Программа по Русской литературе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа по Русской литературе



Вступительные экзамены по литературе проводятся в устной и письменной форме.

На письменном экзамене проверяются знания и по русскому языку. Абитуриенту предлагается написать сочинение в прозе на одну из 5 —7 предложенных тем.: по литературе первой половины XIX века, по литературе второй половины XIX века, по литературе XX века, а также на свободные темы литературного, публицистического характера или по личным впечатлениям, по своей форме соответствующие одному из жанров научной, художественной и публицистической литературы (научная статья, литературно-критическая статья, рецензия, обзор, эссе, дневниковая запись, очерк, путевые заметки, эпистолярный жанр).

Формулировки вопросов билетов для устного экзамена имеют литературоведческий характер и связаны с интерпретацией художественного текста указанных в данной программе художественных произведений.

Составной частью устного экзамена является также выразительное чтение программных текстов наизусть по выбору абитуриента. На филологических факультетах предлагается дополнительное практическое задание по анализу поэтического или прозаического текста.

В связи с вариативностью программ общеобразовательных учебных заведений формулировка тем сочинений и вопросов билетов позволяет абитуриенту выбрать художественные произведения для раскрытия темы или вопроса билета.

В список литературы включены произведения, составляющие основу современных программ по литературе для общеобразовательных учебных заведений (911-е классы), рекомендованных Министерством образования Российской

­ Конец страницы 251 ­

¯ Начало страницы 252 ¯

Федерации. Он состоит из обязательных произведений и предлагаемых абитуриенту для выбора.

На экзамене по литературе поступающий в высшее учебное заведение должен показать:

— знание текстов перечисленных ниже художественных произведений, понимание их проблематики и художественных особенностей;

— знание основных этапов историко-литературного процесса XIX и XX веков, роли изучаемого автора и произведения в литературном процессе;

— понимание эстетических и нравственных ценностей художественного произведения;

— умение рассматривать каждое художественное произведение в единстве конкретно-исторического и общечеловеческого аспектов;

— понимание специфики литературы как искусства слова, умение анализировать художественное произведение в единстве содержания и художественной формы.

При анализе художественного произведения абитуриенту необходимо показать следующие знания:

— творческая история произведения, его связь с эпохой написания, значение для нашей современности;

— тема, проблема, идея, авторская позиция и способы ее выражения (роль заглавия, эпиграфов, в драматическом произведении — ремарок), автор в художественном произведении;

— композиция, сюжет, конфликт, несюжетные элементы (лирические, философские и публицистические отступления, вставные эпизоды);

— система образов, основные и второстепенные персонажи произведения, средства создания образов (портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, действия и поступки, речевая характеристика, приемы психологического анализа), в лирическом произведении — образ лирического героя;

— особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, ирония, сатира, гротеск, эзопов язык, антитеза);

— жанр произведения.

­ Конец страницы 252 ­

¯ Начало страницы 253 ¯

Абитуриенту необходимо высказать и обосновать свое отношение к художественному произведению и творчеству его автора.

При анализе художественного произведения поступающий в высшее учебное заведение должен обнаружить также знание следующих теоретико-литературных понятий:

— литературные направления (романтизм, реализм, модернизм);

— роды художественной литературы (эпос, лирика, драма), их основные жанры;

— стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).

Литературные произведения1

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Статья И. А. Гончарова «Мильон терзаний».

А. С. Пушкин. «К морю», «К Чаадаеву», «Вольность», «Арион», «Анчар», «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Я Вас любил...», «На холмах Грузии...», «Я помню чудное мгновенье...», «Осень», «Вновь я посетил», «Евгений Онегин». Статьи В. Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина» (8 и 9-я).

«Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа», «Эхо», «Когда за городом задумчив я брожу...», «Бесы», «Моя родословная», «Два чувства дивно близки нам...», «Бородинская годовщина», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...») и др. по выбору абитуриента.

«Дубровский», «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Полтава», «Борис Годунов», «Повести Белкина» (одна из повестей по выбору абитуриента).

