Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
З. Фрейд: коперник бессознательного↑ Стр 1 из 21Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Центральной фигурой в современной психологии, психоанализе и всей современной психотерапии, бесспорно, является 3. Фрейд. Все последующие теории являются или дальнейшим развитием его идей, или противопоставлением им. Встречается некорректная критика, которой возмущался еще Морено, создатель психологии групп (о нем речь позднее). «Не стоит обращаться с 3. Фрейдом как с мертвой собакой», — писал он. С моей точки зрения, критиковать гениев — неблагодарное дело. Конечно, многого они не сделали, но они сделали, что могли. Если бы каждый из нас Конец страницы 24 ¯ Начало страницы 25 ¯ сделал не то, что сделал, а то, что смог бы сделать, если бы занимался делом, а не критиковал классиков! Им следует воздать должное, сказать большое спасибо, использовать то, что еще можно использовать, и идти дальше, если способен на это. Я буду говорить о некоторых исследователях, внесших существенный вклад в развитие современной психологии, о том, что они сделали и чего сделать не смогли или не успели. Это сделаете вы, мой молодой друг. Но критики не будет. Будет только восхищение не только силой их ума, но и целеустремленностью и волей, которые позволили им идти против течения и преодолевать сопротивление тех, ради кого они фактически и работали. Биография Зигмунда Фрейда (1856—1939) достаточно хорошо известна. Он окончил Венский университет. Занимался теоретическими исследованиями, а потом частной практикой. Термин «психоанализ» он впервые применил в 1886 г. Постепенно возле него сформировался небольшой кружок единомышленников. Но в основном его учение подвергалось жесточайше критике. А вышедшая в 1900 г. книга «Толкование сновидений» за восемь лет была продана в количестве всего 600 экземпляров Организовалось общество психоанализа, стал выхолить журнал. В 1910 г. он посетил Америку и вскоре приобрел всемирную известность. Фрейд много писал. Собрание его сочинений составляет 24 тома. В 1938 г. он эмигрировал в Англию, где через год умер. Фрейд — психолог, вышедший из медицины. Фрейд не позволял менять детали техники психоанализа, боясь, что это может подорвать его силу и возможности. Поэтому многие его ученики отошли от него и создали свои направления. Конец страницы 25 ¯ Начало страницы 26 ¯ Если представить современные направления в психологии в виде деревьев, ветви которых переплетаются (рис. 1), тогда почвой можно считать учения таких мудрецов, как Сократ и Джемс, а также произведения лучших представителей философской мысли, литературы и т. д. Дерево психоаналитических направлений следует признать самым мощным, а его ствол — Фрейд. Значение его трудов не только для психологии, но и для всей человеческой культуры трудно переоценить. Недаром А. Эйнштейн назвал его Коперником бессознательного. Случайно ли сделал свое открытие Фрейд? Конечно, нет! Раньше условия жизни менялись медленно, переходы из одной социальной группы и переезды с места на место были редкими, и консервативное бессознательное, от которого зависят поступки человека, поведение и судьба, не выступало на первый план. Че- Конец страницы 26 ¯ Начало страницы 27 ¯ ловек, окончивший факультет университета, с багажом, приобретенным во время учебы, мог благополучно просуществовать в течение всей своей жизни и даже передать свои знания детям. Сейчас быстротечность изменений реальной действительности требует постоянной подстройки под нее. Тут-то и выясняется, что одного осознания, что следует менять себя, недостаточно. Уже понял, что нужно изменять себя, а не можешь. Начинается внутренний конфликт. Чтобы