Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение раннего детского аутизма. Характерные признаки его проявления.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ранний детский аутизм -это расстройство, возник. вследствие наруш. развития мозга и характериз. отклонениями в соц. взаимодействии и общении, а также огранич., повторяющимся поведением. Признаки раннего детского аутизма: стереотипность поведения (многократное повторении необязательных действий, движений), не желание идти на контакт игнорируя попытки окруж. привлечь его внимание), дефицит совместного внимания (то есть ребенок не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему его предмету), редкое обращение за помощью, основные симптомы по которым определяют аутизм –это отсутствие длительно контакта “глаза в глаза”; не откликание на имя при сохранном слухе; использов. другого человека, как будто это неодушевленный предмет. Аутизм проявл. при отсутствии или значит. снижении контактов, «уходе» в свой внутрен. мир. Отсутствие контактов наблюд. как по отношению к родным и близким, так и сверстникам. Аутичный ребенок, где бы он ни находился, ведет себя так, как будто он один. Обращает на себя внимание эмоцион. холодность и безразличие к близким, часто с повыш. ранимостью, чувствит. к критике и малейшим замечаниям в свой адрес. Дети-аутисты по сравнению со здоровыми сверстниками значительно реже жалуются. На конфликтную ситуацию они реагируют криком, агрессивными действиями, либо занимают пассивно-оборонительную позицию. За помощью к старшим обращаются редко. Ни на одном возрастном этапе не играют со сверстниками в сюжетные игры. Наиболее отчетливо при аутизме проявл. асинхронии формиров. отдельных функций и систем: развитие речи нередко обгоняет развитие моторики, «абстрактное» мышление опережает развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. В то же время отмечается несостоятельность в практической жизни, в усвоении обыденных навыков.
41.Искаженное психическое развитие: определение, этиология, структура дефекта, четыре группы детей с аутизмом. Искаженное психич. развитие представлено в частности синдромом раннего детского аутизма. Патогенетические механизмы раннего детского аутизма остаются недостаточно ясными, сохран. предположения о поломке биологич. механизмов аффективности, — о первичной слабости инстинктов, — об информацион. блокаде, связанной с расстройством восприятия, — о недоразвитии внутренней речи, — о центральном нарушении слуховых впечатлении, которое ведет к блокаде потребности в контактах, — о нарушении активирующих влияний ретикулярной формации, и многие другие Клинико-психологич. структура раннего аутизма, как особой формы недоразвития, впервые описанной Каннером, характериз. следующими признаками: 1) аутизм как предельное («экстремальное») одиночество ребенка, формир. нарушение его социальн. развития вне связи с уровнем интеллект. развития; 2) стремление к постоянству, проявляемое в виде стереотипных занятий, сверхпристрастия к различ. Объектам. 3) особая характерная задержка и наруш. развития речи, также вне связи с уровнем интеллект. развития ребенка; 4) раннее проявление (до 2,5 лет) патологии психич. развития, в большей степени связанной с особым наруш. Психич. развития, чем с его регрессом. 4 группы развития РДА, каждой из которых характерен свой способ отгораживания от внешнего мира: полная отрешённость от происходящего вокруг, при попытках взаимодействия с ребёнком характ. проявление крайнего дискомфорта. Отсутствие соц. активности, даже близким трудно добиться от ребёнка какой-либо ответной реакции: улыбки, взгляда. Дети данной группы стараются не иметь никаких точек соприкосновения с окруж. миром, они могут игнорировать мокрые пелёнки и даже витальные потребности — голод. Очень тяжело переносят взгляд глаза в глаза и избегают различ. телесных контактов. активное отвержение окружающей среды. Характериз. как тщательная избирательность в контактах с внеш. миром. Ребёнок общается с ограничен. кругом людей(родители, близкие люди.) Проявл. Повышен. избирательность в еде, одежде. Любое нарушение привычного ритма жизни ведёт к сильной аффективной реакции. Детям данной группы свойственно испытывать чувство страха, на который они реагируют агрессивно. Наблюд. большое кол-во речевых и двигат. Стереотипий, эти дети более адаптированы для жизни, чем дети относящ. к 1-ой группе. захваченность аутистическими интересами. Дети этой группы стараются укрыться от окруж. мира в своих интересах, при этом их занятия проявл. в стереотипичной форме и не носят познавательн. характера. Увлечения носят цикличный характер, ребёнок может годами разговаривать на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер. чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Наиболее легкий вариант проявл. аутизма. Основной чертой явл. Повышен. ранимость, уязвимость таких детей. Избегание отношений, если ребёнок чувствует какую-либо преграду. Чувствительность к чужой оценке.
