Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обозначить места, где такие водятся. Найти, познакомиться, привлечь.

Поиск

Заинтересовать, выработать привычку от себя и закрепить на уровне рефлекса. Качественный секс, разрыв шаблонов, сексуальное якорение. Научить его открываться, создать безопасное, комфортное и приятное пространство, которое связано именно с тобой.

Изучить, найти подход и нежно «иметь» в мозг, играя на приближении-отдалении, риске потерять тебя. Развивать состояние раппорта, ощущать его и свои потребности, чтобы ты могла управлять отношениями и вносить эмоциональные коррективы. Важно понимать, что ты чувствуешь и в связи с чем. На этом этапе нужно продолжать развиваться и повышать свою значимость.

5.Научить его как правильно «сношать» тебя в мозг, чтобы не терялся интерес. Объяснить свои типичные поведенческие реакции и шаблоны (Когда ты начинаешь истерить, что для тебя наиболее важно и как он при этом должен себя вести). Стимулировать развитие мужчины. Проникать в его жизнь, искренне разделять его интересы или искать другие сферы совместной деятельности. Прививать идею честного взаимообмена в отношениях. Много давать (и брать). Учится быть ведомой им, отдавать контроль, не заскакивая в "горящие избы" и не решая за двоих.

Установление гармоничного баланса свободы и зависимости в отношениях, ценностей и привычек каждого из вас, границ внутреннего пространства, работа по распределению сфер власти и ответственности в отношениях.

Научится обходить острые углы в вопросах, где ваши мнения расходятся. Научится сбрасывать напряжение и раздражение, не переходя на личности и ярко конфликтные ситуации.

Поддерживать дистантные отношения со значимыми другими мужчинами, которые переходят в ранг друзей. Учится делать это незаметно и безболезненно для всех. Поддерживать ощущение своей востребованности, сексуальности и привлекательности

Типы женских манипуляций

В первую очередь хочется сказать, что тема манипуляции в данный момент крайне популярна и востребована. Есть как сторонники этой идеи, так и противники. Я уверенна до костного мозга, что вы бы не встречались с мужчиной, который сильно глупее вас. И если предположить, что мозг у него все-таки есть, то такое поведение сработает несколько раз, а потом вызовет адаптацию и начнет раздражать. Как открыто и искренне доносить свои желания и важные вещи, которые вам важно чтобы он понял,почувствовал, или сделал, я описываю в главе «искусство правильной ссоры». Более подробно можно почитать, или посмотреть у меня на сайте (www.godorak.com), или если хочется внедрить на уровне привычки- мы это делаем на на тренингах.

Но для общей эрудиции основные методы я все-таки перечислю).

Как женщины манипулируют мужчинами

Слезы

Все женщины знают, что самый простой способ заставить почувствовать мужчину себя неуютно – это заплакать. Думаю, каждый из мужчин захочет сделать все зависящее, лишь бы только она перестала плакать. Женщины этому обучаются с детства.

Отцы дарят подарки своим заплаканным дочерям, а школьные учителя прощают плохое поведение, лишь бы только прекратился этот водопад слез. У большинства женщин эта техника отработана настолько, что для мужчины становится очень трудно определить правдивость слез.

Взятки и вознаграждения

Любая женщина, с которой мужчина знаком не первый день, отлично знает на какие кнопки нужно давить. И если она чего-то сильно хочет, то всегда точно знает как его "убедить".

Она может подойти и пообещать билеты на концерт, о котором недавно говорили, дорогую вещь, о которой мечтаете, ну и не забываем о популярном способе "через секс" (обещание орального секса или чего-то запрещенного).

В то время как мужчин обвиняют в том, что они обещают целый мир, лишь бы только затащить девушку в постель, общеизвестно, что женщины обещают весь мир за все остальное.

Лесть

Человеческое эго – пленительная штука. К осыпающей похвалами женщине, независимо от того, что она восхваляет (внешний вид, то, как он хорош в постели, работу), мужчина почти обязательно проявит больше мягкости или понимания, чем обычно.

Какая в этом выгода для женщины? Поскольку мужчина чувствует, что его оценили по достоинству, он скорее и охотнее согласится с ее просьбами. При этом если комплименты обычно вы мужчине не делаете, а потом шквалом осыпаете на него, то он может засомневаться в искренности данных комплиментов, поэтому льстить надо с умом.

