Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы коррекции нарушении фонетико-фонематической стороны речиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Нарушения звуковой стороны речи у дошкольников с ЗПР являются самыми распространенными расстройствами речи и проявляются преимущественно в дефектах звукопроиз-ношения и искажениях звукослоговой структуры слова. Нарушения фонетической стороны речи у детей с ЗПР обусловлены целым комплексом факторов: несформирован-ностыо речеслухового восприятия, недостаточностью речевой моторики, несовершенством моторного программирования речевого акта, особенностями аналитико-синтетичес-кой деятельности этих детей. ■ Формирование звукопроизношения Особенности коррекции нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР проявляются в следующем: 1) формирование правильного звукопроизношения осуществляется на фоне развития и совершенствования звукослоговой структуры слова; 2) коррекция нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР проводится на основе развития речеслухового восприятия и артикуляторной моторики. При этом развитие ар-тикуляторной моторики обеспечивается формированием как кинетической, так и кинестетической основы артикуляторных движений; 3) учитывая тесную связь в развитии звуковой стороны речи и фонематических процессов, коррекция нарушений звукопроизношения проводится одновременно с формированием фонематических процессов (фонематического восприятия и фонематического анализа)
4) коррекция нарушений звуковой стороны речи осуществляется в тесной связи с развитием лексики и грамматического строя речи; 5) у детей с ЗПР имеет место не только искажение звуко-произношения, но и задержка формирования звуковой стороны речи. В связи с этим, большое внимание уделяется активизации процесса формирования звукопроиз-ношения, уточнению произносительного и слухового образа нормально произносимых звуков, что способствует совершенствованию артикуляторной моторики, рече-слухового восприятия и спонтанному появлению звуков речи; 6) при определении последовательности работы над звуками, звукослоговой структурой слова необходимо учитывать минимальное усложнение заданий и речевого материала, постепенное введение трудностей с учетом зоны ближайшего развития этих детей. Учитывая особенности симптоматики и механизмов нарушений звукопроизношения у дошкольников с ЗПР, можно выделить следующие стадии коррекционной работы: I стадия (предварительная) имеет целью подготовить II стадия — уточнение артикуляторного и акустическо III стадия — коррекция нарушенных звуков речи. Рассмотрим содержание коррекционной работы на каждой из выделенных стадий. I(предварительная) стадия На предварительной стадии коррекционная работа проводится по следующим направлениям: 1) развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти; 2) развитие ручной и речевой моторики; 3) развитие зрительно-пространственных функций; 4) формирование временных представлений; 5) развитие ритма; 6) формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др. Указанные направления коррекционной работы проводятся и на других стадиях, но на более сложных заданиях, в структуре других задач и содержания коррекционного обучения. Развитие слухов ого восп риятия, слухового внимания, слуховой памяти Примерные игры и упражнения «Узнай звук» Логопед воспроизводит за ширмой различные неречевые звуки: шуршание бумаги, забивание гвоздя, защелкивание замка портфеля или сумки, перелистывание страниц книги или тетради, стук карандаша по столу и др. Дети слушают звуки с закрытыми глазами, а затем определяют, что звучало. «Что звучало?» Вначале детям предлагается поиграть с различными игрушечными музыкальными инструментами (дудочкой, барабаном, бубном, колокольчиком, гармошкой, балалайкой и др.). Затем логопед воспроизводит за ширмой звучание одного из игрушечных музыкальных инструментов и предлагает детям определить, какой инструмент звучал. Первоначально предлагаются контрастные звучания (дудочка — барабан, бубен — колокольчик), а затем более близкие звучания (барабан — бубен). «Тихо — громко» Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Логопед стучит в бубен то тихо, то громко. Если звук бубна тихий, дети идут на носочках, если более громкий — бегут. Кто ошибся, тот становится в конец колонны. «Где хлопнули?» Дети садятся в разных местах комнаты, выбирается водящий. Ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши. Водящий должен определить, кто хлопал. Разви тие сл ух о вого восприятия и внимания на речевом материале Примерные игры ш упражнения «Кто пришел?» Детям предлагается по звукоподражанию узнать, кто пришел к ним в гости. Один из детей (по согласованию с педагогом) стучит в дверь комнаты. Дети спрашивают: «Кто там?» Ребенок открывает дверь и воспроизводит звукоподражание (мяу, ав-ав, ко-ко, га-га, кукареку или др.). Дети определяют, кто это. «Кто как кричит?» Логопед раскладывает перед детьми игрушки с изображениями животных (собака, кошка, жук, петух, волк и др.) Далее педагог воспроизводит звукоподражание и просит детей выбрать соответствующую игрушку. В другом варианте игры педагог показывает игрушку с изображением животного, а дети воспроизводят соответствующее звукоподражание. § 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи «Бу^ь внимателен!» - Педагог сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он назовет дерево, дети должны хлопнуть в ладоши, При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. «Кто плавает?» Педагог говорит детям, что он будет произносить слово плывет с другими словами (лодка плывет, утка плывет и т. д.). Но иногда он будет ошибаться (например, самолет плывет, камень плывет.). Дети должны хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры педагог произносит словосочетания медленно, чтобы дать возможность детям правильно выполнить задание. В дальнейшем темп речи ускоряется, паузы становятся короче. Развитие ручной моторики Важность развития ручной моторики у детей с ЗПР обусловлена тесным взаимодействием в развитии ручной и речевой моторики. Исследования М. М. Кольцовой показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых зон коры головного мозга осуществляется под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. В связи с этим, совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и в целом развитию речевой функции. Развитие ручной моторики у дошкольников и младших школьников с ЗПР имеет большое значение и для подготовки этих детей к овладению письмом. В процессе работы по развитию ручной моторики можно использовать приемы, описанные в работах О. С. Бот, М.М.Кольцовой, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, В. В. Цвынтарного и др.
Упражнения на статическое воспроизведение положений пальцев рук, воспроизведение образов предметов с помощью пальцев «Крыша дома» Ладони соприкасаются кончиками пальцев, образуя угол. Большие пальцы соединены внизу, образуя горизонтальную линию. «Флажок» Четыре пальца руки (кроме большого) соединены вместе. Ладонь расположена вертикально, мизинец вверху, большой палец опущен вниз перпендикулярно остальным пальцам. «Лодочка» Ладони прижаты друг к другу со стороны мизинцев. Кончики пальцев соприкасаются. Сверху ладони раскрыты. Большие пальцы расположены горизонтально. «Пароходик» В отличие от предыдущего упражнения, большие пальцы подняты вверх. «Коза» Вытянуть указательный палец и мизинец левой руки. То же движение выполняется пальцами правой руки, далее — пальцами обеих рук. «Очки» Образовать два кружка большим и указательным пальцами обеих рук, а затем соединить их. «Стол» Левая рука согнута в кулак, а правая рука лежит на ней горизонтально. «Птичка пьет водичку» Пальцы левой руки слегка согнуты в кулак. Указательный палец левой руки опускается в отверстие. «Цветок» Ладони находятся в вертикальном положении, нижние части ладоней прижимаются друг к другу, пальцы раскрыты и слегка округлены. «Улитка» Правая рука лежит на столе вниз, указательный и средний пальцы вытягиваются вперед, остальные пальцы сгибаются. «Солнечные лучи» Руки скрещиваются перед грудью, пальцы расставлены. «Елка» Ладони прижимаются тыльной стороной друг к другу, пальцы скрещиваются. «Кошка» Средний и безымянный пальцы смыкаются с большим. Указательный палец и мизинец подняты вверх. «Курочка» Ладонь расположена горизонтально. Большой и указательный пальцы соединены. Остальные пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом состоянии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.20 (0.011 с.) |