40.Формы ДЦП согласно классификации К.А.Семеновой. По классификации Семеновой К.А. выделяют след. виды ДЦП: 1) спастическая диплегия; Наиболее распростр. разновидность церебр. паралича, известная под названием «болезнь Литтла». Наруш. функция мышц с обеих сторон, характерно раннее формиров. контрактур, деформаций позвоночника и суставов. Возник. преимущественно родившихся недоношенными.При этой форме наблюдается тетраплегия (тетрапарез), преобладает мышеч. спастика в ногах. Наиболее распростр. проявления — задержка психич. и речевого развития, наличие элементов псевдобульбарного синдрома, дизартрия и т. п. 2) двойная гемиплегия; Одна из самых тяж. форм ДЦП, являющаяся следствием хронич. пре- и перинатальной гипоксии с диффузным поврежд. полушарий голов. мозга. Клиника -Спастич. тетраплегия (тетрапарез), псевдобульбарный синдром, когнитивные и речевые наруш., наблюд. Эпилептич. приступы. Двигат. расстройства могут быть больше выражены в ногах, руках или быть распределены равномерно, характерно раннее формиров. контрактур, деформаций туловища и конечностей. 3) гемипаретическая форма; Одно из возможных последствий перенесенной гемолитической болезни новорожденных, сопровожд. развитием «ядерной» желтухи. При этой форме, поврежд. структуры экстрапирамидной системы и слухов. анализатора.,характерно наличие гиперкинезов: атетоз, хореоатетоз, торсийная дистония,дизартрия, глазодвигательные наруш., сниж. слуха. Характериз. Непроизв. Движен. (гиперкинезами), повыш. Мышеч. тонуса, одновременно с которыми могут быть параличи и парезы. Речевые нарушен. наблюдаются чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект развивается в основном удовлетворит. Отсутствует правильная установка туловища и конечностей. 4) гиперкинетическая форма; Характериз. односторонним нарушен. функции конечностей. Рука, страдает больше, чем нога. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Поэтому уровень соц. адаптации, определ. Интеллект. возможностями ребенка. 5) атонически-астатическая форма Характериз. низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства в форме мозжечка или псевдобульбарной дизартрии. Наблюдается при преобладающем повреждении мозжечка и мозжечковых путей вследствие родовой травмы, гипоксически-ишемического фактора или врожденной аномалии развития. Клинически характериз. классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия). Рассматрив. возможность возникновения этого варианта ДЦП при повреждении коры головного мозга. Характ. умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности.
39.Дефицитарное психическое развитие: этиология, структура дефекта, систематика нарушений у детей с недостаточностью двигательной сферы. Для осуществления двигат. акта необходимо, чтобы импульс из двигат. области коры беспрепятственно был проведен к мышце. При повреждении двигат. проводящего пути проведение импульса становится невозможным и соответствующая мускулатура оказыв. нарушенной. Наиболее изучена структура двигат. расстройств при детском церебральном параличе. Причиной ДЦП бывают различные факторы. Наибольшее значение имеют органич. поражения мозга в результате внутриутробных инфекций, интоксикаций, несовместимости крови матери и ребенка по групповой принадлежности или резус-фактору, асфиксии и внутричерепных кровоизлияний, недоношенности плода. Реже на 1м году в результате перенесенных менингоэнцефалитов. Ведущими в клинике ДЦП явл. Двигат. нарушения, характериз. Центр. параличами определ. групп мышц, расстройствами координации, гиперкинезами. Двигат. Наруш. часто сочетаются с речевыми и психич. расстройствами. В период новорожденности отмечается общее беспокойство, тремор, увеличение размеров головы, повышение сухожильных рефлексов, отсут. или слабость крика, нарушения сосания за счет слабости сосательного рефлекса, нередко судороги. Уже в 1е месяцы жизни проявл. отставание психомоторного развития, которое сочетается с запаздыванием в угасании безусловно рефлекторных двигат. Автоматизмов. При норм. развитии к 3 месяцам жизни эти рефлексы уже не проявляются, что создает благоприятные условия для развития произвольных движений. Сохранение даже отдельных элементов этих рефлексов после 3-4 месяцев жизни явл. симптомом риска или признаком поражения ЦНС. В зависимости от тяж. поражения может наблюдаться полное или частичное отсутствие тех или иных движений. При этом страдают, в 1ю очередь, наиболее тонкие дифференцированные движения: поворот ладоней и предплечий вверх (супинация), дифференциров. движения пальцев рук. Для детей с ДЦП характ. разнообразные эмоцион. и речевые расстройства. Эмоцион. расстройства проявл. в виде повышен. Эмоцион. возбудимости, повыш. Чувствит. к обычным раздражителям окруж. среды, к колебаниям настроения. Повышен. Эмоцион. возбудимость может сочетаться с радостным, приподнятым, настроением (эйфория), со снижением критики. Нередко эта возбудимость сопровождается страхами, особенно характерен страх высоты.