избежать его, психотравмирующие стимулы должны быть вытеснены в бессознательное, потом появляются рационализация, проекция, сублимация и прочие защитные механизмы, которые описали Фрейд и его ученики. Все эти механизмы действовали, но названий еще не имели. Проблемы, которые описываются сейчас в терминах современной психологии, раньше волновали лишь некоторых, находящихся на вершине достижений тогдашней цивилизации, да и то лишь тех, кто обеспечивал прогресс общества. Большинства же они не касались, а если и касались, то все равно были тихие заводи, где можно было благополучно отсидеться, наблюдая за происходящим из окна. В конце XIX—XX в. изменения условия существования стали касаться большинства. Прогресс пришел в самые глухие места. Вера в Бога перестала успокаивать, и проблема невротичности начала захватывать мир. А раньше невротические проблемы касались лишь некоторых и описывались они в художественных произведениях. Героями их были представители высших классов. Низшие классы боролись с нуждой. Им было не до неврозов и психологических проблем. Сформированные в раннем детстве и застывшие личностные структуры мешали адаптации, неврозы стали самым распространенным заболеванием. Все большее количество людей стали нуждаться в коррекции и ре- Конец страницы 27 ¯ Начало страницы 28 ¯ конструкции личности, а соответствующей технологии не было. В области психологии и медицины Фрейд разрабатывал три проблемы и выдвинул три концепции: этажи личности; детская сексуальность; лечение неврозов. Прочтите и попытайтесь применить в своей жизни эти знания, даже если не станете психологом. По 3. Фрейду личность имеет три этажа: нижний — бессознательное «ID» («ОНО»); средний — предсознательное «EGO» («Я»); верхний — сознательное «SUPER-EGO» («СВЕРХ-Я»). Рассуждения Фрейда были умозрительными. И можно поражаться его интуиции, так как многие положения в дальнейшем получили экспериментальное и клиническое подтверждение. По 3. Фрейду, «ОНО» работает по принципу удовольствия, «Я» — по принципу реальности, ибо знает, что при неверном поступке последует наказание. «СВЕРХ-Я» — это могучая сила морально-этических норм, чаще удерживающая, но иногда заставляющая совершать те или иные поступки. Это наша совесть, наш внутренний страж, а иногда и тиран с кнутом. Люди, работающие и живущие только по принципу «ОНО», — это низшие биологические существа. Даже у собаки ее «Я» контролирует «ОНО», что удерживает ее от того, чтобы есть со стола хозяев, заставляет ждать, когда дадут пищу, и что позволяет ей избегать наказания. «СВЕРХ-Я» вырастает из «Я» и сдерживает личность сильнее, чем «Я». «Я» удерживает человека от воровства страхом наказания, «СВЕРХ-Я» — муками совести. Конечно, обществу выгодно, чтобы внутри каждого человека был внутренний сторож. Конец страницы 28 ¯ Начало страницы 29 ¯ «ОНО» имеет энергию возбуждения (катексис), «Я» и «СВЕРХ-Я» — энергию торможения (антикатексис). Какой же инстинкт тормозится сильнее всего? По крайней мере у сильных мира сего, с которыми имел дело Фрейд. У них в соответствии с моралью и воспитанием того времени сильнее всего тормозится сексуальный инстинкт. У животных он тормозится реальными условиями — необходимостью удовлетворять пищевой и оборонительный инстинкты. Условия жизни человека (легкость добывания пропитания и хорошая защита) не вызывают такого торможения. Вместо него действует «СВЕРХ-Я», которое тормозит сексуальный инстинкт в ряде случаев еще сильнее, чем «Я», вытесняя его в «ОНО». У некоторых людей сексуальный инстинкт настолько вытеснен, что они не ощущают сексуальной потребности («Мне этого не надо»), Но ведь исчезнуть эта потребность не может! И когда «Я» спит, «ОНО» остается наедине со «СВЕРХ-Я» и распоясывается. Человеку, не закомплексованному системой «СВЕРХ-Я», снятся сексуальные сцены, а при сильном «СВЕРХ-Я» — сексуальные символы. Мужчины видят во сне сумки, ящики (символы вагины), женщины — трости, зонты (символы фаллоса — греческое название полового члена). Все это великолепно описано у А. С. Пушкина. Надо сказать, что многие научные идеи гениями литературы в художественной форме описаны задолго до работ выдающихся психологов. Итак, читаем и наблюдаем борьбу «ОНО» и «СВЕРХ-Я»:
