Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8: роман мигеля де Сервантеса «дон Кихот».

Поиск

Стратегия текста.

1. История создания «Дон Кихота».

2. Жанровое своеобразие романа Сервантеса, его взаимоотношения с рыцарским, пасторальным и плутовским романом, лирикой и драмой.

3. Система образов-персонажей романа.

4. Трактовка образа Дон Кихота.

5. Трактовка образа Санчо Пансы.

6. Особенности композиции романа.

7. «Дон Кихот» в мировой литературе. Дилемма «Гамлет и Дон Кихот».

 

Комментарий

 

Дон Кихота человечество помнит уже несколько веков. Давно уже внимательные читатели попытались восстановить прошлое Дон Кихота по его речам. Он разбирается в лекарственных травах, в военном деле, в сложных филологических вопросах (например, может выказать глубокие познания в вопросе о влиянии арабского языка на испанский) в общем, это прошлое не Алонсо Кихано, а именно Дон Кихота. С другой стороны, Дон Кихот как бы намеренно отрывается от Алонсо. Большое место в на чале романа занимает эпизод посвящения героя в рыцари: хозяин постоялого двора на шутовской манер про водит обряд посвящения, после которого Дон Кихот считает себя настоящим рыцарем (1, 71-77). Но следует заметить, что Алонсо Кихано и так им был: ведь идальго (hidalgo) - это испанское название мелкопоместного рыцаря (правда, hidalgo - это все же не caballiero, знатный рыцарь, которого следовало именовать доном). Тем не менее, Алонсо принадлежал к древнему роду и хранил родовое рыцарское вооружение. Но это в обыденной жизни, а Дон Кихот рождается в иной (теперь бы сказали «виртуальной») реальности, и ему нужно такое посвящение, подобно тому как бритвенный тазик оказывается лучше старинного шишака (шлема без забрала), доставшегося ему от предков.

История начинается с рождения героя. Разве с рождения? Ведь Дон Кихоту в начале повествования около пятидесяти лет!. Великий американский поэт Генри Лонгфелло, внимательнейшим образом изучивший роман Сервантеса, подсчитал, что первый выезд Дон Кихота начался 28 июля, а закончился 29 июля 1604 года. В том же году состоялся его второй и третий выезды: второй (с Санчо Пансой) начался 17 августа и закончился 2 сентября, третий длился с 3 октября по 29 декабря2. Если это так, мы можем определить годы жизни героя Сервантеса: родился около 1554-1556 года (в эти года Карл V передал испанскую корону своему сыну Филиппу П), умер в конце 1604 года или в начале 1605 года.

Но на самом деле на первых страницах романа Дон Кихоту всего лишь один день, а пятьдесят лет - совсем другому человеку. Что о нем известно? Что его звали Кихада (исп. - челюсть), или Кесада (исп. - пирог с сыром), или Кехана (1, 58). Повествователь уверяет, что последняя фамилия - правильная. Но загляните в конец второго тома - там называется, причем устами Дон Кихота, произносящего свое завещание, совсем иное имя - Алонсо Кихано (П, 595). Говорят, такой человек, Алонсо Кихада, жил в начале XVI века в ламанческом селении Эскивиас и был дальним родственником жены Сервантеса, происходившей из этих же мест. Он, подобно Дон Кихоту, начитался рыцарских романов, в правдивость которых свято верил. Но зачем же писатель так играет фамилиями? Сервантесовский Алонсо Кихано - идальго, «чье имущество заключается в фамильном копье, древнем щите, тощей кляче и борзой собаке (1, 58). В свое время он был влюблен в деревенскую девушку из соседнего селения Тобосо - Альдонсу Лоренсу, но скрывал свое чувство.

