Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ф-фия науки, ее структура и ф-фии.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании,. Наука – система знаний о законах мира. По предмету и методу познания можно выделить:· науки о природе,· науки об обществе,· науки о познании и мышлении.Отдельную группу составляют технические науки.Особенности научного познания: 1) основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности, законов самого познания и мышления, 2) цель и высшая ценность научного познания – объективная истина, 3) ориентация на практику, 4) научное познание есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих развивающуюся систему понятий, теорий, законов и других идеальных форм, 5) использование научного оборудования, 6) строгая доказательность научного знания.
Наука проходит в своем развитии ряд этапов (В.С. Степин). Доклассический этап – этап преднауки, т.е. этап зарождения элементов науки в рамках философии (Др. Восток, Греция и Рим, средние века до Нового времени). Наука как целостный феномен возникает в Новое время, вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии 3 основных этапа: 1) классический (17 – 19вв.), 2) неклассический (первая пол. 20 века), 3) постклассический (вторая пол. 20 века). 38.Структура научно-позновательной деятельности.Этика науки: Структура научного познания:1) факты,2) результаты их теоретического обобщения в понятиях и других абстракциях, 3) проблемы и гипотезы,4) законы, проблемы и теории, 5) философские установки,6) социокультурные основания, 7) методы, идеалы и нормы научного знания,8) стиль мышления. Структура научной теории: 1) исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы, 2) идеализированный объект, т.е. абстрактная модель изучаемого явления («абсолютно черное тело», идеальный газ), 3) логика теории, нацеленная на прояснение структуры и изменение знания. 4) Совокупность законов и универсалий, выведенных из основоположений теории. этика науки — дисциплина, изучающая нравственные основы научной деятельности. Основные этические нормы науки — бескорыстный поиск и отстаивание истины, стремление обогатить науку новыми результатами, добросовестное обоснование выдвигаемых научных положений, открытость для обсуждения вопросов и научной критики, свобода научного творчества, социальная ответственность ученого и др. 39.Эмпирический ур-вень познания и связные с ними методы и формы иследования деятельности: Наблюдения – это целенаправленное восприятие явлений объективного мира. Оно опирается не только на чувственное познание, но и включает в себя рациональные моменты (выбор объекта и изучение результатов). Наблюдение включает три элемента: наблюдатель, технические средства наблюдения, изучаемый объект. Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством субъекта в исследуемый процесс. Эксперимент, как и опыт, является основой познания, критерием истинности. Особенными видами эксперимента является мысленный эксперимент, космический, ядерный. Эмпирические методы приводят к возникновению знания, содержание которого в основном получено из опыта и выражено определённым языком. Эмпирические методы основываются на чувственном познании.Классификация методов:1. По степени общности: всеобщие, общенаучные и частнонаучные;2. По степени использования средств математики: качественные и количественные;3. По отношению к опыту: эмпирические и теоретические;Методы познания:1Общенаучные методы познания 2 эмпирического исследования 3 Методы теоретического познания 4научное познания..Формы научю познания: · идея;· проблема; · гипотеза;· концепция;· теория.
40.Теоритич. уровень позниния и связные с ними методы и формы иследования деятельности: Теоретические же методы приводят к возникновению знания, отображающего предмет со стороны закономерных, существенных связей посредствам абстрактного мышления. Примером теоретического метода является исторический и логический, позволяющие реконструировать сложившиеся процессы и вывести общие закономерности. Исторический – это метод исследования конкретного процесса развития в его исторически протекающей форме и обобщения эмпирического материала до уровня исторической закономерности. Логический метод исследования – это метод исследования развития явления, отвлекающийся от случайных и побочных явлений и основывающийся на закономерных тенденциях сущности развития явления. Метод восхождения от абстрактного к конкретному характеризует начало протекания и конец отдельного этапа в процессе познания. Процесс познания начинается с чувственного созерцания, изучения конкретных предметов действительности. Однако чувственно-конкретное знание не вскрывает сущности предмета, поэтому познание переходит к следующему этапу – образованию отдельных абстракций. И третий этап состоит в переходе от абстрактного к конкретному в теоретически обобщённом виде.