38.Дефицитарное психическое развитие: этиология, структура дефекта, систематика нарушений у детей с нарушениями зрения. Дефицитарное развитие - Тип диpонтогенеза связан. с первичной недостаточностью отдельных систем - зрения, слуха, опорно-двигат. аппарата. психики.В зависимости от степени наруш. зрения дел. на слепых и слабовидящих. Кроме снижения остроты зрения слабовидящие могут иметь отклонения в состоянии других зрит. функций (цвето- и светоощущение, периферич. и бинокулярное зрение). Врожденная слепота обусловлена поврежд. или заболев. плода в период внутриутробного развития либо явл. следствием наследств. передачи некоторых дефектов зрения. Приобретенная слепота бывает следствием заболев. органов зрения — сетчатки, роговицы и заболев. Центр. Нерв. системы (менингит, опухоль мозга,), осложнений после общих заболев. организма (корь, грипп,), травматич. Поврежд. мозга или глаз. Различают прогрессирующие и непрогрессирующие нарушен. Зрит. анализатора. При прогрессир. зрит. дефектах происходит постепенное ухудшение зрит. функций под влиянием патологич. процесса. К непрогрессир. дефектам зрит. анализатора относят некоторые врожденные его пороки - астигматизм, катаракта. Причинами этих дефектов могут стать также последствия некоторых заболев. и глазных операций. У незрячих возникают трудности в игре, учении, в овладении профессион. деятельн., своеобразие характера и поведения слепых сказывается на развитии у них отрицат. черт характера: неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции; или повышен. возбудимости, раздражит., переходящей в агрессивность. Развитие высших познават. процессов (внимание, логическое мышление, память, речь) у слепорожденных протекает нормально. Отличие ослепших детей от слепорожденных зависит от времени потери зрения: чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрит. представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Если не развивать зрит. память, частично сохранив. после потери зрения, происходит постепенное стирание зрит. образов. Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохранности зрения. Л.С. Выготский указывал, что слепые владеют так назыв. 6 чувством (тепловым), позволяющим им на расстоянии замечать предметы, при помощи осязания различать цвет.
37.Дефицитарное психическое развитие: этиология, структура дефекта, систематика нарушений у детей с нарушением слуха. Дефицитарное развитие - Тип диpонтогенеза связан. с первичной недостаточностью отдельных систем - зрения, слуха, опорно-двигат. аппарата. психики.Факторы, провоцир. нарушения слуха- инфекции, перенес. в период беременности (краснуха, корь, грипп, врожденный сифилис, токсоплазмоз). Слух может быть поврежден вследствие перенесенных постнатальных инфекций до 2 лет (корь, скарлатина, эпидемич. паротит, менингит, энцефалит, отиты), и генетич. факторов, нарушение слуха может произойти и в результате использов. антибиотиков (гентамицин). Виды нарушений слуха: - Глухие: слух полностью отсут. или имеется остаточный слух, на базе которого невозможно самостоят. Формиров. речи. - Слабослышащие: имеются сниж. слуха разной степени, на основе котор.возможно самостоят. развитие речи. Эта группа людей также условно дел. на 2 подгруппы - люди с незначит. Сниж. слуха и лучшим развитием речи - Люди со значит. Сниж. слуха и тяж. недоразвитием речи. Развитие психики слабослышащего ребенка протекает с отклонениями от обычной нормы. Дело не только в том, что ребенок плохо слышит, но и в том, что этот недостаток привел к наруш. многих функций и сторон психики, у котор. сформиров. только зачатки речи, мышление почти не продвинулось в своем развитии от наглядно-образного к словесно-абстрактному. Другие стороны психики в своем становлении у этого ребенка не испытывали того решающего воздействия со стороны речи и отвлеченного мышления. Это относится к сфере восприятия, в том числе к дефектному слуху: он не стал в полной мере речевым слухом. В таком состоянии взаимодействие слухового анализатора с речедвигательным оказалось нарушенным. Это помешало норм. становлению речевых механизмов, вторично привело к недоразвитию речевой деят. и продолжает препятствовать дальнейшему формир. речи. Частичное восприятие речи таким ребенком создает у окруж. неправильное представление о том, что ребенок может полностью понимать речь, а то, что ребенок часто недопонимает смысла сказанного.У ребенка речевое недоразвитие обусловлено неполноценным слухом, что ведет к изменению хода общего развития (наруш. слуха — общее наруш. познават. деятельности — недоразвитие речи). Затрудненность словесного общения явл. одной из главных причин аномального развития. Компенсация идет по пути усиления функций способных заменить утраченную функцию, полной компенсации не возможно.
