По федеративному устройству Г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По федеративному устройству Г.



- акты представительных органов власти феде­рального уровня,

- акты субъектов федерации

Локальные нормативно-правовые акты создаются администрацией предприятий, учрежде­ний и распространяют свое действие на конкретные ор­ганизации, либо предназначены для определенного круга лиц, определенной территории, например уста­вы, правила внутреннего трудового распорядка, долж­ностные инструкции и т.д.

В Конституции РФ прямо указано на необходимость принятия четырнадцати конституционных законов. На конституционные законы не может быть наложено вето президента.

 

 

15.Понятие и структура системы права. Система права и система законодательства.

Система права - это внутренняя, взаимосогласованная структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений. Система права представляет собой упорядоченную взаимозависимую и взаимосвязанную совокупность правовых норм, отражает внутреннее единство права, обусловленное системой сложившихся общественных отношений.

Первичным элементом системы права является: норма права, содержащая правовое предписание.

Нормы права группируются: *- элемент нормы, *- норма права, *- в институты права, *- отрасли права.

Признаки системы права:

1) целостность Правовые нормы, составляющие систему права, действуют не изолированно друг от друга, а в неразрывном единстве, они имеют общую целевую направленность и реализуются во взаимосвязи,

2) системность Характеризует внешнее свойство системы права, которому присущи непротиворечивость, внутренняя согласованность, взаимоподчиненность.

Структура системы права - это устойчивое единство ее элементов и их взаимодействие между собой.

Систему права необходимо отличать от правовой системы. Данные понятия соотносятся как целое и часть.

Правовая система - понятие более широкое и включает в себя:

*- систему права, *- юридическую практику, *- правовую идеологию

Для системы права характерно ее деление на право частное и публичное.

Частное право представляет собой совокупность правовых норм регулирующих интересы отдельного индивидуума например лично имущественные, семейно брачные.

Публичное право - это совокупность правовых норм регламентирующих государственные отношения, затрагивающие общественно значимые социальные интересы.

Право построено по принципу матрешки. На первом уровне – элемент, на втором - подсистема.

Признаки системы права

1) целостность Правовые нормы, составляющие систему права, действуют не изолированно друг от друга, а в неразрывном единстве, они имеют общую целевую направленность и реализуются во взаимосвязи,

2) системность Характеризует внешнее свойство системы права, которому присущи непротиворечивость, внутренняя согласованность, взаимоподчиненность

3) многообразие Система права представляет собой единство разделения и обособления норм права, содержит неодинаковые по своему содержанию и объему структурные элементы с одной стороны характеризуется, как цельное образование с другой стороны подразделяется на составные части

4) единство объективного и субъективного. Как объективное явление система права складывается под влиянием регулируемых ею общественных отношении ее строение обусловлено объективными факторами общественного развития отражающимися в общественном сознании и подвергающимися систематизации в результате целенаправленной правотворческой деятельности Г.

Систематизация - это упорядочение действующих нормативно-правовых актов и их совершенствование.

Процесс систематизации представляет собой сведе­ние к единству нормативно-правовых актов, построе­ние их в согласованную систему путем обработки их содержания.

 

 

16.Частное и публичное право. Материальное и процессуальное право.

Частное право — это совокупность правовых норм, регулирующих отно­шения частных собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка.

Публичное право — это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих порядок деятельности органов государственной власти и управления, их формирования, осуществления правосудия, борьбы с посягательствами на существующий конституционный строй.

Частное право является областью частных, индивидуальных дел кон­кретного лица, группы лиц, а публичное право — государственных дел, дел всего общества в целом. Частное право связано в первую очередь с возникновением и развитием института частной собственности. В об­щей правовой системе частное и публичное право тесно взаимосвязаны, и их разграничение весьма условное.

Согласно опыту мировой истории частное право всегда опирается на право публичное, а публичное право, в свою очередь, бессмысленно без права частного. М.М. Агарков отмечал в своих статьях, что частное право - это, прежде всего, область свободы и частной инициативы, а публичное право - область власти и подчинения.

Основная функция частного права заключается в распределении иде­альных и материальных благ, взакреплении данных благ за определен­ными субъектами общественных отношений. Публичное право регулирует общественные отношения между людьми исключительно путем велений, исходящих от одного-единственного центра - государства.