Привлечение друзей

Более сообразительная женщина обратиться за помощью сразу же к источнику мужских идей и мужской поддержке – к его друзьям. Как бы между прочим, когда окажется наедине с его другом, она вроде бы случайно упомянет о том, чего она хочет, выразит идею по поводу того, что бы сделало ее счастливее. Как обычно, цель очевидна.

Если мужчина пойдет к друзьям за идеями по поводу Рождества или ее дня рождения, то его приятель сразу же вспомнит тот "случайный" разговор с ней и выложит весь список ее пожеланий.

Ревность

Если она чего-то добивается, то ей не обязательно привлекать к этому своих друзей. Легкий флирт или согласие принять напиток от незнакомца в баре – все это напоминание о том, что мужчина не единственный парень в городе.

Это делается исходя из предположения, что если он почувствует, что можете ее потерять, то постарается сделать все от него зависящее, чтобы она осталась. В результате более великодушный и нерешительный мужчина сделает все, что она хочет. Правда этот прием работает тогда, когда у мужчины есть заинтересованность в вас.

Изображая глупость и беспомощность

Женщины знают, мужчины любят быть рыцарями в сияющих доспехах для своих любимых. Эта роль позволяет мужчинам чувствовать себя практически героями.

Следовательно, даже если она отлично может понять, как это сделать самостоятельно, она понимает, что, разыгрывая глупенькую девочку, она заставит его прийти к ней на помощь, независимо от того, что ей нужно.

Кроме того, мужчине будет трудно рассердиться на нее или расстроиться, поскольку она дала возможность почувствовать свою необходимость (пассивно-агрессивная тактика).

«Приближение – отдаление» Это единственный из перечисленных методов, который в разумных пределах не вредит отношениям, а наоборот, вызывает азарт.(Хотя опять же,многое зависит соревновательные это отношения, в виде игры, или доверительные и открытые. Во втором типе, это приемлемо меньше.

Пожалуй, это самое главное правило любых отношений - приближение-отдаление (дальше ПО). В жизни каждого человека существует одно противоречивое стремление- тяга к стабильности с одной стороны и жажда (стремление, желание) к новому, с другой. Особенно ярко это выражено у мужчин. У них в генетической памяти еще сохранились программы, отвечающие за поиск новых территорий, новой добычи, новых способов и методов ее получения. Это часть инстинкта самосохранения, который временами приобретает более широкое воздействие на жизнь наших замечательных мужчин.

Женское стремление менять внешний вид, стиль одежды, макияжа и т.д. направлены именно на то, чтобы постоянно «быть новой женщиной» оставаясь при этом собой. Это один из кардинальных способов, к которому без нужды, я бы советовала прибегать только в периоды внутренних кризисов, когда ХОЧЕТСЯ что-то кардинально сменить. Во все другие времена, есть более мирные методы.

У мужчины никогда не должно быть уверенности, что вы с ним окончательно, бесповоротно и навсегда. Что ты готова уступать, или жертвовать тем, что тебе дорого. Тебе придется научиться балансировать между любящей и заботливой, но сильной и свободной (да, возможно эта «свобода» именно тебе и не нужна, но дав мужчине отобрать ее видимость, ты автоматически теряешь пару баллов своей ценности для него.)

Но это все была красивая словесная и довольно очевидная прелюдия (которую ты надеюсь, понимала и до меня). Давай вернемся к тому, как именно это можно реализовать на практике? Все время, когда вы не вместе, прекрати названивать и писать тонны смс. Чаще всего девушки делают это тогда, когда им нечем заняться и сутками они сидят и думают о любимом. Этим ты показываешь, что в жизни самое главное и важное для тебя это он. Прекрати вообще о нем думать. Очень важно продолжать (или начинать) общение с другими красивыми и привлекательными мужчинами (как минимум для того, чтобы твое внимание немного распылялось и ты не зацикливалась). Я уже молчу, что это замечательное подтверждение твоей привлекательности и популярности в мужских кругах.

Когда в отношениях у тебя возникает ощущение, что он старается тебя контролировать, манипулировать, делает что-либо, что тебе не нравится, вроде бы все отлично и без ссор, но ты «задыхаешься» потому что его в твоей жизни стало слишком много - моментально делай эмоциональное отчуждение. Девочки, не путайте, пожалуйста, со стандартными «надутыми губками» и беспричинным эмоциональным молчанием. Проявление обиды может быть уместным, как игровое, минутное поведение. Но не как постоянный метод воздействия, с целью сформировать у мужчины нужное тебе поведение. Вы по-прежнему с ним говорите и рады видеть, но радость эта скорее немного сдержанная. Постарайся в этот момент чувствовать себя и свои желания. Заботься о себе и своем моральном состоянии. Спроси у себя «Как тебе с ним? Как тебе от того, что он говорит и делает?»

