Функции прав рассматриваются в двух аспектах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции прав рассматриваются в двух аспектах



Вопросы к государственным экзаменам курса 3/11 на базе СПО и 3/11-2 на базе ВПО заочной формы обучения

ВОПРОСЫ К МЕЖДИЦИПЛИНАРНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Теория государства и права

 

1.Предмет, система и методы теории государства и права. Теория государства и права в системе юридических наук.

Предмет ТГП – это наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Особенностью ТГП является то, что государство и право исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты. В содержание предмета ТГП входят такие основные вопросы, как: происхождение государства и права, сущность государства, типы государств, нормы права, источники права, система права, правоотношения, применение права, иные вопросы, касающиеся государства и права.

методы ТГП – это совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки. При изучении ТГП используются следующие методы: всеобщие, общенаучные, частнонаучные. Основными общенаучными методами являются: анализ, синтез, системный, функциональный подход. Анализ – разделение сложного теоретического материала о государстве и праве на части и его исследование по частям. Синтез – изучение государственно-правовых вопросов путем их объединения и рассмотрение как одного целого. Системный подход – восприятие изучаемого материала как единой системы. Функциональный подход – определение функций различных государственно-правовых явлений, механизмов их взаимовлияния. К частнонаучным методам относятся: формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, кибернетический. С помощью формально-юридического изучаются основные понятия юриспруденции, даются определения понятиям, толкование их смысла. При сравнительно-правовом происходит сопоставление законов, определение общих закономерностей и особенностей. Статистический метод используется при исследовании государственно-правовых вопросов с точки зрения количественных показателей на основе статистической информации. Кибернетический метод – изучение государства и права с использованием современных технических достижений: алгоритмы, компьютерные программы и т.д.

Систему юридических наук можно представить в виде пирамиды, разделенной на три уровня. Нижний уровень составляют прикладные науки: криминалистика, криминология, юридическая психология и др., которые ближе всего стоят к практике и непосредственно ее обслуживают. Средний уровень составляют отраслевые и межотраслевые юридические науки: конституционное, административное, гражданское, уголовное право. Эти науки занимают смежное положение, они тесно связаны с практикой, но формулируют теоретические положения фундаментального характера. Верхний уровень составляют теоретико-исторические науки о государстве и праве: ТГП, история государства и права, история политических и правовых учений, т.е. те науки, которые более отдалены от практики, и поэтому их так называют.

 

 

2.Материалистическая концепция происхождения государства. Иные концепции происхождения государства и права.

Материалистическая теория происхождения государства связывает возникновение государства с появлением частной собственности, расколом общества на классы и классовыми противоречиями. По мнению сторонников данной теории, «государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

По Энгельсу, государство существует не извечно. Были общества, которые обходились без государства и государственной власти. На определенной ступени экономического развития, которая с необходимостью была связана с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. Когда в обществе появляются классы с противоречивыми экономическими интересами, начинается противостояние между ними. Для того, чтобы это противостояние не привело к коллапсу общества, необходима стоящая над обществом сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». Эта сила, произошедшая из общества, но ставящая себя над ним и все более и более отчуждающая себя от него, и есть государство.

Государство отличается от родоплеменной организации разделением подданных по территориальным делениям. Поскольку основой существования родовых объединений была связь членов рода с определенной территорией, то с увеличением мобильности населения, вызванной экономическими причинами, родовое общество перестало выполнять свою функцию. Гражданам предоставили возможность осуществлять свои общественные права и обязанности там, где они поселялись, безотносительно к роду и племени.

Второй отличительной чертой государства является учреждение публичной власти, которая не совпадает непосредственно с населением и призвана держать в повиновении всех граждан. Эта публичная власть существует в каждом государстве и состоит не только из вооруженных людей, но и из принудительных учреждений разного рода, которые не были известны родовому обществу.

Теологическая теория (Аврелий. Августин. Фома Аквинский) объясняет происхождение Г. божественной волей. В своей основе имеет мифы и поддерживает идею о том что земные порядки есть часть общемировых, божественных, а потому понять их сущность и происхождение невозможно.

Патриархальная теория (Аристотель) Считает, что Г возникло из разросшейся семьи, глава которой стал главой Г (монархом). Таким образом, власть отца - государственная власть, а монарх - отец всех подданных

Органическая теория (Г Спенсер). Проводит аналогию Г с биологическим организмом. Возникновение Г видит в эволюции животного мира.