41.Понятие метода ксассиф. Методов научной деятельности Знание, получаемое человеком, есть не только результат познания (форма), но и его средство, т.е. метод. Метод научного познания – это определённый способ, приём решения познавательных задач. Метод, реализуясь, проявляет себя как форма познания, поскольку логическое воспроизведение объекта в мысли происходит в определённых формах. Методика – совокупность методов данного исследования. Методология – это общая теория методов. Методология – учение о приёмах и принципах всякого научного исследования. Классификация методов: 1. По степени общности: всеобщие, общенаучные и частнонаучные; 2. По степени использования средств математики: качественные и количественные; 3. По отношению к опыту: эмпирические и теоретические; Частнонаучные методы – это методы, которые используются в отдельной конкретной науке, например, в физике – радиоспектральный метод, в биологии – препарирование. Общенаучные методы – методы, которые используют большинство наук. Общенаучными становятся методы кибернетики, математики и т.д. Всеобщий метод раскрывает общее направление и характер познания в целом, независимо от специфики явлений. Всеобщим методом является диалектика, т.к. она раскрывает характер и направление познания в целом. Всеобщий метод может дать только философия, которая теоретически обобщает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления, поэтому философия является методологической основой естествознания и обществознания. 42.Ф-фия Фомы Фома Аквинский является основателем томизма – учения, использующего рациональные аргументы для обоснования бытия бога. Аквинский соединил христианство с учением Аристотеля. Он утверждал, что человека нужно изучать целиком, то есть в единстве души и тела. Тело (труп) – это не человек, также дух (приведение) – не человек. Человек – это существо промежуточное между животным и ангелом. Человек – это личность. Природа – не злое, а доброе начало, так как ее создал бог. Надо жить в реальном мире, в единстве с природой и стремиться к земному, а не только райскому блаженству. Разум и вера не исключают, а помогают друг другу в стремлении души к познанию истины. Истина одна – это бог и его учение. К ней можно идти двумя путями:1) путь веры – короткий, непосредственный путь;2) путь разума, науки – это длинный путь со многими доказательствами.Все, что мы познаем в природе, – тоже истинно и не противоречит вере. Разум возвышается над волей и может ею управлять. Смысл жизни – счастье, которое есть познание и созерцание бога. Добродетели человека – мудрость, отвага, умеренность, справедливость, вера, надежда, любовь.Философия Фомы начинается с категории бытия, обозначающей все, что есть, и все, что может быть. Бытие бога может быть доказано разумом.Пять доказательств бытия Бога:1. Все, что движется, движимо чем-то другим. Нельзя, однако, продолжать этот ряд до бесконечности. Следовательно, существует перводвигатель, и им является Бог.2. Все, что существует, имеет причину вне себя. Первопричиной всего существующего является Бог.3. Всякое случайное явление зависит от необходимого, которое имеет свою необходимость либо в другом необходимом, либо в себе самом. Первая необходимость – Бог.4. Существуют различные степени качеств – красоты, истины, блага, добра, следовательно, должна существовать наивысшая степень совершенства. Этим эталоном, всесовершенным существом является Бог.5. Телеологическое: все в природе направлено к некой цели, имеет смысл и полезность. Следовательно, должно существовать разумное существо, которое направляет все естественные вещи к цели. Этим разумным существом является Бог.
