Тема 2: Жанровое своеобразие рыцарского романа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2: Жанровое своеобразие рыцарского романа



1. Жанровые особенности рыцарского романа. Этимология термина. Отличия romance и novel. Синтез лирических и эпических традиций.

- Атмосфера рыцарского романа и волшебной сказки. Жанровые сходства и различия.

- Рыцарский роман и эпос. Жанровые сходства и различия. Согласны ли вы с утверждением, что героический эпос ориентирован на слушателя-воина, а рыцарский роман адресован даме?

- Рыцарский роман и былина. Правомочность или неправомочность сопоставлений.

2. Рыцарский роман как учредитель и критик кодекса рыцарской чести. Меняющееся отношение к правилам и их соблюдению. Открытие казуальности событий.

- Основные положения кодекса рыцарской чести. Подтверждение его положений в поступках персонажей рыцарских романов.

- Понятия доблести, достоинства и чести в связи с соблюдением и нарушением кодекса.

3. Основные циклы рыцарских романов. Принципы циклизации. Место и время бытования. Вариативность.

4. Проблема авторства.

5. Понятие о куртуазности и рыцарской любви. Рыцарская любовь в литературе и действительности.

6.Жизнь устойчивых выражений, связанных с куртуазной эпохой, в Современном мире.

Устойчивые выражения:

а) рыцарь без страха и упрека,

б) рыцарская любовь,

в) рыцарственное поведение.

2. Вдумайтесь в значение выражений и выявите их этимологию:

а) лежачего не бьют,

б) ошеломить,

в) опешить.

7. Судьба жанра.

- Какие жанровые черты рыцарского романа провоцируют его пародирование?

- Какие вам известны художественные произведения, где рыцари выглядят комично, оказываясь вне свойственной для них жанровой атмосферы?

 

Франсуа-Рене де Шатобриан

ОБРАЗ ЖИЗНИ И НРАВЫ РЫЦАРЕЙ

 

Весьма трудно описывать такие предметы, которые одним уже именем своим воспламеняют воображение. Они представляются нам в каком-то неясном, но привлекательном образе, который превосходит всякое описание, и читатель поневоле остается в неудовольствии на автора за его неискусство. Сказавши: рыцарство, славный рыцарь, вы уже видите в своем воображении нечто чудесное, нечто такое, чего ваше Описание никогда достаточно изобразить не может; в этих простых словах заключено для вас все: и вымыслы Ариоста, и подвиги истинных Паладинов, и очарованные замки Альцины, и грозные стены Кевра, и зубчатые башни Анета.

Историк, говоря о рыцарстве, принужден советоваться с трубадурами, прославившими его в своих песнях, и которых свидетельство, по мнению самых строгих критиков, также в этом случае важно, как и Гомеровы поэмы для тех, которые хотят описывать века древнего героизма. Но несмотря на то что читая историю рыцарства, чувствуете вы, что историк переселился в страну волшебства и вымыслов; ибо вы слишком привыкли к сухой истине, и все то, что не имеет сей отвратительной сухости, почитаете бредом и выдумкою, уподобляясь тем обитателям снежного полюса, которые свои печальные пустыни предпочитают оным счастливым странам... Воспитание рыцаря начиналось обыкновенно с семи лет <... > Кандидат рыцарства после первых уроков отдаваем был в должности пажа (clamoifeau) ко двору какого-нибудь барона: здесь получал он важные наставления о верности к Богу и прекрасному полу. Иногда молодой паж воспламенялся любовью к дочери владельца; в сердце его загоралась сильная, продолжительная страсть, которую впоследствии прославлял он чудесами неустрашимости. Обширная и величественная архитектура готического замка, древние леса, пруды широкие уединенные, всегда окружаемые молчанием, питали своею романтичною прелестию сии страсти...

ЦИТ. по: Средневековый роман и повесть / Вст. ст. и прим. А.Д. Михайлова. М., 1974.

