Тема 2. 4. Место философии в духовной культуре и ее значение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 4. Место философии в духовной культуре и ее значение



Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии. Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии.

Словарь

1.Теоцентризм, догматизм, агностицизм, Ф.Энгельс, бытие

2.Материя, биосфера, космоцентризм, миф, сознание

3.Диалектика, истина, схоластика, экзистенция, свобода

 

Заполните таблицу

Эпоха Теории происхождения человека Сущность человека Место человека в мире (смысл жизни)
Античная философия      
Средневековая философия      
Философия Возрождения      
Философия Нового времени      
Немецкая класси-ческая философия      
Неклассическая философия      

 

2.Ответьте на вопросы.

1.Чем отличается человек по своим потребностям от любого животного?

2.Чем определяется ценность личности?

- уровнем его духовного развития

- вкладом в общественный прогресс

- полезностью для других

3.Чтобы человек был успешным, в нем надо воспитать два качества…,….

4.В каком соотношении находится «душа», «тело», «дух», в представлениях философов: античности, средневековья, нового времени, современности

5.Античная культура выдвинула принцип единства истины, добра и красоты. Если бы Вам все-таки пришлось выбирать между тремя высшими ценностями, какую бы Вы поставили на первое место? попробуйте дать письменное объяснение Вашей позиции.

6.Оцените весьма распространенное в массовом сознании суждение: «Счастливы только дураки». Возможно, Вам в этом поможет Сократ? Или Екклезиаст?

7. Как Вы понимаете утверждение Канта, что есть две основополагающие ценности -«звездное небо надо мною и моральный закон во мне»?

8.Ф.М.Достоевский говорил, что надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. Вы согласны?

9.Для развитой нравственной личности совесть является главным регулятором поведения. Прочитайте следующие пары высказываний, обдумайте происхождение и природу совести.

а)“Совесть есть память общества, усвояемая отдельным лицом”(Толстой Л.Н).

б)“ В вопросах совести закон большинства не действует “(М.Ганди).

в)“Совесть у большинства людей - не более как боязнь мнения других“(Д.Тейлор).

г)“ Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды“(Цицерон).

 

Назовите правильное соотношение.

 

Название концепций Их сущность

1) биологическая концепция а) человек сотворен разумной

божественной силой

2) материалистическая б) человек – это сугубо природное

существо, это животное,

подчиняющееся инстинктам

3) религиозно – идеалистическая в) человек есть результат

эволюции природы

Охарактеризуйте следующие личности

 

Стивен Хокинг. Его называют Ньютоном ХХ века. Это космолог и доктор философии. Ближе других приблизился к тайнам образования черных дыр, силы тяготения, гравитации, времени и т. д.

Более 40 лет болеет рассеянным склерозом (с 20 лет). Прикован к постели и инвалидной коляске. Признаки и проявления рассеянного склероза: утомляемость, усталость, нечеткость зрения, онемение рук, ног, туловища, головокружение, двоение, невнятность речи. Сейчас ему 67 лет.

Ференц Лист. Прожил 75 лет. Но жизнь его не была усыпана розами. Его кумиром был итальянский музыкант Николло Паганини, которого считали божественным, либо связанным с самим дьяволом (за его виртуозную игру на скрипке). Ф.Лист поставил перед собой цель: овладеть музыкальным искусством как н.Паганини. И рояль стал для Листа как фрегат для моряка, как конь для араба. Рояль подчинялся любому капризу Листа, любому движению души, любому буйству страстей. И Ф.Лист предстает перед нами как пианист – виртуоз. Ему рукоплескала вся Европа.

В Москве живет профессор Анатолий Ракитов. Его называют русским Хоккингом. У него три высших образования, уйма написанных книг и научных работ. А еще слепота, глухота и болезнь Бехтерева. Причем, последняя по своей тяжести перевешивает и слепоту, и глухоту. Это такой неизлечимый недуг, при котором позвоночный столб за счет атрофии межпозвонковых дисков теряет гибкость. И наступает обездвиженность.

