Тема № 11 движение, пространство, время. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 11 движение, пространство, время.



1.В чем состоит практический характер и направленность повседневного восприятия мира? С точки зрения задач практической психологии важно понимать, как повседневные восприятия организуют представления о другом человеке. Механизм типизации и прагматической избирательности приводит к схематизации восприятия другого, к тому, что он поворачивается к партнеру по взаимодействию лишь одной связанной с интересом стороной. Причем типизация активно задействует те свойства, которые входят в матрицу типического, а все остальные берутся лишь по причастности к этой матрице. В этом смысле прочтение ситуации другого как уникальной становится сложно решаемой проблемой. Это значит, что генерализация в сознании профессионала параметров повседневного социального восприятия способна камуфлировать ситуационные изменения. Вместе с тем, было бы неверно сводить повседневное восприятие только к стереотипным эффектам, воспроизводству шаблона. В некоторых случаях связь со схемой типизации далеко не так проста и очевидна. Речь идет о случаях планирования нового действия. В повседневной жизни характер и содержание восприятия определяются в соответствии с внешними эмпирическими факторами. Сновидение свободно от них, поэтому сновидческий образ формируется в самом акте восприятия. Хотя увиденное в комнате может и превзойти любое ожидание, все равно оно схватывается именно той направленностью сознания, которая была определена ожиданием. Ожидание очерчивает определенный горизонт, разграничивающий то, что человек считает возможным с тем, что ему кажется невероятным

2. Прочитайте следующие страницы в хрестоматии по философии (авторы – Алексеев П.В и Панин А.В. М., 1996) с.302-306 (Августин), с. 311-315(Гольбах),с.384-393(Хайдеггер),с.394-397 (Камю) и прокомментируйте. К концу 80-х годов, обучение философии в российских вузах получило существенные изменения. Изменения заключались в перехоте от моно теоретической модели обучения философии, которая очень долго господствовала в нашей стране, к плюралистической модели. Раньше предполагалось, то что существует лишь одна истинная научная философия, которая является высшим этапом в развитии мировой философской мысли. Соответственно и преподавание философии сводилось к последовательному изложению принятой философской доктрины, а все проблемы преподавания сводились нередко к спорам о последовательности такого изложения. В настоящее время такая модель преподавания не может считаться приемлемой по различным соображениям.При всем многообразии философских концепций, которые часто противостоят друг другу, имеется то, что объединяет все философские искания; таким стержнем является исторически сформировавшийся комплекс проблем, ответ на которые обязателен для каждого философа.Этой цели служат хрестоматии (антологии) по философии, в том числе и специально подготовленная к данному учебнику "Хрестоматия по философии".вторы отдают себе отчет в том, что не все преподаватели философии принимают плюралистическую модель преподавания. Уже появился ряд пособий, в которых проводится прежний монотеоретический подход. Мы считаем, что такой подход не имеет перспектив. Из плюралистической модели преподавания философии вытекает и определенное отношение к диалектико-материалистической философии. 3.Вычление основные особенности понимания времени М.Хайдеггером. Понимание времени Хайдеггер основывает на подлинном существовании Dasein, его бытии между рождением и смертью как своими пределами. Поэтому “подлинное” время (темпоральность) — конечно. Неподлинное время бесконечно, ибо за его основу берут нечто иное, нежели “Я” (Selbst) человека. Dasein может “проектировать” (иначе: понимать, “набрасывать”) свои возможности в каждом из трех “экстазов” времени как подлинным, так и неподлинным образом. Это приводит к различению соответственно: в будущем — “предвосхищения”, “заступания” (Vorlaufen) и пассивного, неподлинного “ожидания” (Erwarten), в настоящем—“мгновения” (Augenblick) и простой “актуализации” повседневной вовлеченности (Gegenwärtigen), в прошлом—“повторения”, или “возобновления” (Wiederholen), и “забывания” (Vergessenheit).

Тема № 12 Познание.