Теория насилия (Л Гумплович, К Каутский). Возникновение Г считает следствием завоевания, насилия, порабощения одним племенем другого. Суть Г в данном случае - обеспечение подчинения слабого сильному.

Психологическая теория (Г Тард, Л И Петражицкий). Появление Г рассматривает как результат проявления человеческой психики, которой свойственно подчиняться, подражать, повиноваться.

 

 

3.Типология государства: формационный, цивилизационный и иные подходы.

Традиционно рассматриваются два основных подходак типологии Г:

1) Формационный подход является основой марксистско-ленинской типологии Г В его основе лежит понятие формации - исторического типа общества, основанного на определенном способе производства, отражающей соотношение базиса и надстройки классовой сущности Г.

Естественно-исторический процесс смены одной общественно - экономической формации другой определяет социальное развитие общества. Источником такого развития являются революционные изменения в производительных силах и производственных отношениях.

Формационная критерия выделяет следующие типы Г:

- рабовладельческий (главной функцией такого Г является защита собственности рабовладельцев),

- феодальный (главной функцией такого Г являются защита сословных привилегий феодалов иподавление крестьянства),

- буржуазный (основан накапиталистической част­ной собственности на средства производства и классовой эксплуатации трудящихся буржуазией),

- социалистический (возникает в результате социа­листической революции, следствием которой явля­ются уничтожение частной собственности и созда­ние общественной собственности на орудия и средства производства, политическая власть при­надлежит народу),

- переходное Г (концепцию разработал В. Ленин, ко­торый считал, что в результате национально-осво­бодительной борьбы зависимых народов в некото­рых Г при поддержке мирового социализма некото­рые страны могут перейти к социализму, минуя ка­питалистическую стадию развития).

2) Цивилизационный подход (А Тойнби) учитывает не только социально-экономические условия, но и ре­лигиозные, культурные, психологические и историче­ские особенности жизни общества определенной циви­лизации, которая влияет не только на социальную, но и на государственную организацию общества. А. Тойнби выделяет 26 цивилизаций (египетскую, китайскую, за­падную, православную, арабскую, мексиканскую, иран­скую, сирийскую и т д).

В настоящее время широко распространена класси­фикация Г на тоталитарные, авторитарные, ли­беральные и демократические.

Главным критерием данной классификации является государственно-правовой режим.

 

4.Право в системе социальных норм.

Социальные нормы - это общие правила поведе ния людей, регулирующие их взаимоотношения. На социальные нормы оказывают влияние следующие факторы:

* - уровень исторического развития общества, * - национальные особенности, * - экономические и политические отношения, сложившиеся в обществе,

Социальные нормы обладают следующими признаками:

- являются социальными регуляторами, правилами поведения людей, которые устанавливают права и обязанности в различных видах общественных отношений,

- носят общий характер, их требования относятся ко всем и каждому, кто вступает в отношения, которые они регулируют,

- являются обязательными для тех, к кому они относятся, что обеспечивается различными мерами принуждения (государственное принуждение, общественное порицание)

Социальные нормы дифференцируются по следующим основаниям:

- по виду общественных отношений, которые они регулируют,

- по кругу субъектов, на которых направлено их воздействие,

- по характеру прав и обязанностей субъектов и способу их установления,

- по форме внешнего выражения,

- по способу обеспечения их реализации

Выделяют следующие виды социальных норм:

- нормы права - общеобязательные правила поведе­ния, которые устанавливаются и обеспечиваются Г,

- нормы морали - правила поведения, выработан­ные общественным сознанием на основе представ­лений о нравственных ценностях (добре и зле, справедливости, чести, достоинстве),

- обычаи и традиции - правила поведения, вырабо­танные в процессе длительного общения людей, многократно повторяемые и охраняемые в силу об­щественного мнения,

- корпоративные нормы - правила поведения, уста­навливаемые внутри организаций (общественных объединений), регулирующие внутренние взаимоот­ношения их членов в интересах данной организации и предусмотренные их уставными документами,

- экономические нормы - правила поведения, скла­дывающиеся в сфере хозяйственных отношений,

- религиозные нормы - установленные религиозны­ми организациями или самими людьми правила по­ведения в области вероисповедания,

- политические нормы - правила поведения, регу­лирующие отношения, связанные с осуществлени­ем государственной власти, способом ее реализа­ции и назначением в обществе,

- технические нормы - правила поведения, регули­рующие взаимоотношения людей с природой их участие в технологических процессах и производст­венных процессах.