Варианты методики приближение-отдаление могут быть разными. На стадии завязывания отношений это создание заинтересованности, флирт, различного вида намеки, а потом отдаление (начиная от периодического игнорирования звонков и смс, заканчивая полным исчезновением с поля зрения па неделю). Более продвинутым методом ПО - является УКОЛ. Это сильное негативное воздействие на мужчину. Сила подбирается под каждого конкретного мужчину индивидуально. Для одного предельно допустимым максимумом будет разбитая об стену над его головой ваза, пощечина и нецензурное комментирование происходящего, для другого, что «тебе нужно подумать над всем» и молчаливый уход. Цель - заставить мужчину осознать, что в тебе еще много непрочитанных страниц и сюрпризов. Что ты способна уйти, что тебя нужно завоевывать. В этом состоянии ему нужно дать побыть, но недолго (около одного дня) а потом все-таки, если мужчина ценен, выровнять ситуацию по желанию, сказав, что вчера была жестче, чем тебе хотелось или что-нибудь подобное на свое усмотрение.

Используй контрасты своего поведения, играй с переменами настроения, пускай в ход метод кнута и пряника, подкрепляй нужное тебе поведение и слова чем-то хорошим и игнорируй (или подкрепляй легким негативом) поведение, которое тебе не нравится.

Помни, что самый страшный враг отношений рутина, скука и предсказуемость.

Психологические игры

Загнанная домохозяйка

*Тезис*. В эту игру обычно играют перегруженные делами домашние хозяйки. Они должны быть опытными специалистами в десяти - двенадцати направлениях, иными словами, должны умело играть десять - двенадцать самых различных ролей. Время от времени в воскресных приложениях появляются шутливые списки этих ролей: Любовница, Мать, Нянька, Горничная и т. д. Поскольку эти роли очень утомительны и часто конфликтуют друг с другом, исполнение их в течение многих лет приводит, в конце концов, к состоянию, которое мы символически назовем "Колени домохозяйки" (потому что на коленях укачивают ребенка, скребут пол, колени помогают поднимать тяжести, вести машину и т. д.). Его симптомы можно выразить короткой фразой: "Я устала".

Если домашней хозяйке удается установить свой собственный темп работы, если она умеет находить удовлетворение в любви к своим детям и мужу, то ее многолетняя домашняя служба будет ей не только не в тягость, а даже в удовольствие. И когда она, наконец, отправит в колледж своего самого младшего ребенка, то может почувствовать себя одинокой.

Встречаются женщины, которых, с одной стороны, преследует ее собственный внутренний Родитель и критически настроенный муж, постоянно требующий с нее отчета, а с другой - ей не удается найти достаточного удовлетворения в любви к своей семье. В такой ситуации она может чувствовать себя все более и более несчастной. Вначале женщина может попытаться утешить себя с помощью "вознаграждений", получаемых в играх "Если бы не ты" и "Изъян" (в тяжелой ситуации к ним может прибегнуть любая домохозяйка). Однако очень скоро и эти игры не смогут поддерживать ее самоощущение на должном уровне. Тогда ей приходится искать другой выход, и она находит ею в игре "Загнанная домохозяйка".

Тезис этой игры очень простой. Женщина берет на себя все дела, которые попадаются под руку, и даже сама как бы напрашивается на новые занятия. Она соглашается со всеми замечаниями мужа и выполняет все требования детей. Если ей нужно устроить званый обед, то она чувствует необходимость сыграть роль не только Безупречной собеседницы, но и столь же Образцовой экономки и Распорядительницы, а также роли Художника по интерьеру, Шеф-повара, Обольстительной элегантной женщины и обязательно Дипломата. Более того, утром она решит испечь пирог и сводить детей к зубному врачу. В результате она не знает, за что хвататься, но все равно старается сделать свои день еще более сумасшедшим, поэтому к середине дня у нее есть достаточно оснований, чтобы выйти из строя и бросить все дела на произвол судьбы.

Женщина в результате ставит в неловкое положение гостей, подводит мужа и детей, добавляя ко всем своим несчастьям еще и угрызения совести. После двух-трех таких происшествий ее брак подвергается серьезной угрозе, дети неухоженные, она худеет, перестает причесываться, лицо у нее становится изможденным, а туфли всегда не чищены. Тогда-то она и появляемся в кабине психотерапевта, вполне готовая к тому, чтобы лечь в больницу.