36.Типология органической деменции (по Г.Е.Сухаревой). Понятие «полевое поведение». Г.Е. Сухарева, на основе специфики клинико-психологич. структуры дефекта, выделяет 4 типа органич. деменции у детей: 1й характериз. преобладанием низкого уровня обобщения. При 2м типе на передний план выступают нейродинамические расстройств, резкая замедленность, быстрая психич. истощаемости, неспособность к напряжению. Наблюд. Наруш. логичности мышления, выразительная склонность к персеверациям.При 3м типе -сочетание недостаточности побуждений к деятельности с вялостью, медлительностью, пассивностью, апатией, резким сниж. активности мышления; эмоцион. Бедность. При общей умственной заторможенности присутствует склонность к образованию элементарных двигательных стереотипов. При 4ом типе в центре клинико-психологич. картины находятся наруш. критики и целенаправл. мышления, со значительными наруш. внимания, "полевым поведением". Дети с таким диагнозом отлич. хаотической двигат. расторможенностью, склонностью к действиям по первым побуждением. Общий фон настроения характериз. отчетливой эйфорией со склонностью к глупости и кратковрем. агрессивным вспышкам. Эмоции примитивны. Реакции на замечания нет. Наблюдается грубое некритичность, недостаточное понимание ситуации, большая эмоциональная внушаемость. Обучению несмотря на особенности поведения препятствуют грубые нарушения внимания, нецеленаправленность в любой деятельности, персеверации по гипердинамическим типа. Анализ структуры дефекта двух последних подгрупп показывает выраженность повреждения и недоразвивание функций лобных долей. Полевое поведение -поведение, в котором человек ведется случайными эмоциями и стимулами внешнего окружения, а не собственными потребностями, внутрен.правилами или поставленными перед собой целями.
35.Поврежденное психическое развитие: этиология, структура дефекта. Виды органической деменции. Основные отличия олигофрении от деменции. Поврежденное психич. развитие. Связано с перенесен. инфекциями, интоксикациями, травмами нерв. системы, наследств. дегенеративными, обменными заболев. мозга и отличается парциальностью расстройств.Характер. моделью поврежденного психич. развития явл. Органич. деменция (слабоумие). Причина органич. деменции связана с перенесен. Инфекц., интоксик., травмами нерв. системы, наследств. Дегенератив., обмен. заболев. мозга. Деменция возникает либо начинает прогрессировать после 2—3 лет. Этим хронологическим фактором определ. отличие патогенеза и клинико-психол. структуры деменции от олигофрении. Структура дефекта при органич. деменции определ. в 1ю очередь фактором повреждения мозговых систем. Поэтому здесь нет тотальности поражения нервной системы, характер. для олигофрении, на 1й план выступает парциальность расстройств. Большое значение в структуре дефекта при органич. деменции имеют нарушения целенаправлен. мышления(начал с одного, а прешёл на другое), котор. выражены более грубо, чем при олигофрении. Характ. отсутствие понимания и переживания своей несостоятельности, равнодушие к оценке, отсутствие планов на будущее. Органич. деменция делится на 2 группы: тотальное (диффузное, глобальное) и частичное (дисмнестическое, парциальное, лакунарное).Согласно Международ. классификации болезней 10-го пересмотра, виды деменций: деменция при болезни Альцгеймера; сосудистая деменция; деменции при болезнях Пика, Гентингтона, Паркинсона, СПИДе; неуточненные деменции. Тотальное слабоумие обусловлив. выраженным сниж. всех интеллект. Функций. Частичное (дисмнестическое) слабоумие проявляется выражен. Нарушен. памяти. Другие интеллект. функции поражаются, вторично-больные сохран. способность к суждениям, наблюд. критич. отношение к своему состоянию, трудно усваив. новое, но старые знания, могут сохран. довольно долго. Основные отличия олигофрении от деменции. - в большинстве случаев (за исключением самых тяж. степеней задержки, отсталости развития) при олигофрениях возможно какое-то интеллект. развитие. В этом принципиальное отличие олигофрении от деменции. - В отличие от олигофрении деменция возникает либо начинает грубо прогрессировать в возрасте 2—3 лет.