Социальные нормы в их единстве образуют правила человеческого общежития

 

 

5.Понятие и признаки позитивного права.

Позитивное, или положительное (от лат. positivus - положительный), право представляет собой право официальное, т. е издаваемое государственными органами в установленном порядке и соответствующим образом фиксируемое в нормативно-правовых актах (законах, указах президента, постановлениях правительства и др.) или иных источниках права.

Само слово «положительное» изначально имеет тот смысл, что именно это право, эти законы являются действительными, истинными для населения государства; именно они, будучи общеобязательными, в первую очередь регулируют общественные отношения; именно эти законы надлежит «положительно» исполнять; наконец, именно эти законы имеет в виду государство, когда дело касается исков, обвинения или защиты.

Истинность здесь понимается в том смысле, что истиной исходя из философских положений может бы ть только то, что познается через опыт, а записываемые нормы права в законах как раз соответствуют этому критерию, поскольку норму можно использовать для решения конкретных житейских ситуаций, т. е апробировать на практике.

Говоря другими словами, позитивное право всегда конкретно, для него неприемлемы абстрактные формулы.

Право положительное еще называют правом государственным, при этом в слово «государственное» вкладывается тот смысл, что субъектом правотворчества является государство (государственные органы).

Особенности реализации позитивных прав:

§ физические лица обретают позитивные права лишь с принятием соответствующих правовых норм. Кроме того, позитивные права далеко не всегда появляются с рождением человека, как в случае с естественными правами. Например, избирательное право появляется у гражданина России только с 18 лет и никак не раньше, а правом на получение пенсии он может воспользоваться, как правило, лишь в пожилом возрасте;

§ реализация позитивных прав обусловлена также многими другими факторами, которые указываются в соответствующих нормативно-правовых актах. Например, правом на гарантийный ремонт телевизора можно воспользоваться не иначе, как при предъявлении соответствующих гарантийных талонов, выдаваемых магазином в момент покупки; другой магазин не примет заявку на гарантийный ремонт, равно как и в случае, если телевизор приобретен на рынке без оформления каких-либо документов.

 

 

6.Принципы и функции права: понятие и виды.

Принципы права – это основные исходные начала, положения идеи, выражающие закономерности, и сущность права как специфического специального регулятора. Они представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо указаны в законе, либо вытекают из его смысла.

Виды принципов права:

общие принципы: * - социальной справедливости, *- гуманизма, *- законности, - демократичности.

От сферы распространения:

* межотраслевые: * - конституционное и административное, *- гражданское и уголовное, и т.д.

* отраслевые: * - уголовное, * - гражданское, и т.д.

Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, т.к. они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в основу решения по конкретному юридическому делу.

Функции права – основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочивании общественных отношений. С помощью функций права можно познать предназначение права, в обществе, его динамику.

Юридическом

*- регулятивная - имеет первичное значение, носит творческий характер, с ее помощью право призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Функцию обеспечивают правовые стимулы: поощрения, льготы, дозволения, рекомендации.

* - охранительная – осуществляется с помощью правовых ограничений – обязанностей, запретов, наказаний, и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции, и призвана ее обеспечивать. (защищать или устранять помехи)

 

 

7.Понятие и признаки правовой нормы, ее структура. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.

Норма права - это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное Г и обеспеченное государственным принуждением.

Норма права - это первичная элементарная частица права, соотносящаяся с ним как часть и целое. Норма права определяет границы возможного и должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы, проявляющуюся в конкретных взаимоотношениях.

- как способность воли субъекта сознательно избирать определенный вариант поведения (внутренняя свобода),

- как возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем виде (внешняя свобода).

Признаки правовой нормы

1) нормы права являются государственным регулятором наиболее важных общественных отношений, носящих типовой характер (например, отношений по поводу наследования имущества)

2) норма права - это общее правило поведения, которое обязательно к исполнению всеми людьми,

3) нормы права или непосредственно исходят от Г в лице его органов либо общества в результате проведения референдума или санкционируются Г, закрепляются в официальных государственных актах.

4) реализация нормы права обеспечена государственным принуждением.