Материальные отрасли (материальное право) – это отрасли, составляющие суть правовой системы и регулирующие главные общественные отношения, т.е. характеризующие в основном содержательные аспекты права.

Они обхватывают очень широкую сферу общественных отношений и немного шире одной отрасли. Среди них – гражданское, уголовное, трудовое, семейное, административное, международное и другие отрасли права. Причем здесь наблюдается процесс формирования новых отраслей и подотраслей: например, муниципальное право в составе конституционного права, страховое – в составе гражданского, космическое и атомное – в составе международного и т.д.

Процессуальные отрасли (процессуальное право) – это своего рода «подспорье» материальных отраслей, направленных на их обслуживание и обеспечение. Конечно, процессуальные нормы имеются во всех отраслях права, но есть и виды самостоятельной процессуальной деятельности: административный, арбитражный, законодательный процессы, основанные на процессуальных нормах. Однако пока еще они не образовали самостоятельных отраслей права, хотя предпосылки к этому имеются.

 

 

17.Взаимодействие национального (внутригосударственного) и международного права.

Внутригосударственное право оказывает влияние на межд-ное двумя основными путями.

Во-первых, путем предопределения сущно­сти и содержания международного права. Имеется в виду воздейст­вие внутригосударственного права на межд-ное, через опосредован­ную, с помощью составляющих его норм, внутреннюю и внешнюю политику государства. Последняя самым непосредственным образом сказывается на сущностной и содержательной сторонах международного права, а также на его структуре в целом и его различных составных частей — институтов и отраслей. Такого рода влияние внутригосударст­венного права на межд-ное в научной литературе условно иногда называют материальным влиянием.

Во-вторых, в силу воздействия внутригосударственного права на процесс создания и реализации норм международного права. Свое конкретное выражение это находит в том, что через систему норм национального права, опосредующих внутригосударственные отношения, и проводимую внутри страны и за ее пределами политику государством, не только оказывается влияние на содержание принимаемых междуна­родно-правовых актов, заключаемых договоров и соглашений, но и предопределяется порядок их принятия и заключения, а вместе с тем и по­рядок их реализации. Поскольку данный аспект воздействия внутригосу­дарственного права на международное затрагивает преимущественно процессуальную сторону международного права, то его условно называ­ют процессуальным влиянием.

Национальное право в ряде случаев мо­жет оказывать и в действительности оказывает прямое воздействие на межд-ное право. Это происходит тогда, когда нормы внутригосударственного права, будучи преобразованными и модернизированными применительно к внешним условиям деятельности государства и права, используются и в международном праве. Исторический опыт и международно-правовая практика показывают, что это могут быть обычные нормы, первоначально возникающие в рамках деятельности одного или нескольких государств, в пределах внутригосударственного пра­ва, а затем трансформирующиеся в нормы международного права.

Вместе с тем не меньшую роль играет и изучение обратного воз­действия международного права на внутригосударственное.

Подобно путям и формам воздействия национального права на межд-ное право, последнее также, в свою очередь, оказывает влияние на первое прямо и косвенно.

Косвенное воздействие международного права на национальное проявляется в том, что, закрепляя в своей структуре и содержании те или иные прогрессивные принципы, нормы или положения, международное право полает тем самым своего рода пример и побуждает госу­дарства, в правовых системах которых эти принципы, нормы или поло­жения отсутствуют, к их принятию и практическому осуществлению.

Можно привести множество примеров, свидетельствующих о косвенном влиянии международного права на национальное. Общий смысл его состоит в том, что в послевоенные годы «внутреннее право уделяет растущее внимание решению вопросов, связанных с междуна­родным правом», и что при этом основы их взаимодействия определя­ются конституционным путем.

Прямое воздействие международного права на национальное осуществляется в нескольких направлениях. Весьма ощутимо оно проявляется, например, через объявление в конституциях ряда государств и других законодательных актах общепризнанных принципов и норм международного права, а также через провоз­глашение международных договоров, заключенных государством, составной частью его национальной правовой системы.

 

 

18.Понятие, признаки и виды правоотношений.