Сервантес показывает нам, как рождается литературный герой. Его три выезда, разделенные небольшими промежутками времени, соответствуют трем эпохам жизни человека - детству, зрелости, умудренной старости. Детство вызывает смех наивностью, ошибками (первая же ошибка - в эпизоде спасения мальчика от наказывавшего его хозяина, когда безоглядная вера Дон Кихота слову любого человека приводит только к увеличению зла). Ученые считают первый выезд героя «Протокихотом» (термин Г. Торренте Бальестера) - первоначальной небольшой повестью, из которой постепенно развился роман. Отмечено, что основное место здесь занимает насмешка над рыцарскими романами и Дон Кихотом, утратившим рассудок из-за них, хотя отмечено и другое: сам герой в первом своем путешествии ссылается не на романы, а на романсы (выдающийся испанский медиевист Р. Менендес Пидаль обнаружил связь начала романа с анонимной «Интермедией о романсах», напечатанной в «Третьей части комедий Лопе де Вега и других aвторов» в 1611 или 1612 году, но, как убедительно доказал ученый, написанной в 1590 или 1591 году. И возникает стойкое убеждение, что «Дон Кихот» как бы саморазвивается, становясь все глубже по замыслу и сложнее по форме.

 

ФРАГМЕНТЫ КРИТИЧЕСКИХ РАБОТ О «ДОН КИХОТЕ»

 

Фридрих Шлегель

ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Понятие романа, как его выдвигают Боккаччо и Сервантес, - это понятие романтической книги, романтической композиции, где все формы и жанры смешаны и сплетены. В романе основную массу составляет проза, более многообразная, чем в каком-либо жанре древних. Здесь есть исторические, риторические, диалогические части, все эти стили сменяют друг друга, связаны и переплетены между собой самым искусным и остроумным образом. Поэзия всякого рода (лирическая, эпическая, дидактическая, романсы) разбросана по всему целому и украшает его в пестром изобилии и многообразии самым блистательным образом. Роман - это произведение произведений, целое сплетение поэтических созданий. Ясно, что подобная поэтическая композиция, смешанная из столь многообразных частей и форм, где никакая краткая мера не ограничивает внешних условий, делает возможным гораздо более искусное сплетение поэзии, чем эпос или драма, ибо в них царит по крайней мере единство тона, в нем же как предназначенном для созерцания все должно сосредоточиваться и обозреваться легко. Лирическое произведение может быть лишь весьма небольшого объема по своемувнутреннему существу и было бы потому наиболее неподходящим. Роману же, изначально предназначенному для чтения и спокойного, трезвого обдумывания, по характеру жанра более всего соответствует пестрое сплетение, обилие и многообразие, большая протяженность. И здесь, где поэт может полностью отдаться произволу своей фантазии, излияния м своего настроения и игре юмора, где он, не связанный единством тона, меняет шутку и серьезность, - здесь почти совсем невозможна монотонность.

Роман - это самая изначальная, самобытная, совершенная форма романтической поэзии, отличающаяся от древней, классической, где жанры строго разделены, именно этим смешением всех форм. Это совершенно романтическая, богато и искусно сплетенная композиция, где всевозможные стили многообразно сменяют друг друга; из этих различных стилей часто развиваются новые сочетания, часто встречается пародия, когда пародируются старые романы, - в ее предельном совершенстве она встречается в трех величайших произведениях Сервантеса: «Галатее», «Дон Кихоте», «Персилесе». Стиль во всех этих произведениях вполне романтический.

Романтический характер стиля в прозе, как и в поэзии, заключается в остроумном, красочном, музыкальном; к этому можно прибавить еще архаичное, простое, наивное,. строгое, детское, полностью погружающее нас в дух поэтической древности. Стиль Сервантеса столь же богат и искусно отделан, сколь величественна композиция целого. Проза Сервантеса - единственная современная проза, которую мы можем противопоставить прозе Тацита, Демосфена или Платона именно потому, что она столь же современна, как та античная, и притом столь же богата и разработана в своем роде. Ни в одной другой прозе расположение слов не предстает столь симметричным и музыкальным, ни одна другая не рассматривает в такой мере различия стиля как массы цвета и света, ни одна не отличается в общих выражениях светской культуры такой свежестью, жизненностью и изобразительностью. Всегда благородная и изящная, она то развивает до крайних пределов острую проницательность, то теряется в сладких детских грезах. Поэтому и испанская проза - разумеется, проза Сервантеса - столь же специфически соответствует роману, призванному представить в фантазии музыку жизни, и родственным ему жанрам, как проза древних - риторическим и историческим произведениям.