34.Психологическая сущность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начин. в детском возрасте. Проявляется -как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Впервые описал чрезвычайно подвижного ребенка, котор. ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, немец. врач-психоневролог Генрих Хоффман. Он дал ему прозвище Непоседа Фил. Термин «синдром дефицита внимания» был выделен в начале 80-х годов из более широкого понятия «минимальной мозговой дисфункции». синдром гиперактивности с дефицитом внимания – это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД),то есть очень легкой недостаточности мозга. СДВГ чаще встреч. у мальчиков. Одним из главных признаков СДВГ- наруш. внимания, импульсивность.Клинически, эти дети характер., как быстро реагирующие на ситуации, не дожидаясь указаний и инструкций.В результате они очень небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. Часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды. В СДВГ его этиологии и патогенезе играют роль раннее органич. поражение голов. мозга в перинатальном периоде, а также генетические и социально-психол. факторы, прежде всего внутрисемейные.
33.Особенности психического статуса ребенка с ЗПР. Отличие ЗПР от социальной запущенности. Самые первые экспериментальные данные выявили, что всем детям с ЗПР свойственно снижение внимания и работоспособности, но, как показала Г.И. Жаренкова, снижение устойчивости внимания может иметь разный характер. У некоторых детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале выполнения задания, а по мере продолжения выполнения работы оно неуклонно снижается, у других сосредоточение внимания наступает лишь после осуществления некоторой деятельности. Для третьей группы детей характерна периодичность в сосредоточении внимания. Т.В. Егорова обнаружила у детей с ЗПР низкую продуктивность и устойчивость памяти (особенно при значительной нагрузке), слабое развитие опосредованного запоминания, снижение при его осуществлении интеллектуальной активности. Подобное снижение еще более характерно для ситуации воспроизведения. Сравнивая разные виды мышления, Т.В, Егорова пришла к выводу, что наибольшие затруднения вызывает у детей с задержкой психического развития выполнение заданий, требующих словесно-логического мышления. Наглядно-действенное мышление, напротив, оказывается нарушенным у таких детей в наименьшей степени. В исследованиях Р.Д. Триггер, Н.А. Цыпиной, С.Г. Шевченко было показано, что речь детей с ЗПР также отличается от нормы. Словарь этих, особенно активный, значительно сужен, понятия недостаточно точны, а иногда и просто ошибочны. У таких детей затруднено формирование эмпирических и грамматических обобщений. Ряд грамматических категорий в их речи просто отсутствует. У детей этой группы часто встречаются дефекты произношения, им плохо дается звуковой анализ слова, они недостаточно владеют его звуковым образом. Все это значительно затрудняет обучение чтению и письму. Клинические наблюдения и психологические исследования говорили о недостаточном развитии эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР. Некоторые клиницисты были склонны такое недоразвитие как важнейшую характеристику подобных детей. То, что поведение подростков с ЗПР не соответствовало возрасту, было незрелым, то есть то, что дети, будучи школьниками, как бы оставались на уровне игровой деятельности, поскольку учебная деятельность, не превращалась в ведущую, наблюдалось отставание в развитии мотивации и в отношении к окружающему, все это заставляло предполагать недоразвитие произвольных при относительно благополучном состоянии непроизвольных форм деятельности. Одновременно с клиницистами высказывалось предположение о первичной сохранности интеллекта у этих детей. Наряду с затрудненным развитием познавательной деятельности у детей с ЗПР могут проявляться энцефалопатические синдромы-гиперактивность, импульсивность, а также тревоги и агрессии, что также свидетельствует об органической недостаточности центральной нервной системы. Вопрос о том, как связаны между собой расстройства интеллекта при ЗПР с расстройствами эмоционально-волевой регуляции, является дискуссионным. Отличие ЗПР от социальной запущенности. Социальная запущенность – устойчивое отклонение в сознании и поведении детей обусловлено отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания (трудные дети). У таких детей и детей ЗПР наблюдается внешнее сходство отклонений в поведении и социальном отношении: конфликтность, нарушение правил поведения, отказ или уклон от требований, лживость, необязательность. Причины возникновения отклонений педагогически запущенных детей разные. Поведение – результат стойкого отклонения в нравственно-правовом сознании. Данного ребенка можно назвать оппозиционером по убеждению (деяния совершают сознательно). Причины отклонения поведения детей ЗПР являются слабые адаптационные механизмы личности. Не сбалансированность процессов возбуждения и торможения. Для этого ребенка конфликт, отказ, лож – наиболее простой способ взаимодействия со средой и в то же время способ самосохранения, самозащиты от отрицательных воздействий из вне. При таком стихийном формировании без педопеки ребенок приобретает асоциальные черты характера.