Правовая норма характеризуется единством, целостностью, неделимостью, ей присуща особая структура, т.е. способ взаимосвязи ее элементов, который состоит, в общем, и государственно-обязательном характере нормы права.

Структура правовой нормы состоит из трех элементов:

1) гипотеза - это элемент правовой нормы, который указывает на условия, при которых данная норма вступает в действие,

2) диспозиция - это элемент правовой нормы, который раскрывает содержание поведения субъекта права, имеющее юридически значимый характер, определяет, каким может и каким должно быть его поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой,

3) санкция - это структурный элемент нормы права, который указывает, какие меры государственного принуждения могут быть применены к нарушителю правила, содержащегося в норме права. Назначение санкции - побудить субъектов действовать в соответствии с предписаниями правовой нормы.

Содержание нормы права характеризуется единством, ее элементы не изолированы друг от друга, а действуют в единстве, в котором гипотеза, диспозиция и санкция предполагают друг друга, вытекают одно из другого.

 

8.Понятие и виды форм и источников права.

Источник (форма) права - это способ внешнего выражения норм права, выражающих гос-ную волю в соответствующем правовом предписании, санкционированном Г.

Функции источника права

- оно выражает объективные условия жизни общества,

- нормативно закрепляет государственную волю,

- имеет общеобязательный характер,

- в правовом Г утверждает приоритетное значение закона как результата демократического право­творчества

В материальном смысле источник права представ­ляет собой воплощение через правотворческую деятельность Г материальных условий жизни общества.

Источник права как источник познания представляет собой средства познания права, например изучение дошедших до нашего времени исторических документов

В формально-юридическом смысле источник права представляет собой нормативно-правовое закрепление воли Г, выраженное в различных правовых предписаниях, среди которых различают

1) правовой обычай - санкционированное Г правило поведения, которое исторически сложилось в результате многократного повторения людьми в процессе жизнедеятельности общества. Обычаи становятся правовыми только тогда, когда они получают признание Г и обеспечиваются его принудительной силой, например, Законы XII таблиц, Салическая правда, Русская правда

2) юридический прецедент - решение судебного или административного государственного органа по конкретному юридическому делу, которое приобрета­ет общеобязательное значение для решения анало­гичных дел, является основным источником права в англосаксонской правовой системе (Англия, Канада, США, Индия),

3) нормативно-правовой акт - письменное власт­ное предписание государственного органа, которое устанавливает, изменяет или отменяет правовые нор­мы. Он содержит общеобязательные правила поведе­ния, обеспеченные охраной Г.

В России и ряде евро­пейских стран нормативно-правовой акт является ос­новным источником права (например, конституции, за­коны, кодексы, постановления),

4) нормативный договор - основополагающее со­глашение между субъектами права, содержащее нор­мы права, регулирующие их взаимоотношения. Норма­тивный договор является базой для заключения после­дующих нормативно - правовых актов, его участники добровольно в нем участвуют и возлагают на себя со­ответствующие обязанности.

Например, такие догово­ры заключаются между субъектами федерации, между федеральными органами и субъектами федерации

 

9.Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, ограничено определенными пределами во времени, пространстве и по кругу лиц, что необходимо для правильной реализации правовых норм.

Действие нормативно-правового акта во времени определяется моментом вступления его в юридическую силу и моментом утраты такой силы

Нормативно-правовой акт вступает в силу:

- немедленно после его издания (официального принятия и опубликования),

- поистечении общего установленного срока (после опубликования нормативно-правового акта,

- поистечении срока, прямо указанного в тексте самого нормативно-правового акта

Продолжительность действия нормативно-правового акта - это время, прошедшее с момента вступления его в силу до момента прекращения его действия

Основания утраты силы и прекращения действия нормативно-правового акта

- истечение срока действия указанного в самом нормативно-правовом акте

- прямое указание об отмене, содержащееся в текстенового акта или в акте, специально для этого изданном компетентным государственным органом,

- принятие нового нормативно-правового актавзамен ранее действующего, даже если старый акт формально не отменен.

Действие нормативно-правового акта в простран­стве обусловлено распространением его на террито­рию всего Г или на ее часть.