*Антитезис*. Логический антитезис прост: миссис Уайт может в течение недели играть все свои роли одну за другой, но она должна отказываться играть две и больше ролей одновременно. Например, если она устраивает званый вечер, то должна играть роль либо Шеф-повара, либо Прислуги, но не обе сразу. Если все ее проблемы сводятся к комплексу "Колени домохозяйки", такой подход поможет ей ограничить себя. Если же она играет в Игру "Загнанная домохозяйка", то ей будет очень трудно придерживаться этого принципа. В таком случае женщина тщательно выбирает себе соответствующего мужа. Во всех вопросах он как будто бы вполне разумный человек, но постоянно критикует жену, если ему кажется, что она не такая расторопная хозяйка, какой, по его представлению, была его мать. На самом деле она выходит замуж за человека, у которого навсегда запечатлен образ его матери в его же Родителе, и этот образ очень похож на ее собственную мать или бабушку. Найдя подходящего партнера, Ребенок этой женщины может теперь выбрать роль Измотанного существа, котируя необходима ей для поддержания своего психического равновесия и от которой в дальнейшем она так просто не откажется. Чем больше ее муж будет занят на работе, тем чаще и проще они будут находить Взрослые причины для нездоровых аспектов в своих взаимоотношениях.

Когда ситуация становится невыносимой (чаще всего в связи с официальным вмешательством школы, озабоченной состоянием заброшенных детей), на помощь призывают психотерапевта, который вступает в игру на правах третьего партнера. Он нужен либо мужу, который хочет, чтобы его жену привели в полный порядок, либо жене в качестве союзника против мужа. Дальнейший ход событий во многом зависит от профессионального умения и бдительности психотерапевта. Первый этап - частичное снятие депрессии жены, - как правило, проходит гладко. Решающим является следующий этап, на котором жена должна отказаться от игры "Загнанная домохозяйка" и заменить ее игрой "Психиатрия". Обычно это вызывает противодействие со стороны обоих супругов. Чаще всего оно тщательно запрятано, но может внезапно, хотя и не неожиданно, привести к взрыву. Если эту стадию удастся пережить, то можно продолжить работу по анализу игры.

Необходимо отдавать отчет в том, что истинный виновник напряженности - Родитель жены, ее мать или бабушка, а муж в какой-то степени лишь любитель, выбранный на роль в этой игре. Психотерапевту приходится бороться не только с этим Родителем и с мужем, которому очень выгодно играть свою роль, но также и с социальным окружением, поощряющим уступчивость жены.

В воскресных газетах обычно печатают статьи о том, как много ролей приходится играть домохозяйке. Через неделю в следующем выпуске может появиться тест "Как я справляюсь". Чаще всего он состоит из десяти пунктов, определяющих: "Хорошая ли вы Хозяйка (жена, мать, экономка, финансист)". Для женщины, играющей в игру "Загнанная домохозяйка", этот тест - все равно, что инструкция-вкладыш к детской игре с перечислением ее правил. Этот тест способен ускорить развитие игры, которая, если ее не остановить, может закончиться игрой "Сумасшедший дом" ("Меньше всего мне хотелось бы попасть в сумасшедший дом").

Практическая трудность работы с такими супружескими парами состоит в том, что муж стремится избегать личного участия в лечении, ограничиваясь игрой "Видишь, как я стараюсь", потому что обычно его душевное равновесие нарушено в большей степени, чем он сам готов в этом признаться. Вместо помощи он посылает психотерапевту каким-нибудь косвенным образом информацию в виде, например, вспышек плохого настроения при общении с женой, при этом зная, что все будет пересказано ею психотерапевту.

Таким образом, игра "Загнанная домохозяйка" легко достигает третьей степени и выходит на уровень борьбы "не на жизнь, а на смерть", часто приводящей к разводу. Причем на стороне жены сражается один психотерапевт с небольшой помощью загнанного Взрослого пациентки, которая вовлечена в беспощадную битву (вполне возможно, со смертельным исходом) со всеми тремя состояниями ее мужа. Кроме того, на стороне мужа сражаются и ее собственные Родитель и Ребенок. Эта драматическая борьба двух против пятерых требует от психотерапевта максимального профессионального умения и максимальной свободы от игр. Если он дрогнет, то у него всегда есть легкий выход: принести пациентку на алтарь бракоразводного процесса, что эквивалентно признанию: "Я сдаюсь. А ну-ка, подеритесь".

