Предмет,структура,специф. ф-фии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет,структура,специф. ф-фии



Предмет,структура,специф. ф-фии

Само слово «философия» в переводе с греческого означает любовь к мудрости, древнеиндийское определение философии – видение истины, а древнеармянское – любовь к смыслу.

Разные философы по-разному давали определение этому понятию «мудрость»: Аристотель: это знание причин всех явлений, знание общего. Дамаскин: это истинное знание блага, Декарт: мудростью это «не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек, это знание, которое направляет саму жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках». Первым, кто ввел понятие философии в науку, был Пифагор. Хотя древнеиндийская и древнекитайская философская мысль возникла порядка двух тысячелетий до н.э., философия как наука возникла в Древней Греции в 7 веке до н.э. Философия возникла как наука наук, так как первоначально она объединяла в себе все знания о мире. Ее также считают матерью наук и королевой наук, а философов с древности называют аристократами духа. Сократ утверждал, что философия – учение о том, как следует жить, или жизнепонимание. Платон считал, что философия – наука людей свободных, или свободомыслие, а Аристотель понимал ее как учение о всеобщем, знание общего. По словам А.Македонского, философия – это искусство жить достойно. К. Ясперс говорил, что у философии три источника:

· удивление,· сомнение, · вопрошание.

Философское знание имеет диалогический характер: 1) Я и мир, 2) Учитель и ученик,3) Я и другие реальности. В 17 веке, в связи с бурным развитием промышленности и естествознания, философия утрачивает свой статус «науки наук». От нее, как ветви от дерева, отпочковываются отдельные отрасли научного знания. Декарт говорил, что «философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви,– все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике». Метафизика – это постижение начал бытия с помощью умозрения, а физика – это учение о природе.И. Кант утверждал, что три вопроса имеют всемирно-гражданское значение:1) что я могу знать;2) что я должен делать;3) на что я могу надеяться? Соответственно философия изучает три типа отношения человека к миру:

· познавательное, · практическое,· ценностное.

Структура философии: 1. Онтология – учение о бытии.2. Гносеология – теория познания.3. Праксиология – учение о деятельности.4. Аксиология – учение о ценностях.5. Антропология – учение о человеке.6. Методология – учение о методе.7. Социальная философия – раздел философии, изучающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы.

2.Мировозрение, его структруа и ф-ции:

Философия возникла в ответ на мировоззренческие вопросы человека. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимания мира, места человека в нем и, вместе с тем, жизненные позиции, программы поведения и действия людей.

Структура мировоззрения:

· мироощущение;

· мировосприятие;

· миропонимание;

Мироощущение – это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений и чувств. Мировосприятие представляет собой опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений. Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.

 

 

 

Историч. типы мировозрения.

Различают 4 исторических типа мировоззрения:

1) Мифология – исторически первая нерасчлененная форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания. Мифологическое мировоззрение дает образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.

2) Религиозное мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественных сил и их определяющей роли в мироздании и деятельности человека.

3) Житейско-обыденное – существует в форме здравого смысла, рассудка и ориентировано на практические вопросы.

4) Философское мировоззрение – это исторически первая форма теоретического мировоззрения. Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, совокупность самых общих теоретических взглядов на мир, место человека в нем и уяснение различных форм отношения человека к миру. Коэффициент эмоциональной насыщенности и интеллектуального наполнения мировоззрения у различных людей различен.

 

 

 

4. Ф-фия Древнего Востока:

Колыбелью цивилизации был Древний Восток, и прежде всего три региона:

· Ближний Восток;

· Индия;

· Китай.

Первые доказательства существования письменности на рубеже 4 – 3 тысячелетий были получены до н.э. на территории Месопотамии и Египта. Первоначально человек выражал свое отношение к миру в мифах. В них он пытался дать ответ на вопросы о смысле естественного порядка, о предназначении и содержании индивидуального человеческого существования. Так в «Эпосе о Гильгамеше» рассматриваются проблемы бессмертия, жизни и смерти, смысла жизни. «Эпос о Гильгамеше» – общее завещание шумеров, вавилонян и ассирийцев мировой культуре.

