Тема 3: жанровое многообразие воплощения нового отношения к человеку в лирике Ф. Петрарки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3: жанровое многообразие воплощения нового отношения к человеку в лирике Ф. Петрарки



С именем Петрарки связывается выработка и утверждение нового отношения к миру, Человеку и творчеству. На примере изучения его наследия прослеживается развитие «магистральных сюжетов» курса - способов воплощения меняющегося отношения Человека к Любви, Смерти, человеческому Достоинству.

Продолжается разговор о сути писательства, начатый на занятиях по творчеству Данте. Углубляется представление о том, что величие поэта определяется способностью высказать, запечатлеть возникновение новых чувств. Важно подчеркнуть, что на смену эпическим чувствам принадлежности к роду приходит осознание Человеком своей неповторимости и самоценности вне зависимости от выполнения долга перед народом или государем, что приводит к актуализации лирических жанров, разрабатывающих и воплощающих, связанных с открытием новых чувств - от окрыленности и гордости собственным своеобразием до тоски от осознания невозможности быть понятым кем-либо до конца.

Интерес представляют сравнение позиций Данте и Петрарки и ответы на вопрос, в чем выражается средневековость позиций Данте и ренессансность Петрарки. Одним из моментов такого сравнения может стать сопоставление того, что Данте считает свою страсть к земной Славе греховной, а ранний Петрарка защищает и оправдывает стремление Человека прославить свое имя и род.

При разговоре о способах воплощения «магистральных сюжетов» важно проследить, остались ли усвоенными студентами представления о канонических поэтических формах, какими являются секстина и сонет. Чрезвычайно важно при этом обратить внимание не только на строгость законов жанровой формы сонета, но и на его внутреннюю напряженность, особое поле, которое возникает в сонете в системе сравнений или противопоставлений. В плане занятия обращается внимание на сонетные образы, которые прочно входят в европейскую поэзию. Об их творческом развитии и превращении в лите­ратурные штампы пойдет разговор на занятии об английском сонете.

Пункты плана практического занятия могут быть рекомендова­ны преподавателем как для обязательного рассмотрения и проработки; так и в качестве индивидуальных заданий, для подготовки сообщений отдельными студентами. В плане практического занятия жирным шрифтом выделены номера опорных сонетов, знакомство с которыми желательно для всех.

 

ВОПРОСЫ

1. Способы выражения нового отношения к человеческому Достоинству в трактатах и поэзии.

- Независимость Достоинства от древности рода (CCLXIII).

- Честь и «Добродетель - это сила воли» (CCCLV, CCLXII).

- Новые чувства. Возникновение чувства непреодолимой горечи и тоски при осознании Человеком своей неповторимости («Моя тайна»).

- Новое чувство любви к родине. Скорбь о её страданиях и осознание невозможности перемен взамен: лирического стремления к героическим деяниям. Сопряжение блага родины с наступлением золотого века и спасением, которое принесет народ, а не развращенная аристократия (CXXVIII, CXXXVI, CXXXVII, CXXXVIII).

2. Петрарка о Любви. Основные лирические жанры и жанровые модификации.

- Парадокс о близости в отдалении, отдаленности вблизи, о добровольном принятии любовных мук, о смерти при жизни и обретении бессмертия после ухода. Сонеты (CXXIX, CCXLI, CCCLIX, CCXCIV, CCXCV, CCXCVI, CLXXXII).

- Слияние влюбленного с природой стремление находить черты возлюбленной в цветах и травах, диких лесах и скалах (С, CXXV, СХХУII, CXLII, CLXIl, CIXV, CLXXXI, ССVПI,). Секстина как каноническая форма (ССХХХУII).

- Подение образа раненного стрелой оленя (CCIX).

- Контраст в восприятии мира душой любящей и утратившей любимую (СССХ).

- Склонность влюбленного к одиночеству, попытки избегать разговоров и людей, удаляться от суетного города (CCLIX, CCLXXXI).

- Определение Любви как добровольного сладостного мучения и осознание неспособности вырваться из ее плена. Система противопоставлений как поэтический прием (СХХХП, CXXXIV, CL, СLП, СLХХVПI, CLXXXII, CCXXIV, XXIV, CCXXVI).

- Стремление запечатлеть момент и вернуться на место зарожде­ния чувства Любви (СVПI, CIX, СХУIII, СХХII, CCXI, ССХII,, CCXLII, CO~XXX).

- Попытка передатировать день рождения своей души, ведя отсчет времени от момента встречи с Любовью (LXI, LXXIII, LX).