Фригидная женщина

*Тезис*. Эта игра происходит между супругами и почти никогда не встречается между возлюбленными, так как трудно представить себе, чтобы мужчина долго терпел подобное поведение от любовницы.

...Муж приближается к жене с вполне определенными намерениями, но она его отталкивает. После нескольких его попыток жена выговаривает ему: "Все мужчины - скоты". А потом начинает упрекать его в том, что он ее нисколько не любит, что его интересует только секс. На некоторое время муж отступает, после чего делает новую попытку, но с тем же результатом. Наконец он совершенно покоряется судьбе и больше не проявляет к жене сексуальных намерений. Проходят недели, даже месяцы, и жена становится все более и более рассеянной и менее церемонной. То она, полуодетая, проходит через спальню, то, принимая ванну, забывает чистое полотенце, которое муж вынужден принести ей в ванную комнату. Если она играет всерьез, то может даже начать флиртовать с другими мужчинами. Наконец муж поддается на ее провокации и делает новую попытку. Но его снова отвергают, и вслед за этим начинается игра "Скандал", во время которой идут в ход различные упреки, вспоминаются недавние происшествия, приводятся примеры из жизни других супружеских пар, переплетаются финансовые проблемы и неудачи, все кончается хлопаньем дверью. На этот раз муж твердо решает: с него хватит, он обойдется без секса. Проходят месяцы. Муж не обращает внимания ни на парад неглиже, ни на маневр с полотенцем. Провокации со стороны жены учащаются - она становится все более рассеянной и все менее строгой, но муж держится. Затем однажды вечером она просто подходит и целует его. Сначала муж не реагирует, помня о своем твердом решении, но скоро природа берет свое, особенно после длительного воздержания, и ему уже кажется, что на этот раз он добился своего. Его первые робкие ласки не отвергаются. Он становится смелей. И вдруг в самый критический момент жена, отступая на шаг, кричит ему: "Ну, что я тебе говорила?! Все мужчины - скоты! Мне была нужна твоя нежность, а ты думаешь только о сексе!" Во вспыхнувшем скандале супруги могут на этот раз, минуя предыдущие упреки и обвинения, сразу перейти к финансовым проблемам.

Следует отметить, что, несмотря на все уверения в обратном, некоторые мужчины также боятся сексуальной близости, поэтому стараются выбирать себе таких партнерш, возможности которых соответствовали бы их потенции. А в приведенном примере муж теперь может во всем обвинять жену.

В одной из форм этой игры участвуют некоторые незамужние женщины разного возраста, в результате чего они получают известное жаргонное прозвище. В этих случаях игра часто сливается с другой, под названием "Динамо", в которой Водящие также разыгрывают негодование.

*Антитезис*. Эта игра весьма опасна, и возможный антитезис опасен в той же мере. Заводить любовницу всегда рискованно. Поставленная в условия стимулирующего соперничества, жена может прекратить свою игру и попытаться начать нормальную супружескую жизнь. Однако это может быть слишком поздно. С другой стороны, с помощью адвоката жена может использовать связь мужа как оружие в игре "Ну что, попался, негодяй!". Исход порой невозможно предсказать и в том случае, когда муж прибегает к помощи консультации у психотерапевта, а жена - нет. Если уверенность мужа в себе возрастает, то игра жены может расстроиться, что приводит к более здоровым супружеским отношениям. Но если жена играет всерьез, то усиление позиции мужа может привести к их разводу. Лучшим решением для обоих партнеров, если, конечно, ситуация это позволяет, было бы их участие в транзакционных группах для супружеских пар, занятия в которых выявили бы "вознаграждения", получаемые в игре, и сексопатологию, лежащую в ее основе. Подготовленные таким образом супруги могли бы заинтересоваться индивидуальной психотерапией, в результате которой они как бы заключили новый брак, на иной психологической основе. Но даже и без этих действий участники могли бы разумно приспособиться к существующей ситуации.

*Родственные* *игры*. Обратная игра, "Фригидный мужчина", распространена меньше, но она проходит практически по той же схеме, с некоторым различием в деталях. Окончательный исход зависит от сценариев игроков.