ЛИТЕРАТУРА

Художественные тексты

Кретьен де Труа. Ивен, или Рыцарь Льва

Ланцелот, или Рыцарь Телеги

Тристан и Изольда

Окассен и Николетта

Критические работы

1. Зарубежная литература средних веков: Латинская, французская литературы. Хрестоматия: /СОСТ. Б.И. Пуришев. М., 1974. Разделы: Лэ. Куртуазная повесть. С. 250-304.

2. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. Авт.: М.П. Алексеев, В.М. Жирмунекий, С.С. Мокульекий, В.В. Смирнов: 4-е ИЗД. - М., 1987. С. 92-104. Рыцарский роман. - М., 1961. С. 125-141.

3. Самарин Р.М., Михайлов А.Д. Рыцарский роман. Истоки рыцарского романа. Английский рыцарский роман 11 История всемирной литературы: В 9 Т. - М., 1984. Т. 2. С. 548-551,569-570.

4. Шайтанов И.О.Жанры куртуазной литературы 11 Шайтанов И.О., Афанасьева О.В. Зарубежная литература. Средние века: Учебник для учащихся 10-11 классов. - М., 1996. С.170-25З.

5. Энциклопедия короля Артура и рыцарей Круглого стола /А. Комаринец. - М., 2001.

Дополнительная литература

1. История французской литературы: В 4 т. М.; Л., 1946 Т. 1.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

 


1. Сага

2. Барды

3. Филиды

4. Скопы

5. Кеннинги

6. Драпы

7. Скальды

8. Друиды

9. «Каролингское Возрождение»

10. Апологеты

11. Жонглеры

12. Хуглары

13. Шпильманы

14. «шансон де жест»

15. Романс

16. Трубадуры

17. Ваганты

18. Голиарды

19. Кансона

20. Тенсона

21. Сирвента

22. Пасторелла

23. Альба

24. Шпрух

25. Миннезанг

26. Мейстерзанг

27. Артуровский роман

28. Лэ

29. Видения

30. Фаблио

31. Шванк

32. Аллегория

33. Баллада

34. Мистерия

35. Миракль

36. Фарс

37. Соти

38. Фастнахтшпиль

39. Моралите

40. Буффонада


ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ

1. Ирландские саги (хр)

2. Старшая Эдда.

3. Исландские саги.

4. Песнь о Роланде.

5. Песнь о Сиде.

6. Песнь о Нибелунгах.

7. Пьер Абеляр. История моих бедствий

8. Роман о Тристане и Изольде.

9. Поэзия трубадуров(хр)

10. Роман о Лисе (хр)

11. Роман о Розе (хр)

12. Кретьена де Труа. Ивен, или Рыцарь Льва

13. Окассен и Николетта.

14. Фаблио (хр)

15. Баллады о Робине Гуде (хр)

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Понятие «средневековая литература». Периодизация истории средневековой литературы. Общая характеристика периодов.

2. Кельтский эпос, его основные циклы и персонажи. Художественное своеобразие кельтских сказаний.

3. Общая характеристика древнескандинавской литературы. Мифологические песни «Старшей Эдды».

4. Героические песни «Старшей Эдды».

5. Прозаические саги древних исландцев.

6. Поэзия скальдов и «Младшая Эдда» Снорри Стурлусона.

7. Англосаксонская «Поэма о Беовульфе» как единственный памятник древнегерманского эпоса.

8. Героический эпос Франции, его основные циклы и тематика. Отражение исторических событий в «Песне о Роланде».

9. Эпический мир «Песни о Роланде»: изображение пространства. Времени и персонажей.

10. Испанский героический эпос, его основные циклы и тематика, Соотношение исторической действительности и эпической правды в поэмах о Сиде.

11. Немецкий героический эпос, его источники, проблематика, основные персонажи.

12. Традиционные мотивы и образы в европейском героическом эпосе.

13. Рыцарская литература Средневековья, ее жанровая система.

14. Лирика провансальских трубадуров: основные представители, тематика и жанры.

