Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как буддийский монах сына старосты выучилСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Случилось это давным-давно в провинции Кеннам, в деревне Хенчхон. Жил в той деревне староста, почти шестьдесят ему сравнялось. И надо же такому случиться — вдруг сын у него родился! Уж так он любил его, что и не расскажешь. К учителям не посылал, жалел. Уже тринадцать годков мальчику минуло, а он ни читать, ни писать не умеет. Неподалеку в известном на всю Корею храме Хоин жил буддийский монах. Прослышал он, что староста сына своего не учит, пришел к нему и говорит: — Лет тебе немало, а сын твой ни читать, ни писать не умеет. Что же ждет его в будущем? Ты подумал об этом? Отдай сына мне. Я обучу его всяким наукам. Без этого трудно прожить на свете. Поддался староста на уговоры монаха, отдал ему сына и бумагу, какую следует, написал. Увел монах мальчика в храм, в строгости держит, а мальчику невмоготу, не привык он жить, как монахи живут. Сбежать хотел — монах не пустил. Стал объяснять, что нельзя человеку жить неученым, бумагу показал, ту, что отец написал. Смирился мальчик, учиться стал, да так усердно, что через несколько лет уже мог разобраться в любой классической книге — очень способным к наукам был. Вырос мальчик. Подошло время держать государственные экзамены на должность. Выдержал он экзамены и был назначен губернатором в родную провинцию Кеннам. Прибыл он на место и решил отомстить монахам за то, что пришлось ему когда-то терпеть. Приехал он в храм с целой свитой слуг, у ворот его встретили монахи и сам настоятель с подобающими почестями. Стоило губернатору взглянуть на учителя, как вражда его мигом улетучилась, осталось лишь чувство благодарности. До глубокой ночи беседовали учитель с учеником, вспоминая вместе проведенные годы. Затем учитель принес какой-то необычный свиток с указанием всех будущих должностей губернатора, в том числе и должности губернатора провинции Пхенан, а также дня его смерти! Монах убрал свиток и сказал: — Теперь мы увидимся с тобой в Пхеньяне, когда ты станешь губернатором провинции Пхенан. Так случилось. Спустя несколько лет они встретились в Пхеньяне: учитель и его бывший ученик, который стал губернатором провинции Пхенан. Как и в первый раз, до глубокой ночи длилась их беседа. Спать легли они в одной комнате, но там так было натоплено, что губернатор не выдержал и перенес свою постель в другую комнату. Утром он нашел монаха убитым и распорядился начать расследование. Оказалось, монаха убила танцовщица, по ошибке приняв его за губернатора. Понял тут губернатор, что монах пожертвовал собой ради бывшего своего ученика, и сердце его преисполнилось благодарности к учителю. Перевод А. Иргебаева ВОЛОВИЙ ТРУД Жил-был на свете один писатель, Ким. У него было два сына: старший и младший. В то время как младший знал уже очень много, старший, Ким-Хакки, которому уже было шестнадцать лет, не знал и первых двух знаков азбуки: ха-ныр, тен, таа, ди, что значит небо и земля. При этом "небо" по-корейски "ха-ныр", а по-китайски — "тен", "земля" по-корейски "таа", а по-китайски — "ди". Отец поэтому постоянно бил его и говорил, что он лучше убьет его, чем потерпит позор, что сын писателя останется неграмотным. — Но чем я виноват, — оправдывался старший сын, — я день и ночь сижу за азбукой — ничего не выходит, мой младший брат целые дни играет — а у него все идет хорошо: это от неба так дано. — Не от неба, а от твоей глупости, — отвечал отец и сильно бил его. Наконец однажды отец сказал ему: — Устали мои руки бить тебя, да и не хватит палок, хотя бы я вырубил весь свой лес. Убить тебя тоже не могу. Но прогнать тебя с глаз моих могу и прогоняю. Иди куда хочешь. Научишься грамоте — приму тебя, не научишься — не приму. — Позволь мне остаться у тебя работником, — я трудолюбив и могу работать. — Не хочу. — Куда же я пойду? — Куда хочешь. Насилу старший сын выпросил, чтоб хоть жену его оставил отец у себя, пока он будет пытать счастья. — Хорошо, — сказал отец, — пусть живет себе в задней комнате, но пусть тоже не показывается мне на глаза. Жене же Ким-Хакки сказал: — Жди меня десять лет. Если через десять лет я не приду, считай меня умершим. Затем он зашел к своему другу и просил его, в случае если отец прогонит его жену, принять ее и кормить до его возвращения. Друг обещал, и Ким-Хакки пошел куда