Критическим моментом в игре "Фригидная женщина" является заключительная фаза "Скандала". После нее ни о какой сексуальной близости речи быть не может, поскольку оба партнера получают некое извращенное удовлетворение от игры "Скандал" и больше не стремятся получить друг от друга сексуальную стимуляцию. Отсюда следует, что наиболее важным моментом в антитезисе "Фригидной женщины" будет избегание "Скандала". В таком случае жена остается сексуально неудовлетворенной, причем это состояние может быть столь острым, что она станет более покладистой. Именно функция "Скандала" отличает игру "Фригидная женщина" от игры "Побей меня, папочка", в которой "Скандал" выполняет функцию подготовительной возбуждающей игры, а во "Фригидной женщине" "Скандал" заменяет половой акт. Таким образом, в игре "Побей меня, папочка" "Скандал" создает условие для интимных отношений и является чем-то вроде фетиша, усиливающего возбуждение. А во "Фригидной женщине" после окончания "Скандала", по существу, исчерпывается и весь эпизод.

В детском возрасте в игру, аналогичную "Фригидной женщине", играют некоторые благонравные девочки вроде той, которую Диккенс описал в "Больших ожиданиях". Она выходит в накрахмаленном платьице и просит мальчика сделать ей песочный пирожок, после чего насмешливо указывает на его запачканные руки, одежду и говорит ему о том, какая она вся чистенькая.

_Анализ_

*Тезис*: "Ну что, попался, негодяй!"

*Цель*: оправдание.

*Роли*: Хорошая жена, Нечуткий муж.

*Иллюстрации*: 1) "Спасибо за песочный пирожок, грязнуля противный"; 2) фригидная женщина, провоцирующая мужа.

*Социальная* *парадигма*: Родитель - Ребенок; Родитель: "Я тебе разрешаю сделать пирожок из песка" ("Поцелуй меня"); Ребенок: "Мне очень этого хочется"; Родитель: "А теперь посмотри, как ты запачкался".

*Психологическая* *парадигма*: Ребенок - Родитель; Ребенок: "Посмотрим, сможешь ли ты меня соблазнить"; Родитель: "Готов попробовать, если ты меня вовремя остановишь"; Ребенок: "Это ты первый начал".

*Ходы*: 1) обольщение - реакция на него; 2) отталкивание - смирение; 3) провокация - реакция на нее; 4) отталкивание - скандал.

"*Вознаграждения*": 1) внутреннее психологическое - освобождение от чувства вины за садистские фантазии; 2) внешнее психологическое - избегает пугающего обнажения и проникновения; 3) внутреннее социальное - "Скандал"; 4) внешнее социальное - "Как поступать с нечистоплотными мальчиками (мужьями)?"; 5) биологическое - подавленные сексуальные взаимоотношения и обмен агрессивными трансакциями; 6) экзистенциальное - "Я чиста".

Если бы не ты…

*Тезис*. Мы уже подробно проанализировали эту игру. В нашей практике она была второй по счету, которую мы обнаружили после игры "А почему бы вам не... - Да, но", которая до той поры рассматривалась лишь как примечательный феномен. Когда же мы обнаружили существование игры ЕНТ, нам стало ясно, что должна существовать целая группа социальных действий, основанных на скрытых трансакциях. Это привело к более активному поиску подобных коммуникаций, и в качестве одного из результатов мы теперь располагаем представленной здесь коллекцией.

Игра вкратце сводится к следующему: женщина выходит замуж за авторитарного человека, который будет ограничивать ее активность и тем самым оберегать ее от ситуаций, которых она боится. Если бы это была простая операция, жена могла бы поблагодарить его за услугу. Но в игре ЕНТ реакция женщины чаще всего противоположная: она пользуется ситуацией, чтобы пожаловаться на ограничения со стороны мужа, в связи с чем последний чувствует себя неловко и вынужден различными способами "вознаграждать" ее Выигрыш в этой игре в основном относится к группе внутренних социальных "вознаграждений". Внешнее социальное "вознаграждение" состоит во времяпрепровождении, родственном игре "Если бы не он" которому жена предается с близкими подругами, разделяющими ее точку зрения.

Почему бы вам не… да, но…

*Тезис*. Игра "Почему бы вам не... - Да, но", занимает особое место в анализе игр, так как именно она послужила толчком к формулировке самого понятия "игра". Эту игру мы первой вычленили из ее социального контекста. Она принадлежит к числу наиболее изученных. Кроме того, она также относится и к наиболее популярным играм, в которые играют на званых вечерах и в самых разных компаниях, включая и психотерапевтические группы. Основные характеристики игры видны из следующего примера.