15. Миннезанг: жанровые формы и тематика. Творчество В. фон дер Фогельвейде.

16. Художественное своеобразие рыцарского романа. Основные тематические циклы и источники сюжетов.

17. «Роман о Тристане и Изольде» и его распространение в европейской литературе.

18. Критика рыцарской идеологии в городской повести «Окассен и Николетт».

19. Городская литература Средневековья, ее связь с народным творчеством. Виды и жанры городской литературы.

20. Тематика, формы повествования и персонажи фаблио и шванков.

21. Жанр, источники, композиция, персонажи «Романа о Лисе».

22. Жанр, источники, композиция, персонажи «Романа о Розе».

23. Городская драма. Пути ее развития. Жанровая эволюция городской драмы.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2.

 

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Возрождение как тип культуры. Хронологические границы эпохи Возрождения. Социально – историческая обстановка в Западной Европе. Понятие о ренессансном гуманизме. Понятие о Реформации. Учение о человеческой личности и смысл борьбы протестантов с католической церковью.

Итальянская литература. Раннее Возрождение (Треченто). Данте как представитель переходного этапа от Средневековья к Ренессансу. Анализ «Божественной комедии» (часть 1 «Ад»). Черты средневекового аллегоризма и символизма в поэме. Жизнь и творчество Ф.Петрарки. Лирика Петрарки, его поэтическое новаторство («Книга песен»). «Петраркистский стиль» и его влияние на развитие ренессансной поэзии. Жизнь и творчество Дж. Боккаччо. Значение «Декамерона» для развития художественной итальянской прозы. Классификация новелл, их «диологическое» взаимодействие. Идейный смысл «Декамерона».

Литература зрелого Возрождения. Общий обзор творчества Лоренцо Медичи, Боярдо, Ариосто.

Литература позднего Возрождения. Аристократическое направление в литературе. Возникновение маньеризма и его основные черты. Творчество Т.Тассо. «Ученая комедия» Н. Макиавелли. Комедия «дель арте» и её характерные маски.

Французская литература. Подготовка Возрождения во Франции. Общая характеристика эпохи Возрождения во Франции. Кружок Маргариты Наваррской. Отражение нравов, чувств, идейных противоречий французского Возрождения в «Гептамероне» Маргариты Наваррской. Жизнь и творчество Франсуа Рабле. Сюжет и композиция романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». Смеховая стихия в романе. Ренессансная поэзия. Плеяда. Творчество Ронсара и Дю Белле. Монтень и его «Опыты».

Английская литература. Подготовка Возрождения в Англии. «Кентерберийские рассказы» Д.Чосера. Английские гуманисты. «Утопия» Т. Мора. Развитие ренессансной поэзии, прозы и драмы. Творчество Э. Спенсера, Д. Лили, К. Марло. Предшественники Шекспира. Творчество Шекспира. Жанровое своеобразие и источники шекспировских пьес. Трагическое у Шекспира. Периодизация творчества. Первый период и его особенности. «Шекспировский сонет». Драматургия второго и третьего периодов творчества Шекспира. Анализ трагедий «Гамлет», «Король Лир» с точки зрения трагического конфликта. Место Шекспира в мировой драматургии и судьба его наследия в культуре Нового времени (Гамлет как архетип культуры XX века).

Испанская литература. Жанровые разновидности испанского ренессансного романа. Жизнь и творчество Сервантеса. Сюжет и композиция «Дон Кихота». Различные трактовки образа главного героя. Жанровый синтез в романе. Создание национальной испанской драмы. Лопе де Вега и его школа.

Общая характеристика литературы Германии и Северного Возрождения. Литература о глупцах. Поэзия Ганса Сакса. Немецкая народная книга: оригинальные немецкие романы ХVI века. Легенда о докторе Фаусте. Художественное творчество Эразма Роттердамского.

Значение эпохи Возрождения в европейской культуре.

ТЕМЫ И ВОПРОСЫ СЕМИНАРОВ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.110 (0.019 с.)