глаза глядят. Шел Хакки, шел и пришел в один город, где под одним окном услышал шум учившихся школьников. Хакки зашел в школу и рассказал учителю все о себе. — Очень жалко будет, если сын такого знаменитого писателя останется неграмотным, — сказал учитель. — Я согласен взять тебя на десять лет и сделать все, что могу. Но не будь в претензии, если я о твою спину изломаю не один сноп палок. Хакки с радостью согласился, и учение началось. Между тем жена Хакки жила у тестя в задней комнате, варила себе чумизу и дни и ночи молила небо помочь ее мужу. Через десять лет без тринадцати дней явился к ней во сне белый старик и сказал: — Просьба твоя услышана небом, за твое трудолюбие муж твой получит то, о чем просишь ты, добродетельная жена. В ту же ночь вот что произошло с Хакки. — Прошло девять лет одиннадцать месяцев и шестнадцать дней (в Корее лунный месяц двадцать девять дней), — говорил учитель Хакки, — а ты и до сих пор не выучил и первых двух слов. Вот теленок стоит рядом с тобой в стойле, — ему два года, но я уверен, что, слыша постоянно твое "ха-ныр, тен и таа, ди", и он запомнил эти слова. И учитель, позвав теленка, крикнул ему: — Ха-ныр, тен! И вдруг теленок поднял голову к нему. — Таа, ди! И теленок опустил голову к земле. — Видишь? Если теленок умнее тебя, то что я могу с тобой сделать?! И, избив Хакки в последний раз, учитель приказал ему оставить наутро его дом. И в эту ночь учитель пошел спать к своей семье, в первый раз после десяти лет, так как все это время он спал со своим учеником, заставляя его и по ночам заниматься. Избитый Хакки долго и горько плакал, пока не заснул. Когда он заснул, явился к нему во сне белый старик и сказал: — Ты Ким-Хакки? — Я, — отвечал Хакки. — Ты получишь то, чего ты так упорно добивался. Открой рот. Хакки открыл рот, и старик бросил туда три шарика. — Проглоти! Хакки проглотил и проснулся. По старой привычке он сейчас же схватился за книгу и — о, чудо! Он не только стал читать ее без запинки, но он знал все, что было в этой книге и во всех тех, которые находились в училище. Он взял в руки кисть — и еще большее чудо. Он стал писать знаки, которых не мог бы написать никто другой в Корее. Он стал составлять фразы, и смысл их стал выходить такой глубокий, как океан, и остроумный, как блеск драгоценных камней. Тогда закричал он: — Шенсан-ним, шенсан-ним (учитель, учитель)! Когда прибежал учитель, счастливый Хакки сказал: — Теперь экзаменуй меня. Стал учитель экзаменовать, но Хакки знал много больше учителя. Тогда учитель бросился на шею к ученику и поздравил его с таким успехом. А скромный Хакки не скрыл и рассказал, откуда явилось к нему его знание. После этого Хакки пошел домой и пришел ровно в тот день, когда кончилось десять лет с того времени, как ушел он из дому. Прежде всего он пошел к жене и после радостной встречи спросил: — Как обращался с тобой отец? — Я только раз его видела, но он, увидев меня, закричал, чтобы я ушла с его глаз. Я ушла и больше не видела его. — В таком случае я не пойду к нему. — Нет, ты должен идти, потому что отец и мать заменяют нам небо на земле. И идет ли с неба дождь, снег, светит ли солнце, все должны мы принимать без ропота, под страхом вечной гибели. Поэтому иди и поклонись отцу. Так и сделал Хакки, но отец закричал ему: — Прежде поклона твоего, прежде, чем ты смел явиться передо мной, ты должен представить доказательство твоей учености. Тогда Хакки пошел в комнату своей жены и попросил купить ему шелковой материи. На этой материи он написал рукой дракона несколько прекрасных и глубоких изречений, которые одни обессмертили бы его отца, если бы он мог так писать. Тогда только отец разрешил старшему сыну прийти и обнять его. Но после этого Хакки с женою оставили дом отца. — Отец любил не меня, — сказал он жене своей, — меня такого, какого создало небо, а мои знания. И если бы я не приобрел их чудом, я был бы навсегда чужой для него. Хакки, выдержав экзамен в Сеуле, поступил на службу, и так как при дарованных ему небом способностях соединял большое трудолюбие и воловье терпение, то мог переносить все несправедливости капризного начальства и в конце концов дослужился до министра. Тогда он дал хорошее место своему учителю, своему другу, но отцу никакого места не дал, хотя и был всегда почтителен с ним, как и подобает сыну. Что до младшего брата, то так ничего из него и не вышло. Привыкнув