Территория Г - это земная поверхность, недра, водное и воздушное пространство в пределах государ­ственной границы, территория посольств за рубежом, воздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся в открытом море или воздухе под флагом и гербом Г, космические объекты, находящие­ся под флагом или гербом Г. Действие нормативно-правового акта распространя­ется на территорию, подведомственную органу, его из­давшему.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц определяется территорией, на которой находятся фи­зические и юридические лица.

По общему правилу нормативно-правовые акты распространяют свое действие на граждан данного Г.

Их действие на иностранцев и лиц без гражданства обу­словлено статусом последних, например, особым ста­тусом обладают дипломатические представители и ра­ботники посольств

Действие отдельных актов распро­страняется только на определенную категорию граж­дан данного Г (пенсионеры, студенты).

Действие нормативно-правовых актов обусловлено также федеративным устройством Государства.

 

 

10.Понятие, принципы и виды правотворческой деятельности в Российской Федерации.

Под правотворчеством в основном понимают деятельность управомоченных органов государства по изданию, переработке и от­мене нормативно-правовых актов в единстве с их содержанием — юридическими нормами. Однако в этом смысле термин «правотвор­чество» весьма условен, и следует различать, с одной стороны, ту деятельность, которую называют правотворчеством, а с другой — процессы правообразования.

Дело в том, что государство не творит право. Процесс правооб­разования идет в недрах социального организма, и государство, по существу, должно лишь надлежащим образом оформлять те право­вые потребности, которые уже сложились в обществе. Поэтому пра­вы те авторы, которые рассматривают правотворчество как завер­шающую стадию процесса правообразования.

Понятие правотворчества охватывает все виды и способы (фор­мы) деятельности по возведению воли общества в закон:

• принятие нормативных актов органами государства;

• принятие данных актов непосредственно народом путем ре­ферендума;

• заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права;

• санкционирование обычаев или норм, выработанных негосу­дарственными организациями;

• формирование юридических прецедентов.

В юриспруденции выработан целый ряд принципов право­творчества, среди которых можно выделить:

*- демократизм; *- законность; *- гуманизм; *- научность; *- профессионализм; *-плановость.

Правотворческая деятельность всегда представляет собой ту или иную юридическую процедуру, т.е. урегулированную правом после­довательность в совершении правотворческих действий, операций, которые направлены на определенный правотворческий результат. Правотворческая процедура как достаточно сложная и длительная деятельность имеет свои стадии, т.е. промежуточные этапы этого процесса, решающие конкретные задачи.

В Российской Федерации наиболее распространенной является такая форма правотворчества, как принятие нормативно-правовых актов органами государства. В рамках этой правотворческой про­цедуры наиболее разработана законодательная процедура (процедура издания законов).

Выделяют несколько стадий законодательной процедуры.

1. Реализация права законодательной инициативы, т.е. права официального внесения законопроекта в высший представительный орган страны, который в таком случае обязан рассмотреть данный законопроект. Субъекты права законодательной инициативы в Рос­сийской Федерации перечислены в ст. 104 Конституции РФ.

2.Обсуждение законопроекта, которое в Российской Федерации происходит на заседании Государственной Думы. На этой стадии вносятся поправки, изменения, дополнения или исключаются из за­конопроекта ненужные положения.

3.Принятие законопроекта путем голосования в Государственной Думе, одобрения Советом Федерации и подписания Президентом РФ. Детально эта процедура регулируется Конституцией РФ и регламентами деятельности высших органов государственной власти.

4.Официальное опубликование закона.

 

 

11.Юридическая техника: понятие и виды.

Юридическая техника — это совокупность приемов, правил, средств разработки и оформления нормативно-правовых и индиви­дуальных юридических актов, обеспечивающих их совершенство в процессе правотворчества.

Под правотворчеством в основном понимают деятельность управомоченных органов государства по изданию, переработке и от­мене нормативно-правовых актов в единстве с их содержанием — юридическими нормами. Однако в этом смысле термин «правотвор­чество» весьма условен, и следует различать, с одной стороны, ту деятельность, которую называют правотворчеством, а с другой — процессы правообразования.

Дело в том, что государство не творит право. Процесс правооб­разования идет в недрах социального организма, и государство, по существу, должно лишь надлежащим образом оформлять те право­вые потребности, которые уже сложились в обществе.

Поэтому пра­вы те авторы, которые рассматривают правотворчество как завер­шающую стадию процесса правообразования.