_Уайт_ (жена): Муж всегда хочет делать ремонт сам, но у него никогда ничего не получается так, как надо.

_Блэк_: Почему бы ему не взять несколько уроков у плотника?

_Уайт_: Да, но у него нет времени.

_Блю_ (или кто-либо из компании): Почему бы вам не купить ему хорошие инструменты?

_Уайт_: Да, но он не умеет ими пользоваться.

_Ред_: А почему бы вам не пригласить плотника для ремонта дома?

_Уайт_: Да, но это слишком дорого.

_Браун_: Почему бы вам тогда не примириться с тем, как он все делает, и не довольствоваться этим?

_Уайт_: Да, но ведь все может просто рухнуть.

 

Вслед за таким обменом репликами обычно воцаряется молчание. Наконец его прерывает одна из участниц разговора (Грин) и произносит что-нибудь в следующем роде: "Ох уж эти мужчины, вечно они хотят показать, какие они мастера".

В игре ПБВДН может принимать участие любое число собеседников. В компании Водящий ставит проблему. Остальные присутствующие предлагают одно решение за другим, причем каждое начинается словами: "Почему бы вам не..." Каждому решению Уайт противопоставляет очередное "Да, но". Хороший игрок может успешно отражать натиск других игроков до тех пор, пока все они не сдадутся, а Уайт выиграет. Нередко приходится отвергнуть не менее дюжины предложений, пока не наступит тягостная тишина, знаменующая собой победу и очищающая сцену для следующей игры. В приведенном выше примере Грин переключилась на игру "Родительский комитет" типа "Непутевый муж".

Поскольку, за редчайшим исключением, все предложения других игроков отвергаются, совершенно очевидно, что игра преследовала какие-то скрытые цели. Мы считаем, что в ПБВДН играют не для того, чтобы получить ответ на свой вопрос (то есть игра не состоит в поиске Взрослым информации или решения проблемы), а для того, чтобы внушить уверенность своему состоянию Ребенка и доставить ему удовольствие. Дословная запись диалога может создать впечатление, что разговор ведется между Взрослыми, но внимательные наблюдения помогают увидеть, что Уайт (супруга) предстает в этой игре Ребенком, неспособным справиться с ситуацией, в то время как остальные участники превращаются в мудрых Родителей, готовых поделиться своим опытом ради ее блага.

Этот процесс проиллюстрирован на схеме 8. Игра может продолжаться, поскольку на социальном уровне и стимул, и реакция идут от Взрослого к Взрослому. Они дополнительны и на психологическом уровне, где стимул, идущий от Родителя к Ребенку ("Почему бы вам не...") вызывает реакцию, идущую от Ребенка к Родителю ("Да, но"). Как правило, для обеих сторон трансакции на психологическом уровне являются бессознательными, но внимательный наблюдатель может заметить, например, по изменившейся позе, голосу, тонусу, произносимым словам о происшедшем сдвиге в состоянии Я (со Взрослого на "не справляющегося" Ребенка - в случае миссис Уайт - и со Взрослого на "мудрого" Родителя - у других участников). Чтобы лучше понять скрытый смысл этой игры полезно проанализировать следующий пример.

_Психотерапевт_: А кто-нибудь предложил решение проблемы, которое вам до этого не приходило в голову?

_Уайт_ (_супруга_): Нет, никто. Честно говоря, я уже перепробовала почти все, что они предложили. Я купила мужу инструменты, и он взял несколько уроков у плотника.

 

Последнее замечание миссис Уайт делает очевидными две причины, по которым ее разговор с собеседниками не следует принимать за чистую монету. Во-первых, в большинстве случаев Уайт не глупее остальных членов компании, и очень маловероятно, что кто-нибудь из них может предложить решение, которое раньше не приходило ей в голову. Если же кому-то удается придумать действительно оригинальное решение, миссис Уайт, если она ведет честную игру, примет его с благодарностью.

Иными словами, ее "не справляющийся" Ребенок уступит, если у кого-то из присутствующих возникнет достаточно остроумная идея, которая будет стимулировать ее Взрослого. Однако заядлые игроки в ПБВДН, такие, как миссис Уайт, редко играют честно. С другой стороны, слишком большая готовность принять чужое предложение наводит на мысль, не скрывается ли за ПБВДН другая игра - "Дурочка".

Приведенный пример особенно нагляден, поскольку он отчетливо иллюстрирует второе утверждение, даже если миссис Уайт уже испробовала некоторые решения, она все равно будет возражать против них. Следовательно, цель игры состоит не в том, чтобы выслушать предложения, а в том, чтобы отвергнуть их.