 

 

 

5.Ф-фские традиции Индии:

Древнейший памятник индийской философии – это Веды, включавшие в себя 4 сборника:1) Ригведа 2) Брахманы 3) Араньяки 4) Упанишады.Ригведы – это знание гимнов, Брахманы – религиозные тексты, Араньяки – нравственный кодекс для отшельников, Упанишады – это философское учение. Закон кармы диктует постоянные включение в круговорот перерождений Только тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с действующей моралью (мокшей), родится в будущей жизни как представитель высшего сословия..Различают три основных варны (касты, сословия):1) брахманы;2) кшатрии;3) вайшья.

. Существуют два пути атмана: 1) путь отцов;2) путь богов.

Все, с чем встречается человек в течение жизни определено его кармой. Брахман отождествляется с душой (атманом). Отсюда вытекает принцип неубийства или ненанесения вреда (ахимса) всему живому. Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, делящихся на две большие группы:1) ортодоксальные школы, признающие авторитет Вед: веданта, йога, ньяя, санхья, вайшешика;2) неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед: джайнизм, буддизм.Слово «йога» означает порядок, дисциплина, сосредоточение. Философская школа «йога» возникла во 2 в. н.э. Основатель – Патанджами, являющийся автором трактата «Йога-сутра». В йоге рассматриваются необходимые этапы для совершенствования души человека и перехода его к брахме. В человеке выделяют три составляющие: ·физическое тело;· тонкое тело (чувство, разум, самосознание); · чистое сознание (душа). Правила психологически ориентированной тренировки включают:1) самообладание (яма), т.е. дисциплина тела;2) овладение дыханием при определенных положениях тела (асана), т.е. дисциплина дыхания (пранаяма);3) изоляция чувств от внешних влияний, т.е. дисциплина чувств;4) концентрация мысли (пратьяхара);5) медитация (дхьяна);6) состояние отторжения (самадхи) – освобождение от телесной оболочки. Буддизм возник в 6 в. до н.э. в Северной Индии. Основатель – Сиддхарха Гаутама, сын правителя из Южного Непала, которого впоследствии прозвали Буддой, т.е. «Пробужденный». Правильный жизненный путь, согласно Гаутаме, отвергает крайности. Центром его учения являются 4 благородные истины:1) существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение, болезнь, старость, смерть, расставание с приятным,– ведут к страданию;2) причиной страдания является «жажда», т.е. сильные желания и страсти, ведущие через радости и страсти к перерождению, рождению вновь;3) устранение причин страдания связано с устранением этой «жажды»;4) путь, ведущий к устранению этой «жажды» – это благой восьмеричный путь, заключающийся в следующем:· правильное суждение;· правильное решение;·правильная речь;· правильная жизнь;· правильное стремление;· правильное внимание;· правильное сосредоточение; · избавление от страданий через правильное познание и достижение нирваны.Нирвана – это состояние полной невозмутимости,

 

 

 

Ф-фские традиции Катая

Источниками древнекитайской философии являются 5 книг:1) песен 2) истории 3) книга порядка 4) книга весны и осени –5) книга перемен.Человек возникает тогда, когда изначальный эфир (ци) делится на два противоположных начала Инь и Ян (свет и тьму). Мужской дух Ян стал управлять небом, а женский Инь – землей.. Человек – это микрокосм, который связан с космосом тысячей незримых связей, и они постоянно влияют друг на друга. В Китае единое начало отождествляется в небе (Тянь). Небо рождает на свет человеческий род и дает ему правила жизни. Гуманность (Жэнь) трактуется в Китае как следование правилам, ритуалам, этикету. Благородный муж думает о том, как не нарушить законы, следует требованиям ритуала. В философии Древнего Китая выделяют три фундаментальных числа: 2 – Инь и Ян,3 – небо, человек, земля,5 – огонь, земля, вода, дерево, металл.Конфуцию (Кун Фу-цзы) приписывают составление такой книги, как летопись «Весна и Осень». В школе Конфуция преподавались 4 дисциплины:

