Ф-фия Марксизма: диалект-матер.понимание природ и истор. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ф-фия Марксизма: диалект-матер.понимание природ и истор.



На омновании классовой борьбы пролетариата К.Маркс и Ф.Энгельс пришли к выводу о всемирно-исторической, освободительной миссии рабочего класса и неизбежности перехода от капитализма к социализму. Естественнонаучные предпосылки философии марксизма:1. Закон сохранения и превращения энергии (М. Ломоносов и Ю. Майер).2. Клеточная теория строения живых организмов (М. Шлейден, Т. Шван).3. Эволюционная теория Ч. Дарвина.\/Все они подтверждали материальное единство мира, развитие материи, взаимосвязь различных форм бытия. Теоретические источники философии марксизма:1. Немецкая классическая философия.2. Английская классическая политэкономия А. Смита и Д. Рикардо.3. Французский утопический социализм (М. Фурье, А Сен-Симон и др.)\/Диалектика Гегеля и материализм Л. Фейербаха способствовали становлению диалектического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса. Трудовая теория стоимости А. Смита и Д. Рикардо доказывали, что труд – источник всех богатств. Французский утопический социализм повлиял на становление научной теории преобразования общества К. Маркса и Ф. Энгельса.: Марксизм – это система научных взглядов на объективные законы развития природы и общества, на революционное преобразование социальной действительности. Основные идеи марксизма:1. Связь теории и практики. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело состоит в том, чтобы изменить его» 2. Создание исторического материализма, согласно которому материальное производство определяет развитие общества, т.е. общественное бытие определяет общественное сознание. Труд – «обмен веществ с природой», основа развития человека и его сознания.3. Изменение способа производства ведет к изменению общественно-экономической формации. Совокупность производственных отношений составляют экономический базис, на котором возвышается политическая и идеологическая надстройка.

4.. Проблема отчуждения человека в процессе капиталистического производства.5. Человек есть совокупность всех общественных отношений.6. Техника – это «неорганическое тело человека».

7. «Марксизм – не догма, а руководство к действию».

 

13.Неклассич. ф-ф и ее основ. Направления.Постнекласич.ф-ф:

Серен Кьеркегор – датский ф-ф и писатель. Он является одним из основателей экзистенциальной ф-фии. Основные сочинения Кьеркегора: «Болезнь к смерти»,«Страх и трепет»,«О страхе», «Или – или». Кьеркегор говорил, что недостатком классической ф-фии является то, что вопрос о человеке она решает слишком абстрактно, т.е. её интересует не конкретный живой человек с его проблемами, переживаниями, страданиями, а «человек вообще». Ф-фия должна повернуться к человеку и помочь ему существовать в этом сложном и абсурдном мире. Согласно Кьеркегору, человек – это синтез бесконечного и конечного, временного и вечного. По Кьеркегору, человек в своём развитии и поисках смысла жизни проходит три стадии:· эстетическую; · этическую;· религиозную. Артур Шопенгауэр –немецкий ф-ф, основоположник системы, проникнутой волюнтаризмом, иррационализмом. Волюнтаризм – это учение, выдвигающее на первый план волю. Основное сочинение – «Мир как воля и представление». В центре его философии – «Мировая воля», как обезличенный сверх – объект, совпадающий со свободой. Мировая воля – это могучее творческое начало, порождающее все вещи. Воля обнаруживается и в человеке, в виде различных желаний, пристрастий, симпатий и антипатий.Шопенгауэр отрицает свободу воли в поведении человека, оно предопределено его характером, точнее, доминирующей разновидностью его эмпирического характера. Он различает три разновидности эмпирического характера:· эгоистический;· злобный; · сострадательный. Фридрих Ницше – немецкий ф-ф, один из основателей ф-фии жизни, исходящей из той мысли, что один лишь разум, прежде считавшийся универсальным органом ф-фии, недостаточен для выработки целостного мировоззрения. Учение Ницше делится на две части: 1) позитивную (идея «сверхчеловека», «любви к дальнему» и др.); 2) негативную (идея «воли к власти», «вечного возвращения» и др.). Первой книгой Ницше была книга «Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм». В ней содержится идея двух начал культуры: · «дионисийское» (жизненное, трагическое), · «аполлоновское» (логическое, прекрасное).

14.Аналитич. ф-фия (чушь какая-то)направление философии, ставшее в XX веке доминирующим в англоязычных странах. Термин «аналитическая философия» может обозначать следующее: Определенный стиль философского мышления, способ философствования, ориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости мышления, а также его языкового выражения, достижимые путем применения методов формальной логики, анализа языка и привлечением результатов естественных наук.Определенные философские исследования начала XX века. В частности, работы Аналитическая философия, определенная таким образом, предполагает следующее[:Позитивистская точка зрения о том, что философских истин не существует, и что задачей философии является логическое прояснение мыслей. Эта точка зрения может быть противопоставлена традиционному фундаментализму, в рамках которого философия рассматривается как особый, высший вид науки, изучающий фундаментальные причины и принципы всего.Как результат принятия позитивистской точки зрения, многие философы-аналитики рассматривают свои исследования как продолжение (или придаток) естественных наук.Точка зрения, что логическое прояснение мыслей может быть достигнуто лишь путем анализа логической формы философских предложений. Логическая форма предложения представляет собой способ репрезентации этого предложения (обычно используя формальную грамматику или символизм какой-либо логической системы) для того, чтобы показать его сходство с другими предложениями того же типа. Тем не менее, аналитические философы по большей части не согласны друг с другом по поводу того, какова верная логическая форма предложений естественного языка[9].