легко, без труда получать все, он в жизни, где, кроме способностей, требуется воловий труд, ничего не успел. Литературная обработка Н. Гарина-Михайловского ВОЛМАЙ Во время царствования последнего из своей династии императора Косми-дзон-тван жила одна девушка, Волмай-си, дочь богатых родителей. Она получила прекрасное образование и читала по-китайски так же, как ее знаменитый, всем народом почитаемый учитель Ору-шонсэн. Когда ей минуло шестнадцать лет, Ору сказал ей: — Теперь твое учение кончено. По уму и образованию ты заслуживаешь быть женой министра. — В таком случае я и буду ею. На этом основании она отказывала всем искавшим ее руки, и так как за ней еще были сестры, то, чтобы не мешать им делать супружескую карьеру, Волмай, с согласия родителей, получив на руки свою часть наследства, ушла из родительского дома и, построив гостиницу у большой дороги, так искусно повела свои дела, что ее гостиница была всегда полна народом, а молва о ней и похвалы разносились по всей стране. Однажды один молодой угольщик нес мимо ее гостиницы уголь. Ей нужен был уголь, и она, позвав, спросила, что он желает за свой товар. Угольщик посмотрел на нее и сказал: — Ничего больше, как раз поцеловать тебя. — Не слишком ли высокую плату ты просишь? — спросила оскорбленная девушка. — Таково уже мое правило, — отвечал молодой угольщик, — что я хочу или все, или ничего. И если ты находишь мою плату высокой, бери без всякой платы. И, сказав, угольщик бросил с плеч к ее ногам уголь и ушел, прежде чем девушка успела что-нибудь ответить. Прошло несколько дней, и опять мимо ее гостиницы проходил красавец угольщик. Но он даже не посмотрел на нее и прошел мимо. Но девушке опять был нужен уголь, и она вынуждена была позвать его. — А-а, — сказал угольщик, — знакомая покупщица. И, подойдя к ней, бросил к ее ногам уголь и ушел. Напрасно она звала его получить плату за уголь. — Я знаю твою плату, — ответил ей. не поворачиваясь, угольщик. А на другой день, когда девушка проснулась, на ее дворе лежала громадная куча угля, которую она не могла израсходовать и в год. Волмай была очень смущена этим и все дни проводила у дверей, посматривая в ту сторону, откуда обыкновенно приходил угольщик. Когда однажды она наконец увидала его, то пошла к нему навстречу и сказала: — Я знаю, что этот уголь, который сложен у меня во дворе, от тебя. — Да, это принесли мои товарищи. — Ты разве имеешь такую власть, что приказываешь? — Есть больше, чем власть, — я пользуюсь любовью моих товарищей. Девушка помолчала и сказала: — Я хотела бы с тобой рассчитаться. — С большим удовольствием, — сказал молодой угольщик и, сбросив уголь с своих плеч, так быстро поцеловал ее, что она не успела даже ничего подумать. — Я никогда еще ни с кем не целовалась, и теперь волей-неволей ты должен стать моим мужем. Угольщик весело рассмеялся и сказал: — Что до меня, то я согласен. — Вот так вышла замуж за министра, — смеялись все ее родные, поклонники и знакомые. Между тем молодые хорошо зажили. — Ты умеешь читать? — спросила молодая жена своего мужа. — Ни "мама", ни "папа", — ответил ей весело муж. — Хочешь, я выучу тебя? — Что ж? В свободное от хозяйства время отчего не поучиться. Прошло пять лет, и муж ее знал все, что знала она. — Теперь иди к моему учителю Ору-шонсэну, и пусть он проэкзаменует тебя. Кстати, принеси мне ответ на следующий вопрос: "Если король глуп, а сын его идиот, то не пора ли вступить на престол новому?" Через несколько дней муж возвратился и принес жене ответ: "Да, пора!" Скоро после этого жена сказала мужу: — Пригласи к себе трех самых умных и влиятельных из своих товарищей. Когда муж пригласил их, жена приготовила им богатое угощение и вечером сказала им: — Будьте добры, поднимитесь завтра на заре во г на эту гору и что увидите там, расскажите мужу и мне. Утром, когда три углекопа поднялись на гору, они увидали там трех мальчиков. Один сказал: — Здравствуйте. Другой сказал: — Завтра, однако, старого короля вон выгонят. Третий сказал: — Вам трем дадут хорошие должности. Затем три мальчика исчезли, а удивленные угольщики пришли и рассказали, что видели. — Я все это знала, — сказала хозяйка гостиницы, — потому что я предсказательница. Я скажу и дальше, как вам получить хорошие должности и прогнать человека, который всех губит. Соберите сегодня к вечеру всех своих товарищей и приходите сюда. Когда все угольщики