· мораль; ·язык; ·политика; ·литература.В центре его философии находятся проблемы человека и воспитания. Все люди близки друг другу благодаря своей природе и различаются лишь в результате воспитания. «Для того чтобы познать новое, необходимо изучать старое. Учение без размышления бесполезно, размышление без учения опасно». Порядок (ли) выступает в качестве нормы конкретных отношений, действий, прав и обязанностей. Порядок включает в себя также правила внешнего поведения – этикета. Порядок наполняется добродетелью (дэ). 4 основных добродетели: ·вежливость, ·точность, ·человечность, ·справедливость. Для соблюдения субординации и порядка Конфуций разработал принцип справедливости и исправности – принцип «и». Исправное поведение – это поведение с соблюдением порядка и человечности. Человеческое существование не может обойтись без следующих двух принципов:1) помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь;2) чего не желаешь себе, того не делай другим.Моральные, человеческие и этические нормы идут от Неба (тянь): «Небо породило во мне моральные качества», – говорил Конфуций. Небо – это высшая духовная сила, определяющая природу человека. Даосизм возник в 5 веке до н.э. Даосизм – это философское учение наивно-материалистического характера. Основателем учения считается Лао-цзы (старый учитель). Ему приписывают составление книги, в которой описывается учение данной школы – «Дао-дэ цзин». В центре внимания даосизма – природа, космос, человек. Цель мышления – слияние человека с природой, так как он является его частью.

Милетская школа и Гераклит

Античная философия – это совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца 7 в. до н.э. по 5 в. н.э. В развитии античной философии выделяют 4 этапа:1) Период становления философии, досократическая философия (7-5вв. до н.э.).2) Классический этап, представленный преимущественно Сократом, Платоном, Аристотелем (5-4вв. до н.э.).3) Эллинистический этап, связанный с упадком греческих городов и установлением господства Македонии (4-2 вв. до н.э.).4) Римская философия (1в. до н.э. – 5в. н.э.)./Древнегреческая философия возникла на восточной окраине греческого мира в ионийских городах западного побережья Малой Азии, основанных греками. Первые материалистические учения на грани 7-6 вв. до н.э. возникли в Милете. Милетская школа связана с такими именами как Фалес, Анаксимандр (ученик Фалеса), Анаксимен (ученик Анаксимандра).

Фалес впервые в философии выдвинул проблему первоначала в качестве основной проблемы философии. Первоначалом всего он считал воду: из воды все возникает и в воду все возвращается. «Земля пребывает на воде, как диск или доска, плавающие на поверхности водоема».\/Г ераклит. Основной его труд – «О природе». Первооснова всего – огонь, он является также элементом мира и методологическим принципом. Огонь – это символ динамики, развития, изменения. «Этот космос не создал никакой бог и никакой человек. Но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». Он утверждал, что «все течет, все меняется»: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». «Противоположности соединяются и образуют прекраснейшую гармонию». Гераклит заявлял: «Живые мертвые, мертвые живые». Гераклита называли Темным, так как не все могли понять его идеи. Ему принадлежат и следующие высказывания:«Одно и то же является живым и мертвым, бодрствующим и спящим, молодым и старым, ибо это, изменившись, становится другим, а другое, изменившись, становится этим».«Миром управляет логос (logos – закон, мысль, слово)».«Многознание уму не поучает. Единственная мудрость – это знание мысли, которая всем правит, знание логоса».

 

8.Ф-фия Августина и общие идеи:

Августин Блаженный (354-430 гг. н.э.).

Основные сочинения: «Исповедь», «О граде Божьем». Августин был убежден, что многие люди живут, не понимая себя. Каждый человек представляет для себя вопрос, который необходимо решить. Бог сотворил мир из ничего, поэтому на всех вещах лежит печать ничтожества. Бог сотворил и время, находясь вне времени. Человек же неразрывно связан со временем, для него настоящее распадается на 3 составляющие: 1) настоящее прошлого,2) настоящее настоящего,3) настоящее будущего.\/Настоящее прошлого – это память, настоящее настоящего – это созерцание, настоящее будущего – наши упования и надежды. Время существует в уме человека, который вспоминает, созерцает, ожидает. Истину о боге не может познать разум, но только вера. Вера же скорее относится к воле, чем к разуму. Время и разум взаимно дополняют друг друга. «Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь», – девиз философии Августина.Бог создал природу доброй, но ее отравила злая воля. Зло есть недостаток добра. Оно возникает там, где ничего не делается хорошо. Зло – это отвращение от высших целей, это либо гордыня, либо вожделенность. Гордыня проистекает из стремления обойтись без бога. Вожделенность – из страстей, направленных на преходящие вещи. Вообще, зло не нарушает гармонии мира, но даже необходимо для нее. Наказание грешников так же не противоречит этой гармонии, как и вознаграждение святых. Зло происходит от человека, имеет земной характер. Добро же происходит от бога.Человек есть разумная душа. Человек стремится к богу, так как в нем он находит любовь, покой и благодать. К богу человек идет через механизм познания двумя путями:1) через разум – это уровень теологии и философии;2) через веру – что проявляется в воле человека.\/Воля человека позволяет ему в жизни подражать тому, что он почитает – Христу, поэтому воля и вера, ведущие человека по жизни гораздо выше ума, который оторван от жизни, склонен к ошибкам и недостоверен. Разум подкрепляет положения веры, но сам истину найти не может. Истина же есть благо, любовь к богу и миру, и найти его можно только сердцем, то есть верой, которая важнее разума.Человеческая личность может выбирать между добром и злом. Человек – не раб божий, а привилегированное существо. Он – подобие бога. Он – личность, персона, а, следовательно, может обладать волей и направлять ее во спасение или к отчаянию, добру или злу. В учении Августина впервые было сказано о ценности, уникальности и свободе личности, ее ответственности перед людьми и богом за свои поступки.

