Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ф. Перлс: живи здесь и теперьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Не могу не рассказать вам о Ф. Перлсе. Его методами я пользуюсь сейчас. Он мой современник, но о нем я узнал только в 1982 г. Фредерик Перле (1893—1970) родился в Берлине. Он пишет о себе как о паршивой овце: он постоянно воевал с родителями, его исключали из школы, он не ладил с авторитетами. Во время первой мировой войны Перле, окончив университет, служил в армии. Затем он начал психоаналитическое обучение в Вене. В 1933 г. он бежал в Южную Африку, где основал психоаналитический институт. В 40-е гг. Перле порвал с психоаналитическим движением. В 1946 г. эмигрировал в США, где продолжал разрабатывать метод гештальттерапии. В 1962 г. в Нью-Йорке он основал одноименный институт. Его метод стал завоевывать широкую популярность, а в последние годы получил развитие и у нас в стране. Перле не занимался прошлым. Он подчеркивал важность рассмотрения ситуации в настоящем. Осознание человеком того, как он ведет себя от мгновения к мгновению, более важно для понимания себя, чем понимание того, почему он ведет себя таким образом. Его Конец страницы 57 ¯ Начало страницы 58 ¯ подход озвучен в идее И. Христа, который советовал заботься о сегодняшнем дне, завтрашний день сам о себе позаботится. Мой молодой друг, хорошо ли вам СЕЙЧАС? По Перлсу, ни один инстинкт не является основным: все потребности — прямое выражение органических инстинктов. Перле в своей практике использовал положения гештальтпсихологии (гештальт — фигура, образ, нечто целое), первое из которых— анализ частей не может помочь пониманию целого, поскольку целое определяется взаимосвязью и взаимозависимостью частей. Винегрет — это не капуста, не картофель, не морковь, не огурец; это винегрет. Выделенные из винегрета капуста, картофель, морковь, огурец не равны тому, чем они были в винегрете. Так и выделенные из гештальта части не тождественны тому, чем они были ранее. Второе положение — организм приспосабливается к среде, достигая оптимального равновесия и органи- Рис. 2 Конец страницы 58 ¯ Начало страницы 59 ¯ зации частей, и нельзя изменить какую-то одну часть, чтобы при этом не изменились и другие. Организм в данном поле выбирает для себя нечто значимое. Он становится фигурой, а все остальное становится фоном. А выбирает организм то, что ему интересно и важно в данный момент. На рис. 2 человек, испытывающий жажду, увидит рюмку. А человек с сексуальными проблемами — целующуюся парочку. На рис. 3 повеса увидит привлекательную женщину, а женщина, которая не ладит со свекровью, — уродливую старуху. Все органы, ощущения, движения мысли подчиняют себя этой потребности. Они могут быстро сменить свои подчинение и функцию, и как только потребность удовлетворяется, фигура отступает в фон. Вы уже целый час читаете с интересом эту книгу. Интерес стал угасать, и появилось чувство голода, но необходимость продолжать чтение заставляет вас не отрываться от книги. На одном фоне две фигуры. Вы уже не усваиваете того, что написано здесь, и в то же время вас беспокоит чувство голода. Жизнь становит- Рис. 3 Конец страницы 59 ¯ Начало страницы 60 ¯ ся серой. Прекратите чтение, пройдите на кухню, завершите гештальт, связанный с чувством голода. Он более важный, чем чтение моей книги. Как только удовлетворится потребность в еде, фигура (чувство голода) отступит в фон, и вы вновь с интересом будете читать книгу. А вот следующие несколь строк я хотел бы, чтобы вы запомнили, мой молодой друг! Перле дает два критерия психологического здоровья и зрелости: опора на себя и переход на саморегуляцию, тогда как незрелый человек пытается манипулировать другими людьми и менять ситуацию. К сожалению, у нас много психологически незрелых людей. Процесс направлен на созревание организма, который обладает способностью достигать оптимального равновесия внутри себя и между собой и средой. Мир никакой, мир такой, какие мы. Два человека, рядом загорающие на пляже Черного моря, живут в разных погодных условиях. На море волны. Для одного (психологически зрелого) это хорошо, для другого (незрелого) плохо. Но надо не жаловаться на волны, а обучаться в них плавать. То же касается и житейских бурь. Саморегулируемые, опирающиеся на себя индивиды характеризуются свободным изменением и отчетливым формированием фигуры-фона, в выражении своих потребностей в контакте и уходе. Они знают о своих способностях и возможностях выбирать средства для удовлетворения потребностей, когда эти потребности возникают. Они сознают границы между собой и другими и внимательны к различению своих фантазий о других и среде и того, что воспринимается в непосредственном контакте. Пути психологичес- Конец страницы 60 ¯ Начало страницы 61 ¯ кого роста Перле видит в завершении ситуаций, или гештальтов. Мой молодой друг, я желаю вам удачного выбора профессии, пытаюсь вам помочь. Но если не повезет, кого вы будете обвинять, на кого досадовать? Перле полагал, и можно с ним согласиться, что в нашей культуре переоценивается словоговорение. Он назвал три его уровня: цыплячий помет (болтовня в обществе, когда произносятся общие фразы типа «молодежь распустилось», «правительство ничего не делает»), бычье дерьмо (извинения, рационализация — объясните мне, почему под Новый год вы всю ночь не спали, съели в пять раз больше, чем нужно организму, и кончилось это обострением язвы желудка, это и будет оно самое), слоновья струя (теоретизирование — объяснение женщины, которая говорит, что она не разводится с мужем-алкоголиком, потому что ребенку нужен отец). Об остальных психологах психоаналитического направления я скажу буквально несколько слов не потому, что они мало сделали, а потому, что все равно всего не расскажешь. И не столько для общего образования, а так, чтобы они читателю принесли практическую пользу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.222 (0.007 с.) |