Правоотношение - это волевое общественное отношение урегулированное нормами права и возникающее на основе определенного юридического факта участники которого связаны между собой юридическими правами и обязанностями гарантированными Г.

Современное правопонимание рассматривает правоотношения в

- широком смысле (все отношения так или иначе связанные с действием права носящие общерегулятивныи характер, например гражданство) и в

- узком смысле (определенно конкретные правовые отношения например трудовые) Посредством правоотношения общие предписания правовых норм (субъективное право) переходят в качественно иное состояние в конкретные субъективные права и обязанности участников общественных отношении.

Признаки правоотношений

1) общественные отношения.

2) возникает только на основе правовых норм. Нормы права как общеобязательные правила поведения людей всегда носят абстрактный характер, а правоотношения характеризуются индивидуальной конкретностью, так как выступают в форме взаимной связи вступающих в них лиц.

3) Взаимосвязь правовых норм и правоотношения проявляется в том, что правила поведения, содержащиеся в нормах права, реализуются посредством возникновения соответствующих правоотношении

4) содержат определенные взаимные юридические права и обязанности субъектов, которые воплощаются в правоотношении

5) охраняется Г и обеспечивается мерами государ­ственного принуждения,

6) характеризуется как волевое сознательное от­ношение, так как для его возникновения необходима осознанная воля его участников,

7) выступает как отношение между конкретными лицами, определенными законом, требует наличия не менее двух участников.

 

 

19.Структура правоотношений: субъект, объект и содержание правоотношений.

Субъекты правоотношения - это участники правовых отношений, которые имеют определенные субъективные права, и исполняют определенные юридические обязанности.

В каждом правоотношении участвуют как минимум два субъекта

Участник правоотношения, которому принадлежит право, называется: управомоченным субъектом, а лицо, несущее определенную обязанность, - обязанным субъектом.

объектом правоотношения является фактическое поведение его субъектов (их действия, поступки), которое строится в соответствии с содержанием их субъективных прав и юридических обязанностей. Поскольку люди участвуют в правоотношениях ради удовлетворения каких-либо политических, материальных, социальных, культурных потребностей и интере­сов, то под объектом правоотношения можно понимать те материальные и духовные блага, предоставлением и использованием которых удовлетворяются интересы управомоченной стороны правоотношения.

Согласно данной точке зрения объект правоотношения включает в себя:

- материальные блага (вещи, имущество),

- нематериальные блага (честь и достоинство, жизнь, здоровье),

- продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, музыки, научные и культурные достижения)

- результаты действий участников правоотноше­ний (например, правоотношения, возникающие на основе договора поставки, подряда),

- ценные бумаги и документы (деньги, векселя, ак­ции, дипломы)

Содержание правоотношения составляет взаимная реализация субъектами правоотношения принад­лежащих им субъективных прав и юридических обязанностей.

Выделяют:

- юридическое содержание правоотношения - возможность, необходимость или запрещенность опреде­ленных действий управомоченного или обязанного лица, обладающего субъективными юридическими правами и обязанностями, которые приобретаются по конкретному правовому отношению и вытекают из определенных правовых норм,

- фактическое (материальное) содержание, которое включает в себя сами действия, в которых реализуются права и обязанности, т е фактическое поведение которое управомоченный может, а обязанный должен совершить. При этом отмечается, что юридическое содержание шире фактического, т.е. последнее представляет собой только один из возможных вариантов поведения, однако выделение материального содержания право­отношения позволяет обратить внимание на фактические реальные процессы, реальные отношения между субъектами права.

 

 

20.Понятие и виды юридических фактов. Фактический (юридический) состав.

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Юридические факты являются предпосылками правоотношений, основанием возникновения у участников правоотношения субъективных прав и юридических обязанностей. Юридические факты формулируются в гипотезах правовых норм, в которой определяются те жизненные обстоятельства и условия, при наличии которых у субъектов возникают конкретные юридические права и обязанности. В юридических фактах воплощается регулятивная роль права, они имеют большое значение для практики правового регулирования общественных отношений.