15.Экзистенциолизм: Экзистенциализм – это ф-фия существования. Программа экзистенц.:заменить классич. философию сущностей ф-фией человеческого существования. Мировоззрение экзистенц.соединяет четыре ф-фские тенденции:1) философско-теологические размышления С. Кьеркегора; 2) иррациональная философия жизни от Ницше до Дильтея;3) феноменология Э. Гуссерля, М. Шелера;4) религиозно-иррациональные идеи Н. Бердяева и Л.Шестова. Исходным понятием экзистенциализма является «бытие – между». Этим пониманием подчеркивался промежуточный х-тер экзистенции, ее принципиальная несамостоятельность, зависимость от чего-то иного, что уже не есть человек. По Хайдеггеру и Сартру, экзистенция – это бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. Основными модусами человеческого существования являются забота, страх, решительность, совесть, – все они определяются через смерть. Поиски человеком смысла жизни проходят 3 этапа, каждому из них соответствует определенный тип бытия. По Кьеркегору, становление человека – это движение от эстетического способа бытия к этическому и затем – к религиозному. Триада Хайдеггера:

1) мир (арена повседневности, обезличенности),2) бытие-в-мире,

3) бытие (потустороннее существование). Триада Ясперса: 1) феноменальное бытие2)Я-бытие3)трансценденция, разгова-щая с Я-бытием на языке шифров. Триада Сартра: 1) бытие-в-себе,2) бытие-для -себя,3) бытие-для-других.\/Характеристикой экзистенции является направленность на потустороннее бытие, «ничто».

16.Герменевтика: –способ ф-фствования, основой которого является истолкование, понимание текстов. Свое имя этот вид интеллектуального труда получил от греческого бога Гермеса, в обязанности которого входило разъяснение простым смертным воли богов. Ядром античной герменевтики было искусство аллегорич. интерпретации, которая должна была раскрыть второй смысл текста. В средние века герменевтика занималась интерпретацией библейских текстов. М. Лютер считал герменевтику искусством истинной интерпретации. Общую теорию интерпретации в герменевтике развивал теолог и филолог Ф. Шлейермахер, он сформулировал учение о понимании, как репродуктивном воспроизведении первоначального замысла мастера на основе конгениальности (близости по духу, образу мыслей) интерпретатора и интерпретируемого. Герменевтика – искусство понимания не предметно-содержательного значения текста, а мыслящих индивидуальностей. Шлейермахер открыл метод герменевтического круга, то есть понимание целого через часть и части через целое..Особое место в развитии герменевтики занимался М. Хайдеггер. Он рассматривал экзистенсцию как понимание, а понимание – основа человеческого мышления, а не форма поведения. Бытие – понимающее, реализующееся в своей открытости, в языке. Язык – данность бытия, а не просто способность человека. Следовательно, философия должна заниматься языком. Именно в стихии языка осуществляется понимание людьми окружающего мира, самого себя и других. «Язык – это дом бытия».Гадамеринтерпретирует понимание на основе традиций и здравого смысла, а они задаются языком и образованием. Понимание – способ освоения мира чел - ком. Это его опыт, который включает практику и все типы диалога присущие ей.

17.Ф-фская мысль Бел-сии.Этапы становления: Ефросинья Полоцкая. Основной источник её идей «Житие Ефросиньи Полоцкой»Основные идеи:1) идея противопоставления неподлинной и истинной жизни. Истинная жизнь – это верность идее и избранному пути;2) идея ориентации человека на высшие ценности и благородные цели;3) идея патриотизма;4) идея просвещения, любви к книге;5) идея духовного служения.

Кирилл Туровский –Основные идеи:1) идея прославления мудрости и знания; 2) идея духовного назначения книжного знания: 3) идея духовного совершенствования;4) идеал бытия – это «бытие с Богом и для осуществления божественного промысла, тихая и мирная жизнь в чистоте и согласии с божественной правдой»;5) идея теоцентризма: Бог –6) идея антропоцентризма: человек – венец творения, 7) человек – единство двух начал: души и тела Франциск Скорина Основные идеи и проблемы философии Скорины:1) Проблема человека и общества, а также смысла жизни человека. Главное назначение человека – совершенствование земной жизни.2) Идея просвещения и любви к книгам.3) Идея нравственного воспитания человека..4) Познание природы, общества и самого себя.5) Проблема идеала. Идеал – это человек, который сочетает в себе библейскую и философскую мудрость, «духа святого и философии исполненный». 6) Мудрость – это не только вера и моральность, но и знание изначального, т.е. истоков. Мудрость – «мать всех добрх речей и учитель всякому доброму умению».7) Идея постоянного духовного совершенствования человека.8) Идея знания, как необходимого условия нравственной жизни.9) Образование и культура – путь к индивидуальному и общественному благу.10) Идея основного постулата морального закона, который «написан есть в серцы единого каждого»: «то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, и того не чинити иным, чего сам не хощеши от иных иметь».11) Любовь – это высшая, нравственная добродетель, универсальный закон личной и общественной жизни. Любовь и справедливость – это два главных критерия поведения человека»12) Идея патриотизма: «люди, игде зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имають».13) Красота – «душа» бытия, его животворный источник.

