Лекция 2. «Финансово – кредитная система РФ. Функции финансов» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2. «Финансово – кредитная система РФ. Функции финансов»



В основе строения финансово – кредитной системы РФ лежит роль финансового кредита в процессе воспроизводства и модернизации и форм собственности.

Финансово – кредитная система РФ включает:

· Общегосударственные звенья:

1. чисто финансовое звено: бюджет РФ и внебюджетные фонды (страховой фонд, медицинский фонд, пенсионный фонд);

2. кредитное звено: ЦБ, коммерческие банки, СБЕРБАНК, Внешэкономбанк, Внешторгбанк (ВТБ);

3. страховое звено;

4. финансовый рынок (рынок ценных бумаг).

· Финансы предприятий и организаций (ОСНОВА ФИНАНСОВО – КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РФ):

Финансы государственных предприятий Финансы сельскохозяйственных предприятий

Финансы акционерных обществ Финансы аренд предприятий

Финансы совместных предприятий (в т.ч. с учётом иностранного капитала) Финансы фермерских хозяйств Финансы муниципалитетов

Финансы домохозяйств Финансы корпоративных организаций Финансы общественных организаций

Функции финансов:

1. распределительная функция:

В распределении ВВП и НД.

Распределение НД РФ:

· фонд продуктов для общества: фонд накопления (фонд расширенного производства и фонд резервный), фонд управления, фонд обороны, фонд здравоохранения, фонд просвещения, фонд помощи нетрудоспособным;

· фонд продуктов для себя (между участниками производства): фонд потребителя.

Финансы участвуют в распределительной функции, как в первичном виде, так и во вторичном виде (перераспределение).

При первичном распределении применяется финансово – кредитные методы и бюджет. Вторичное распределение характеризуется применением различных форм собственности; наличием непроизводственной формы собственности; несовпадением доходов и расходов у отдельных предприятий и организаций в конкретные периоды; мобилизацией государством некоторых свободных средств предприятий и организаций.

2. контрольная функция;

Органы:

· общегосударственные органы;

· общеведомственные органы;

· внутрихозяйственные органы;

· общественные органы;

· независимые органы;

· высшие органы власти.

Министерство финансов: налоговый бюджет, федеральное казначейство, комиссия по налогам и бюджетам.

Задачи контроля:

1. контроль над использованием внебюджетных фондов и бюджета;

2. прогнозирование финансовых ресурсов;

3. сбор и обработка информации;

4. предоставление отчёта и состояние финансовой системы.

Права:

1. может затребовать любую форму собственности;

2. может взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по назначению;

3. может приостановить действия по счетам;

4. может взыскать штрафные санкции.

Налоговая служба (общеведомственный орган): налоговая полиция (1993 г.).

Виды контроля:

· предварительный контроль (в начале любого хозяйственного года, пред составлением плана);

· текущий контроль (в процессе использования хозяйственной деятельности);

· последующий контроль (в конце хозяйственного года, после выполнения плана).

Лекция 3, 4. «Бюджет и бюджетное устройство РФ»

Слово «бюджет» французского происхождения «le budget».

Бюджет - это основной финансовый план государства.

С Точки зрения материального состава, бюджет – это концентрация основных фондов денежных ресурсов.

С социально - экономической точки зрения, его роль состоит в перераспределении НД.

До начала перестройки СССР (до 1991 г.) составлялся единый государственный бюджет - бюджет СССР. После 1991 г. потребовалась трансформация бюджетной системы, т.е. перестройка бюджетной системы страны.

Слово «государственный бюджет» исчезает после 1991 г. Теперь есть бюджет РФ.

В 1991 г. принят закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР. В 2000 г. Действует бюджетный кодекс РФ, являющийся основой бюджета РФ.

Бюджет строится в зависимости от федерального устройства государства.

Три уровня бюджета:

· федеральный бюджет;

· региональные бюджеты;

· местные бюджеты.