Ф-фия Возраждения

Эпоха Возрождения – это период перехода от средневековья к Новому времени. Она охватывает период с 14 по 16 века. Возрождение связано с новым расцветом античной культуры, науки и философии. Философское творчество разворачивается в форме «осовременивающего воспоминания».Основные идеи философии данной эпохи:· Антропоцентризм: основное внимание направлено не на Бога, а на человека.· Гуманизм: стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни, признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о смысле и цели своего бытия.· Постулирование творческой сущности человека. Человек никому не подражает: ни Богу, ни природе. Он сам по себе деятелен. Он творит в основном рукотворно, ремесленно.·Личностно-материальное понимание мира, то есть все существующее понимается в проекции на человека при акценте на его телесной сущности. Идея доминирования эстетического понимания мира над моральными и научными представлениями.· Антисхоластическая направленность, которая проявилась в стремлении развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы. С этой точки зрения особое значение имела Реформация – движение в пользу религиозных реформ (Ян Гус, Мартин Лютер, Кальвин, Т.Мюнцер и др.).

· Натурфилософское понимание мира, сочетающее в себе материализм и диалектику. Это означало естественный, «натуральный» подход к познанию законов мироустройства, противостоящего книжному знанию схоластики (Николай Кузанский).· Пантеизм – учение, согласно которому Бог растворен в природе и присутствует в ней, как необходимость, целесообразность, закон (Д. Бруно).Яркими представителями эпохи Возрождения являются Мишель Монтень («Опыты»), Никколо Макиавелли («Государь»), Т. Мор («Утопия»), Т. Кампанелла («Город Солнца»), Ф. Петрарка, Роджер Бэкон.

10. Эмпиризм Френсиса Бэкона: Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Основные сочинения: «Новый органон», «Новая Атлантида». Философия, как писал Бэкон, – это наука о реальном мире, основанная на опытном познании. Задача науки, ее смысл и призвание в том, «чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь». Сам философ был приверженцем теории двойственной истины, различая истины откровения (теологии) и истины философии. Исходный момент познавательной деятельности – чувства. Чувственное познание включено в опыт и эксперимент. Основным рабочим методом является индукция. Для того чтобы овладеть истинным методом, необходимо избавиться от заблуждений, то есть «призраков познания»:· во-первых, – это «призраки рода», связанные с несовершенством органов чувств и человеческого рассудка (заблуждения психологического, логического и идеологического характера); · во-вторых, – это «призраки пещеры» – заблуждения, связанные с недостатками воспитания; · в-третьих, – это «призраки рынка», проистекающие из социальной жизни и ее особенностей, подверженности общераспространенным мнениям и предрассудкам, а также многозначности языка;· в-четвертых, – это «призраки театра или дворца», то есть заблуждения, связанные с ложными теориями и авторитетами. «Истина – дочь времени, а не авторитета».Существуют 3 способа (метода) познания:1 метод паука (рационалиста).2) метод муравья (эмпирика)3) метод пчелы (соединяет в себе опыт и рассудок, это метод рациональной индукции).Метод – это инструмент познания, помогающий достижению истины. В поисках пользы мы должны сначала обрести истину, после чего, так или иначе, сможем прийти к более значительной пользе. Бэкон различает «плодоносные» и «светоносные» опыты. Первые дают непосредственную пользу, не открывая широких горизонтов знания, вторые приносят истинные знания, которые, так или иначе, приводят к более фундаментальной пользе. Погоня за «плодоносными» опытами в ущерб «светоносным» означает не только ошибочную поспешность, но и нежелание считаться с подлинными законами природы. «Природа побеждается только подчинением ей, то есть через познание ее глубинных тайн. Необходимо уважение к законам природы». «Знание есть сила. Мы можем столько, сколько мы знаем. Знание дает власть».