1.Обоснуйте диалектику обыденно-практической и теоретической картин мира. Человек, выстраивая ту или иную картину мира, опирается, прежде всего, на обыденно-практические, а также на теоретические знания. Обыденно-практическая картина мира имеет свои признаки. Во-первых, содержание обыденной картины мира составляют знания, возникающие и существующие на основе чувственного отражения повседневной, практической жизни людей, их непосредственных ближайших интересов. Во-вторых, знания, составляющие основу жизненно-практической картины мира, отличаются незначительной глубиной отражения повседневной жизни людей, отсутствием системности. Они неоднородны по характеру знаний, уровню осознанности, включенностью в культуру субъекта, по отражению национальных, религиозных и других видов социальных отношений. Знания на данном уровне достаточно противоречивы по степени точности, сферам жизни, направленности, актуальности, по соотношению с верованиями. Они содержат народную мудрость и знание житейских традиций, норм, имеющих общечеловеческое, этническое или групповое значение. В нем одновременно могут находить место прогрессивные и консервативные элементы: обывательские суждения, невежественные мнения, предрассудки и др.

2. Назовите учения, составляющие альтернативу диалектике. Материалистическая диалектика как учение об общих законах развития одновременно является логикой и гносеологией Это связано с тем, что законы объективного мира после того, как они опознаны, становятся законами мышления, то есть законам логики, а законы логики являются отраженными законами объективного мира Раскрывая законы развития самой вещи, мы постигаем и законы развития в познание, и наоборот, через изучение познания и его законов оказываются законы объективного мира.

3.Определите сущность, основные формы и роль чувственного познания в деятельности правоведов. Если расположить эти понятия в порядке убывания соответствия действительности, получится такой ряд: истина, правдазаблуждение ошибка, ложь.
Каждое последующее понятие содержит все меньше реальности: истина полностью ей соответствует; в правде содержится примесь нашего ее понимания (т. е реальность частично искажается); в заблуждении и ошибке реальности еще меньше; ложь этой реальности практически не содержит.

 

5.Сформулируйте особенности функционирования знания в современном информационном обществе. Более подробную информацию о различных формах общественной жизни людей - социальных группах, общностях и организациях, дают отраслевые социологии. Социология семьи, например, объясняет нам причины трансформации семьи в современном индустриальном общест­ве, превращения ее в моногамную, раскрывает причины ее нестабиль­ности. Социология образования вскрывает причины "образовательной революции", обусловленной уникальной ролью научных знаний в совре­менном обществе. Социологическое изучение социальной стратифи­кации помогает понять позитивные и негативные последствия социаль­ного неравенства и т.д. Многие характерные черты и особенности современного индустриального общества впервые были глубоко осоз­наны и исследованы социологической наукой. Скажем, такие, как уникальная роль среднего класса в социальной структуре общества, специфика городского образа жизни, особенности досуговой культуры и поведения, феномен бюрократии, специфика молодежной субкультуры и др.

6. Охарактеризуйте место человека в информационно-техническом мире и роль научной рациональности в развитии общества. Человек – главная проблема философии. Философия рассматривает человека как сложную совокупность многомерных универсальных характеристик. Философия касается всего, что может быть связано с человеком. Когда человек мыслит и создает объекты информационно-технического мира, то рано или поздно возникает потребность в осмыслении этого явления своеобразного изменения человеком природы и самого себя. Ситуация, сложившаяся в процессе взаимодействия науки и общества, обострила дилемму научной рациональности, её сущностного содержания, и — соответственно — её роли в развитии общества. Вообще-то эта неувязка постоянно была одной из самых актуальных (в первой половине XX в., К примеру, ею занимались А-Бергсон, Э. Гуссерль, М. Вебер,, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.). Но сейчас можно говорить о драматическом повороте в решении данной трудности — о попытках поставить под колебание науку как эталон рациональности. Для того, чтоб было ясно, о чем идет речь, приведем высказывание одного из более непримиримых критиков науки и вообще оптимального подхода к миру — П. Фейерабенда, объявившего сциентизм «рациофашизмом», а «нездоровый союз науки и рационализма» — источником «империалистического шовинизма науки».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.004 с.)