32.Понятия «психический инфантилизм», «гармонический инфантилизм», «моторный инфантилизм», «соматогенный инфантилизм», «дисгармонический инфантилизм», «органический инфантилизм». Психический инфантилизм – незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности. У детей психический инфантилизм проявляется в сохранении черт поведения, присущих более младшему возрасту. Гармонический инфантилизм – это равномерное проявление инфантилизма во всех сферах. Эмоции отстают в развитии, задержано и речевое развитие, и развитие интеллектуальной и волевой сферы. В некоторых случаях может быть не выражено отставание физическое — наблюдается только психическое, а иногда имеется и психофизическое отставание в целом. Моторный инфантилизм отличается от «дебильной двигательности» тем что отсутствуют признаки органических изменений в головном мозге, пирамидные или экстрапирамидные симптомы. Этот термин использовался для обозначения проявлений недостаточности развития двигательных функций, идущей параллельно с запаздыванием умственного развития, проявлениями психического инфантилизма. Соматогенный инфантилизм возможен при эндокринных нарушениях, хронических истощающих заболеваниях, а также при поражениях некоторых внутренних органов. Для соматогенной инфантилизации свойственно преимущественно отставание костно-мышечной системы и моторики при удовлетворительном, а иногда и ускоренном половом созревании. Дисгармонический инфантилизм – отличается сочетанием признаков психической незрелости, свойственной простому инфантилизму с отдельными патологическими чертами характера, такими как аффективная возбудимость, конфликтность, лживость и хвастовство, эгоизм, капризность, повышенный интерес к социальным эксцессам. Органический инфантилизм – это инфантилизм, связанный с органическим повреждением центральной нервной системы, головного мозга. Наиболее распространенным вариантом органического, или психического, инфантилизма является инфантилизм, связанный с психоорганическим синдромом. Он развивается вследствие органического повреждения мозга. Поскольку нередко речь идет о внутриутробном повреждении плода, то при этом типе инфантилизма часто встречаются множественные стигмы дизморфогенеза — низкорослость, дискрании, дизотия, высокое небо, неправильный рост волос, зубов и т. п.
31.Основные варианты задержки психического развития (по К.С.Лебединской). Классификация основных видов ЗПР по К.С. Лебединской опирается на классификацию Власовой – Певзнер, в ее основе лежит этиологический принцип: Первая группа – задержка психического развития конституционального происхождения. Это гармонический психический и психофизический инфантилизм. Такие дети отличаются уже внешне. Они более субтильны, часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками. У этих детей особенно сильно выражено отставание в развитии эмоциональной сферы. Они находятся как бы на более ранней стадии развития по сравнению с хронологическим возрастом. У них наблюдается большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, для них очень характерны легкие переходы от смеха к слезам и наоборот, у детей этим очень выражены игровые интересы, которые преобладают даже в школьном возрасте. Вторая группа – задержка психического развития соматогенного происхождения, которая связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например), заболевания пищеварительной системы. Длительная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приводит к отставанию в развитии. Сердечно-сосудистая недостаточность, хроническое воспаление легких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения. Третья группа – задержка психического развития психогенного происхождения. Надо сказать, что такие случаи фиксируются довольно редко, так же как и задержка психического развития соматогенного происхождения. Должны быть уж очень неблагоприятные условия соматические или микросоциальные, чтобы возникла задержка психического развития этих двух форм. Значительно чаще мы наблюдаем сочетание органической недостаточности центральной нервной системы с соматической ослабленностью или с влиянием неблагоприятных условий семейного воспитания. Четвертая, группа – самая многочисленная – это задержка психического развития церебрально-органического генеза. Причины – различные патологические ситуации беременности и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции во время беременности, интоксикации, а также травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни. Особенно опасен период до 2 лет.