43.Общество как область изучения соц. философии: Общество – продукт целенаправленной и разумно – организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов и договора. Народ – форма общности людей, связанных языком, культурой, происхождением.Философский смысл понятия «общество» состоит в определении специфики типа связи индивидов в единое целое. Основными типами таких связей являются:1) духовные,2) конвенциональные;3) материальные, основанные на взаимодействии людей.\/Выделяют 3 основных подхода к объяснению этих связей и закономерностей:1) Натуралистический подход состоит в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы в мире животных и космоса. 2) Идеалистический подход. Согласно ему, людей объединяют идеи, верования и мифы. 3) Материалистический подход. Он связан с анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в соответствующих природных условиях и при наличии тех или иных верований, но имеют самодовлеющий характер. Развитие общества представляет собой естественно-исторический процесс смены одной общественно – экономической формации другой. Способ производства – это своего рода синтез ПС и ПО. ПС = Человек +СП.СП – средства производства.ПС – производительные силы.ПО – производственные отношения, т.е. отношения, возникающие между людьми в процессе производства. 44.Формы общественного сознания: Многообразие форм общественного сознания обусловлено многообразием и противоречивостью общественного бытия. Они являются идеальным выражением разнообразных способов предметно - практической практики. Формы общественного сознания различаются:· по предмету отражения;· по способу отражения; Ф-фии свойственна логическая форма отражения общественного бытия. Искусство отражает действительность в чувственно воспринимаемых художественных образах. Мораль – в форме определённых принципов поведения людей, религия – с помощью определённых догм, принимаемых на веру. Моральное сознание является наиболее древней формой социальной регуляции людей, возникшей в силу объективной необходимости согласования из общежития в процессе трудовой деятельности. В ходе общественно-исторического развития в ней проявлялась борьба общечеловеческих и классовых человеческих ценностей. Рационально гуманистический момент морали состоит в том, что выработанные в ней представления о долге, добре, чести, составляют основу гуманизма, которые дополнялись и развивались в классовом обществе другими формами сознания. Нравственное сознание – форма общественного сознания, которая находит отражение общепринятые нормативы и оценки человеческой деятельности. Правосознание – форма общественного сознания, в которых выражаются знания и оценка, принятые в данном обществе в качестве юридических законов, нормативов социально-экономической деятельности различных субъектов права. Правосознание занимает промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. Особенностью политического сознания является то, что в нём отражаются коренные интересы борющихся классов, их отношения между собой, а также к государственной власти, другим обществам и государству. В политической идеологии формируются общие классовые цели, задачи и теории, реализуемые в политической борьбе. В культурно историческом процессе религия играет двоякую роль: она культивирует, как безусловно необходимые простые формы нравственности; она рассматривает человека как творение Бога, существо, подобное Богу 45.Учение Маркса о производственных силах: К. Марксом была разработана концепция материалистического понятия истории, суть которого состоит в учении об определяющей роли способа производства в развитии общества. Способ производства складывается объективно, независимо от воли и желания людей. Связывают людей в единый организм не общая идея, или Бог, а производительные силы и производственные отношения, видоизменение которых составляет основу общественно-экономических формаций как этапов мировой истории. Развитие общества представляет собой естественно-исторический процесс смены одной общественно – экономической формации другой. Способ производства – это своего рода синтез ПС и ПО. ПС = Человек +СП. СП – средства производства. ПС – производительные силы. ПО – производственные отношения, т.е. отношения, возникающие между людьми в процессе производства.
