Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика органа управления и правовые основы его функционирования

Поиск

Важную роль в системе органов публичной администрации занимают органы, осуществляющие функции местного управления, или иначе – органы местного управления и самоуправления. Местное самоуправление и управление представляют неотъемлемый атрибут демократического правового социального государства, являясь способом привлечения граждан к участию в решении общегосударственных и местных дел, и на этой основе – повышения уровня удовлетворения запросов и потребностей населения.

Важным звеном в системе органов государственного управления (исполнительной власти) являются местные органы государственного управления.

Местное управление – это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов населения, проживающего на соответствующей территории [2, c.1].

Принципы местного управления – это важнейшие руководящие правила, которым должны соответствовать организация, функционирование и развитие системы местного управления [14, с.31].

Исполнительные и распорядительные органы местного управления и самоуправления выполняют функции оперативно-распорядительного характера, по выполнению государственных законов и решений представительных органов местного самоуправления.

В Республике Беларусь закреплено, что местные исполнительные и распорядительные органы являются государственными органами. Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

Местная администрация – коллегиальный, общей компетенции орган местного управления, состоящий из главы местной администрации, его заместителей и членов местной администрации [7, c.1].

Порядок образования местных администраций состоит из двух этапов. Первый этап заключается в назначении их руководителя, на втором этапе назначаются заместители руководителя и члены исполнительного комитета, местной администрации.

В соответствии со статьей 119 Конституции руководители рассматриваемых органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов.

В состав местной администрации входят глава местной администрации, его заместители, управляющий делами и другие члены местной администрации.

Администрация Железнодорожного района г. Гомеля:

– организует и осуществляет свою деятельность на основе Конституции Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и иных законодательных актов Республики Беларусь, решений вышестоящих органов;

– является исполнительным и распорядительным органов на территории Железнодорожного района г. Гомеля с правом юридического лица;

– входит в систему органов исполнительной власти и является органом местного управления;

– подотчетна и подконтрольна Президенту Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, областному и городскому исполнительным комитетам по вопросам, входящим в их компетенцию соответственно Администрация осуществляет руководство предприятиями, учреждениями и организациями районного подчинения через свои отделы, либо непосредственно.

Администрация руководит социальным и экономическим развитием района, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на территории района, исполняет решения вышестоящих государственных органов.

Администрация в пределах своих полномочий принимает решения, обеспечивает их выполнение.

Решения администрации, принятые в пределах полномочий, установленных действующим законодательством Республики Беларусь, обязаны для исполнения всеми расположенными на территории района предприятиями, общественными объединениями и гражданами.

Глава администрации издает в пределах своей компетенции распоряжения.

В целях успешной реализации своих полномочий, оперативного управления отраслями хозяйственного и социально-культурного строительства, администрация распределяет обязанности между главой администрации, первым заместителем, заместителями главы и управляющим делами администрации.

В случае отсутствия одного из руководителей администрации, его обязанности выполняет другой в соответствии со схемой взаимозаменяемости по распределению обязанностей.

Предложения по необходимым изменениями регламента вносятся управлением делами администрации в установленном порядке.

В целях совершенствования организации работы с гражданами и юридическими лицами Советы, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:

– рассматривают обращения граждан, включая индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц (далее – обращения граждан и юридических лиц), в том числе с выездом на место, ведут книгу замечаний и предложений;

– принимают необходимые меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений граждан и юридических лиц на соответствующей территории, в том числе участвуют в осуществлении контроля за своевременным и качественным разрешением государственными – органами и иными государственными организациями вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

– организуют личный прием граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и представителей юридических лиц (далее – личный прием граждан и представителей юридических лиц);

– осуществляют административные процедуры, на систематической основе проводят мероприятия по их упрощению, в том числе путем сокращения количества документов, необходимых для их совершения, сроков осуществления таких процедур, направления предложений в соответствующие государственные органы и иные организации.

Исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, принимают меры по обеспечению социальной защиты граждан на соответствующей территории, в том числе путем предоставления льгот по налогам, сборам (пошлинам), государственной адресной социальной помощи, назначения и выплаты пенсий, пособий, оказания иных видов социальной поддержки.

Местное управление и самоуправление осуществляются в соответствии со следующими основными принципами:

– законность;

– социальная справедливость;

– защита прав и законных интересов граждан;

- сочетание общегосударственных и местных интересов, участие органов местного управления и самоуправления в решении вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан;

- единство и целостность системы местного управления и самоуправления;

- взаимодействие органов местного управления и самоуправления;

- разграничение компетенции органов местного управления и самоуправления;

- выборность органов местного самоуправления, их подотчетность гражданам;

- гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование граждан о принимаемых решениях по важнейшим вопросам местного значения;

- ответственность органов местного управления и самоуправления за законность и обоснованность принимаемых решений;

- обязательность исполнения на соответствующей территории решений Советов, исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах их компетенции;

- самостоятельность и независимость органов местного самоуправления в пределах своей компетенции в решении вопросов местного значения, недопущение ограничения полномочий органов местного управления и самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными актами.

Деятельность администрации Железнодорожного района г. Гомеля строится на принципах гласности, свободного, делового обсуждения, сочетания коллективного рассмотрения и решения вопросов с персональной ответственностью членов администрации и каждого работника за проведение в жизнь принятых решений и состояние дел на порученных участках работы.

Местные администрации в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:

– представляют интересы соответствующего района в городе во взаимоотношениях с другими государственными органами, иными организациями и гражданами;

– участвуют в составлении и исполнении соответствующих местных бюджетов (администрации районов в городе Минске – бюджетных смет администраций районов в городе Минске);

– распоряжаются коммунальной собственностью в порядке, установленном городским Советом, а также осуществляют контроль за ее использованием на соответствующей территории;

– обеспечивают государственные минимальные социальные стандарты в области социальной поддержки и социального обслуживания, оплаты труда, пенсионного обеспечения и в других областях;

– вносят в городской исполком, Совет и его органы предложения по всем вопросам местного значения и участвуют в их рассмотрении;

– организуют обсуждение на соответствующей территории важных вопросов местного и республиканского значения;

– информируют граждан и организации о состоянии дел на соответствующей территории по вопросам местного значения;

– организуют работу органов территориального общественного самоуправления, созывают местные собрания, оказывают содействие в выполнении их решений, поощряют органы территориального общественного самоуправления за активное участие в решении вопросов местного значения;

– решают вопросы демографической безопасности, улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи;

– решают вопросы размещения объектов строительства на соответствующей территории;

– обеспечивают развитие жилищного фонда и жилищного хозяйства, создают условия для обеспечения граждан жилыми помещениями, в том числе организуют строительство жилых помещений социального пользования, предоставляют такие помещения;

– обеспечивают предоставление льготных кредитов, субсидий гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;

– создают условия для обеспечения граждан услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

– создают условия для предоставления транспортных услуг населению и организуют транспортное обслуживание граждан на соответствующей территории (только администрации районов в городе Минске);

– создают условия для реализации гражданами права на образование, осуществляют контроль за обеспечением качества образования;

– обеспечивают распространение культурных ценностей, проводят культурные мероприятия и осуществляют стимулирование культурной деятельности граждан, проводят мероприятия по охране историко-культурного наследия;

– проводят физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу с гражданами, содержат физкультурно-спортивные сооружения, находящиеся в коммунальной собственности, и осуществляют их ремонт, поддерживают достаточный уровень обеспеченности соответствующих районов в городах физкультурно-спортивными сооружениями;

– обеспечивают санаторно-курортное лечение и оздоровление граждан;

– способствуют развитию профсоюзных, молодежных, детских, женских, ветеранских и иных общественных объединений;

– проводят мероприятия в области государственной молодежной политики;

– совместно с правоохранительными органами осуществляют деятельность по охране общественного порядка;

– осуществляют деятельность по профилактике правонарушений;

– участвуют в противодействии экстремизму, в том числе терроризму;