При соответствующих обстоятельствах эту игру может играть едва ли не каждый, так как она хорошо структурирует время. Но тщательные наблюдение за людьми, которые особенно предрасположены к этой игре, обнаруживали некоторые интересные закономерности. Во-первых, они с одинаковой легкостью могут играть как на той, так и на другой стороне. Способность переключаться на другие роли вообще характерна для Игр. Игроки могут по привычке предпочитать одну роль другой, но они могут поменяться местами и совсем не возражают взять на себя любую роль в той же самой игре, если это по какой- то причине желательно (например, превращение Пьяницы в Спасителя в игре "Алкоголика.)

Во-вторых, наблюдения показали, что человек, охотно играющий в ПБВДН, чаще всего принадлежит к типу людей, которые, в конечном счете, просят психотерапевта применить к ним какое-либо лечение. Во время игры их цель - показать, что никто не может предложить им приемлемого решения проблемы, то есть что они никогда не капитулируют. Но, вступая в контакт с психотерапевтом, они требуют применить к ним приемы, которые могут способствовать полной их капитуляции, например гипноз. Таким образом, становится ясно, что игра ПБВДН представляет собой в какой-то степени социальное решение внутреннего конфликта человека в связи с его капитуляцией по какому-то поводу. Любители этой игры имеют еще одну, очень специфическую особенность: многие из них боятся покраснеть. Приведем пример.

_Психотерапевт_: Почему вы играете в эту игру, если вы знаете, что это простой обман?

_Миссис_ _Уайт_: В любом разговоре я все время должна придумывать, о чем говорить дальше. Если я ничего не могу придумать, то начинаю краснеть. Только в темноте я не боюсь покраснеть. Я просто не могу выносить паузу в разговоре. Я это знаю, и мой муж тоже знает. Он мне всегда об этом говорил.

_Психотерапевт_: Вы хотите сказать, что если ваш Взрослый ничем не занят, то ваш Ребенок пользуется случаем, чтобы "выскочить" и заставить вас смутиться?

_Миссис_ _Уайт_: Вот-вот. Поэтому до тех пор, пока я предлагаю другим какие-то решения или выслушиваю их идеи относительно моих проблем, со мной все в порядке, я чувствую себя защищенной. Пока мой Взрослый под контролем, я не боюсь почувствовать замешательство.

 

Слова миссис Уайт ясно показывают: она боится неструктурированного времени. Ее Ребенку не удается привлечь к себе внимание, пока занят ее Взрослый, поэтому именно игра предлагает ей подходящую структуру для функционирования Взрослого. Однако для поддержания ее интереса игра должна иметь соответствующую мотивацию. Выбор ПБВДН определяется принципом экономии: ее Ребенок, оказавшийся в состоянии конфликта по причине физической пассивности, получает в этой игре максимальные внутренние и внешние "вознаграждения". С одинаковым жаром она играет роль хитрого Ребенка, которого невозможно подавить, и мудрого Родителя, который пытается подавить в ком-то Ребенка, но безуспешно. Поскольку основной принцип ПБВДН - не принимать ни одного предложения, Родитель никогда не добивается успеха. Девиз игры: "Не паникуй, Родитель никогда не добьется успеха".

Подведем итоги. Каждый ход как бы забавляет миссис Уайт и приносит ей удовлетворение хотя бы тем, что еще одно предложение отвергается. Но истинной кульминацией игры является пауза (или замаскированная пауза) которая наступает после того, как все остальные участники уже исчерпали свои возможности и им надоело придумывать приемлемые решения. Для миссис Уайт это означает победу, ибо она продемонстрировала всем остальным, что это они не могут справиться с ситуацией. Если пауза не замаскирована, она может длиться несколько минут.

В нашем примере Грин не дала Уайт насладиться триумфом, так как хотела поскорее начать собственную игру. Позже в этом сеансе у миссис Уайт проскользнула неприязнь к миссис Грин за то, что та лишила ее нескольких минут торжества.

Другой любопытный чертой ПБВДН является то, что ее варианты для внешнего и внутреннего употребления совершенно одинаковы, но участники при этом меняются ролями. Во внешнем варианте, который мы наблюдали, Ребенок- Уайт в игре со многими участниками берет на себя роль Беспомощного существа, нуждающегося в поддержке окружающих. Во внутреннем варианте это бо<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.195.136 (0.015 с.)