Схема бюджетного устройства:

· 21 республиканских бюджет;

· 55 краевых и областных бюджетов;

· бюджет г. Москвы;

· бюджет г. Санкт – Петербурга;

· 10 окружных бюджетов АО;

· 1 бюджет автономной области;

· остальные бюджеты (28 – 29 тыс.).

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов данной территории (бюджет РФ, бюджет регионов, бюджет г. Москвы и г. Санкт – Петербурга, бюджет АО, бюджет районов). Консолидированный бюджет не утверждается высшими органами власти. Он необходим для счёта, плана.

Бюджеты нижестоящих органов не входят своими суммами или объёмами в составы бюджетов вышестоящих органов.

Принципы устройства бюджетной системы (отражены в БК РФ, глава 5):

Бюджетная система – свод всех бюджетов.

1. единство: единое построение;

2. полнота: отражены все доходы и расходы;

3. реальность;

4. самостоятельность: каждый бюджет имеет собственные доходы, источники доходов, имеет правонаправление этих источников; кроме собственных доходов имеются регулирующие доходы; каждый орган вправе выделить дополнительные источники доходов и израсходовать их;

5. гласность: все данные бюджетов публикуются.

Доходы бюджета

Все доходы любого бюджета делятся на 2 группы:

· налоговые доходы (преобладают налоговые доходы, составляют 90% бюджета);

· неналоговые доходы.

Проект федерального бюджета на 2011-2013 (млрд. руб.)

       
Доходы 8 844, 55 9 503, 47 10 379, 89
Расходы 10 658, 56 11 237, 9 12 175, 57
Дефицит 1 814, 0 1 734, 43 1 795, 68
Дефицит в % к ВВП 3,6 3,1 2,9
Верхний предел государственного внутреннего долга (на начало года) 5 148, 39 6 976, 8 826, 27
Государственный внешний долг (на начало года) не должен превышать: · млрд. $ · млрд. евро     55,6 44,9     65,2 52,1     75,6 58,2

Структура федерального бюджета:

· налоговые доходы:

8. налог на прибыль (7-8%).

Введён в 1992 г. (глава 25 НК РФ), не платят ЦБ; предприятия, которые платят единый сельскохозяйственный налог; предприятия, которые платят единый налог на вменённый доход.

9. налог на НДС (32%).

Введён в 1992 г. Часть вновь созданного дохода, часть добавленной стоимости. Разница между выручкой от реализации и затратами на реализацию. Представитель косвенного налога. Включается в цену товара.

10. акцизы (2-2,5%).

Введён в 1992 г. Устанавливаются на высоко рентабельную продукцию. Представитель косвенного налога. В настоящее время в России два косвенных налога: НДС и акцизы. Облагаются алкогольная продукция, автомобили, мотоциклы; спирты. Процентные ставки едины для всей продукции. Ставки рублёвые на единицу продукции.

11. налог на добычу полезных ископаемых (14-15%).

12. водный налог (0,3-0,5%);

13. государственная пошлина (30-34%);

14. НДФЛ (подоходный налог, 13 %).

Взимается с личных доходов людей в федеральный бюджет для удовлетворения общественных потребностей государства. Взимается на территории всей страны. Бразилия – 7-20%; Канада – 15-29%; Германия – 14-45%; Индия – 10-30%; Швеция – 0-57%; США – 15-35%. Кроме 13% есть налоговая ставка 35% с некоторых доходов:

· от полученных призов;

· от вкладов банков в части свыше ¾ ставки рефинансирования по рублёвым вкладам и 9% по вкладам в иностранной валюте.

 

15. ЕСН (единый социальный налог) – отменён, действовал до 2010 г.

· неналоговые доходы:

5. доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (2%);

6. платежи за пользование природными ресурсами(1%);

7. доходы от оказания платных услуг (2%);

8. доходы от внешней экономической деятельности.

Разделяют налоги: федеральные, региональные и местные.

Распределение доходов между бюджетами (не всё успела заполнить!!!)