В рамках юридической техники следует особо выделить законо­дательную технику, которая должна обеспечивать:

- логическую последовательность изложения;

- отсутствие противоречий внутри нормативного акта и в це­лом в системе законодательства;

- компактность нормативного материала;

- ясность и доступность языка закона;

- точность и определенность формулировок и терминов, упот­ребляемых в законодательстве;

- устранение множественности нормативных актов по одному и тому же вопросу.

Уровень юридической техники свидетельствует об уровне юри­дической культуры.

Юридическая техника в первую очередь касает­ся вопросов:

юридической терминологии,

построения юридических конструкций (целостных и устойчивых сочетаний юридических средств),

правил выработки, изложения

систематизации норматив­но-правовых актов.

Объектом ЮТ является текст закона

ЮТ касаются вопросы: *-, Терминологии, *- юридической конструкции

Технические средства:

*- юридические термины, *- юридические конструкции,

Технические правила:

*- ясность, *- доступность, *- язык изложения, *- конкретность, *- абстрактность, *- последовательность, *- внутреннее единство

Технические приемы:

*- способы фиксации реквизитов, *- строение правовых актов

 

 

12.Законотворческий процесс в Российской Федерации: понятие и основные стадии.

В Российской Федерации наиболее распространенной является такая форма правотворчества, как принятие нормативно-правовых актов органами государства. В рамках этой правотворческой про­цедуры наиболее разработана законодательная процедура (процедура издания законов).

Законодательная деятельность - это вид госу­дарственной деятельности, направленной на создание законов. Принятие закона обусловлено особой процедурой, состоящей из ряда логически взаимосвязанных между собой стадий, располагающихся в строгой последова­тельности, и имеющей свое определенное назначение.

Законодательная деятельность состоит из следую­щих стадий:

- законодательная инициатива - решение компе­тентного государственного органа о разработке и вне­сении в законодательный орган проекта нового закона или вынесение на обсуждение вопроса, требующего правового регулирования. В соответствии со ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, его членам, Государственной Думе, ее депутатам, Прави­тельству РФ, законодательным органам субъектов РФ, Конституционному, Высшему Арбитражному Судам РФ,

- подготовка текста законопроекта - проведе­ние предварительной работы по изучению рас­сматриваемого вопроса, определение его актуаль­ности, степени урегулированности возможных по­следствий, объема финансирования и т.д. На дан­ном этапе характерны привлечение узковедомст­венных специалистов, создание рабочей группы для анализа и подготовки проекта

- обсуждение текста законопроекта - предвари­тельное ознакомление с его содержанием всех заинтересованных лиц с участием специалистов, аналитиков, СМИ, общественности,

- согласование и доработка законопроекта - добрение проекта заинтересованными ведомства­ми и его последующая доработка с учетом посту­пивших замечаний и предложений,

- внесение законопроекта на рассмотрение за­конодательного органа. Законопроекты вносят­ся на рассмотрение в Государственную Думу, где осуществляется их предварительная экспертиза и включение в повестку дня заседания,

- обсуждение законопроекта - проходит в форме чтений, по результатам которого законопроект одобряется или отклоняется,

- голосование - проходит по строго определенной конституционным законом процедуре Федераль­ные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государствен­ной Думы, далее в течение пяти дней законопроект передается на рассмотрение Совету Федерации для его одобрения,

- подписание законопроекта - осуществляется Президентом РФ в течение четырнадцати дней,

- опубликование закона. Федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в ин­формационном бюллетене «Собрание законода­тельства РФ» и в «Российской газете» и вступают в силу по истечении десяти дней с момента опуб­ликования.

 

 

13.Понятие и виды нормативных правовых актов в Российской Федерации.

Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путёмреферендума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения[3]. Особый порядок — законотворчество. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяются кодифицированные и текущие. По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. Подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

Нормативные договоры.Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.

В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

· Конституция Российской Федерации.

· Международные договоры и соглашения России, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России. Международные договоры и соглашения России имеют бо́льшую юридическую силу, чем законы и подзаконные акты Российской Федерации [4].

· Федеральные законы:

· Федеральные конституционные законы.

· Федеральные законы (в том числе Кодексы).

· Федеральные подзаконные правовые акты:

· Указы Президента России.

· Постановления Правительства России.

· Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств).

· Законы субъектов федерации.

· Подзаконные правовые акты субъектов федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.231.232 (0.154 с.)