Произведения Сервантеса блистательно отличают необычайная искусность, глубокомысленность и преднамеренность в композиции целого и богатая законченная разработка деталей. Его первое произведение - это «Галатею), великий, богато и искусно составленный музыкальный пасторальный роман. Удивительная композиция вечной музыки фантазии и любви, тончайший, прелестный роман, цвет невинности и ранней, еще робкой юности. Затем следует «Дон Кихот» - одно из основательных, глубочайших созданий остроумия и пародии, отличающееся столь щедрой полнотой выдумки и фантастического остроумия, столь радостным, веселым и притом глубокомысленным и преднамеренным лукавством, столь продуманным мастерством, столь осмысленным, мудрым расположением всей ткани оригинального вымысла и при богатом поэтическом украшении столь блистательной разработкой отдельных частей, чудесно и гармонично слитых между собой, что это неподражаемо прекрасное создание можно причислить во всех отношениях к законченным шедеврам высшего романтического искусств~, Чем «Божественная комедия» Данте является в серьезном, тем «Дон Кихот» является в остроумном и смешном, которое, однако, будучи доведено до известной степени, граничит по своему смыслу с глубочайшей серьезностью. <... >

Поскольку роман, как его представляют Сервантес и Боккаччо, является всеохватывающей композицией, то из этого вытекает, что она ограничена не столько материей, сколько отношением к сфере, способности и направленности человеческой души, которая развертывается в целый мир, развивается и изображается во всей своей полноте и многосторонности, в силу чего вся композиция получает нечто дидактическое. Материальное в романе в этом отношенИИ трактуется с большой легкостью и, как, например, у Сервантеса, нередко сочиняется произвольно. Оно служит поэту лишь средством для более высокой, значительной цели.

Цит. по: Шлегель Ф. Эстетика, философия, критика:

Б 2 т. М.: Искусство, 1983. Т. 2. С. 99-101.

 

Генрих Гейне

ВВЕДЕНИЕ К «ДОН КИХОТУ»

Роман более раннего времени, так называемый рыцарский роман, возник из поэзии средневековья; вначале он был просто прозаической переработкой тех эпических поэм, герои которых принадлежали к циклу сказаний о Карле Великом и святом граале; содержание всегда составляли рыцарские приключения. Это был роман дворянства, и действующими лицами в нем были либо сказочные образы фантазии, либо рыцари с золотыми шпорами; нигде ни намека на народ. Эти-то рыцарские романы, выродившиеся в самые нелепые формы, Сервантес и уничтожил своим «Дон Кихотом». Но, создавая сатиру, которая похорон ила роман более ранней эпохи, он сам дал образец новой разновидности литературы, которую мы называем современным романом. Так обычно поступают великие поэты: разрушая старое, они одновременно закладывают основание нового; они никогда не отрицают, не утверждая. Сервантес положил начало новому роману, введя в рыцарский роман правдивое изображение низших классов, влив в него народную жизнь. Склонность описывать быт самой низменной черни, самого отверженного сброда свойственна не одному только Сервантесу, но всей современной ему литературе, и она проявляется как у поэтов, так и у художников тогдашней Испании; какой-нибудь Мурильо!, похитивший у неба самые священные краски, которыми он писал своих чудесных мадонн, с такою же любовью воспроизводил и самые грязные явления нашей земли. Быть может, восторженная любовь к искусству как таковому заставляла этих благородных испанцев испытывать одинаковое наслаждение от правдивого воспроизведения мальчишки-нищего, ищущего у себя вшей, и от изображения пресвятой девы. Или, может быть, очарование контраста побуждало как раз знатнейших дворян, такого лощеного придворного, как Кеведо или такого могущественного министра, как Мендоса писать романы из жизни одетых в лохмотья нищих и проходимцев; быть может, с помощью фантазии они хотели перенестись из однообразия своей сословной среды в противоположную сферу жизни; подобную же потребность мы находим у иных немецких писателей, которые заполняют свои романы только изображением высшего света и неизменно делают своих героев графами и баронами. У Сервантеса мы еще не находим этой односторонней тенденции - изображать низменное совершенство обособленным, он только перемешивает возвышенное с низменным.

Подобно тому как Сервантес ввел в роман именно демократический элемент в те времена, когда в нем господствовало начало односторонне рыцарское, так и Вальтер Скот снова возвратил роману элемент аристократический, когда последний полностью угас в нем и царило одно лишь прозаическое мещанство, С помощью противоположного метода Вальтер Скотт возвратил роману ту прекрасную пропорциональность, которой мы восхищаемся в «Дон Кихоте» Сервантеса.