М.Ю.Лермонтов. «Смертьпоэта», «Поэт», «Бородино», «Дума», «Родина», «Как часто пестрою толпою окружен...», «Парус», «Выхожу один я на дорогу...», «Герой нашего вре-

______________________________________________________

1 Произведения, отмеченные звездочкой, включены в программу только для гуманитарных факультетов.

­ Конец страницы 253 ­

¯ Начало страницы 254 ¯

мени». Статьи В. Г. Белинского «Стихотворения М. Лермонтова» и «Герой нашего времени».

«Молитва» («Я, матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Пророк», «Желание», «На севере диком...», «Узник», «Пленный рыцарь», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Я не унижусь пред тобою...».

«Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Демон».

Н. В. Гоголь. «Мертвые души», «Ревизор», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Шинель», «Выбранные места из переписки с друзьями» (главы по выбору).

A. Н. Островский. «Снегурочка», «Гроза», «Бесприданница» (по выбору абитуриента).

'Полемика в критике (статьи Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве», Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы», А. А. Григорьева «После «Грозы» Островского»), «На всякого мудреца довольно простоты».

*И. А. Гончаров. «Обломов». Произведение в оценке критики (статьи Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», Д. И. Писарева «Обломов». Роман И. А. Гончарова», А. В. Дружинина «Обломов». Роман И. А. Гончарова»).

И. С. Тургенев. «Отцы и дети».

*Полемика в критике (Статьи Д. И. Писарева «Базаров», М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени», Н. Н. Страхова «Отцы и дети» И. С. Тургенева»). Стихотворения в прозе (по выбору абитуриента), «Ася», «Вешние воды», «Первая любовь» (по выбору абитуриента).

*Произведения прозаиков второй половины XIX века:

Н. С. Лесков. «Очарованный странник»,

Н. Г. Чернышевский. «Что делать?»,

Г. И. Успенский. «Нравы Растеряевой улицы»,

Н. Г. Помяловский. «Очерки бурсы» (по выбору абитуриента).

*Стихи русских поэтов XIX века:

B. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов», А. В. Кольцов. «Косарь»,

Ф. И. Тютчев. «О, как убийственно мы любим...», «Умом Россию не понять...»,

­ Конец страницы 254 ­

¯ Начало страницы 255 ¯

А. А. Фет. «Это утро, радость эта..,», «Шепот, робкое дыханье...», «Прости — и все забудь....» и др. по выбору абитуриента.

Н. А. Некрасов. «В дороге», «Тройка», «Коробейники», «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «На Волге», «Родина», «Элегия», «Пускай нам говорит изменчивая мода...», «Нравственный человек», «Тишина», «Памяти Добролюбова», «Внимая ужасам войны...», «Кому на Руси жить хорошо».

«Школьник», «Крестьянские дети», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Рыцарь на час», «Сеятелям», «Еду ночью по улице темной...», «Что ты, сердце мое, расходилось...», «Умру я скоро...», «Я не люблю иронии твоей...», «О, письма, женщины нам милой...», «Зине», «Мороз, Красный нос», «Орина, мать солдатская» (по выбору абитуриента).

М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки (2—8 по выбору абитуриента), «Господа Головлевы».

«История одного города» (главы по выбору абитуриента).

Л. Н. Толстой. «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» (по выбору абитуриента).

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание», «Идиот» (по выбору абитуриента).

А. П. Чехов. «Ионыч», 2—3 рассказа (по выбору абитуриента), «Вишневый сад».

«Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня» (по выбору абитуриента).

*Проза конца XIX — качала XX века: А. И. Бунин «Антоновские яблоки», «Чистый понедельник», «Темные аллеи» и др. рассказы по выбору абитуриента,

A. И. Куприн «Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся»,

B. Г. Короленко «Чудная», «Река играет», «Огоньки», «Слепой музыкант» (по выбору абитуриента), «Письма к Луначарскому».

Поэзия «серебряного века»: стихи В. Брюсова, Ф. Сологуба, К. Бальмонта, Н. Гумилева, А. Ахматовой, И. Северянина, О. Мандельштама, М. Волошина, В. Ходасевича, М. Цветаевой (2—3 стихотворения по выбору абитуриента).