Многообразие общественных отношений предопределяет множество юридических фактов, которые можно классифицировать по следующим основаниям:

1) в зависимости от индивидуальной воли субъекта выделяют:

- события - это жизненные обстоятельства, наступление которых не зависит от воли людей (например, рождение, смерть человека, стихийное бедствие),

- действия - это жизненные обстоятельства, наступление которых зависит от воли и сознания людей, к действиям также относятся не только активные поступки, но и сознательное воздержание от действий.

По характеру все действия подразделяются на:

- правомерные (это такие поступки людей, которые соответствуют предписаниям правовых норм),

- неправомерные (запрещенные нормами права формы поведения субъектов права, нарушающие предписания правовых норм)

В свою очередь, правомерные действия делятся на следующие виды:

- юридические акты - это такие правомерные дей­ствия, которые направлены на достижение опреде­ленных правовых результатов и совершаются людьми с целью вступления их в определенные правоотношения (например, заключение догово­ров, совершение сделок, возбуждение уголовного дела, решение административного органа),

- юридические поступки - это правомерные дейст­вия, которые вызывают наступление юридических последствий независимо от того, предвидело ли их лицо, совершившее их, или нет (например, созда­ние художественного произведения)

2) по структуре (в зависимости от круга обстоя­тельств, содержащихся в гипотезе нормы права) раз­личают

- простые юридические факты (содержат одно жиз­ненное обстоятельство, влекущее юридическое по­следствие),

- сложные (содержат два и более жизненных обстоя­тельства, которые вместе и по отдельности порож­дают юридические последствия)

3) по последствиям: *-правообразующие, *- правоизменяющие, *- правопрекращающие.

4) по форме: *-положительные, *- отрицательные

 

 

21.Понятие и формы реализации права.

Реализация права - это процесс воплощения право­вых предписаний в правомерном поведении субъектов права Реализации права предшествует правотворческая деятельность Г, так как прежде чем провести в жизнь предписание правовой нормы, законодателю необхо­димо ее создать.

Существуют следующие формы реализации права

1) соблюдение норм права - это такая форма реализации права, которая выражается в воздержании субъекта права от совершения действий, запрещенных правовыми нормами. Это пассивная форма поведения субъекта права. Она состоит в несовершении действий, которые наносят или могут нанести вред личности, обществу, Г, например, правила поведения в общественных местах.

2) исполнение норм права - это такая форма реализации права, которая требует активного поведения субъекта права по осуществлению возложенных на него обязанностей, предусмотренных нормой права. Особенность данной формы состоит в том, что субъек­ты должны совершать активные действия, предписываемые правовыми нормами, независимо от их жела­ния, например обязанность уплачивать налоги,

3) Использование норм права - это такая форма реализации права, которая выражается в реализации участниками отношений возможностей, предоставлен­ных им нормами права. Особенность данной формы состоит в том, что участники общественных отношений могут совершать действия, которые разрешены право­выми нормами, например право на образование, право на участие в выборах),

4) применение норм права - это форма реализации права, выражающаяся во властной организующей дея­тельности государственных органов, направленной на реализацию требований правовых норм применитель­но к конкретному жизненному случаю и в отношении индивидуально-определенных лиц, например вынесе­ние судом решения по конкретному делу.

 

 

22.Правоприменение как форма реализации права. Стадии правоприменения. Понятие и виды правоприменительных актов.

Применение - одна из форм реализации права.

Физические и юридические лица обычно самостоятельно реализуют свои права. В реальной жизни возникают ситуации, когда реализация права невозможна без вмешательства государства, его органов, долж­ностных лиц. Это:

*- отношения в сфере государственного управления, *- отношения в области распределения материальных благ и социальной сфере, *- отношения при разрешении споров о праве, *-отношения по привлечению к юридической ответственности, назна­чению и исполнению наказания; *- иные общественные отношения.

Основными стадиями правоприменения являются:

*- установление фактических обстоятельств дела; *-исследование и квалификация фактических обстоятельств; *- решение по юридическому делу.