Пер. А. Горнфельда

Цит. по: Литературные манифесты западноевропейских романтиков / Сост. А.С. Дмитриев. – М.: МГУ, 1980. – С. 239-240

ЛИТЕРАТУРА

3. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. \ М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский. – М.: Высшая школа, 1987.

4. Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. – М.: Высшая школа, 1996. 366 с.

5. История Всемирной литературы. В 9т. – М.,1991, т. 3.

6. Пискунова С. И. Роман. Речь. Письмо. («Дон Кихот» и «Ласорильо де Тормес»). // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. – 1998. - №3. – с. 30-40.

7. Светлова О. А. В. В. Нобоков о «Дон Кихоте». // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. – 1998. - №3. – с.40-47.

8. Светлова О. А. Женские образы в «Дон Кихоте» и границы неоплатонизма в романе. // Философские и эстетические традиции в зарубежных литературах. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. – с.130-136.

9. Штейн А.Л. Сервантес. // Штейн А.Л. История Испанской литературы. (Средние века и Возрождение). – М.: Высшая школа, 1976 – С.117-148.

10. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы эпохи Возрождения. В 2 т. – М.: Гуманист, 2001. Т. 2.

Дополнительная литература

Пискунова С. И. Истоки и смысл смеха Сервантеса. // Вопросы литературы. – 1995. - №2.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

 

1. Терцина

2. Сонет

3. Октава

4. Мадригал

5. Новелла

6. «комедия дель арте»

7. Комедия «плаща и шпаги»

8. Пикаро

9. Утопия

10. Авантюра

11. Пародия

12. Маньеризм

13. Петраркизм

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ

ЛИТЕРАТУРА ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЯ

1. Вийон Ф. Лирика.

2. Чосер Д. Кентерберийские рассказы.

3. Данте. Божественная комедия (Ад), Новая жизнь (хр)

 

ЛИТЕРАТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. Петрарка Ф. Книга песен \ сонеты\.

2. Боккаччо Дж. Декамерон, Фьяметта.

3. Ариосто Л. Неистовый Роланд.

4. Тассо Т. Освобожденный Иерусалим.

5. Брант С. Корабль дураков (хр)

6. Роттердамский Э. Похвала глупости (хр)

7. Народная сказка о Фаусте (хр.).

8. Маргарита Наваррская. Гептамерон (Хр.).

9. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.

10. Лирика Ронсара.

11. Монтень М. Опыты.

12. Сервантес М. Дон Кихот.

13. Лопе де Вега. Фуэнте Овехуна, Собака на сене.

14. Мор Т.Утопия.

15. Марло К. Трагическая история доктора Фауста.

16. Шекспир У. Ричард III, Двенадцатая ночь, Венецианский купец, Ромео и Джульета, Гамлет, Отелло, Король Лир, Макбет, Буря, сонеты.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

24. Городская лирика. Творчество Ф. Вийона.

25. Д. Чосер и его «Кентерберийские рассказы».

26. Жизнь и творчество Данте – поэта переходной эпохи.

27. Художественное своеобразие «Новой жизни» Данте.

28. «Божественная комедия» Данте: замысел, построение, элементы средневековой культуры и гуманистического мировоззрения.

29. Общая характеристика культуры Возрождения, ее хронологические границы. Сущность ренессансного гуманизма; причины его кризиса.

30. Периодизация истории литературы итальянского Возрождения.

31. Итальянская лирика Петрарки. Понятие о «петраркистском стиле».

32. Классификация новелл в «Декамероне» Боккаччо, принципы их расположения.

33. Литература зрелого итальянского Возрождения. Кружок Лоренцо Медичи. Возникновение ренессансной рыцарской поэмы \ Боярдо, Ариосто \.

34. Возникновение маньеризма. Творчество Т. Тассо.

35. Итальянская ренессансная комедия.

36. Общая характеристика немецкой литературы эпохи Возрождения. Народная литература и «литература о глупцах». \ С. Брант \.

37. Северное Возрождение и деятельность Эразма Роттердамского. «Похвала глупости» как философская сатира.