­ Конец страницы 255 ­

¯ Начало страницы 256 ¯

A. А. Блок. «Фабрика», «Незнакомка», «О, весна без конца и без краю...», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить...», «Русь», «Родина», «На поле Куликовом («Река раскинулась...»), «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Двенадцать».

«Вхожу я в темные храмы...», «Девушка пела в церковном хоре...», «Осенняя воля», «Рожденные в года глухие», «Скифы».

М. Горький. «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о буревестнике», «Челкаш» и один-два рассказа по выбору абитуриента. «На дне», «Мать» или «Фома Гордеев» (по выбору абитуриента).

«Несвоевременные мысли» (фрагменты по выбору).

С. А. Есенин. «Береза», «Песнь о собаке», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «О красном вечере задумалась дорога...», «Мир таинственный, мир мой древний...», «Неуютная жидкая лунность...», «Письмо женщине», «Собаке Качалова», «Шаганэ, ты моя Шаганэ...», «Гой ты, Русь, моя родная...», «Русь Советская», «Каждый труд благослови, удача...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Анна Сне-гина».

«Выткался на озере алый свет зари...», «Поет зима — аукает», «Я последний поэт деревни...», «Письмо матери...», «Я иду долиной...», «Мы теперь уходим понемногу...».

B. В. Маяковский. «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям», «Нате!», «Мама и убитый немцами вечер», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Необычайное приключение...», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Юбилейное», вступление к поэме «Во весь голос», «Письмо Татьяне Яковлевой».

«Лиличка! Вместо письма», «Облако в штанах», «Про это», «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!» (по выбору абитуриента).

*Тема революции и гражданской войны в произведениях А. Серафимовича «Железный поток», И. Бабеля «Конармия», Д. Фурманова «Чапаев», М. Булгакова «Белая гвардия», «Бег», В. Вересаева «В тупике», Н. Островского «Как закалялась сталь» (по выбору абитуриента).

­ Конец страницы 256 ­

¯ Начало страницы 257 ¯

*А. Н. Толстой. «Петр Первый» (общая характеристика произведения).

А. Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом...», «В тот день, когда окончилась война...», «Спасибо, моя родная...», «Вся суть в одном-единственном завете...», «Жить бы мне век соловьем-одиночкой...», «Собратьям по перу», «Памяти матери», «Не стареет твоя красота».

«Моим критикам», «Василий Теркин», «За далью — даль», «По праву памяти» (по выбору абитуриента).

М. А. Шолохов. «Тихий Дон», «Поднятая целина» (по выбору абитуриента).

Тема коллективизации в произведениях А. Платонова «Котлован», В. Вересаева «Сестры», С. Залыгина «На Иртыше», В. Белова «Кануны», Б. Можаева «Мужики и бабы», В. Тендрякова «Хлеб для собаки», С. Антонова «Овраги» (по выбору абитуриента).

Человек на войне в произведениях К. Симонова,

A. Фадеева, М. Шолохова, В. Некрасова, В. Гроссмана, К. Воробьева, В. Кондратьева, Ю. Бондарева, Б. Васильева,

B. Быкова, О. Ермакова (по выбору абитуриента).

Возвращенная литература: произведения М. Булгакова, Б. Пильняка, А. Платонова, Е. Замятина, В. Шаламова, Ю. Домбровского, В. Тендрякова, Б. Пастернака (по выбору абитуриента).

Литература русского зарубежья: произведения И. Бу-з Нина, И. Шмелева, Б. Зайцева, М. Алданова, В. Набокова,,! А. Аверченко, И. Бродского, В. Войновича и других (по. выбору абитуриента).

*А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича», 1 «Матренин двор», «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Раковый корпус», «Красное колесо» (по выбору абитуриента).

Литература 60—90 годов: основные темы, проблематика, герои, тенденции литературного процесса на примере 2—3 произведений В. Астафьева, Ф. Абрамова, Ч. Айтматова, В. Белова, В. Распутина, Ю. Трифонова, В. Шукшина, Ф. Искандера, Б. Окуджавы, Н. Рубцова, В. Высоцкого, Л. Мартынова, А. Вознесенского, А. Тарковского, Ю. Кузнецова, А. Арбузова, В. Розова, А. Володина, А. Вампилова.