Акты применения права классифицируются:

по издавшим их субъектам на:

• акты органов государственной власти (например, постановление Госу­дарственной Думы о назначении Председателя Центрального банка, указ Президента РФ о назначении федерального министра);

• акты органов государственного управления (например, приказ о принятии на работу конкретного лица, приказ о назначении на должность внутри организации);

• акты контрольно-надзорных органов, инспекций (например, постановление налоговой инспекции о применении определенных мер юри­дического воздействия в отношении конкретного неплательщика налога - физического лица, организации);

• акты судебных органов (приговор суда по конкретному уголовному делу, решение суда по гражданско-правовому делу);

• акты органов местного самоуправления (например, постановление представительного органа муниципального образования об утверждении конкретного лица на должность главы местной администрации)

по характеру правового воздействия: *- регулятивные (например, приказ о приеме на работу сотрудника организации); *- охранительные (приговор суда по уголовному делу);

по значению:*- основные (например, решение суда по существу юридического дела); *- вспомогательные (определение о принятии дополнительных исковых требований);

по форме: *- устные (наложение штрафа за безбилетный проезд); *- резолютивные (наложение резолюции (например, "согласен") руководителем организации на заявление работника); *- документированные (указ Президента РФ; приговор суда).

Правоприменительный процесс осуществляется также в случае пробе­лов в праве.

 

 

23.Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона.

Пробел в праве - это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве юридических норм необходимых для правового урегулирования конкретных общественных отношений.

Причинами возникновения пробелов в праве могут быть:

*- недостатки в законодательной технике, *- неопределенность правовых понятий, *- неправильное расположение правовых норм, *- отставание законодательства от развития общественной жизни, *- незавершенность правотворчества.

Существуют следующие способы восполнения пробелов в праве:

1) правотворчество (принятие компетентным государственным органом необходимой правовой нормы) Данный способ является главным и требует наличия следующих условий:

- актуальности и зрелости общественных отношений, их необходимости быть урегулированными правовыми нормами,

- полной исследованности факта и обстоятельств пробела в законодательстве, подтверждающей ра­ботоспособность будущей нормы и отсутствие про­тиворечий в связи с ее принятием,

2) аналогия, т е определенное сходство между раз­личными явлениями и предметами.

Различают два основных вида аналогии

- Аналогия закона - это принятие решения по кон­кретному юридическому делу на основе правовой нор­мы, рассчитанной на регулирование сходных общест­венных отношений, близких по своему содержанию, значению и характеру.

- Аналогия права - это принятие решения по конкрет­ному юридическому делу на основе общих принципов и смысла права в целом, а также отрасли или института определенной отрасли права.

Восполнение пробелов права путем аналогии воз­можно лишь в случаях, прямо разрешенных законом, например, аналогия не может применяться в уголов­ном и административном праве. Особым вариантом применения аналогии является субсидиарное применение закона, возможность ис­пользования которого вытекает из системности отрас­лей права и особенностей законодательной техники. Оно представляет собой установленное законом при­менение правовых норм одного института или отрас­ли права к отношениям, урегулированным другим ин­ститутом или иной отраслью права.

В случае обнаружения пробела в праве он ликвидируется путем:

• издания компетентными органами недостающей правовой нормы (нормативно-правового акта) - обычно длительный процесс, не позволя­ющий оперативно реагировать на потребности правового регулирова­ния;

• заполнения пробела в праве правоприменителем (не лучший с точки зрения законности способ, однако оперативный и эффективный в нынешних условиях).

Основными способами заполнения пробелов в праве правоприменителем являются: *- аналогия закона - применение при заполнении пробела нормы, регу­лирующей сходные отношения (найденная норма выступает в качестве правового основания для решения дела); *- аналогия права - при отсутствии нормы, регулирующей сходные отно­шения, заполнение правового пробела правоприменителем исходя из общих принципов и смысла законодательства.

Данные способы (аналогия закона и аналогия права) имеют место в российской правоприменительной практике, однако запрещены в административном и уголовном праве.

 

 

24.Понятие, виды и способы разрешения коллизий норм права.

Под юридическими коллизиями понимаются расхождения либо противоре­чия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения.