- Диалог глаз влюбленного и возлюбленной (LXXI, LXXXIV, СVП, CXI, CXLI, CLI, CLXXI).

- Использование военной лексики при воссоздании истории любви (ХСШ, ХСVIП, CV, CL, CLV, СХХХIП).

- Образы корабля и путеводной звезды, указывающей путь к спасению (CLXXXIX, CCLXXXVI, CCCLVII, CCLXXXIX).

- Образ убегающей лани (СХС).

- Сравнение любви с охотой (CLXXXI).

- Способы создания представлений об осязаемой ауре женского обаяния. (СХУ, CXLIV, CCXIX).

- Желанность разговора с другом. Cонеты - поэтические послания. (СХII, СХШ).

- Тяга к женской красоте как ступень в познании сущности Бога (CCLXI).

4. Данте и Петрарка о природе Смерти и преодолении горечи утраты возлюбленной (CI, CXVI, СХVШ, СХХ, СССLХПI). Молитва в пространстве сонema. (CCCLXIV, CCCLXV).

- Петрарка о необходимости научиться жить по-новому, осознав утрату, и этапах преодоления чувства безысходности, вызванного потерей. (CCLXXIX, СССLХП).

- Роль и задачи творчества в осознании природы Смерти.

- О бессмертии души (CCCXXVI, СССLVПI).

5. Петрарка о природе творчества. (ХCIП, CIV, ССХVП, CCXXVIП, CLXXVI, ССХСIП, CCCIV, СССVШ, CCCIX, СССХХП, СХLVI, CCCLIV, CCXL УН, CLXXXLII, СССХХУII).

 

Ф. Петрарка

Фрагменты из работы

Моя тайна, или книга бесед о презрении к миру.

«... спрашиваю тебя, что может быть ребячливее или даже безумнее, как в полной беспечности обо всем другом и в совершенной косности тратить время на изучение слов и, никогда не видя подслеповатыми глазами собственной мерзости, так услаждаться своей речью, подобно иным певчим пташкам, которые, говорят, до того упиваются сладостью собственного пенья, что умирают от этого? И, что должно еще более заставить тебя краснеть, не раз случал ось с тобою, что ты оказывался бессильным изобразить словами те из вещей обычных и повседневных, которыe казались тебе недостойными твоего красноречия. А сколь многое в природе не может быть названо за отсутствием собственного имени? Сколь много сверх того вещей, которые хотя и имеют каждая свое особенное название, но выразить их ценность словами - это чувствуется раньше всякого опыта - красноречие смертных бессильно? Сколько раз я слышал твои жалобы, сколько раз видел тебя безмолвным и негодующим потому, что и язык и перо оказывались неспособными вполне выразить то, что для мыслящего ума было совершенно ясно и легко понятно? Итак, чего же стоит красноречие, раз оно так скудно и хрупко, раз оно и всего объемлет, и объятого не в силах охватить целиком? (...) Подумай, кроме того, как мало ты можешь в этом деле полагаться на свои силы, раз ты знаешь, что вся страна, которой ты лишь ничтожная часть, скудна речью; и тогда тебе станет стыдно, что ты потратил столько времени на дело, в котором полного успеха и невозможно достигнуть...

Цит. по: Петрарка Ф. Стихи. Сонеты.

Размышления. М., 1987. С. 304-305.

ПЕТРАРКА В ОЦЕНКЕ КРИТИКОВ

 

Кристофоро Ландино

Общепризнанно, что поэзии дал новую жизнь Данте, бессмертный гений, но сейчас не время перечислять его заслуги. За ним следует Петрарка. Всемилостивейший Боже, как он был остроумен в своих находках, сколь рассудительно его изложение, сколь выразителен стиль!

Цит. по: Сочинсния итальянских гуманистов зпохи ВозрожДсния (ХУ век) / Сост., общ ред., вст. ст. и коммент. Л.М. Брагиной. М., 1985. С. 190.

Е.В. Федорова

В 1337 г. впервые посетил Рим знаменитый Франческо Петрарка, основоположник нового мировоззрения - гуманизма; страстный поклонник античности, он был поражен величием древних руин и невежеством современников; с прискорбием пришел он к выводу, что никто не знает Рим хуже, чем сами римляне; он сказал своим друзьям, что Рим не возродится до тех пор, пока не обратится к самопознанию. В 1340 г. Петрарка получил пригла­шение одновременно от Парижа и Рима: поэта желали увенчать лавровым венком. Петрарка предпочел Вечный город. В 1341 году выползающие из варварства римляне с восторгом устроили пышную церемонию на Капитолийском холме. Однако, как только лауреат оказался за воротами Рима, грубое варварство сразу напомнило о себе: на дороге возникли свирепые разбойники, и пришлось бежать от них назад в город. Увенчанный лаврами поэт смог благополучно выбраться из Рима только с помощью надежной охраны, которую ему дали великодушные поклонники.