И снится чудный сон Татьяне. Ей снится, будто бы она Идет по снеговой поляне, Конец страницы 29 ¯ Начало страницы 30 ¯ Печальной мглой окружена; В сугробах снежных перед нею Шумит, клубит волной своею Кипучий, темный и седой Поток, не скованный зимой;
(символ неэрегированного фаллоса. — М. Л.);
Две жердочки склеены льдиной, Дрожащий, гибельный мосток, Положены через поток
(сон стал глубже, уже снится символ эрегированного фаллоса. — М. Л.):
И пред шумящею лучиной, Недоумения полна, Остановился она. Как на досадную разлуку, Татьяна ропщет на ручей; Не видит никого, кто руку С той стороны подал бы ей; Но вдруг сугроб зашевелился, И кто ж из-под него явился? Большой, взъерошенный медведь; Татьяна ах! а он реветь, И лапу с острыми когтями Ей протянул; она скрепясь Дрожащей ручкой оперлась И боязливыми шагами Перебралась через ручей; Пошла — и что ж? медведь за ней
(«СВЕРХ-Я» еще не уснуло, и возлюбленный является в образе медведя. Ведь если бы это было не так, Татьяна не протянула бы ему руку! — М. Л.). Конец страницы 30 ¯ Начало страницы 31 ¯ Но вернемся к Татьяне и посмотрим, что ей снится:
Она, взглянуть назад не смея, Поспешный ускоряет шаг; Но от косматого лакея Не может убежать никак
(или не хочет. — М. Л.);
Кряхтя, валит медведь несносный; Пред ними лес; недвижны сосны В своей нахмуренной красе; Отягчены их ветви все Клоками снега; сквозь вершины Осин, берез и лип нагих
(символы фаллоса. — М. Л.)
Сияет луч светил ночных; Дороги нет; кусты, стремнины Метелью все занесены, Глубоко в снег погружены.
Кстати, многих девочек мамы воспитывают примерно так: «Мужчины — это грязные животные, будь с ними осторожнее». Вот девочку и раздирают противоречия. «ОНО» тянет к противоположному полу, а «СВЕРХ-Я» путает и отталкивает. Если «СВЕРХ-Я» побеждает, девочка с мальчиками не общается и не приобретает соответствующего опыта. Реальность («Я») приведет к замужеству. И без опыта предварительных ухаживаний начинается сексуальная жизнь. Вот где истоки сексуальной холодности! Конец страницы 31 ¯ Начало страницы 32 ¯ Татьяна в лес; медведь за нею; Снег рыхлый по колено ей; То длинный сук ее за шею
(пошли в ход руки. — М. Л.)
Зацепит вдруг, то из ушей Златые серьги вырвет силой; То в хрупком снеге с ножки милой Увязнет мокрый башмачок; То выронит она платок; Поднять ей некогда; боится, Медведя слышит за собой, И даже трепетной рукой Одежды край поднять стыдится; Она бежит, он все вослед: И сил уже бежать ей нет
(да и не хочется. Оправдание «ОНО» перед «СВЕРХ-Я». — М. Л.).
Татьяна засыпает глубже. Возникают картины почти сексуального содержания:
Упала в снег — медведь проворно Ее хватает и несет; Она бесчувственно-покорна
(сома не знаю, как получилось. — М. Л.),
Не шевельнется, не дохнет; Он мчит ее лесной дорогой; Вдруг меж дерев шалаш убогий (с милым рай в шалаше. — М. Л.); Кругом все глушь; отовсюду он Пустынным снегом занесен, И ярко светится окошко, И в шалаше и крик и шум; Медведь промолвил: «Здесь мой кум: Погрейся у него немножко!» Конец страницы 32 ¯ Начало страницы 33 ¯ И в сени прямо он идет И на порог ее кладет
(сон продолжает углубляться — медведь уже заговорил человеческим голосом. — М. Л.).