30.Задержанное психическое развитие: понятие, причины возникновения, структура дефекта (по Е.С.Слепович). Основные отличия олигофрении от задержки психического развития. ЗПР - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости. Причины ЗПР: Биологические: - патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода; - недоношенность; - асфиксия и травмы при родах; - заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка; - генетическая обусловленность. Социальные: - длительное ограничение жизнедеятельности ребенка; - неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка. Е.С. Слепович описывает структуру дефекта: - при задержке психического развития его нарушение наступает очень рано, поэтому становление всех психических функций происходит не только замедленно, но и искаженно; - для этих детей характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности; - ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности; - наблюдается низкая активность во всех видах деятельности, особенно спонтанная; - наиболее нарушенными оказываются эмоционально-личностная сфера, общие характеристики деятельности, работоспособность (в сравнении с относительно более высокими показателями мышления и памяти); в интеллектуальной деятельности наиболее ярко нарушения проявляются на уровне словесно- логического мышления при относительно более высоком уровне развития наглядных форм мышления; - наибольшие трудности вызывают задания, требующие установления сложных причинно-следственных связей, оперирования материалом, отсутствующим в житейском опыте детей; - дети указанной категории обладают достаточно высокими потенциальными возможностями развития, показывают относительно хорошую обучаемость. Отличия олигофрении от задержки психического развития. - в отличие от олигофрении для ЗПР характерна не тотальность, а мозаичность нарушений мозговых функций, т.е. недостаточность одних функций при сохранности других, несоответствие потенциальных познавательных способностей и реальных школьных достижений. - Важным диагностическим признаком для отграничения от олигофрении является возможность принимать и использовать помощь, усваивать принцип решения заданной интеллектуальной операции и переносить его на аналогичные задания. - В отличие от олигофрении, при задержке психического развития нередко доминируют явления не интеллектуального, а эмоционального дизонтогенеза - психического (нередко психофизического) инфантилизма. - дети с ЗПР значимо лучше обучаются и способны стать на нормальный путь развития.
29.Классификация форм олигофрении (по М.С.Певзнер). М.С. Певзнер выделила следующие формы олигофрений: 1) неосложненная форма олигофрении; Неосложненная форма олигофрении характеризуется диффузным поражением головного мозга. Сопровождается уравновешенностью нервных процессов, грубые поражения в пределах того или иного коркового анализатора отсутствуют. Не наблюдается психомоторной расторможенности, аффективных расстройств, патологии влечений, судорожных припадков. Сохранена целенаправленность действий. Дети обычно спокойные, дисциплинированные, их довольно легко организовать. 2) олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамических процессов; При данной олигофрении интеллектуальное недоразвитие сочетается с явлениями нарушения процессов активного возбуждения или торможения. У детей с преобладанием процессов активного возбуждения психическое развитие в целом страдает от двигательной расторможенности, отвлекаемости, повышенной импульсивности, а также аффективной неуравновешенности. Такие дети неусидчивы, часто отвлекаются, непослушны, конфликтны, на замечания взрослых не обращают внимания. Дети с преобладанием процессов торможения вялые, замедленные, инертные. Эта замедленность проявляется в снижении работоспособности, в низкой продуктивности. У таких детей слабо проявляется интерес ко всему новому, они безразличны в учебной деятельности, психические процессы инертны. 3) олигофрения с психопатоподобными формами поведения; При олигофрении, сопровождающейся психопатоподобными формами поведения, у детей наблюдается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы, отмечается недоразвитие личностных качеств, снижение критического отношения как к себе, так и к окружающим их людям. Подобный вид олигофрении наиболее типичен для лиц, перенесших тяжелые постнатальные инфекционные заболевания (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит), а также черепно-мозговые травмы с вовлечением в болезненный процесс подкорковых образований. 4) олигофрения, сопровождающаяся нарушениями работы различных анализаторов; |
||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.104.36 (0.023 с.)