собрались в назначенный час, она позвала мужа в свою спальню и сказала: — Десять лет тому назад я решила выйти замуж за министра. Я вышла за тебя замуж, потому что, как предсказательница, угадала, что ты будешь министром. Теперь я тебе скажу, что твое время пришло: сегодня тебя назначат, а завтра признает весь народ. Вот тебе топор. С этим топором ты со своими товарищами, каждый поодиночке, пройдете в столицу. Там, около дома Ору-шонсэна, вы все соберетесь. Ты один войдешь в дом и скажешь учителю: "Жена моя, Волмай, кланяется тебе. Вот этим топором я собью замок у ворот дворца, а теми людьми, что стоят и ждут моего приказания, я заменю разбежавшуюся дворцовую стражу". Все так и было сделано. Когда муж Волмай вошел в дом Ору-шонсэна, то увидал там несколько человек и учителя жены, которые спорили о том, кем еще заместить одно вакантное место министра. Ору предлагал мужа Волмай, а другие предлагали каждый своего. Муж Волмай, войдя, сказал: — Я муж Волмай, вот этим топором я собью замок с ворот дворца, а теми людьми, что стоят на улице, я заменю разбежавшуюся дворцовую стражу. — И ты поступишь как лучший из всех военных министров, — ответил ему Ору. Всем остальным осталось только крикнуть: "Е-е" (что значит "да, да"). Затем, когда все заснули, муж Волмай со своими угольщиками отправился ко дворцу, сбил замок, застал врасплох стражу и предложил ей выбор: или, сняв одежду, бежать из дворца и молчать обо всем случившемся, под страхом смертной казни, или быть немедленно умерщвленными. Стража избрала первое. Угольщики надели их форму, и дворец с королем был взят. Наутро уже заседал новый король Индзан-тэвен, заседали новые министры, и когда старые пришли во дворец, то им было предложено или признать новый порядок, или тут же быть казненными. — А где старый король и его сын? — Оба живыми взяты на небо. — О, это большая честь, мы ее недостойны, — сказали министры и присягнули новому королю. И все пошло своим чередом, а уважаемый всеми учитель и предсказатель Ору-шонсэн во всеуслышание на площади предсказал новому королю счастливое и выгодное для народа царствование, а его династии существование на тысячу лет. При таких условиях народ ничего не имел и против двухтысячелетнего существования новой династии. Предсказание Ору исполнилось, новый король царствовал в интересах своего народа, а угольщики так и остались служить в дворцовой страже. От них и пошел черный цвет этой стражи. С ними и муж Волмай до своей смерти оставался министром, и никто уже не смеялся больше, что Волмай не умела выбрать себе мужа. Литературная обработка Н. Гарина-Михайловского ЛОВКИЙ СТРЕЛОК Один молодой человек, прожив все, что оставил ему отец, решил идти в Сеул, попытать счастья на службе. Перед уходом он помолился на могиле предков и пошел к предсказателю. — Ты должен, — сказал предсказатель, — если хочешь получить хорошее место, придя в Сеул, носить самую вонючую грязь. Придя в Сеул, молодой человек, ленивый ко всякой работе, на этот раз исполнил в точности приказание предсказателя. Но из этого ничего, однако, не вышло. Тогда с горя, подражая местым франтам, он нарядился и купил себе лук, хоть и не умел стрелять. Накинув лук на плечи, он, как настоящий охотник, отправился за городские ворота стрелять. Встретив за городом человека, несшего лебедя, он за сто кеш купил этого лебедя, проткнул ему глаз стрелой и с этим лебедем пошел назад в город. Когда он проходил мимо дома одного министра, министр этот позвал его и спросил, как это случилось, что стрела попала прямо в глаз. — Я всегда стреляю только в глаз, — ответил молодой шалопай. Министр спросил его неспроста: над домом министра поселился филин, а, как известно, соседство такой птицы никогда не бывает к добру. И вот министр спал и видел, как бы убить филина. Как раз так случилось, что в это время все три его сына, отличные стрелки, как это и подобает людям высшего света, были в далекой отлучке. Кроме сыновей, у министра была еще невеста-дочь. Министр стал расспрашивать молодого человека, из какого он рода, и когда молодой человек сказал, то оказалось, что род его в свое время был в славе в Корее, а с отцом молодого человека министр был даже товарищем. — Тогда я буду говорить с вами откровенно, — сказал министр, — убейте филина и берите за себя мою дочь. — Жаль, что вы просто не попросили меня подстрелить этого негодного филина, а теперь от