Причины юридических коллизий носят, как правило, объективный характер. Однако истоки юридических коллизий могут иметь и субъективный харак­тер. Иными словами, правильность правовых норм зависит от воли и соз­нания политиков, законодателей, представителей государственной власти

Вообще, в рамках теории государства и права существует множество видов юридических коллизий. Все их можно разделить на четыре основ­ные группы юридических коллизий:

*- между целыми нормативно-правовыми актами или отдельными право­выми нормами,

*- в области правотворчества — бессистемность, дублирование правовых норм, издание противоречащих нормативно-правовых актов,

*- в области правоприменения,

*- в полномочиях и статусах государственных органов, должностных лиц, других властных структур и образований.

Юридические коллизии, некоторые отдельные их виды:

* существующие между Конституцией РФ и другими нормативно-пра­вовыми актами. Такие юридические коллизии разрешаются в пользу Конституции РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ,

* возникающие между общефедеральными нормативно-правовыми актами и актами субъектов РФ. Данные юридические коллизии разрешаются в пользу общефедеральных нормативно-правовых актов.

В процессе правоприменения соответствующие государственные органы и должностные лица в случае обнаружения юридических коллизий руко­водствуются следующими правилами:

• закон, изданный позже, отменяет закон, изданный раньше, во всем том, в чем он с ним расхо­дится,

• применяется тот акт, который обладает более высокой юридической.

• применяется специальный нормативно-правовой акт при расхождении общего и специального нормативных актов одного правового уровня (это так называемые юридические коллизии по горизонтали),

• применяется общий нормативно-правовой акт при расхождении общего и специального нормативных актов различных правовых уровней (это так называемые юридические коллизии по вертикали).

В теории правоведения выделяют следующие способы разрешения юриди­ческих коллизий:

*- толкование, *- принятие нового нормативно-правового акта, устраняющего юриди­ческие коллизии, *- отмена старого нормативно-правового акта, *- внесение изменений, уточнений и дополнений в действующий норма­тивно-правовой акт, *- судебное, административное, арбитражное рассмотрение,*- систематизация законодательства, гармонизация юридических норм, *- переговорный процесс, создание согласительных государственных комиссий,*- конституционное правосудие, т е разрешение юридических коллизий Конст-ным Судом РФ.

Конституция РФ предусматривает право Президента РФ приостанав­ливать действие актов государственных органов исполнительной власти субъектов РФ в том случае, если последние противоречат Конститу­ции РФ, федеральным законам и международным обязательствам либо если последние нарушают права и свободы человека и гражданина..Подобное приостановление действует на все время, пока вопрос о юридиче­ских коллизиях не разрешит суд.

 

 

25.Понятие и способы толкования норм права.

Толкование права (толкование норм права) - это деятельность, направ­ленная на уяснение и разъяснение смысла и содержа­ния воли законодателя, выраженной в правовой норме.

Толкование представляет собой мыслительный процесс, проходящий в двух направлениях

1) уяснение - осознание смысла правовой нормы, которое осуществляется субъектом правоприменения самостоятельно и независимо от последующего разъ­яснения правовых норм. Цель уяснения - разобраться в требованиях закона, выявить для себя его смысл, пополнив, таким образом, свои правовые познания, чтобы затем правильно применить правовую норму, резуль­тат уяснения не выходит за рамки внутренней интел­лектуальной деятельности субъекта, а объективирует­ся в его действиях, которые он совершает на основе уясненной им нормы права.

2) разъяснение - это мыслительный процесс компе­тентных субъектов. Целью которого является уяснение содержания правовой нормы не для себя, а для других лиц, разъяснение правовой нормы осуществляется тог­да, когда в процессе уяснения обнаруживаются неясно­сти в ее содержании и требуется дополнительное разъяснение действительного смысла правовой нор­мы, разъяснение осуществляется посредством интел­лектуальной работы специалистов, результаты кото­рой объективируются в виде специальных актов разъяснения права.

Результатом разъяснения является акт толкования права, содержанием которого может быть разъяснение смысла юридических норм, конкретизирующее правовые нормы предписание. Он действует в единст­ве с теми нормами, которые толкует, и исходит от офи­циального толкователя - компетентного органа или должностного лица. Уяснение и разъяснение в единстве призваны обес­печить правильное осуществление правовых норм. Понятие толкования раскрывается через составляю­щие его элементы:

Субъект толкования - индивид, группа лиц, оп­ределенная организация, от которых исходит акт тол­кования

Объектом толкования является государствен­ная воля законодателя

Предмет толкования - это конкретный источник права или его часть, т е это то, что подлежит непо­средственному толкованию в каждом конкретном слу­чае (закон, постановление, указ)

Толкованию может подвергаться отдельная правовая норма или весь нор­мативный акт

Результатом толкования являются те выводы, к которым пришел субъект толкования в результате уяс­нения и разъяснения государственной воли.