11.Немецкая классич. Ф-фия: Кант В отличие от своих предшественников, которые делали предметом исследования объект, т.е. природу, Кант сделал предметом философии – познание субъекта. Кант говорил, что совершил «коперниканский переворот» в философии. Главным предметом философии, по Канту, является человек, «ибо он для себя есть своя последняя цель».Философия Канта делиться на два периода:1) Докритический период (до 70-х гг. 18 века). В этот период он развивал идею саморазвития природы. Основное сочинение – «Общая естественная история и теория неба», содержащая гипотезу о возникновении солнечной системы. 2) Критический период (после 70-х гг. 18 века) характеризуется созданием системы критического (трансцендентального) идеализма.

«поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы они поступали в отношении тебя самого», т.е. человек всегда есть цель, а не средство.Кант делит все знание на: 1) априорное (доопытное);

2) апостериорное (послеопытное). \/Главных нравственных обязанностей человека, по Канту:1обязанность по отношению к самому себе – это долг человека заботится о сохранении своей жизни и здоровья. 2обязанности человека по отношению друг к другу

Предмет,структура,специф. ф-фии

Само слово «философия» в переводе с греческого означает любовь к мудрости, древнеиндийское определение философии – видение истины, а древнеармянское – любовь к смыслу.

Разные философы по-разному давали определение этому понятию «мудрость»: Аристотель: это знание причин всех явлений, знание общего. Дамаскин: это истинное знание блага, Декарт: мудростью это «не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек, это знание, которое направляет саму жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках». Первым, кто ввел понятие философии в науку, был Пифагор. Хотя древнеиндийская и древнекитайская философская мысль возникла порядка двух тысячелетий до н.э., философия как наука возникла в Древней Греции в 7 веке до н.э. Философия возникла как наука наук, так как первоначально она объединяла в себе все знания о мире. Ее также считают матерью наук и королевой наук, а философов с древности называют аристократами духа. Сократ утверждал, что философия – учение о том, как следует жить, или жизнепонимание. Платон считал, что философия – наука людей свободных, или свободомыслие, а Аристотель понимал ее как учение о всеобщем, знание общего. По словам А.Македонского, философия – это искусство жить достойно. К. Ясперс говорил, что у философии три источника:

· удивление,· сомнение, · вопрошание.

Философское знание имеет диалогический характер: 1) Я и мир, 2) Учитель и ученик,3) Я и другие реальности. В 17 веке, в связи с бурным развитием промышленности и естествознания, философия утрачивает свой статус «науки наук». От нее, как ветви от дерева, отпочковываются отдельные отрасли научного знания. Декарт говорил, что «философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви,– все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике». Метафизика – это постижение начал бытия с помощью умозрения, а физика – это учение о природе.И. Кант утверждал, что три вопроса имеют всемирно-гражданское значение:1) что я могу знать;2) что я должен делать;3) на что я могу надеяться? Соответственно философия изучает три типа отношения человека к миру:

· познавательное, · практическое,· ценностное.

Структура философии: 1. Онтология – учение о бытии.2. Гносеология – теория познания.3. Праксиология – учение о деятельности.4. Аксиология – учение о ценностях.5. Антропология – учение о человеке.6. Методология – учение о методе.7. Социальная философия – раздел философии, изучающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы.

2.Мировозрение, его структруа и ф-ции:

Философия возникла в ответ на мировоззренческие вопросы человека. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимания мира, места человека в нем и, вместе с тем, жизненные позиции, программы поведения и действия людей.

Структура мировоззрения:

· мироощущение;

· мировосприятие;

· миропонимание;

Мироощущение – это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений и чувств. Мировосприятие представляет собой опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений. Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.

 

 

 

Историч. типы мировозрения.

Различают 4 исторических типа мировоззрения:

1) Мифология – исторически первая нерасчлененная форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания. Мифологическое мировоззрение дает образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.

2) Религиозное мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественных сил и их определяющей роли в мироздании и деятельности человека.