Виды налогов по уровням Зачисление в:
Федеральный бюджет Региональный бюджет Местный
Федеральные налоги: 1. Налог на прибыль 2. Акцизы 3. НДС 4. Налог на добычу полезных ископаемых 5. Государственная пошлина 6. НДФЛ 7. Вводный налог     + + +   +     +   +   + +     +     + +     + +     +     + +  
Региональные налоги: 1. Налог на имущество организаций 2. Транспортный налог 3. Налог на игорный бизнес         +   +     +   +   +
Местные или муниципальные налоги: 1. Земельный налог 2. Налог на имущество физических лиц           +   +

Бюджетное регулирование и бюджетный федерализм – это распределение регулирующих доходов между бюджетами при недостаточности средств на соответствующих территориях.

Включает: регулирующие (те, которые распределяются между бюджетами) доходы и закреплённые (те, которые закреплены за соответствующим бюджетом) доходы.

Цель бюджетного регулирования – выравнивание бюджетов.

Помощь региональным и местным бюджетам может осуществляться в виде субвенций, субсидий и дотаций.

Субвенция – это средства, передаваемые из вышестоящих (федеральных) бюджетов в нижестоящие (региональные) бюджеты. Имеют строгоцелевое направление.

Субсидии - это выдачи средств на нецелевые нужды.

Дотации выдаются на покрытие разницы между доходами и расходами.

Бюджетный федерализм – это межбюджетные отношения, необходимость в которых возникла после 1990 -1992 г.г.

В 1994 г. Вводится новый механизм межбюджетных отношений в виде фонда финансовой поддержки регионам, который образовывался в фонде федерального бюджета.

Была разработана программа развития бюджетного федерализма:

6. фонд финансовой поддержки (выдача средств в виде дотаций);

7. фонд компенсаций (с 2001 г.): цель - оказание социальной помощи; выдача средств в виде субвенций, передача средств через аппарат федерального казначейства;

8. фонд софинансирования социальных расходов: цель - выдача средств на развитие приоритетных расходов и проведение реформ в социальной сфере; выдача средств в виде субсидий финансовыми органами;

9. фонд регионального развития: цель – осуществление инвестиций; выдача средств в виде субсидии через органы федерального казначейства;

10. Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов: выдача средств в виде субсидий финансовыми органами.

Расходы бюджета

Расходы всех уровней бюджета базируются на единых основах. В зависимости от экономического содержания расходы делятся на:

· текущие расходы;

· капитальные расходы (на инновационную деятельность, модернизацию).

Формы расходов бюджета:

10. ассигнование на содержание бюджетных учреждений;

11. средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

12. трансферты населению;

13. бюджетные кредиты юридическим лицам;

14. субвенции, субсидии, дотации;

15. инвестиции в уставный капитал юридических лиц.

16. бюджетные ссуды бюджетам других уровней и внебюджетным фондам;

17. кредиты иностранным государствам;

18. средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

В составе бюджета всех уровней предусматриваются резервные фонды. В федеральном бюджете принято 3% направлять в резервный фонд.

В составе федерального бюджета формируется фонд президента. Его цель – прикрытие непредвиденных расходов в связи с принятием. Его не допустимо расходовать на выборы президента.

Бюджет РФ

       
 
   
 

 

 

 


Лекция 5. «Состав функциональной классификации расходов федерального бюджета»

Государственный внешний долг РФ (2007 г.)

  млрд. доллар США %
Государственный внешний долг РФ, всего: 76,3  
1. Кредиты правительств иностранных государств, в т.ч.: · Парижскому Клубу · Кредиторам не членам ПК · Бывшим странам СЭВ   29,4 24,9   2,6 1,9   38,5 32,6   3,4 2,5
2. Кредиты иностранных коммерческих банков, фирм: · Лондонскому Клубу        
3. Кредиты международных финансовых организаций   6,4   8,4
4. Государственные ценные бумаги РФ в иностранной валюте     37,9     49,7
5. Кредит банка России 2,6 3,4

Государственный внешний долг России составляет 1,5% от всего внешнего долга нашего государства.

Государственный внутренний долг России (формы):

· государственные ценные бумаги;

· предоставление гарантий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.028 с.)