счастья жениться на вашей дочери я так взволнован, что боюсь промахнуться и не попасть в глаз. А между тем если я не попаду именно в глаз, это будет такой позор, которого я не переживу, потому что однажды сгоряча, — горячность мое большое несчастие, — я дал клятву иначе как в глаз не стрелять. Пока министр сожалел, что так поторопился, молодой человек придумал выход. — Я думаю, — сказал он, — самое лучшее так устроить. Считайте вашего филина убитым, — мы сыграем свадьбу, и, когда я немного успокоюсь от счастья, я не замедлю убить его на самом деле. Министр вдвойне обрадовался, как тому, что зять у него будет прекрасный, лучший в городе стрелок, так и тому, что он такой находчивый молодой человек. Желая все-таки поскорее отделаться от страшного филина, министр поспешил со свадьбой и, когда прошел медовый месяц молодых, стал приставать к зятю относительно филина. Зять придумывал тысячи отговорок, но наконец тесть настоятельно потребовал исполнения обещания и назначил срок до утра следующего дня. Спрашивает дочь министра у своего мужа: — Отчего ты такой грустный? Подумал молодой человек, подумал и признался жене, что он вовсе не охотник. Тогда жена посоветовала ему поступить так: купить клею, сварить его и, вымазавшись им, залезть ночью на крышу. Филин прилетит, выберет его, как самое высокое место на крыше, присядет и приклеится ногами и перьями своими. Так и поступил молодой человек: поймал филина, а наутро принес его с проколотым стрелой глазом к тестю. Тесть страшно обрадовался и рассказал всему городу, какой его зять стрелок. Поэтому, когда пришел годовой день стрельбы в цель, когда лучшие стрелки получают похвальные листы от самого императора и называются "дишандари", весь город пошел смотреть, как отличится зять министра. И сыновья министра, лучшие стрелки, к этому времени приехали в Сеул. — Что вы? — говорил им отец. — Вот посмотрите, как он стреляет. — Что ж я теперь буду делать? — сказал муж жене. — Вот что надо делать: скажи, что ты дал клятву стрелять только в глаза птиц или зверей. А если, на твое счастье, подвернется какая-нибудь птица, я пошлю тогда, когда ты натянешь лук, подтолкнуть тебя, как бы нечаянно, а ты рассердись и дай клятву, что после этого, пока живешь, стрелять не будешь. Так и сделал на другой день знаменитый охотник: сказал, что иначе как в глаз не стреляет, и отказался на этом основании стрелять в цель. Но когда в небе показался вдруг лебедь, то уже нельзя было не стрелять. В то мгновение, однако, как он натянул свой лук, раба его жены, проходя, толкнула его. Тогда молодой человек притворился взбешенным, упрекал тестя в том, что он распустил своих слуг, и в бешенстве, изломав лук, дал тут же страшную клятву никогда больше не прикасаться к луку. Но стрела тем не менее попала в лебедя, и, когда его принесли, все увидели, пораженные, что она торчала в глазу убитого лебедя. Молодому человеку дали первую награду и объявили первым стрелком всего государства. Это помогло ему сделать карьеру, и впоследствии и он был таким же министром, как и его тесть. Литературная обработка Н. Гарина-Михайловского КО И КИЛИ-СИ Когда-то жил в одном городе молодой человек по имени Ко. Он был бедный и служил работником у своего соседа. Он был трудолюбив, хорошо обращался со своими товарищами, и потому все любили его. И так как он был не женат, то все хотели, чтобы он женился. Однажды для этого жители города собрались на совещание и решили, что девушка по имени Кили-си, слава о которой далеко ушла за пределы города, лучше всего подойдет к нему. Отец девушки тоже был согласен. Таким образом Ко женился на Кили-си. Был выбран для свадьбы как раз тот день, который лучше всего подходил к ним. Это был восьмой день третьего новолуния. Когда после свадьбы молодые были отведены в их помещение, Кили-си сказала Ко: — Ты молодой и способный человек, ты можешь сделаться большим человеком, и время у тебя есть. Тебе всего восемнадцать лет. Я люблю тебя, но хочу любить еще больше. И я не буду твоей женой до тех пор, пока ты не научишься читать, писать, пока ты не узнаешь всех наук. — Но для этого надо не меньше десяти лет! — вскричал Ко. — Десять лет в работе скоро пройдут, а я буду ждать тебя и заниматься хозяйством. — Я исполню твое желание, но через год. А этот год я хочу прожить с тобой, потому что ты прекрасна и я люблю тебя. — Нет, если ты теперь не исполнишь моей