Опомнилась, глядит Татьяна: Медведя нет; она в сенях; За дверью крик и звон стакана, Как на больших похоронах; Не видя тут ни капли толку, Глядит она тихонько в щелку
(а ведь могла убежать. — М. Л.),
И что же! видит... за столом Сидят чудовища кругом: Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый...
Опускаю описание других чудовищ.
Но что подумала Татьяна, Когда узнала меж гостей Того, кто мил (для «ОНО». — М. Л.) и страшен ей (для «СВЕРХ-Я». — М. Л.) —, Героя нашего романа! Онегин за столом сидит И в дверь украдкою глядит.
Он знак подаст — и все хлопочут; Он пьет — все пьют и все кричат; Он засмеется — все хохочут; Нахмурит брови — все молчат; Он там хозяин, это ясно: И Тане уж не так ужасно, И любопытная теперь Конец страницы 33 ¯ Начало страницы 34 ¯ Немного растворила дверь... Вдруг ветер дунул, загашая Огонь светильников ночных; Смутилась шайка домовых; Онегин, взорами сверкая, Из-за стола, гремя, встает; Все встали: он к дверям идет.
И страшно ей; и торопливо Татьяна силится бежать («СВЕРХ-Я». — М. Л.): Нельзя никак; нетерпеливо Метаясь, хочет закричать; не может дверь толкнул Евгений (работа «ОНО». — М. Л.),
И взорам адских привидений Явилась дева — ярый смех Раздался дико; очи всех, Копыты, хоботы кривые, Хвосты хохлатые, клыки, Усы, кровавы языки, Рога и пальцы костяные, Всё указует на нее, И все кричат: мое! мое! Мое! — сказал Евгений грозно, И шайка вся сокрылась вдруг; Осталася во тьме морозной Младая дева с ним сам-друг...
Читая эти строки, я вдруг увидел, как молодой человек в общественном транспорте обнимает свою подружку. Она с восхищением смотрит на него. И вся шайка (пассажиры) исчезают. Это очень красивая сцена. Не осуждайте их! Не мешайте им! Лучше украд- Конец страницы 34 ¯ Начало страницы 35 ¯ кой полюбуйтесь ими и поучитесь у них так относиться к своим мужьям и женам, когда остаетесь наедине. Но вернемся к сну Татьяны:
Онегин тихо увлекает Татьяну в угол и слагает Ее на шаткую скамью И клонит голову свою К ней на плечо; вдруг Ольга входит
(тут вмешалось «СВЕРХ-Я». — М. Л.),
За нею Ленский; свет блеснул; Онегин руку замахнул, И дико он очами бродит, И незваных гостей бранит
(фрустрационное поведение — это тогда, когда тебя лишают того, что ты честно заслужил. — М. Л.);
Татьяна чуть жива лежит.
«ОНО» и «СВЕРХ-Я» продолжают скандалить. В жизни, особенно нашей, когда мораль претерпела существенные изменения, хотя бы во сне побеждает «ОНО». Но тут XIX в.
Спор громче, громче; вдруг Евгений Хватает длинный нож и вмиг
(символ фаллоса. — М. Л.)
Повержен Ленский; страшно тени Сгустились; нестерпимый крик Раздался... хижина шатнулась... И Таня в ужасе проснулась...