­ Конец страницы 257 ­

¯ Начало страницы 258 ¯

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(тест)

Орфография

Правописание проверяемых безударных гласных в корне. Непроверяемые безударные гласные. Чередующиеся гласные в корнях.

Правописание звонких и глухих согласных. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные в заимствованных словах.

Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на гласную. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Приставки, оканчивающиеся на согласную. Приставки на 3- и приставка С-. Гласные Ы и И после приставок.

Употребление Ь и Ъ как разделительных знаков. Употребление Ь как знака мягкости согласного. Употребление Ъ в различных грамматических формах.

Гласные О и Е после шипящих. Гласные после Ц.

Употребление прописных букв.

Правила переноса слов.

Правописание окончаний имен существительных. Суффиксы имен существительных.

Правописание окончаний прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных.

Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е.

Сложные слова без соединительных гласных. Правописание сложных существительных. Сложносокращенные слова.

Правописание имен числительных, числительные количественные, порядковые, дробные:

Правописание местоимений. Отрицательные местоимения. Неопределенные местоимения. Правописание местоимений с предлогами.

­ Конец страницы 258 ­

¯ Начало страницы 259 ¯

Правописание глаголов. Личные окончания глаголов. Суффиксы глаголов. Окончания и суффиксы причастий.

Правописание наречий. Гласные в конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные и неопределенные наречия. Слитное написание наречий. Дефисное написание наречий. Раздельное написание наречий и наречных выражений.

Правописание -Н- и -НН- в прилагательных, образованных от существительных. -Н- и -НН- в причастиях и в прилагательных, образованных от причастий. -Н- и -НН- в производных именах существительных и наречиях.

Правописание предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ. Правописание междометий и звукоподражательных слов.

Пунктуация

Знаки препинания в конце предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении.

Знаки препинания при повторяющихся словах.

Знаки препинания в предложении с однородными членами. Однородные члены, не связанные союзами. Однородные члены, связанные неповторяющимися союзами. Однородные члены, связанные повторяющимися союзами. Однородные члены, связанные двойными союзами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Обобщающие слова при однородных членах.

Знаки препинания при приложении. Дефис при приложении. Кавычки при приложении.

Знаки препинания при обособленных определениях. Обособление деепричастий и деепричастных оборотов. Обособление обстоятельств, выраженных существительными в косвенных падежах с предлогами. Обособление оборотов со значением включения, исключения, замещения.

­ Конец страницы 259 ­

¯ Начало страницы 260 ¯

Обособление уточняющих и пояснительных членов предложения.

Знаки препинания при вводных словах, сочетания слов во вводных предложениях. Вставные конструкции.

Знаки препинания при обращении.

Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении при сочетании союзов. Точка с запятой, тире, запятая и тире, двоеточие в сложноподчиненном предложении.

Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Знаки препинания в предложениях со сравнительными союзами.

Знаки препинания при прямой речи.

ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ

Настоящая программа состоит из трех разделов.

В первом разделе перечислены основные математические понятия, которыми должен владеть поступающий как на устном, так и на письменном экзамене.

Второй раздел представляет собой перечень вопросов теоретической части устного экзамена. При подготовке к письменному экзамену целесообразно познакомиться с формулировками утверждений из этого раздела.

В третьем разделе указано, какие навыки и умения требуются от поступающего на письменном и устном экзаменах.

Объем знаний и степень владения материалом, описанным в программе, соответствуют курсу математики средней школы. Поступающий может пользоваться всем арсеналом средств этого курса, включая и начала анализа.

­ Конец страницы 260 ­

¯ Начало страницы 261 ¯

Однако для решения экзаменационных задач достаточно уверенного владения лишь теми понятиями и их свойствами, которые перечислены в настоящей программе. Объекты и факты, не изучаемые в общеобразовательной школе, также могут использоваться поступающим, но при условии, что он способен их пояснять и доказывать.

В связи с обилием учебников и регулярным их переизданием отдельные утверждения второго раздела могут в некоторых учебниках называться иначе, чем в программе, или формулироваться в виде задач, или вовсе отсутствовать. Такие случаи не освобождают поступающего от необходимости знать эти утверждения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.056 с.)