Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Учет финансовых результатов и использования прибылиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Финансовый результат от деятельности. Доходы и расходы, определяющие финансовый результат деятельности организации. Финансовый результат (прибыль, убыток) от продаж. Прочие доходы и расходы. Учет прочих доходов и расходов. Чистая прибыль/убыток отчетного года. Реформация баланса. Учет наличия и движения нераспределенной прибыли отчетного года. Учет наличия и движения нераспределенной прибыли/убытка прошлых лет. Особенности бухгалтерского учета на несостоятельном предприятии. Финансовый результат организации определяется в сумме нераспределенной прибыли (чистой прибыли), которая подлежит распределению между акционерами (участниками) организации. Нераспределенная прибыль определяется как результат от продаж по обычным видам деятельности организации, от прочих доходов и расходов, а также чрезвычайных доходов и расходов организации, уменьшенных на причитающиеся платежи в бюджет по налогу на прибыль. Принимая во внимание то, что нераспределенная прибыль является составной частью собственного капитала организации, порядок ее учета изложен в гл.11 "Учет собственного капитала организации". Бухгалтерский учет операций по продаже товаров, готовой продукции, выполненных работ и оказанных услуг ведется с использованием счета 90 "Продажи", где отражаются доходы (выручка), расходы, а также финансовый результат по обычным видам деятельности организации. На этом счете отражаются также операции тех организаций, предметом деятельности которых является осуществление следующих операций: предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды; предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; участие в уставных капиталах других организаций и т.п. В бухгалтерском учете доход (выручка) от продажи по обычным видам и предметам деятельности организации отражается в соответствии с допущением временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принципом начисления), т.е. по мере отгрузки товаров, продукции, работ и услуг и предъявления расчетных документов к оплате. Показатель выручки (дохода) от продаж товаров, продукции, работ и услуг, являющихся продуктом их обычной (уставной) деятельности, определяется в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. При этом по мере отгрузки товаров, продукции, работ и услуг и предъявления к оплате расчетных документов производятся записи: Д-т сч. 62 К-т сч. 90 - отражена договорная (продажная) стоимость ценностей; Д-т сч. 90 К-т сч. 20, 23, 43 - списана себестоимость производства продукции, работ и услуг или Д-т сч. 90 К-т сч. 41, 44 - списана стоимость проданных товаров и сумма издержек обращения. Не признается операцией по продаже поставка продукции (товаров), если в соответствии с договором выручка определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете. Например, при экспорте, когда момент перехода права владения, пользования и распоряжения отгруженной продукцией (товарами) и риска ее случайной гибели от организации к покупателю (заказчику) определяется датой перехода права собственности или иной датой, устанавливаемой сторонами в договоре. При этом делаются записи: Д-т сч. 45 К-т сч. 41, 44 - списаны стоимость проданных товаров и издержки обращения, приходящиеся на них; Д-т сч. 45 К-т сч. 43, 44 - списана стоимость проданной продукции и сумма расходов на продажу, приходящихся на нее; Д-т сч. 62 К-т сч. 90 - отражена выручка от продажи ценностей, выполненных работ и услуг при ее признании; Д-т сч. 90 К-т сч. 45 - одновременно списана стоимость ценностей, выполненных работ и оказанных услуг. Особенности отражения продаж в отдельных отраслях А. В строительстве, науке, геологии и т.п. отраслях организации, имеющие длительный период выполнения работ на объекте договора, при необходимости могут в соответствии со своей учетной политикой применять счет 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам". При этом финансовый результат от продаж выявляется данными организациями по мере окончания работ на законченных этапах и комплексах. В этом случае организация ведет учет в следующем порядке: Д-т сч. 90 К-т сч. 20 - списаны затраты по выполнению работ на законченных комплексах и этапах; Д-т сч. 51 К-т сч. 62 - получены авансы под выполненные этапы работ (учет НДС ведется в установленном для авансов порядке); Д-т сч. 46 К-т сч. 90 - отражена выручка в оценке по договорной стоимости выполненных работ; Д-т сч. 90 К-т сч. 68 - отражен НДС от выручки; Д-т сч. 62 К-т сч. 46 - при предъявлении расчетных документов к оплате списана стоимость выполненных работ (при сдаче объекта и окончании работ по договору); Д-т сч. 51 и др. К-т сч. 62 - отражена оплата работ по сдаче