18.Российская ф-фия 18-19го века(Соловьев, Бердяеев)

ВладимирСоловьёв создал ф-фию «положительного всеединства». Основные работы «Кризис западной философии», «Оправдание добра»,«Чтение о Богочеловеке». Всеединство сущего представляет собой совершенный синтез истины, добра и красоты: · благо (добро) – это реализующаяся воля; · истина – реализующееся размышление;· красота – реализующееся чувство. Эти три ценности образуют единство, смыслом которого является любовь. Мировой процесс – это процесс собирания Вселенной, восхождение к единству. Соловьев выделяет пять царств: · минеральное царство; · растительное царство; · животное царство;· природно-человеческое царство; · царство духовно-человеческое, царство божье.\/Жизнь человека есть творчество, свободное движение к добру.. Сущность человека заключена в трёх качествах:1. Стыд – это отношение к тому, что ниже его, т.е. к физической природе человека.2. Жалость – это отношение к тому, что равно ему.3. Благоговение (преклонение) – это отношение к тому, что выше его.

Николай Бердяев Основные сочинения: «Философия свободы. Смысл творчества», «Самопознание», «О назначении человека» и др. Основные идеи философии Бердяева – идея свободы, творчества, «объективации», личности.Основой этих идей является дуалистическая картина реальности, в которой взаимно противополагаются два ряда начал: 1) свобода, дух, ноумен, субъект; 2) необходимость, мир, феномен, объект. \/ Бог свободен в своих действиях, человек также свободен в своих действиях. Бог творит, и человек творит. Бог и человек есть Дух. Философия познаёт бытие из человека и через человека и в человеке видит разгадку смысла.

 

_______________________________________________________

19.Онтология как учение о бытие:Онтоло́гия — раздел философии, изучающий бытие. Онтология в своем классическом понимании есть знание о предельно общем. Основной вопрос онтологии: что существует? Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология — это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих.Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).В философии XX века специально онтологической проблематикой занимались такие философы как Николай Гартман («новая онтология»), Мартин Хайдеггер («фундаментальная онтология») и другие. Особый интерес в современной философии вызывают онтологические проблемы сознания.

20.Пространственно-временная структура материального бытия:

Пространство – это форма бытия материи, характеризуемая протяженностью, структурностью, сосуществованием и взаимодействием. Время – это форма бытия материи, х-щаяся такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояния.Общие свойства пространства и времени:1. Объективность.2. Всеобщность.3. Абсолютность и относительность. 4. Бесконечность.\/Специфические свойства пространства и времени:

Пространство Время
1. Обратимость 1. Необратимость
2. Трехмерность 2. Одномерность
3. Изотропность 3. Не является изотропным
4. Прерывность (дискретность) 4. Непрерывность

А. Пуанкаре различал пространство геометрическое и пространство представлений. Например: визуальное, тактильное, моторное пространство. Пространство представлений не является однородным, изотропным и трехмерным, оно аморфно. И форму ему сообщают те вещи, которые в нем находятся.В психологии существует закон эмоционально - детерминированной оценки времени: время, окрашенное положительными эмоциями в восприятии сокращается, а время, окрашенное отрицательными эмоциями – удлиняется, т.е. время можно рассматривать как субъективную форму восприятия человека.

21.Диалектика как ф-ская теория развития бытия: Первоначально под диалектикой понимали искусство спора, диалога. Сократ говорил, что диалектика – искусство обнаружения истины, путём столкновения различных или противоположных мнений. Платон понимал под диалектикой метод анализа и синтеза понятий, движения мысли от многообразных и конкретных значений к общим понятиям (идеям), выражающим истинно - сущее. Диалектика делиться на объективную диалектику (диалектику бытия) и субъективную (диалектику мышления). Диалектика – основной философский метод, рассматривающий явления в их связи и взаимодействии. Противоположностью диалектики как метода является метафизика, рассматривающая явления в статическом состоянии вне связи и развития. Основные этапы развития диалектического метода:1. Стихийная диалектика древности (Гераклит из Эфеса)2. Идеалистическая диалектика Гегеля (диалектика как теория и система)3. Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса и Ленина

Учение о развитии – диалектика. Таким образом, диалектика – это учение о наиболее общих закономерных связях и развитии бытия и познания, а также метод творчески познающего мышление.

Три основных закона диалектики: ·единства борьбы и противоположностей; ·взаимного перехода количественных изменений в качественные; ·закон отрицания отрицания.

 

 

_



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.019 с.)