46.Культура: Культура, в широком смысле слова,– это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях. Культура, в узком смысле слова, – это сфера духовной жизни людей. Это понятие употребляется для характеристики определенной исторической эпохи, конкретного общества, нации, специфической формы деятельности. Культура – это специфическая человеческая деятельность, выраженная в материальных и духовных ценностях, а также в степени воплощения духовного опыта человечества в индивидуальном опыте человека.Ж. П. Сартр: «Ку льтура – это зеркало, в которое смотрится человек». М. Хайдеггер: «Культура – реализация духовных ценностей, путем высших человеческих достоинств».В.С. Степин: «Культура – этосовокупность информационных кодов, хранящих и транслирующих социально-духовный опыт человечества ». Особенности культуры:1) Культура – это небиологическая деятельность человека, выражающая его сущностные силы. 2) Культура – мера развития человечности. К. Маркс:«Только в процессе усвоения культуры естественные человеческие свойства становятся собственно человеческими».3) Культура выполняет важнейшую адаптационную функцию. 4) Культура выполняет также образовательную, воспитательную, познавательную и регулирующие функции. Г. Маркузе: «Культура выполняет репрессивную функцию по отношению к недостаточно обузданным действиям человека, чтобы защитить общество от деструктивных действий отдельных индивидов». Среда культуры: 1) Экономический уровень.2) Социальная развитость.3) Уровень политической организации общества, отражающий меру свободы индивида.4) Духовно-нравственная атмосфера общества. 47Фейербах: Людвиг Фейербах Согласно Фейербаху, философия есть наука действительности в ее подлинности и целостности, но воплощением действительности является природа. «Природа создала не только мастерскую желудка, она воздвигла также храм мозга». Основной вопрос философии – вопрос о соотношении тела и души человека. Материя предваряет дух, бессознательность – сознание, бесцельность – цель, чувственность – разум, страсть – волю.В центре философии Фейербаха–человек,но как родовое понятие, т.е. человек абстрактный. «Человек – единственный универсальный и высший предмет философии». Он материальный объект и одновременно мыслящий субъект, психофизическое существо. Природа человека не социальная, а чисто биологическая. Человек – конкретное существо. Люди связаны между собой только природными, естественными отношениями. Ни историческая эпоха, ни тип общественных отношений, ни классовая, ни сословная, национальная принадлежность человека, сточки зрения Фейербаха, значения не имеют. В загадке человека – загадка всех мировых проблем. Поэтому философия должна изучать человека, она должна стать антропологией (наукой о человеке).В своей знаменитой работе –«Сущность христианства»– Фейербах развивал идеи о земном происхождении религии. Реальная основа или причина религии коренится в природе человека, в условиях его жизни. Религия – это выражение чувственной зависимости человека от земной действительности. Религия и идеализм имеют одну основу – наделение самостоятельной сущностью одного из атрибутов человеческого рода – мышления, которое лишь в фантазии может быть оторвано от человека и противопоставлена ему. Религия – это бессознательное самосознание человека.Отвергая религиозный культ человека, Фейербах противопоставлял ему культ человека, облекаемого им в религиозную оболочку «обоготворения» человека. Мировоззрение Фейербаха завершается учением о нравственности, исходящим из единства и взаимосвязи «Я» и «Ты». Стремление к счастью – движущая сила человеческой воли, оно влечет за собой сознание нравственного долга, т.к. «Я» не может быть счастливым и вообще существовать без «Ты».Стремление к собственному счастью перерастает рамки эгоизма, оно не достижимо без человеческого единения. 48.Ф-фия Платона: Учеником Сократа был Платон. Платон. В школе изучали 4 основные дисциплины:1) диалектику;2) математику;3) астрономию;4) музыку.\/Всю действительность Платон разделил на два мира: · мир идей; ·материальный мир. Материальный мир является лишь тенью мира идей: он вторичен. ы. По Платону, идея предшествует материи уже в том плане, что прежде чем создать какую-либо вещь, человек создает в своей голове идеальный проект этой вещи. Платон объяснял подобие всех существующих в мире столов наличием идеи стола. Наивысшая идея есть идея блага. Счастье состоит в обладании благом. Любовь – это стремление к целостности, гармонии, воссоединению со своей «половинкой».Материя – это условие пространственного разделения множества вещей. основе теории познания,). Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась в мире идей до того, как соединилась с телом. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше человеку удается освободиться от телесности. Тело – это темница для души. Тело смертно, конечно, а душа – вечна. Следовательно.Платон выделял 3 части души:1) разум;2) воля и благородные желания;3) чувственность и влечения\/ Платон выделяет в идеальном государстве три сословия:1) правители-философы;2) войны (стражи);3) земледельцы и ремесленники. В идеальном государстве Платона нет рабов, а для двух высших сословий не существует собственности и семьи. Каждому из сословий соответствует своя добродетель:1) мудрость;2) мужество; 3) сдержанность.
