Выявите положительные стороны и ограниченность диалектики Николая Кузанского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявите положительные стороны и ограниченность диалектики Николая Кузанского.



Философ эпохи средневековья исходя из идеи неоплатонической диалектики и немецкой мистики Экхарта, развил учение об абсолюте, как совпадении противоположности (тождество бесконечного максима и бесконечного минимума). Человеческое знание есть «знание не знания» или «ученное не знание»; будучи бесконечным приближением к истине, заключенной в абсолюте оно осуществляется в форме догадок и предположений. Источники философии Николая Кузанского это неоплатонизм, оккамизм, философия Фомы Аквинского и мистические учения средневековья. Главные проблемы его философии – отношение Бога к миру, место и роль человека в мире и природа познания. Он сблизил бесконечного Бога и конечный мир. Бог – это абсолютный или бесконечный максимум. Бог вмещает в себя все сущее и присутствует в любой самой ничтожной вещи. Бог есть одновременно центр и окружность, он везде и нигде. Мир также имеет свой центр повсюду и нигде. Кузанский своей теорией о «совпадении противоположностей» поставил под сомнение закон не противоречия установленный Аристотелем. Вместо монотеистического (единобожие) принципа сотворения из ничего он выдвинул принцип «ограничение абсолютного максимума», в силу чего возникает неисчерпаемое многообразие единичных вещей. Он утверждал, что человек это существо соединяющее в себе божественное и земное. Положительной стороной философии Кузанского являются его гносеологические принципы, которые предвосхитили многие идеи немецкой классической философии. Познание осуществляется благодаря взаимодействию чувств, воображения, рассудка и разума. Чувственное познание является ограниченной способностью ума, а на самой высокой ступени познания стоит разум, который преодолевает ограниченность чувственного познания и рассудка. Разум, пребывающий в состоянии «ученного не знания и противостоящий гордыни рассудка бесконечно приближается к истине. Был видным математиком, высчитал квадратуру круга, а его астрономические идеи подготовили учения Джордано Бруно о бесконечности Вселенной и существовании множества обитаемых миров. Отказался от идеи, что Земля является центром мироздания.

2. Опишите кратко сущность натурфилософии Д.Бруно. К середине XVI в. философия гуманизма и философия неоплатонизма выполнили свое назначение. На их место приходит натурфилософия. Она становится определяющим фактором развития философской мысли на пути становления ее суверенитета. Опираясь на достижения естествознания и ренессансного неоплатонизма, натурфилософия формирует новую картину мира, освобожденную от теологии. Основу ее метода составляет "рассмотрение природы, исходя из ее собственных начал". Все тела состоят из четырех начал – пространства, света, тепла и потока («Новая философия Вселенной»). Творение мира из ничего он заменяет эманацией, потоком. Дж. Бруно, не приемля разделения природы на материю и форму, подчеркивает, что материя, совпадая с формой, является активным, творческим началом. Она – прародительница и мать естественных вещей, всей природы и субстанции (О природе, начале и едином. Натурфилософия эпохи Возрождения пантеистична: природа обладает совершенством и движением, не нуждаясь в Боге как внешнем начале. Бруно видит в душе мира способность материи к движению и созданию форм. Любая вещь имеет в себе часть духовной субстанции, мировой души, тождественной свету. Пантеистическая натурфилософия эпохи Возрождения неразрывным образом была связана с магией и герметизмом. Марсилио Фичино строит «естественную магию», Пико дела Мирандола видит в каббале способ управления миром и судьбой человека. Дж. Бруно в «Изгнании торжествующего зверя» прославляет магическую религию солнечного света египтян, возрождение которой он увидел в гелиоцентрической системе Коперника.

3.Определите, в чем заключается сущность гуманизма философии Возрождения. К середине XIV века в Европе появляется новое философское течение - гуманизм, который ознаменовал собой новую эру в развитии человеческого общества под названием эпоха Возрождения. Средневековая Европа в те времена находилась под тяжелым бременем церковных предрассудков, всякая свободная мысль жестоко подавлялась. Именно в то время во Флоренции и зародилось философское учение, заставившее взглянуть на венец творения божьего по-новому. Гуманизм эпохи Возрождения - это совокупность учений, представляющих человека мыслящего, умеющего не только плыть по течению, но и способного сопротивляться и действовать самостоятельно. Основным его направлением является интерес к каждому индивидууму, вера в его духовные и физические возможности. Именно гуманизм эпохи Возрождения провозгласил иные принципы формирования личности. Человек в этом учении представляется как созидатель, он индивидуален и не пассивен в своих мыслях и поступках. Гуманизм в эпоху Возрождения во главе всего поставил добродетели, которыми обладает человек, и продемонстрировал возможность их развития в человеке (самостоятельно или при участии наставников). Антропоцентризм отличается от гуманизма тем, что человек, согласно этому течению, является центром мироздания, а все, что располагается вокруг, должно служить ему. Многие христиане, вооружившись этим учением, провозгласили человека высшим созданием, при этом взвалив на него и самый большой груз ответственности. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения очень существенно разнятся между собой, поэтому нужно уметь четко разграничивать эти понятия. Антропоцентрист - это человек, являющийся потребителем. Он считает, что ему все обязаны чем-либо, он оправдывает эксплуатацию и не задумывается над уничтожением живой природы. Его основным принципом являются следующий: человек имеет право жить так, как ему хочется, а остальной мир обязан служить ему. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения были в дальнейшем использованы многими философами и учеными, такими как Декарт, Лейбниц, Локк, Гоббс и другие. Эти два определения неоднократно брались за основу в различных школах и течениях. Самым значительным, конечно, для всех последующих поколений стал гуманизм, в эпоху Возрождения посеявший семена добра, просвещения и разума, которые мы и сегодня, спустя несколько веков, считаем наиважнейшими для человека разумного. Мы, потомки, наслаждаемся сегодня великими достижениями литературы и искусства Ренессанса, а современная наука основывается на многих учениях и открытиях, которые зародились в XIV веке и существуют до сих пор. Гуманизм эпохи Возрождения попытался сделать человека лучше, научить его уважать себя и окружающих, а наша задача – суметь сохранить и преумножить лучшие его принципы.

4.Дайте критику основным социальным утопиям эпохи Возрождения. Утопия (от греч. «topos» – «место») – место, которого нет; по другой версии – благословенная страна: идеальный общественный строй. Происхождение от книги Т. Мора «Утопия» (1516 г.). Понятие «утопия» – нарицательное. В узком смысле – для описаний вымышленной страны с образцовым общественным строем; в широком – для нереальных планов социальных преобразований. В истории утопии – своеобразная форма общественного сознания, воплощение социального идеала, критика существующего строя, попытки предвосхитить будущее общества. Первоначально утопия тесно переплеталась с легендами о «золотом веке», об «островах блаженных». В античности и в эпоху Возрождения утопия имела форму описания совершенных государств, якобы существующих где-то на земле либо существовавших в прошлом; в XVII–XVIII вв. были распространены утопические трактаты и проекты социальных и политических реформ. С середины XIX в. утопия превращается в специфический жанр полемической литературы, посвященный проблеме социального идеала и моральных ценностей.

Тема № 5: Развитие философии в Новое время.

Прочитать работу Бэкона «Новый органон» (о видах идолов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.004 с.)