3) Житейско-обыденное – существует в форме здравого смысла, рассудка и ориентировано на практические вопросы.

4) Философское мировоззрение – это исторически первая форма теоретического мировоззрения. Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, совокупность самых общих теоретических взглядов на мир, место человека в нем и уяснение различных форм отношения человека к миру. Коэффициент эмоциональной насыщенности и интеллектуального наполнения мировоззрения у различных людей различен.

 

 

 

4. Ф-фия Древнего Востока:

Колыбелью цивилизации был Древний Восток, и прежде всего три региона:

· Ближний Восток;

· Индия;

· Китай.

Первые доказательства существования письменности на рубеже 4 – 3 тысячелетий были получены до н.э. на территории Месопотамии и Египта. Первоначально человек выражал свое отношение к миру в мифах. В них он пытался дать ответ на вопросы о смысле естественного порядка, о предназначении и содержании индивидуального человеческого существования. Так в «Эпосе о Гильгамеше» рассматриваются проблемы бессмертия, жизни и смерти, смысла жизни. «Эпос о Гильгамеше» – общее завещание шумеров, вавилонян и ассирийцев мировой культуре.

 

 

 

5.Ф-фские традиции Индии:

Древнейший памятник индийской философии – это Веды, включавшие в себя 4 сборника:1) Ригведа 2) Брахманы 3) Араньяки 4) Упанишады.Ригведы – это знание гимнов, Брахманы – религиозные тексты, Араньяки – нравственный кодекс для отшельников, Упанишады – это философское учение. Закон кармы диктует постоянные включение в круговорот перерождений Только тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с действующей моралью (мокшей), родится в будущей жизни как представитель высшего сословия..Различают три основных варны (касты, сословия):1) брахманы;2) кшатрии;3) вайшья.

. Существуют два пути атмана: 1) путь отцов;2) путь богов.

Все, с чем встречается человек в течение жизни определено его кармой. Брахман отождествляется с душой (атманом). Отсюда вытекает принцип неубийства или ненанесения вреда (ахимса) всему живому. Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, делящихся на две большие группы:1) ортодоксальные школы, признающие авторитет Вед: веданта, йога, ньяя, санхья, вайшешика;2) неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед: джайнизм, буддизм.Слово «йога» означает порядок, дисциплина, сосредоточение. Философская школа «йога» возникла во 2 в. н.э. Основатель – Патанджами, являющийся автором трактата «Йога-сутра». В йоге рассматриваются необходимые этапы для совершенствования души человека и перехода его к брахме. В человеке выделяют три составляющие: ·физическое тело;· тонкое тело (чувство, разум, самосознание); · чистое сознание (душа). Правила психологически ориентированной тренировки включают:1) самообладание (яма), т.е. дисциплина тела;2) овладение дыханием при определенных положениях тела (асана), т.е. дисциплина дыхания (пранаяма);3) изоляция чувств от внешних влияний, т.е. дисциплина чувств;4) концентрация мысли (пратьяхара);5) медитация (дхьяна);6) состояние отторжения (самадхи) – освобождение от телесной оболочки. Буддизм возник в 6 в. до н.э. в Северной Индии. Основатель – Сиддхарха Гаутама, сын правителя из Южного Непала, которого впоследствии прозвали Буддой, т.е. «Пробужденный». Правильный жизненный путь, согласно Гаутаме, отвергает крайности. Центром его учения являются 4 благородные истины:1) существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение, болезнь, старость, смерть, расставание с приятным,– ведут к страданию;2) причиной страдания является «жажда», т.е. сильные желания и страсти, ведущие через радости и страсти к перерождению, рождению вновь;3) устранение причин страдания связано с устранением этой «жажды»;4) путь, ведущий к устранению этой «жажды» – это благой восьмеричный путь, заключающийся в следующем:· правильное суждение;· правильное решение;·правильная речь;· правильная жизнь;· правильное стремление;· правильное внимание;· правильное сосредоточение; · избавление от страданий через правильное познание и достижение нирваны.Нирвана – это состояние полной невозмутимости,

 

 

 