49.Рационализм Декрта и Лейбница: Рене Декарт Основные философские сочинения: «Рассуждение о методе»,«Начала · дезориентирующая сила снов не столько обозначающих, сколько затемняющих наши понятия.Истинным методом является рационалистическая дедукция. Дедукция – это математизированный способ движения от самоочевидного и простого к производному и сложному.4 правила-метода:1. Принимать за истинное все то, что воспринимается в ясном и отчетливом виде и не дает повода к сомнению. Интуиция – это исходный элемент познания, рациональный критерий истины, естественный свет разума. Интуиция – это осознание всплывших в разуме истин, состояний умственной самоочевидности.2. Анализ предшествует дедукции. 3. В сознании следует идти от простейших вещей к вещам более сложным (рационалистическая дедукция).4. «Энумерация» – осуществление полных перечислений (классификаций) для достижения полноты истины.Некоторые понятия и суждения являются «врожденными», а интуиция осознает истинность этих понятий и суждений, так как они самоочевидны. Врожденные идеи – это эмбрионы мысли. Они дают нам знания, а интуиция обеспечивает осознание этого знания.Доказательства бытия Бога: 1) Бог нужен нам как гарант существования мира, его познания и источник истины.2) Только Бог в состоянии вселить в души людей, как существ несовершенных, мысль о существовании всесовершенного существа.3) Логическая связь тождественна онтологической: из «мыслю» следует «я есть», из «Бог мыслим» – «Бог есть».4) Существует врожденная идея Бога. Готфрид Лейбниц. Основными сочинениями Лейбница являются: «Новый опыт о человеческом разуме», «Монадология». Основной тезис Лейбница: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях, кроме самого разума, то есть принципов логики». Лейбниц заявлял, что нельзя согласиться с эмпирическим истолкованием принципов логики. Степени ясности представлений: · у монад, стоящих на низшей ступени, монад безжизненной природы, все представления смутные; · у монад средней ступени (души животных и людей) одни представления смутны, другие ясны; · у монад высшей ступени (ангелы и Бог) – все представления ясны. 50. Социокультурная динамика и ее направленность и содержание. В. Межуев дает деятельностно-динамическое определение культуры. Исходя из данного подхода, структура культуры включает в себя:1) Деятельность по созданию ценностей 2) Материальные и духовные ценности 3) Саморазвитие человека, которое происходит как в процессе создания ценностей, так и в процессе их освоения.\/ Культура – это специфическая человеческая деятельность, выраженная в материальных и духовных ценностях, а также в степени воплощения духовного опыта человечества в индивидуальном опыте человека.Ж. П. Сартр: «Ку льтура – это зеркало, в которое смотрится человек». Культура – это саморефлексия человека и человечества, возникшая на основе творческой деятельности человека по созданию материальных и духовных ценностей, ведщих в своей совокупности к саморазвитию человека.\/ Особенности культуры:1) Культура – это небиологическая деятельность человека, выражающая его сущностные силы. 2) Культура – мера развития человечности. К. Маркс:«Только в процессе усвоения культуры естественные человеческие свойства становятся собственно человеческими».3) Культура выполняет важнейшую адаптационную функцию. Эта функция возникла с первыми наскальными рисунками, с первыми религиозными обрядами.4) Культура выполняет также образовательную, воспитательную, познавательную и регулирующие функции. Г. Маркузе: «Культура выполняет репрессивную функцию по отношению к недостаточно обузданным действиям человека, чтобы защитить общество от деструктивных действий отдельных индивидов». Среда культуры: 1) Экономический уровень.2) Социальная развитость.3) Уровень политической организации общества, отражающий меру свободы индивида. 4) Духовно-нравственная атмосфера общества.