объекта. Б. В сельском хозяйстве организации при продаже продукции в составе затрат по дебету счета 90 "Продажи" отражают: в течение года - плановую себестоимость проданной продукции (так как фактическая себестоимость продукции выявляется в конце года); в конце года - разницу между плановой и фактической себестоимостью проданной продукции. Плановая себестоимость проданной продукции, а также суммы разниц списываются в дебет счета 90 "Продажи" (или сторнируются) в корреспонденции со счетами, на которых учитывалась эта продукция. В. В организациях розничной торговли, которые ведут учет полученных товаров по продажным ценам и используют для учета торговой наценки счет 42 "Торговая наценка", учет продажи товаров ведется в следующем порядке: Д-т сч. 62 и др. К-т сч. 90 - отражена продажная стоимость отгруженных товаров; Д-т сч. 90 К-т сч. 41 - отражена учетная стоимость отгруженных товаров; Д-т сч. 90 К-т сч. 42 - одновременно сторнируется сумма скидок (накидок), относящихся к проданным товарам. Г. Торговые и другие организации, занятые посреднической деятельностью, могут в соответствии с договором осуществлять торговые операции на условиях комиссии без перехода к ним права собственности на ценности. При этом возможны два варианта учета выручки и использования счета 90 в зависимости от формы участия организации в расчетах. При условии участия организации в расчетах в учете делаются записи: Д-т сч. 004 - отражена стоимость полученных для продажи товаров согласно расчетным документам поставщиков; Д-т сч. 62 К-т сч. 76 - отражена продажная стоимость проданных товаров; Д-т сч. 76 К-т сч. 90 - отражена сумма выручки посреднической организации (комиссионное вознаграждение); Д-т сч. 90 К-т сч. 68 - отражена сумма НДС от выручки посредника; Д-т сч. 51 К-т сч. 62 - получены денежные средства от покупателя; Д-т сч. 76 К-т сч. 51 - перечислены денежные средства продавцу. При условии продажи товаров без участия организации в расчетах на сумму причитающегося к получению (полученного) комиссионного вознаграждения делаются записи: Д-т сч. 62 (51) К-т сч. 90 - отражена выручка; Д-т сч. 90 К-т сч. 68 - отражен НДС; Д-т сч. 51 К-т сч. 62 - отражено получение денежных средств по договору комиссии. Особенности оценки показателя дохода (выручки) от продаж А. При продажах товаров на экспорт выручка от продаж отражается по кредиту счета 90 в рублях в сумме, определенной путем пересчета иностранной валюты в рубли по курсу Банка России на дату ее признания - дату отгрузки и предъявления документов к оплате либо поступления денежных средств на расчетный счет организации. Б. Оценка выручки от продаж может осуществляться в условных денежных единицах. В этом случае выручка отражается по кредиту счета 90 в рублях в сумме, исчисленной путем пересчета используемой для оценки обязательств иностранной валюты по установленному курсу пересчета на дату, принятую в договоре. Приведем примеры отражения в учете данных операций. Д-т сч. 62 К-т сч. 90 - отражена выручка и задолженность покупателя в оценке на дату отгрузки и предъявления расчетных документов к оплате; Д-т сч. 51 К-т сч. 62 - получены денежные средства и погашена задолженность в оценке (например, на дату перечисления покупателем денежных средств). На разницу (суммовую разницу) делается дополнительная запись: Д-т сч. 62 К-т сч. 90 - на увеличение выручки и обязательств, если курс рубля понизился или Д-т сч. 62 К-т сч. 90 - сторнируется договорная стоимость отгруженных товаров, продукции (работ, услуг) и величина дебиторской задолженности на суммовую разницу; Д-т сч. 90 К-т сч. 68 - доначисляется (сторнируется) НДС. В. Оценка выручки при товарообменных операциях производится по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей). В бухгалтерском учете указанные сделки отражаются в следующем порядке: Д-т сч. 62 К-т сч. 90 - отражена выручка в оценке получаемых товаров (ценностей); Д-т сч. 07, 08, 10, 20, 41 и др. К-т сч. 60 - отражена стоимость полученных ценностей, принятых работ или услуг; Д-т сч. 60 К-т сч. 62 - произведен взаимозачет задолженностей. Г. Для целей налогообложения организация (кроме расчетов по налогу на прибыль) может в соответствии с налоговым законодательством и своей учетной политикой определять выручку от продажи товаров, продукции (работ, услуг) по мере их отгрузки и предъявления расчетных документов к оплате (по отгрузке) или на дату поступления денежных средств в оплату отгруженной продукции (по оплате). При выборе организацией метода определения выручки для целей налогообложения по оплате данные ее бухгалтерского учета по продажам требуют приведения их в соответствие с оплаченной частью выручки. Бухгалтерский учет операций по продажам товаров, продукции, работ и услуг на счете 90 "Продажи" ведется в порядке, позволяющем