Однако Ракитов ходит, хоть и с палочкой. Он покупает у судьбы возможность двигаться ежедневным каторжным трудом: по нескольку часов в день разминает, щиплет, массирует руки, ноги, суставы. Пару дней поленишься – на третий уже не встанешь.

Саша Савельев. Судьба отмерила ему и талант и упорство, но лишила здоровья: с детства он прикован к инвалидной коляске.

В 2008 году ему исполнилось 30 лет. Он закончил 5 институтов, причем все с красными дипломами и защитил диссертацию по психологии. Он лингвист, преподаватель английского языка, журналист, психолог. Пишет статьи, брошюры и даже книги.

 

Выберите один правильный ответ

 

Тезис «Существование человека предшествует его сущности» доказывал

а) Г.Гегель, б) Ж.Сартр, в) В.Соловьев г) П.Поппер

2.По мысли Ж.П.Сартра, человек – это а) сверхчеловек б) богочеловек

в) человекобог г) будущее человека

3.Смысл жизни гедонизм связывает а) со счастьем б) с наслаждением в) с пользой г) с трудом

4.В материалистической философии душу человека ассоциируют с а) психикойб) сознаниемв) идеальным центром «я»г) бессознательным

Раздел философии, в котором изучается проблема человека, называется

а) аксиология б) онтология в) философская антропология г) этика

С точки зрения Гегеля, человеческая свобода имеет своей предпосылкой

а) необходимость б) знание в) волю г) произвол

7.Лишение человека свободы, трансформация человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, превращающую субъекта в объект, в философии понимается как а) произвол б) фатум (рок)в) предопределение г) отчуждение

8.Ответственность человека за свои поступки возможно только при наличии а) выбора б) виныв) непреодолимой силы г) необходимости

9.М.Шелер утверждал, что а) человек может не иметь никаких ценностей

б) человек обязательно имеет какие-либо ценности в) одни люди имеют, а другие не имеют ценности г) человек не знает, какие ценности управляют его жизнью

С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что

а) жизнь – это отречение от мира и умерщвление плоти ради искупления грехов

б) жизнь – это стремление к счастью как подлинному назначению человека

в) жизнь – это наслаждения, желательно, как можно более разнообразные, здесь и сейчас г) жить – значит из всего извлекать пользу

Совершенным человеком в античной культуре считался

а) Иисус Христос б) Сизиф в) Сократ г) Фауст

11.Для представлений о совершенном человеке в западноевропейской культуре ХХ века характерны ценности а) любовь, смирение б) мудрость, справедливость в) познание и переустройство мира г) преодоление абсурда

Раздел философии, в котором изучается проблема человека, называется

а) аксиология б) онтология в) философская антропология г) этика

Проблема человека актуальна в наши дни потому, что

а) европеец утратил понимание своей природы б) роль человеческой индивидуальности в наши дни неуклонно возрастает в) возникло обостренное внимание к антропологической проблематике г) все выше перечисленное

14.Сущность человека определяется его а) социальностью б) природной биологичностьюв) объективностью существованияг) субъективностью проявления

15.Антропосоциогенез – это а) процесс формирования человека из животного

б) потребность к познанию в) способность к производству орудий труда

г) специфические особенности человека

Деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью, называется

а) образование б) обучение в) творчество г) практика

17.Человек – это а) мыслящее животноеб) духв) биосоциальное существо

г) социальное существо

18. Убеждение в том, что можно и нужно признать только бытие человеческой личности, характерно для философии а) экзистенциализма б) неотомизма в) психоанализа г) позитивизма

Определяющим в формировании человека считал трудовую деятельность и утверждал, что общественное бытие определяет общественное сознание

а) Ф. Ницше б) К. Марс в) Г. Гегель г) И.Кант



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.03 с.)