«СВЕРХ-Я» даже во сне не дало довести дело до конца. Но Татьяна не очень закомплексована. У сильно Конец страницы 35 ¯ Начало страницы 36 ¯ невротизированных личностей и ханжей символика более сложная, и вытянуть из сновидений реальность достаточно трудно. 3. Фрейд создал символику сновидений и расшифровывал истинный сигнал. Фрейд считал, что в норме неизрасходованная энергия «ОНО» направляется на творческую деятельность (сублимация) или представляется в виде механизмов психологической защиты и симптомов невроза. Психоанализ позволяет продуктивным образом разрядить энергию «ОНО» и избавить человека от невроза. Ханжи совершенно несправедливо обвиняли Фрейда в пансексуализме, так как он в термины «сексуальное», «либидо» вкладывал совсем другое содержание. Он просто призывал правильно удовлетворять прямой сексуальный инстинкт, указывая, что его можно очень долго подавлять и сублимировать, но кое-что необходимо использовать по прямому назначению. Три основных инстинкта — пищевой, оборонительный и сексуальный — Фрейд разделил на два: эрос — инстинкт любви, ведущий к соединению; и танатос — инстинкт смерти, ведущий к разобщению, разрушению. Пищевой инстинкт он распределил между эросом и танатосом. Когда мы поглощаем пищу, можно наблюдать действие эроса, диссимиляция — проявление танатоса. Дружеские отношения — проявления эроса, враждебные — танатоса. 3. Фрейд описал пять фаз развития сексуальности: орального каннибализма, анального садизма, фаллической и зрелой сексуальности. I фаза — орального каннибализма — связана с сосательным рефлексом и имеет огромное биологическое значение, ибо способствует выживанию. Если она затягивается, то в дальнейшем может проявиться грубой оральной сексуальной патологией. В более мягкой Конец страницы 36 ¯ Начало страницы 37 ¯ форме сохраняется в виде чрезмерного влечения к еде, выпивке, курению, болтовне с чрезмерной артикуляцией. Одна из моих пациенток, женщина 35 лет с выраженной депрессивной симптоматикой, рассказала, что до 28 лет у нее не возникало проблем, ибо по вечерам она часами «висела» на телефоне, болтая с подругами. Когда те обзавелись семьями, она стала страдать от одиночества. Трагедия ее заключалась в том, что осознанного влечения к мужчинам она не испытывала и удовлетворяла свою неразвитую сексуальную потребность избыточной болтовней. Когда она лишилась своих «сексуальных партнеров», у нее развилась депрессия. В норме рот остается одной из эрогенных зон, и у зрелых личностей сексуальное сближение начинается с разговоров и поцелуев. II фаза — анального садизма — проявляется стремлением детей подольше сидеть на горшке. В биологическом плане она полезна, ибо приучает детей к опрятности. Задержка на этой стадии может привести к гомосексуальным нарушениям. В мягкой форме она проявляется так называемым анальным характером, характерные черты которого — аккуратность, бережливость и упрямство. Фрейд описывал анальные семьи. III фаза — фаллическая. Биологической необходимости в ней нет, но она связана с выбросом в кровь половых гормонов. В это время происходит половая идентификация. Отмечается внимание к половым органам в виде детской мастурбации, которая проходит сама по себе. Часто запретами родители привлекают внимание детей к данной зоне, что ведет к задержке развития на этой стадии и может проявляться онанизмом как сексуальным расстройством. В норме раздражение половых органов остается одной из форм предварительных ласк. Конец страницы 37 ¯ Начало страницы 38 ¯ К этому времени у мальчиков формируется Эдипов комплекс (половое влечение к матери со страхом кастрации), а у девочек— комплекс Электры (половое влечение к отцу и чувство зависти по отношению к мальчикам, имеющим фаллос). Названия комплексов заимствованы из греческой мифологии. Эдип, сам того не зная, убил отца и женился на матери. Когда все выяснилось, он выколол себе глаза. Электра, дочь царя Агамемнона, убитого своей женой, настояла, чтобы ее брат убил мать. К пяти годам эти комплексы вытесняются в бессознательное. В