51.Цивилизация: Определения цивилизации:1. Синоним культуры. 2. Общество на определённой стадии развития.3. Уровень развития общества в целом.4. Совокупность технологических достижений человечества.\/Согласно теории Энгельса-Моргана, можно выделить три этапа развития общества:1) дикость,2) варварство,3) цивилизацияВсе культуры проходят три фазы развития:1) рождение и детство,2) молодость и зрелость,3) старость и закат.\/Этап цивилизации – это «старость и закат» общества.Шпенглер говорил, что бессмысленно говорить о человечестве в целом, надо изучать отдельные культуры. Шпенглер выделял восемь культур:1. Египетская.2. Индийская.3. Вавилонская.4. Китайская.5. Греко-римская.6. Византийско-арабская.7. Майя.8. Русско-сибирская.Цивилизация–это системная характеристика общества в единстве его социокультурного развития, выражающая специфическое отличие данного общества от других этнических образований.Структура цивилизации:1) технологический базис, 2) экономический базис,3) гражданское общество,4) вся гамма социокультурного развития общества (семья, нация и т.д.).\/Цивилизация – это степень реализации культуры во всех сферах жизни общества.Этапы развития цивилизации связаны с социотехническими революциями:1) Этап перехода от общества собирательного типа, ведущего полудикий образ жизни, к аграрной цивилизации. Этот этап связывают с неолитической революцией, т.е. переходом к «производящему» обществу. Он включает в себя первобытное, рабовладельческое, феодальное общество.2) Промышленная революция 18 века и становление буржуазного общества привели к индустриальной цивилизации.3) 40-е -50-е гг. 20 века связаны с научно-технической революцией и переходом к постиндустриальной цивилизации.На смену постиндустриальному обществу идет информационное общество. 52.Ф-фия безопасности: В своей деятельности инженер должен прислушиваться не только к голосу ученых и технических специалистов, но и к голосу собственной совести, к общественному мнению, особенно если результаты его работы могут повлиять на здоровье и образ жизни людей, затронуть памятники культуры, нарушить природную среду. Для этого необходимо изменить стиль мышления инженеров и проектировщиков, гуманитаризировать инженерное образование. Техника служит облегчению и освобождению, но создает новые тяготы и зависимости, она считается гарантом человеческого развития и социального прогресса, однако вызывает также бесчеловечные и разрушительные последствия. Техника – только средство, сама по себе она ни хороша и ни дурна, все зависит от того, что из нее сделает человек. Проблема техники – проблема социальной и экологической ответственности человека, создавшего ее.
53.Ф-фия Гегеля: Фридрих Гегель. Основное сочинение – «Феноменология духа». Философия – есть эпоха, схваченная в мыслях. Задача философии – изучить мир как целое, во всех его многообразных связях и развитии. Исходное положение философии Гегеля: тождество бытия и мышления, то есть понимание реального мира как проявление идеи. Его философская система строится на понятии «абсолютная идея». Абсолютная идея есть результат логического процесса самореализации Мирового Духа (Разума), выраженного через систему философских категорий.Мировой Дух – является субстанцией мира, его основой и сущностью. Дух обнаруживает себя через внешнее бытие предметов и явлений. Первой ступенью самореализации духа является природа. Вторая ступень – это формирование сознания и его проявление в деятельности человека, то есть в истории. Это ступень пробуждения духа, осознания духом самого себя. Этому процессу соответствуют 3 формы развития Духа:·Субъективный Дух;· Объективный Дух; · Абсолютный Дух.\/Субъективный Дух – это этап формирования индивидуального сознания. Объективный Дух проявляется в общественных формах деятельности, в истории. Когда человечество, путем совершенствования своего сознания и общественных форм жизни, достигает абсолютной свободы, тогда наступает освобождение духа. Дух становится абсолютным. Абсолютная идея проходит три этапа в своем развитии:1) Развитие идеи в собственном лоне, «стихии чистого мышления», где идея раскрывает свое содержание в системе взаимосвязанных логических категорий. Это этап логики.2) Развитие идеи в форме инобытия, то есть форме природы. 3) Развитие идеи в мышлении и в истории (в Духе) – этап философии духа. Абсолютная идея возвращается к самой себе.