Ф-фские традиции Катая

Источниками древнекитайской философии являются 5 книг:1) песен 2) истории 3) книга порядка 4) книга весны и осени –5) книга перемен.Человек возникает тогда, когда изначальный эфир (ци) делится на два противоположных начала Инь и Ян (свет и тьму). Мужской дух Ян стал управлять небом, а женский Инь – землей.. Человек – это микрокосм, который связан с космосом тысячей незримых связей, и они постоянно влияют друг на друга. В Китае единое начало отождествляется в небе (Тянь). Небо рождает на свет человеческий род и дает ему правила жизни. Гуманность (Жэнь) трактуется в Китае как следование правилам, ритуалам, этикету. Благородный муж думает о том, как не нарушить законы, следует требованиям ритуала. В философии Древнего Китая выделяют три фундаментальных числа: 2 – Инь и Ян,3 – небо, человек, земля,5 – огонь, земля, вода, дерево, металл.Конфуцию (Кун Фу-цзы) приписывают составление такой книги, как летопись «Весна и Осень». В школе Конфуция преподавались 4 дисциплины:

· мораль; ·язык; ·политика; ·литература.В центре его философии находятся проблемы человека и воспитания. Все люди близки друг другу благодаря своей природе и различаются лишь в результате воспитания. «Для того чтобы познать новое, необходимо изучать старое. Учение без размышления бесполезно, размышление без учения опасно». Порядок (ли) выступает в качестве нормы конкретных отношений, действий, прав и обязанностей. Порядок включает в себя также правила внешнего поведения – этикета. Порядок наполняется добродетелью (дэ). 4 основных добродетели: ·вежливость, ·точность, ·человечность, ·справедливость. Для соблюдения субординации и порядка Конфуций разработал принцип справедливости и исправности – принцип «и». Исправное поведение – это поведение с соблюдением порядка и человечности. Человеческое существование не может обойтись без следующих двух принципов:1) помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь;2) чего не желаешь себе, того не делай другим.Моральные, человеческие и этические нормы идут от Неба (тянь): «Небо породило во мне моральные качества», – говорил Конфуций. Небо – это высшая духовная сила, определяющая природу человека. Даосизм возник в 5 веке до н.э. Даосизм – это философское учение наивно-материалистического характера. Основателем учения считается Лао-цзы (старый учитель). Ему приписывают составление книги, в которой описывается учение данной школы – «Дао-дэ цзин». В центре внимания даосизма – природа, космос, человек. Цель мышления – слияние человека с природой, так как он является его частью.

Милетская школа и Гераклит

Античная философия – это совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца 7 в. до н.э. по 5 в. н.э. В развитии античной философии выделяют 4 этапа:1) Период становления философии, досократическая философия (7-5вв. до н.э.).2) Классический этап, представленный преимущественно Сократом, Платоном, Аристотелем (5-4вв. до н.э.).3) Эллинистический этап, связанный с упадком греческих городов и установлением господства Македонии (4-2 вв. до н.э.).4) Римская философия (1в. до н.э. – 5в. н.э.)./Древнегреческая философия возникла на восточной окраине греческого мира в ионийских городах западного побережья Малой Азии, основанных греками. Первые материалистические учения на грани 7-6 вв. до н.э. возникли в Милете. Милетская школа связана с такими именами как Фалес, Анаксимандр (ученик Фалеса), Анаксимен (ученик Анаксимандра).

Фалес впервые в философии выдвинул проблему первоначала в качестве основной проблемы философии. Первоначалом всего он считал воду: из воды все возникает и в воду все возвращается. «Земля пребывает на воде, как диск или доска, плавающие на поверхности водоема».\/Г ераклит. Основной его труд – «О природе». Первооснова всего – огонь, он является также элементом мира и методологическим принципом. Огонь – это символ динамики, развития, изменения. «Этот космос не создал никакой бог и никакой человек. Но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». Он утверждал, что «все течет, все меняется»: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». «Противоположности соединяются и образуют прекраснейшую гармонию». Гераклит заявлял: «Живые мертвые, мертвые живые». Гераклита называли Темным, так как не все могли понять его идеи. Ему принадлежат и следующие высказывания:«Одно и то же является живым и мертвым, бодрствующим и спящим, молодым и старым, ибо это, изменившись, становится другим, а другое, изменившись, становится этим».«Миром управляет логос (logos – закон, мысль, слово)».«Многознание уму не поучает. Единственная мудрость – это знание мысли, которая всем правит, знание логоса».

 

8.Ф-фия Августина и общие идеи:

Августин Блаженный (354-430 гг. н.э.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.072 с.)