которые осуществляют непосредственную практическую дея­тельность по выполнению функций государства (библиотека, поликлиника, больница, почта, телеграф, ВУЗ, школа и т.п.);

Орган Г. - это структурный элемент государственного аппарата наделенный властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается принудительной силой Г.

Признаки государственного органа

1) формируется и действует на правовой основе,

2) является самостоятельным элементом государственного аппарата,

3) в системе государственных органов обладает определенной специфической сферой деятельности, выполняет свойственные только ему задачи и функции,

4) наделен властными полномочиями, в том числе возможностью применения принуждения,

5) имеет свою внутреннюю структуру, материальную базу и финансовые средства для осуществления своих функций,

6) располагает специальным штатом управленцев, специализирующихся на отдельных отраслях государственного управления обществом.

 

44.Понятие, структура и виды правового статуса личности.

Правовой статус - это юридически закреп­ленное положение субъекта в обществе.

Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе.

Правовой статус есть признанная конституцией и зако­нодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанно­сти составляют ядро правового статусе. В структуре последнего выделяют такие эле­менты:

*- права и обязанности

*- законные интересы

*- правосубъективность

*-гражданство

*- юридическая ответственность

*- правовые принципы и т.п.

Правой статус бывает:

*- общим, *- специальным, *- индивидуальным.

Эти виды отражают собой соотношение таких философских кате­горий, как:

*-общее, *- особенное и *- отдельное.

Общий статус – это татус лица как гражда­нина государства, закрепленный в Конститу­ции.

Он является одинаковым для всех граж­дан РФ.

Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны. Бизнесменов, адвокатов, и т.д.) обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный статус определяется особенностями отдельного лица (пол.возраст, семейное положение, должность, стажи т.п.) и представляет собой совокупность персонифицирован­ных прав и обязанностей личности.

 

 

45.Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Их классификация.

Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Основными из них являются:

-признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;

-осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;

-равенство мужчины и женщины;

-приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;

-строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;

-запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

Задача государства состоит не только в том, чтобы гарантировать права и свободы человека, но и в том, чтобы минимизировать неблагоприятные последствия своего вмешательства в социально- экономические процессы. Эта задача весьма противоречива. С одной стороны, излишняя активность государства во взаимоотношениях с гражданским обществом может привести к существенному сужению спектра прав и свобод граждан. Предельная ситуация —тоталитаризм, в условиях которого свобода индивидов и групп отсутствует, практически все общественные отношения регулирует государство. С другой стороны, уменьшение числа функций государства (и даже уничтожение государства в принципе, как предлагают анархисты) может привести к утрате стабильности политических отношений, конфликтам и кризисам. Поэтому необходима взвешенная политика как государства, так и других участников политического процесса.

 

 

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

1.Конституционное право: понятие, предмет и метод правового регулирования, место в системе российского права.

Конституционное право РФ – отрасль россий­ского права, регулирующая общественные отноше­ния во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т.д., обеспечивающая реализацию конституцион­ных норм через осуществление конституционного контроля.

Предмет конституционного права – совокупность общественных отношений, которые регулируются нормами кон­ституционного права и складываются в процессе взаимодействия человека и государства по поводу устройства государства, формы правления, а также по поводу основ конституционного строя.

Метод конституционного права – совокуп­ность специфических приемов и способов право­вого воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулиро­вания.

Методы конституционного права:

- метод дозволения;

- метод запрещения;

- метод обязывания;

- императивный метод;

- диспозитивный метод.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.056 с.)