просьбы, то через год я ничего не буду для тебя стоить. Если же ты любишь действительно меня, то сделай, о чем я прошу. — Хорошо, — сказал Ко, — я исполню твое желание, но я тоже ставлю условие: ты должна быть на эту ночь моей женой, и затем я уйду и возвращусь опять к тебе через десять лет, когда буду таким, каким ты желаешь меня видеть. — Хорошо, я исполню твое желание, но сперва мы должны заключить условие между собой. Она обрезала свой третий палец правой руки и из полившейся крови сделала знаки клятвы на краю своей юбки. Затем она оторвала написанное, разорвала пополам, одну половину отдала ему, а другую спрятала у себя. На другой день, когда все проснулись, Ко уже не было, и никто не знал, куда он ушел. Кили-си дала Ко на дорогу несколько книг и немного денег. Ко шел по дороге и думал, как он может сделаться ученым человеком. Так шел Ко и пришел в одно селение. Проходя по улице, около одной фанзы он услышал голоса учившихся школьников и сообразил, что это школа. Тогда он вошел в нее и сел. Учитель спросил его: — Кто ты? — Я ученик, — ответил Ко. — Где твои книги? Ко показал. — Прочти, — сказал учитель. Но Ко не умел читать. — Ты не ученик, а мошенник, ты хочешь только даром чумизу есть. Мои ученики уже много знают, и некому здесь с тобой возиться: иди. И Ко ушел. — Нет, никогда мне ничему не выучиться, — сказал он, — лучше я пойду в лес, и пусть меня разорвут тигры. И он ушел в лес. Он шел все дальше и дальше и зашел в такую чащу, что потерял дорогу. И хотя он и хотел умереть, но когда услыхал возле себя шум, то, подумав, что это тигры, быстро спрятался. Но это были не тигры, а монахи, монастырь которых под черепичной крышей стоял в этом лесу. — Это тот самый мошенник, который прошлой ночью хотел нас обокрасть, — сказал один монах. И все бонзы тогда стали бить Ко. А потом его связали и отправили в тюрьму. Три дня Ко молчал от страха. Но потом, когда пришел главный начальник, таса, и сказал, что Ко не имеет вида разбойника, и заговорил с ним ласково, Ко пришел в себя и рассказал все, что с ним случилось. — Хорошо, — сказал начальник, — если ты действительно хочешь учиться, то оставайся у меня, носи дрова в дом, а я буду сам учить тебя. Так и сделал Ко. Пять лет он прожил у тасы, и сказал ему таса, что он может идти в Сеул и держать там экзамен на какую хочет должность в Сеуле. Тогда еще в Сеуле не продавали за деньги должностей. И хотя десять лет, положенных ему его женой, не прошло, но Ко пошел в Сеул. Там ему и другим назначили день экзамена. Сам король задал всем такую задачу: "Соип-охы-ую-си-дзюн", что в буквальном переводе значило: "Смех, женщина, виноторговля, центр". Из всех Ко один и прочел и истолковал, что хотел этим сказать король. Вот что он хотел сказать: "В центре города есть виноторговля, где торгует красивая женщина и своим весельем и смехом привлекает всю молодежь". Ко дали лучшую должность Пон-эса, что значит ревизор всех провинций. Прошло еще три года, и, хотя срок еще не истек, Ко решил посетить родину. Но он приехал и остановился в фанзе, где его никто не знал. — Скажите мне, — спросил он, — есть ли здесь человек по имени Ко и что вы знаете о нем? — Да, восемь лет тому назад, — отвечали ему, — был здесь Ко, но после свадьбы он ушел, и с тех пор никто больше его не видел. — Куда ушел он? — Мы не знаем, — здесь осталась только жена его. — Что это за женщина? — Это очень добродетельная женщина. Она выстроила себе прекрасную, под черепичной кровлей фанзу и живет там со своим сыном, которому семь лет. Она устроила школу, где бесплатно занимаются наши дети. — Я ревизор, — сказал Ко, — и должен осмотреть школу. — Идите туда, там вас встретит полное гостеприимство, хотя самой хозяйки вы и не увидите, так как после ухода мужа она никому не показывается. Когда Ко пришел в школу, все ученики его ждали. Он вызывал каждого из них и спрашивал фамилию. Один из них на вопрос, как его фамилия, ответил: — Меня зовут Ко. Но отец не выдал себя и, кончив экзамен, ушел. Прошло еще два года. Кончилось десять лет, и Ко поехал опять к себе на родину. Он опять пришел в школу и сказал сыну: — Я хочу видеть твою мать. — Мою мать нельзя видеть. — Отнеси ей эту вещь. Это была половина лоскутка, исписанная десять лет тому назад ее кровью. Сын молча ушел к матери. — Там какой-то чужой человек желает тебя видеть и дал этот лоскуток. Кили-си, как только увидала