организациям, с одной стороны, определять ежемесячно финансовый результат (прибыль или убыток), с другой - для целей бухгалтерской отчетности накапливать в течение отчетного года информацию о данных, формирующих структуру показателей счета 90, которые участвуют при определении финансового результата. Для этого организации открывают на счете 90 следующие субсчета: 90-1 "Выручка" - для учета выручки от продаж; 90-2 "Себестоимость продаж" - для учета себестоимости проданных товаров, продукции, работ и услуг, по которым на субсчете 90-1 признана выручка; 90-3 "Налог на добавленную стоимость" - для учета сумм налога на добавленную стоимость, включенных в цену проданных товаров, продукции, работ и услуг; 90-4 "Акцизы" - для учета сумм акцизов, включенных в цену проданной продукции; 90-5 "Экспортные пошлины" - для учета сумм экспортных пошлин; 90-9 "Прибыль (убыток) от продаж" - для выявления финансового результата от продаж за отчетный месяц. Приведем условный пример использования данных субсчетов. Пример. Продажа продукции (работ) в январе составила 240 ден. ед.; себестоимость - 160 ден. ед.; НДС - 40 ден. ед. 1. Записи в целом по счету 90 ведутся в общем порядке: Д-т сч. 62 К-т сч. 90 - выручка - 240 ден. ед.; Д-т сч. 90 К-т сч. 68 - НДС - 40 ден. ед.; Д-т сч. 90 К-т сч. 43 (20) - себестоимость - 160 ден. ед.; Д-т сч. 90 К-т сч. 99 - прибыль - 40 ден. ед. Таким образом, сальдо по счету 90 ежемесячно закрывается. 2. Записи по субсчетам 90-1 "Выручка", 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы" ведутся методом их суммирования и накопления в течение отчетного года. Ежемесячно полученный результат от продаж за отчетный месяц списывается с субсчета 90-9 "Прибыль (убыток) от продаж" на счет 99 "Прибыли и убытки", сальдо по которому также остается числиться в учете до конца года. При этом делаются следующие записи. А. По результатам работы в январе: Д-т сч. 62 К-т сч. 90-1 - выручка - 240 ден. ед.; Д-т сч. 90-2 К-т сч. 43 (20) - себестоимость - 160 ден. ед.; Д-т сч. 90-3 К-т сч. 68 - НДС - 40 ден. ед.; Д-т сч. 90-9 К-т сч. 99 - прибыль - 40 ден. ед. Таким образом, при закрытом сальдо в целом по счету 90 все обороты по продаже показываются развернуто нарастающим итогом на соответствующих субсчетах. Б. По результатам работы за год: Д-т сч. 62 К-т сч. 90-1 - выручка - 2880 ден. ед.; Д-т сч. 90-2 К-т сч. 43 (20) - себестоимость - 1920 ден. ед.; Д-т сч. 90-3 К-т сч. 68 - НДС - 480 ден. ед.; Д-т сч. 90-9 К-т сч. 99 - прибыль - 480 ден. ед. 3. По окончании отчетного года сальдо по всем субсчетам учета оборотов по продаже, открытым к счету 90, закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 "Прибыль (убыток) от продаж". При этом делаются следующие записи: Д-т сч. 90-1 К-т сч. 90-9 - выручка - 2880 ден. ед.; Д-т сч. 90-9 К-т сч. 90-2 - себестоимость - 1920 ден. ед.; Д-т сч. 90-9 К-т сч. 90-3 - НДС - 480 ден. ед. Таким образом, при наличии на субсчете 90-9 до его закрытия дебетового сальдо (480 ден. ед. - прибыль, списанная в течение года на счет 99 "Прибыли и убытки"), в конце года он закрывается в корреспонденции с другими субсчетами счета 90, и сальдо на конец года отсутствует.
Тема 10. Управленческий учет. Основные понятия и принципы Цели и концепции управленческого учета. Системы учета издержек в связи с особенностями технологии и организации производства, проведением затрат. Учет налоговых и приравненных к ним издержек. Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете. Системы учета издержек по видам затрат. Системы калькулирования и анализа себестоимости. Модели формирования издержек. Взаимосвязь управленческого учета и анализа. Существуют различные подходы к определению понятия "управленческий учет". Русский термин "Управленческий учет" восходит к английскому термину "Managerial accounting" и к его европейскому аналогу: "контроллинг". Эти два термина не являются полностью эквивалентными и отражают два подхода к пониманию термина "управленческий учет", которые можно охарактеризовать следующим образом: - первый рассматривает управленческий учет как систему сбора и интерпретации информации о затратах, издержках и себестоимости продукции, что ближе к термину "контроллинг", при этом большое внимание уделяется нормативному характеру подобной информации и ее значению для получения "внешней отчетности" предприятия. Кстати, термин контроллинг не случайно имеет является однокоренным со словом "контроль", что подчеркивает связь учета с управлением. Упрощенно можно считать, что это расширенная система организации учета для целей контроля за деятельностью предприятия. - второй подход исходит из того, что основная задача любой учетной деятельности - обеспечение управленческого персонала предприятия своевременной и полной информацией для принятия управленческих