норме мальчик выбирает сублимацию, что помогает социализации. В реальной жизни это проявляется тем, что довольно часто сыновья ближе к матерям и выбирают себе супругу, чем-то напоминающую мать. Если контакт между сыном и матерью чрезмерный и происходит идеализация матери, у мужчины будут трудности в выборе партнерши (кто же так будет за ним ухаживать!), в патологических случаях разовьется невроз. У девочек комплекс Электры проявляется тем, что нередко дочери ближе к отцу, а женщина выбирает себе супруга, чем-то напоминающего отца. Если контакт между дочерью и отцом чрезмерный, то у женщины возникают трудности в выборе сексуального партнера. Все мужчины кажутся недостойными по сравнению с идеализированным отцом. В тяжелых случаях развивается невроз. IV фаза — латентная. Когда неразрешимые сексуальные желания не привлекают внимания «Я» и успешно подавляются «СВЕРХ-Я». В это время возникают стыд, отвращение, мораль, которые будут противостоять бурям периода полового созревания и направлять просыпающиеся сексуальные желания. V фаза — геншпольноя — наступает с приходом половой зрелости и возвращает внимание либидинозной Конец страницы 38 ¯ Начало страницы 39 ¯ энергии к половым органам. Юноши и девушки начинают искать пути удовлетворения своих эротических потребностей. Фрейд назвал свою теорию и практику психоанализом. «Психоанализ — это название (1) процедуры исследования психических процессов, которые почти недостижимы никаким другим способом, (2) метода (основанного на таком исследовании) лечения невротических нарушений и (3) суммы психологической информации, полученной таким путем, постепенно собираемой в научную дисциплину». Цель психоанализа — освободить ранее недоступный бессознательный материал так, чтобы можно было оперировать сознательно. Сокрытие этого материала требует постоянного расхода энергии. Если этот материал становится доступным, энергия высвобождается и может быть успешно использована «Я». Люди освобождаются от страданий, которые сами себе приносят, и начинают расти. Препятствием для роста 3. Фрейд считает тревожность, которая вызывается ожидаемыми неприятностями и потерями: потеря желаемого объекта, любви, себя, любви к себе. Есть два способа уменьшить тревожность: непосредственно обратиться к ситуации (здоровый путь) и исказить или отрицать саму ситуацию (защитные механизмы). Фрейд описал следующие механизмы психологической защиты: сублимация, рационализация, реактивное образование, изоляция, проекция и регрессия. Здесь мы дадим лишь определения Фрейда. Даже если вы не собираетесь стать психологом и выберете любую специальность, связанную с умственным трудом, то эти сведения вам могут пригодиться. Конец страницы 39 ¯ Начало страницы 40 ¯ Сущность сублимации заключается в переключении энергии на цели социальной деятельности или культурного творчества. Но сублимация не осуществляется раз и навсегда, она требует постоянного расхода энергии для поддержания подавления, а подавленное постоянно стремится найти выход. Некоторые истерические и психосоматические симптомы вызваны подавлением. Вытеснение — это попытка не принимать в качестве реальности событие, которое беспокоит личность. Взрослые имеют тенденцию говорить, что определенные события не таковы, каковы они есть, или что они не происходили. Рационализация — это нахождение приемлемых причин или оснований для неприемлемых мыслей и действий. Объясните, почему вы перепиваете, переедаете и недосыпаете под Новый год? Ведь это вредно! Рационализация — это способ принять давление «СВЕРХ-Я», чувствовать себя самостоятельным человеком, выполняя чужую волю и будучи фактически рабом; она скрывает истинные мотивы и делает наши действия социально приемлемыми, но препятствует личностному росту, ибо не дает работать с истиной, которая часто бывает не очень приятной. Реактивное образование подменяет поведение и чувствование такими формами поведения, которые прямо противоположны истинному желанию (ненависть вместо любви). Главные характеристики реактивных образований — преувеличение, экстравагантность и ригидность. Изоляция — отделение вызывающей тревожность части ситуации от остальной сферы души. Ребенок, играя, от имени зверюшки совершает социально неприемлемые действия. Конец страницы 40 ¯ Начало страницы 41 ¯ Проекция — приписывание другому человеку, животному или объекту своих качеств, чувств, намерений. Из него вытекает одно правило: послушай, как человек ругает других, — это он дает себе характеристику. Мой молодой друг, если кто-то вас назвал дураком, то это он о себе. Но если вы обиделись на это, то, значит, и о вас. Ибо умный никого не будет называть дураком. Умного, потому что тот умен, а дурака не будет называть дураком, чтобы не связываться. Регрессия — возвращение на более ранний уровень развития (поведение во время неожиданно возникших трудностей, мешающих удовлетворению потребности) — курение, выпивка, ковыряние в носу, рискованное вождение машины, азартные игры. Защиты связывают психическую энергию, которая могла бы быть использована в более полезных видах деятельности «Я». Исследования 3. Фрейда вышли далеко за пределы медицины. Его можно также считать одним из основателей современной психологии, ибо он дал свою модель личности, к которой подходит с точки зрения физического тела, утверждая, что все побуждения вытекают из физических источников. Он утверждал, что первые отношения, которые возникают в семье, являются определяющими. Наши выборы в жизни — любимые, друзья, начальники и даже враги — производные наших детских связей. И во взрослой жизни разыгрываются сцены нашего детства, хотя это не всегда осознается. Жизнь подростка, юноши или девушки, взрослого, дружба и браки — воспроизведение незавершенных сюжетов того, что начиналось в раннем детстве. В структуре личности меньшее значение он придавал воле. Посредством воли удается только подавлять, Конец страницы 41 ¯ Начало страницы 42 ¯ что в конечном итоге скажется неблагоприятным образом на жизни. Мы прежде всего не рациональные животные, а влекомы могущественными эмоциональными силами, действующими подчас бессознательно; интеллект — это только оружие, которым мы располагаем, чтобы расстаться с иллюзиями. Наиболее поразительными чертами самого 3. Фрейда были его страсть к истине и бескомпромиссная вера в разум. Предоставляю ему слово: «Она» [иллюзия] имеет сходство с бредом, но она не находится в таком противоречии с действительностью, как бред. Девушка-мещанка может предаться иллюзии, что на ней женится принц. Вера — это тоже иллюзия, где присутствует исполнение желания. Множество людей находит свое единственное утешение, лишь с ее помощью они могут выносить жизнь. У верующего веры не отнимешь ни доказательствами, ни запретами. Кто десятилетиями принимал снотворное, не может спать, если лишить его этого средства. Некоторые утверждают, что человек не может обходиться без утешения религиозной иллюзией, что без нее он не вынес бы тягот жизни, жестокой действительности. Да, не вынес бы человек, которому с детства вливали этот сладкий или сладко-горький яд. Ну, а другой, кто получил трезвое воспитание, но не страдает неврозом, не нуждается в интоксикации, заглушающей невроз. Отказавшись от религии, он должен войти во «враждебную жизнь». Но инфантилизм надо преодолеть. Не может же человек вечно оставаться ребенком! Единственное средство — это воспитание в реальности. Не надо бояться, что ребенок не выдержит столь трудного воспитания. Конец страницы 42 ¯ Начало страницы 43 ¯ Позвольте нам все-таки надеяться. Что-нибудь да значит, когда знаешь, что рассчитывать приходится на одни лишь собственные силы. Тогда научишься их правильно применять. А что касается великих необходимостей судьбы, которых избежать невозможно, он научится переносить их с покорностью. Когда человек перестанет ожидать от мира чего-то потустороннего и сосредоточит все освободившиеся силы на земной жизни, тогда человек достигнет того, что жизнь станет выносимой и культура не будет никого подавлять.
И уступаем ангелам и воробьям Мы наши небеса.