лоскуток, крикнула: — О, сын мой, зови его. — Мать, что это значит? Разве это твой муж? — Да, это мой муж и твой отец. Так возвратился домой Ко, сдержавший свое слово, и зажил со своей верной и умной женой. Литературная обработка Н. Гарина-Михайловского ВЫГОДНЫЙ ОБОРОТ Одному молодому человеку нравилась одна вдова, которая, после смерти мужа, три года жила в своей фанзе и никуда не выходила. Он все думал, как бы ему жениться на ней. Однажды отец сказал ему: — Вот тебе тысячу лан: иди и торгуй. Молодой человек взял тысячу лан, пошел к фанзе вдовы, просунул палец в бумажную дверь и сказал: — Кто так же пальцем коснется моего пальца, тому я дам тысячу лан. Вдова подумала, что ничего у нее не убудет, и коснулась его пальца, а молодой человек просунул ей тысячу лан. Затем он возвратился домой. Отец спросил его: — Купил что-нибудь? — Дал только задаток, — надо еще две тысячи лан. Отец дал ему, а он пошел к молодой вдове, просунул руку по локоть и сказал: — Кто рукой коснется моей руки до локтя, тому отдам две тысячи лан. Подумала вдова и коснулась его руки до локтя. Молодой человек отдал ей деньги, а возвратившись, сказал отцу: — Товару оказалось больше, чем я думал, и надо еще три тысячи лан. Дал отец, и молодой человек пошел к вдове и, просунув голову в дверь, сказал: — Кто щекой коснется моей щеки, тому дам три тысячи лан. Посмотрела вдова на красивое лицо молодого человека и подумала, что от нее не убудет, если она прикоснется. Прикоснулась и получила три тысячи лан. А молодой человек, возвратившись к отцу, сказал: — Еще больше товару, не хватает четырех тысяч лан. Опять дал отец ему деньги. Вошел молодой человек в дом вдовы и сказал: — Кто обнимет меня и поцелует, тому я дам четыре тысячи лан. Вдова обняла его и поцеловала, а молодой человек отдал ей четыре тысячи лан. — Вместо денег ты бы лучше тоже меня поцеловал. — Я не брал с тебя денег. — Но я целовала тебя, и ты должен меня поцеловать, — я отдам тебе за поцелуй все твои деньги. — Этого мало. — Возьми все богатства моего покойного мужа, — их миллионы. — Мало. — Чего же ты хочешь? — Хочу, чтобы ты была моей женой. — О, какой глупый, чего же я другого хочу? Тогда сын пришел к отцу и сказал: — Вот как я торговал: на твои десять тысяч лан заработал миллион и жену. После этого они сыграли веселую свадьбу, и молодой муж купил себе должность губернатора. Литературная обработка Н. Гарина-Михайловского ЖЕНА РАБА У одного министра была дочь редкой красоты. Ее берегли так, что она не знала даже луча солнца, так как никогда не выходила из комнаты. Блеск золота заменял ей солнечные лучи. Но тем не менее, когда пришла пора любви, девушка полюбила раба своего отца. За такую любовь к рабу закон наказывает гражданской смертью. Виновный считается умершим, его гроб хоронят, делают надпись, что такой-то или такая-то скончались, оплакивают их смерть, а самих их, бесправных, изгоняют из дома. Отец девушки предложил ей, когда преступление было обнаружено, удалиться из его дома. Но так как она не хотела, то он послал одного из своих стражников разыскать самого последнего человека в королевстве. Стражник привел человека, который выжигал в лесу уголь. Этот человек никогда не умывался и сам был черен, как уголь. — Хочешь мою дочь взять себе в жены? — спросил отец. — Хочу, — ответил угольщик. — Бери и никогда не попадайся мне на глаза. Угольщик взял свою жену и увел ее к себе в лес. Она испугалась, когда увидала свой новый дом. Это был простой шалаш, одинаково открытый и ветру и холоду. В кладовой же было пусто и не было даже горсти чумизы. — Что же мы будем есть? — подумала она вслух. На пороге сидела старушка, мать угольщика. — А вот мы понесем на базар уголь, — сказала она, — и купим чумизы на завтра. А завтра купим на следующий день. Так и живем мы, так живут все угольщики. И в это время жена угольщика обратила внимание на желтый камень, из которого была сделана завалинка вокруг их шалаша. Она не знала солнечного луча, но хорошо знала, что такое золото. — Возьми, — сказала она мужу, — один камень, отнеси в город и отдай его за столько, сколько тебе дадут. Муж поехал и привез назад несколько возов денег. Так они продали все золото и стали так же богаты, как и их отец. — Ты грамотный? — спросила она потом своего мужа. — Нет. — Тебе надо учиться. Она наняла ему учителей, и через десять лет он был образован, как и ее отец. Затем