Результаты толкования должны совпадать с волей законодателя и соответствовать содержанию норма­тивного акта.

 

 

26.Виды толкования права по объёму и субъектам. Интерпретационные акты.

Толкование правовой нормы предполагает полное выяснение всех ее составных частей. Результат толкования должен строго соответствовать словесному выражению правовой нормы, тому смыслу, который заложен в ней законодателем, т.е. объем толкования должен быть равен объему самой правовой нормы.

Результаты толкования по объему подразделяются на виды в зависимости от соотношения между «буквой закона» (текстуальным выражением правовой нормы) и «духом закона» (действительным содержанием правовой нормы).

В связи с этим выделяют следующие виды толкования - по объему:

буквальное толкование имеет место, когда смысл и словесное содержание правовой нормы совпадают, т.е. «дух закона» полностью соответствует «букве закона». Данный вид толкования по объему является основным, так как исключает расхождение между объемом нормы права и объемом результата ее истолкования, например понятие «родители» и «дети» в действующем законодательстве

Ограничительное толкование имеет место в тех случаях, когда словесное содержание правовой нормы шире ее подлинного смысла, т е «дух закона» уже «буквы закона». Сущность данного вида толкова­ния заключается в том, что путем логического сопо­ставления требований других правовых норм исключа­ются определенные общественные отношения, фор­мально подпадающие под букву толкуемой нормы пра­ва, но фактически ею не предусмотренные.

Распространительное толкование имеет ме­сто, когда словесное содержание правовой нормы уже ее подлинного смысла, т е «дух закона» шире «буквы закона».

Официальное толкование выделяется из других видов толкования по субъекту разъяснения правового акта

Официальное толкование представляет собой разъяснение нормы права, осуществляемое компетентными органами. Данный вид толкования носит обязательный характер для всех субъектов, кто применяет данную норму права.Официальное толкование находит свое выражение в специальных актах, имеющих форму документа (постановления, методические указания, инструкции), кото­рые издает компетентный орган.

Признаки официального толкования

*- осуществляется уполномоченным на то государственным органом (в основном это правотворческие органы, которые толкуют изданные ими самими нормативные акты, и высшие судебные органы), *- излагается в акте официального толкования, который всегда имеет документальную форму, *- имеет общеобязательное значение.

Виды официального толкования

Нормативное толкование - это официальное разъяснение, даваемое специально на то уполномоченным гос. органом, на основе обобщения юр. практики применения норм права. Его цель - обеспечение единообразного понимания со­держания применяемых норм, (Постан. пленума ВС)

Аутентическое толкование - это официальное разъяснение, даваемое гос. органом, не­посредственно издавшим толкуемые правовые нормы. Оно характеризуется прямым разъяснением смысла правовых норм органом Г, когда они неправильно при­меняются субъектами права, и носит обязательный ха­рактер для правоприменителей, например разъясне­ние правительством изданных им постановлений

Казуальное толкование - это официальное разъяснение, даваемое в связи с рассмотрением кон­кретного юридического дела теми органами Г, которые применяют нормы права в определенной жизненной ситуации. Оно имеет силу только для данного конкрет­ного случая и обязательно только при рассмотрении конкретного дела, например приговор суда по уголов­ному делу, обосновывающий применение отягчающих обстоятельств.

Официальные разъяснения также подразделяются на *- судебное толкование - это разъяснение смысла правовой нормы, осуществляемое судами, *- административное толкование - это разъясне­ние смысла правовой нормы, осуществляемое ис­полнительными органами Г.

Интерпретационные акты правотворчества - официальные разъяснения содержания норм права, являющиеся источниками права, т.к. содержат конкретизирующие нормы. Интерпретационные акты правоприменения – содержат указания по применению правовой нормы в конкретном деле.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.209 (0.126 с.)