Многие учения, применявшиеся... с целью воспитания, нередко ставили преграды мышлению более зрелых лет, как и религия. Мы можем сколько угодно подчеркивать бессилие интеллекта по сравнению с властью человеческих первичных позывов. Однако этой слабости присуща некоторая особенность. Голос интеллекта тих, но он не успокаивается до тех пор, пока его не услышат. В конце концов после бесчисленных отпоров слушатели находятся. Наш бог, Logos, может быть, не очень всемогущ и в состоянии исполнить лишь малую часть того, что обещали его предшественники. Если мы это поймем, то примем его с покорностью. Интереса к миру и жизни мы не потеряем, так как интеллект — это надежная точка опоры. Вера в науку не иллюзия, так как наука может нам кое-что дать. Иллюзией было бы верить, что мы откуда-то могли бы получить то, что наука нам дать не может». Конец страницы 43 ¯ Начало страницы 44 ¯ Фрейд увидел, что любой аспект бессознательного в свете сознания может быть рассмотрен рационально, Пусть «ЭГО» будет там, где было «ИД». Если первоначальное побуждение не подавляется, «Я», использующее интеллект, находит безопасный путь для его удовлетворения. Сам Фрейд применял свои теории в практике психоанализа. Он указывал, что аналитиком может быть только тот, кто сам прошел анализ, чтобы не смешивать свои потребности с потребностями пациента: «В глазах закона шарлатан — тот, кто лечит пациентов без диплома. Я предпочитаю другое определение: шарлатан — это тот, кто предпринимает лечение, не обладая для этого необходимыми знаниями и способностями. Роль врача и психолога в психоанализе — поддерживать все откровения подопечного без критики и ободрения. Он служит зеркалом, в котором обратившийся за помощью видит свою личность, белым экраном для высказываний больного. Психолог представляет пациенту свою личность в возможно меньшей степени. Это дает возможность индивиду трактовать аналитика множеством способов, перенося на него отношения, идеи, которые в действительности принадлежат людям из его прошлого. Перенесение является критически важным. Благодаря ему удается разложить признаки на элементы, высвободить инстинктивный импульс из определенной связи. Улучшение старых и создание новых и более здоровых привычек происходит без вмешательства психолога. Психосинтез достигается во время психоаналитического сеанса без вмешательства психолога, автоматически и с необходимостью. Психоанализ пригоден не для всех. Область его применения — неврозы перенесения: фобии, истерия, неврозы навязчиво- Конец страницы 44 ¯ Начало страницы 45 ¯ сти, нарушения характера, являющиеся результатом этих неврозов». Идеи Фрейда повлияли на психологию, литературу, искусство, антропологию, социологию и медицину. Чтение работ Фрейда — открытие для каждого читающего. Не со всем стоит соглашаться. Но с ним стоит иметь дело. Ваша реакция на Фрейда — это индикатор вашего состояния. И, как говорил поэт У. Оден, «хотя это часто ошибочно, а иногда и прямо абсурдно, для нас это более чем личность — это целое умонастроение эпохи». Внимательный читатель даже в небольших отрывках из произведений Фрейда, которые я здесь поместил, увидит те принципы, которые затем развивались в других и не только психоаналитических направлениях. Об остальных основных представителях психоаналитического направления в психологии я буду говорить гораздо короче, больше останавливаясь на их биографиях и очень коротко на содержании учения, так как прежде всего я хотел бы, чтобы будущие психологи представляли, какой образ жизни вели эти корифеи науки. Именно благодаря своему образу жизни они смогли достичь таких высот, а признание получили только от потомков. С моей точки зрения, если уж ты взялся за какое-то дело, то стремиться нужно добиться наивысшего результата в своей области деятельности. Именно для тех, кто ставит такие цели, я и пишу эту книгу. А чтобы ваш путь был поспокойнее, в приложении я помещаю статью «Как стать известным и богатым еще при жизни». Мой молодой друг! Я думаю, что вы психологией занимаетесь не только для того, чтобы хорошо заработать, но и для того, чтобы сделать что-то свое и встать рядом с теми, о ком я сейчас пишу. Но для это- Конец страницы 45 ¯ Начало страницы 46 ¯ го следует не бояться возражать своим учителям, отстаивая появившиеся в вашей голове новые идеи, — результат вашего творчества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.106.49 (0.019 с.) |