она купила ему должность министра, и отец первый приехал к ним с поклоном. Литературная обработка Н. Гарина-Михайловского НЕДОСТОЙНЫЙ ДРУГ Сын богатых родителей из провинции Пьяндо, молодой Паксен-дарги отправился в Сеул с тем, чтобы купить там соответствующую его дворянскому достоинству должность. Но в Сеуле он повел веселый и праздный образ жизни и истратил все деньги, данные ему отцом для покупки должности. Так как платить ему больше было нечем, то его прогнали из гостиницы и друзья не хотели его больше знать. Он ходил по улицам и уже думал о голодной смерти, когда услыхал, проходя мимо одной фанзы, громкое чтение. Он остановился и стал слушать. Ему понравилось и чтение и книга. Он вошел в фанзу и сказал хозяину: — Вы хорошо читаете, и, если вы позволите, я сяду и буду вас слушать. — Садитесь и слушайте. Когда хозяин устал, Паксен предложил читать дальше. Оказалось, что Паксен читал тоже хорошо и имел приятный голос. Хозяин очень обрадовался, так как любил чтение, и предложил Паксену погостить у него. Паксен поселился у него и так жил, проводя время в чтении и прогулках. Недалеко жила одна молодая вдова. Проходя мимо ее фанзы, Паксен заметил ее и полюбил. Он стал часто гулять мимо ее фанзы, пока вдова тоже не заметила его и не полюбила. Потом и она стала гулять в то время, когда гулял он, и так они наконец познакомились, а потом он признался ей в любви и узнал, что и она его любит. Но она была не дворянка, и поэтому он не мог на ней жениться. Тогда они решили обойтись без этого и уйти куда-нибудь, где их никто не знал бы, и так жить. Так как родные не пустили бы ее, то она решила уйти тайно. Однажды она сказала ему: — Достань пять вьючных мулов и пришли их ко мне ночью, когда будут все спать. Я нагружу все свои драгоценности и отправлю их к тебе, а ты жди меня с ними у городских ворот утром, когда их будут отворять. У Паксена не было мулов; и он долго думал, где ему достать их. И он решил пойти к одному из прежних своих товарищей, с которыми вел раньше праздную жизнь. Он признался ему во всем и попросил мулов. Приятель тоже любил вдову, но скрыл от Паксена это и достал ему мулов. Но когда утром Паксен с мулами и драгоценностями ждал вдову у ворот, пришел к нему его приятель и рассказал ему, что родные вдовы узнали обо всем, вдову заперли, а сами пошли в полицию заявить о том, что какой-то Паксен обокрал их и стоит теперь с вещами у городских ворот. — Тебе нет спасенья теперь. Беги с этими вещами, а когда опасность пройдет, я привезу к тебе эту женщину. Так и сделали. А приятель остался у ворот, и, когда вдова пришла, он сказал ей: — Напрасно ты ждешь. Он просто хотел похитить твои драгоценности и теперь уж далеко... Вдова была в отчаянии, — ее так обманул тот, кто так клялся ей в любви, она осталась без драгоценностей и не могла больше вернуться к родным. Тогда коварный друг сказал ей: — Отомсти ему, полюби меня, и мы с тобой тоже уйдем далеко, прочь отсюда. Так как у вдовы другого выбора не было, то она сказала: — Хорошо, но там, куда мы уйдем, мы выстроим такую гостиницу, чтобы слава о ее гостеприимстве, удобствах и дешевизне прошла по всей стране. — Хорошо, — сказал друг Паксена, — хотя это и будет мне дорого стоить, но я люблю тебя и согласен на твою странную прихоть. Так они и сделали. Паксен, напрасно ждавший вдову, боясь идти в Сеул, чтобы там не схватили его, не знал, что делать, когда один приезжий рассказал ему о бегстве неизвестно куда вдовы с его другом. Тогда Паксен проклял всех женщин и, отдав мулов и драгоценности вдовы в монастырь бонзам, решил иначе сделать себе карьеру. Он ушел искать золото и женьшень. Он жил как самый последний бродяга, и нередко пули хунхузов свистели мимо его ушей. Он ходил по самым глухим местам, и чем глуше было, тем меньше болело его сердце. Уходя все дальше и дальше до вершины Ченьбошана — Пектусана и священного озера драконов. Потрясенный и испуганный святотатством своего поступка, он не сомневался больше в своей смерти. Ночь наступала. Он принес горячую молитву небу и сказал заходящему солнцу: — О великое солнце, ты из своего золотого дворца видишь весь мир, а я отсюда никого и ничего не вижу. Когда увидишь ее, передай ей, как умираю я здесь из-за нее. А когда он заснул, ветер ласкал его лицо, а он думал, что это она, как когда-то, цело<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.72.52 (0.017 с.) |