38. Общая характеристика французской литературы эпохи Возрождения. Кружок Маргариты Наваррской.

39. Жизнь и творчество Ф. Рабле. Сюжет и композиция романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».

40. М. Бахтин о влиянии «низовой» народной культуры на творчество Ф. Рабле.

41. Поэзия Плеяды. Творчество Ронсара, тематика и жанры.

42. Общая характеристика испанской литературы эпохи Возрождения. Жанровые разновидности испанского ренессансного романа.

43. Жизнь и творчество Сервантеса.

44. Жанр, сюжет и композиция романа «Дон Кихот».

45. Развитие испанской драмы. Творчество Лопе де Веги.

46. Томос Мор и его «Утопия».

47. Развитие английской драмы. Обработка народной легенды о докторе Фаусте в трагедии К. Марло.

48. Жизнь и творчество Шекспира. Понятие о «шекспировском вопросе».

49. Сонеты Шекспира: картина мира, образы Друга и Смуглой леди.

50. Исторические хроники Шекспира \ анализ произведения по выбору \.

51. Концепция комического в творчестве Шекспира

52. Разрешение трагического конфликта в трагедии «Ромео и Джульетта».

53. Проблематика трагедии «Гамлет». Многозначность образа Гамлета.

54. Источники трагического конфликта в трагедии «Король лир». Многозначность образа.

55. Столкновение сил добра и зла в трагикомедии Шекспира «Буря», пути его разрешения.

ОЦЕНИВАНИЕ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

 

Формы работы Баллы
По каждому виду работы max
Чтение текстов по списку литературы полностью 2-3  
хрестоматия  
Работа на семинаре (8 занятий) конспект источников 0-2  
ответ на вопрос плана 0-2
дополнения 0-1
МКР 1 Средневековье    
2 Возрождение  
CРC (две темы)   10 бонус
Всего    

ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ

90–100 баллов – отлично(А);

75–89 баллов - хорошо(ВС);

60–74 баллов - удовлетворительно (DE);

35–59 баллов – неудовлетворительно, необходимо выполнить дополнительную работу (FX);

1–34 баллов - неудовлетворительно, необходима объемная дальнейшая работа (F)


РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. \ М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский. – М.: Высшая школа, 1987.

2. Зарубежная литература средних веков (латинская, кельтская, скандинавская, провансальская, французская литературы): Хрестоматия. – М.,1974.

3. Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. – М.: Высшая школа, 1996. 366 с.

4. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы эпохи Возрождения. В 2 т. – М.: Гуманист, 2001.

5. Аникст А.А. Шекспир: Ремесло драматурга. – М., 1974.

6. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. – М.,1978.

7. Баткин Л.М. Итальянское возрождение: проблемы и люди. – М., 1995.

8. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.,1965.

9. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1984.

10. История Всемирной литературы. В 9т. – М.,1991, т. 2,3.

11. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.,1978.

12. Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. – М., 1989.

13. Ренессанс. Барокко. Классицизм: Сборник статей. – М., 1985.

14. Собудцкий М. Между «первым» и «вторым» средневековьями. Время эпической статики. \\ Философская и социологическая мысль. – 1996 - № 7-8 – с. 174-200.

15. Стеблин – Каменский М.И. Мир саги. Становление литературы. – Л., 1984.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение Содержательный модуль 1: Литература средних веков Темы и вопросы семинаров Тема 1: Героический эпос средневековья Темы и задания СРС Тема 1: Старшая Эдда Тема 2: Жанровое своеобразие рыцарского романа Терминологический минимум Художественные тексты Вопросы для самоконтроля Содержательный модуль 2: Литература эпохи Возрождения Темы и вопросы семинаров Тема 2. «Божественная комедия» Данте. Концепция идеала. Классификация грехов Тема 3: Жанровое многообразие воплощения нового отношения к человеку в лирике Петрарки Тема 4: Жанр новеллы в творчестве Боккаччо. Художественное своеобразие книги «Декамерон» Тема 5: Народная смеховая традиция в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Тема 6-7: Творчество Уильяма Шекспира. Тема 8: «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса. Терминологический минимум Художественные тексты Вопросы для самоконтроля Оценивание знаний студентов Шкала оценивания Рекомендованная литература:          

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.123.41 (0.011 с.)