– участвуют в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнении мероприятий по гражданской обороне, обеспечении пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

– обеспечивают безопасность дорожного движения;

– совершают действия, связанные с регистрацией актов гражданского состояния;

– организуют библиотечное обслуживание граждан, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов;

– обеспечивают благоустройство и поддержание надлежащего санитарного состояния на соответствующей территории, привлекают граждан и организации к осуществлению таких работ;

– организуют освещение улиц и установку указателей с названиями улиц и номерами домов;

– организуют работы по удалению коммунальных отходов;

– принимают меры по обеспечению охраны окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

– обеспечивают осуществление на соответствующей территории контроля за соблюдением законодательства, осуществляют разъяснение вопросов применения законодательства, относящихся к компетенции органов местного управления и самоуправления;

– проводят мероприятия, связанные с государственными праздниками, праздничными днями и памятными датами;

– выступают учредителями местных средств массовой информации;

– решают вопросы, связанные с охраной труда;

– выдвигают кандидатов в члены коллегиальных органов территориального общественного самоуправления;

– рассматривают вопросы о необходимости освобождения от должностей руководителей расположенных на соответствующей территории организаций в случае невыполнения ими решений местной администрации, либо Совета, исполкома базового уровня, либо Совета, исполкома областного уровня, принятых в пределах их компетенции, или других актов законодательства и вносят соответствующие предложения в городской исполком;

– рассматривают вопросы о необходимости привлечения к ответственности расположенных на соответствующей территории организаций, их должностных лиц и иных граждан, о возмещении вреда, причиненного их решениями, действиями (бездействием) интересам граждан, местному хозяйству, окружающей среде, в случае невыполнения ими решений местной администрации, либо Совета, исполкома базового уровня, либо Совета, исполкома областного уровня, принятых в пределах их компетенции, или других актов законодательства и вносят соответствующие предложения в городской исполком;

– осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими актами законодательства.

Одной из форм деятельности местной администрации являются заседания. Заседания местной администрации созываются и проводятся главой местной администрации в соответствии с регламентом, утверждаемым местной администрацией, по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от полного состава исполнительного и распорядительного органа.

В заседаниях исполнительного и распорядительного органа участвуют глава местной администрации, его заместители, управляющий делами и другие члены исполнительного и распорядительного органа. На заседаниях исполнительного и распорядительного органа в установленном порядке могут присутствовать представители других государственных органов и иных организаций, органов территориального общественного самоуправления, а также граждане.

Органы местного управления и самоуправления несут ответственность за законность своих решений.

Вред, причиненный организациям и гражданам в результате неправомерных решений, действий (бездействия) органов местного управления и самоуправления, их должностных лиц, подлежит возмещению соответствующей административно-территориальной единицей в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое может находиться только в республиканской или коммунальной собственности.Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами. Республика Беларусь не отвечает по обязательствам административно-территориальных единиц [15]. Исполнительные и распорядительные органы являются государственными органами и осуществляют свои полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом «О местном управлении и самоуправлении» и иными актами законодательства».

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов.

Исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения вышестоящих государственных органов.

Исполнительные и распорядительные органы на основании действующего законодательства принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

Решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь.

Решения исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных законодательством случаях могут быть обжалованы в судебном порядке.

Неотъемлемой частью правового обеспечения деятельности исполнительных и распорядительных органов является Закон «О местном управлении и самоуправлении» и иными актами законодательства». Вышеуказанный закон регламентирует как общие положения системы местного управления и самоуправления, так и частные полномочия, и компетенцию отдельных органов местного значения. Что касается исполнительной власти, то в законе имеется глава, посвященная структуре, полномочиям и компетенции, форме работы исполнительных и распорядительных органов.

Правовой основой деятельности местных администраций являются Указы. Например, существует Указ Президента Республики Беларусь от 26 июля 2004 г. № 354 «О работе с руководящими кадрами в системе государственных органов и иных государственных организаций» и другие [2, c.5].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.57.254 (0.013 с.)