\/Гегель открыл 3 закона диалектики:· Закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий источник движущей силы развития.· Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, раскрывающий механизм развития; · Закон отрицания отрицания, раскрывающий направление развития 54.Ф-фия техники и область ее исследования: Определения техники: · искусство в широком смысле слова,· навык, мастерство, многостороннее умение, то есть профессиональное искусство, · знание в широком смысле слова (про-из-ведение, по М. Хайдеггеру), · творчество, и, прежде всего, техническое творчество, – как изобретение технических систем,·неорганическое тело человека, вторая природа, ·артефакт, то есть продукт человеческого труда,· эффективная методологическая деятельность (Ф. Рапп),· совокупность рационально выработанных методов (Ж. Эллюль),· технические орудия – это проекции, продолжение и усиление человеческих органов.Обобщая данные определения, можно сделать вывод, что техника – это искусственно созданные средства деятельности человека.Техника в своём развитии проходит 3 этапа: · орудия ручного труда, · машины (на уровне механизации), · автоматы (на уровне автоматизации).В своем развитии человек проходит три этапа рабства (Н. Бердяев):1) сначала он – раб природы,2) затем он – раб государства, национальности, классов, 3) и, наконец, он становится рабом техники, машины, в которую превращено общество и незаметно превращается сам человек.\/ Дазманизм (М. Хайдеггер), т.е. обезличивание проявляется в том, что людям оказывается удобнее и проще жить, рассматривая себя как существа подобные другим, то есть как объекты, а не субъекты. Поэтому «человек живет либо в состоянии глубокой неудовлетворенности собой, либо отказывается от самого себя, чтобы превратиться в функционирующую деталь машины» (К. Ясперс). 55.Ф-фия инженерной деятельности. Основные критерии инженерной деятельности:· способность функционирования; · эффективность использования;· экономичность; · благосостояние;· здоровье;· качество окружающей среды; · качество общества;· развитие личности.\/Эти ценностные области взаимосвязаны между собой. Например, безопасность способствует здоровью, а экономичность – благосостоянию.В своей деятельности инженер должен прислушиваться не только к голосу ученых и технических специалистов, но и к голосу собственной совести, к общественному мнению, особенно если результаты его работы могут повлиять на здоровье и образ жизни людей, затронуть памятники культуры, нарушить природную среду. Для этого необходимо изменить стиль мышления инженеров и проектировщиков, гуманитаризировать инженерное образование. Техника служит облегчению и освобождению, но создает новые тяготы и зависимости, она считается гарантом человеческого развития и социального прогресса, однако вызывает также бесчеловечные и разрушительные последствия. Техника – только средство, сама по себе она ни хороша и ни дурна, все зависит от того, что из нее сделает человек. Проблема техники – проблема социальной и экологической ответственности человека, создавшего ее. 56.Ф-фия Сократа Сократ Основная проблема его философии – проблема субъекта (человека). Сократ выдвинул лозунг: «Познай самого себя», то есть познай, кто ты есть и будь им. Философия, по Сократу, – это не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить, или жизнепонимание. Для определения понятий Сократ пользовался методом, который получил название диалектика и включал следующие этапы:· постановка вопроса; · ответы собеседника;·критика предложенного определения; · уточнение первоначально поставленного вопроса.\/Цель философского метода – обнаружение противоречий в утверждениях противника. Основное внимание Сократ уделял познанию добродетели. Сократ выделял три основных добродетели:1) сдержанность – умение укрощать страсти;2) мужество – умение преодолевать страсти;3) справедливость – соблюдение божественных и человеческих законов.\/, Сократ говорил: «Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд?» Проходя по рынку и глядя на множество товаров, философ отмечал: «Сколько же есть вещей, без которых можно жить!» Сократ говорил, что «сам он ест, чтобы жить, а другие живут, чтобы есть», и «чем меньше человеку нужно, тем он ближе к богам».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.199 (0.014 с.) |