Цит. по: Федорова Е.В. Знаменитыс города Италии. Рим. Флоренция. Венеция:

Памятники истории и культуры. М., 1985.

И.О. Шайтанов

КОГДА НАЧАЛСЯ РЕНЕССАНС?

Иногда дату называют с точностью до месяца и дня: 8 апреля 1341 г., на Пасху. В этот день сенатор города Рима на Капитолийском холме вручил лавровый венок поэту Франческо Петрарке. Церемония венчания поэтов, установленная в античной древности и уже несколько веков как здесь не возобновлявшаяся. Трудно сказать, в какой мере и как широко современники ощутили значение этого события, до деталей продуманного поэтом, но сам факт возрождения (курсив. - И.Ш.) именно этой традиции показателен и, возможно эпохален. Чтобы объяснить его, нужно сказать, почему избрали Петрарку, почему он так стремился к этой чести в полуразрушенном, пришедшем в вековое запустение Вечном городе. Рождение нового человека едва ли можно проследить, не вдумываясь в события биографии Петрарки (1304-1374), не оценивая его личность, поскольку никто не претендует с большим правом на то, чтобы считаться первым человеком Возрождения, чем он. Как и его старший современник Данте, Петрарка - флорентиец, хотя родился не в самой Флоренции, а в городе Ареццо, невдалеке от нее. Данте был изгнанником, Петрарка - сыном изгнанника. Однажды ребенком в доме своего отца, как и Данте, принадлежащего к партии белых гвельфов, Петрарка видел великого предшественника.

Весь остаток жизни Данте мучительно и гордо переживал изгнанничество. Петрарка как будто и не ощущал его. Уже прославленным поэтом, в 1350 г. он отклонил блистательно-красноречивое послание Флоренции (переданное через его друга Джованни Боккаччо), предлагавшей со всеми почестями возвратить ему гражданство. Ему это не было нужно. Петрарка естественно и спокойно ощущал себя гражданином мира. Он менял итальянские города по собственному выбору, а когда ему пеняли, что он не гнушается гостеприимством и милостями самых жестоких тиранов, он отвечал, (как в знаменитом письме Боккаччо): «... Это лишь казалось, что я жил при князьях, на деле же князья жили при мне», иентр мировогo устроиства сместился в направлении человека, баланс сил нарушился - в пользу личности (курсив; - И.Ш.).

Средневековый человек с его иерархическим сознанием не мог бы произнести подобных слов, а если бы решился, то в его устах они прозвучали бы отречением от мира вообще, презрением к земной юдоли. Петрарка не отрекался. Он был свободен не от земного мира, а почувствовал себя свободным в мире, который любил и жадно изучал. Петрарка был человеком странствующим, путешествующим.

Цит. по: Шайта1Юв и.о. Новый человек - кто он 7 //

Очерки по истории мировой культуры. М., 1997. С. 176-210.

ЛИТЕРАТУРА

Художественные тексты

1. Петрарка Ф. Лирика / Пер. с ит. и лат.; Вст. ст.сост. и прим. Н. Томашевского. - М., 1980. (Серия.Классики и современники.).

2. Петрарка Ф. Стихи. Сонеты. Размышлсния / Сост. и вет. очерк О. Дорофеева. - М., 1997.

3. Петрарка Ф. Стихи, посвященные Лауре де Нов / / Благословляю имя из имен: Из европейской любовной лирики / Сост. и вст. очерки Р. Белоусова. - М., 1990. С. 21-83.

Критические работы

1.Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни, стиль мышления. - М., 1978.

2. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1982.

3. Парандовский Я. Петрарка / / Парандовский Я. Алхимия слова / Пер. с польск.; Сост. И вст. ст. С. Бэлзы. - М., 1990.

4. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций. Лекция 1. - М., 1996. С. 16-32.

5. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы эпохи Возрождения. В 2 т. – М.: Гуманист, 2001. Т. 1. – С. 52-66

Дополнительная литература

1. Макиавелли Н. История Флоренции / Пер. Н.Я. Рыковой; Ред. послесл., коммент. В.И. Рутенбурга. 2-е изд. - М. 1987.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.111.1 (0.017 с.)