решений, и что имеет место "системнозависимый" характер учетной деятельности, то есть тесная, точнее неразрывная связь технологий учета с технологиями управления компанией в целом и/или ее частями. Такой подход соответствует понятию "Managerial accounting", который может быть переведен следующей фразой "организация учета, исходя из потребностей управления". При таком подходе к понятию "управленческий учет" относятся не только система сбора и анализа информации об издержках предприятия, но и система управления бюджетами (то есть планирования) и система оценки деятельности подразделений, то есть более управленческие, нежели бухгалтерские технологии. Существует также более узкая трактовка данного понятия, при которой под "Managerial accounting" понимается формирование специальных отчетов из имеющихся бухгалтерских данных для целей поддержки принятия решений. В данном случае необходимо понимать, что получить указанные отчеты можно только при наличии соответствующей информации в учетных регистрах. Следует отметить, что как в первом, так и во втором случае можно констатировать, что в современном развитии западных источников термина "управленческий учет" центр тяжести все более и более переносится на слово "управленческий", что связано с тем, что методика и технология организации учета все более и более определятся именно управленческой задачей, стоящей перед предприятием. При этом полезно вспомнить, что собственно учет и анализ издержек с целью их снижения и оптимизации является простейшей и самой очевидной формой организации управления коммерческой структурой. Однако при решении данной задачи недостаточно при определении форм и методов учета руководствоваться только требованиями финансовой или налоговой оптимизации деятельности, а необходимо учитывать и требования технологии основной деятельности, которые, как правило, серьезно влияют на конечный результат. В частности, например, стандартные требования не учитывают необходимость регистрации времени выписки документов на отпуск товара. В то же время временной анализ деятельности склада может позволить существенно снизить издержки за счет оптимизации количества персонала, или повысить отгрузку путем введения сменности. Или например, оперативный анализ "ликвидности" дебиторской и кредиторской задолженности и управление ими - весьма эффективное средство повышения общих финансовых результатов. Но для проведения подобного анализа необходимо вести детальные учетные регистры, в частности иметь "сквозную" аналитику по кредиторам/дебиторам. Выражение "management accounting" появилось в конце 1940-х годов и, конечно, не встретило на Западе единодушного признания. В континентальной Европе до сих пор многие специалисты его не принимают. Однако в большинстве стран мира деление бухгалтерского учета на управленческий и финансовый было одобрено. Получает оно признание и у нас. Прежде чем делать какие-либо выводы об обоснованности такого деления, рассмотрим, в чем сторонники подобного подхода видят необходимость разорвать единый бухгалтерский учет на две части и как минимум удвоить работу бухгалтеров-практиков. Семь принципиальных различий между управленческим и финансовым учетом Классик управленческого учета Ч. Хорнгрен выделил семь принципиальных различий между управленческим и финансовым учетом. Рассмотрим их. 1. Управленческий учет предназначен для пользователей внутри организации, финансовый -- для внешних пользователей. Однако утверждать так -- значит совершать как минимум следующие ошибки: исторически в этом случае следует первым признать именно управленческий, а не финансовый учет. Л. Пачоли писал "Трактат о счетах и записях" для купцов-управленцев с тем, чтобы показать им, как следует вести свой учет, фиксировать свои дела для себя, а не для каких-то внешних пользователей. Финансовый же учет появился гораздо позже, после того как на биржах стали требовать бухгалтерскую отчетность. На самом деле всегда был один учет -- бухгалтерский, он же финансовый, он же управленческий, что есть единое и неделимое тело; на практике часто под управленческим учетом понимают нефальсифицированную, правдивую информацию, а под финансовым -- то, что считают возможным и нужным показать другим. Таким образом, в этом случае понятие управленческого учета может прикрыть "темные" дела организации; становится неясным, на что распространяется коммерческая тайна, ведь если исходить из того, что есть два учета, то весь управленческий учет автоматически становится конфиденциальным, а финансовый -- открытым. Однако на часть регистров финансового учета, например, на главную книгу, также распространяется коммерческая тайна. Это прямо вытекает из п. 4 ст.10 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп. от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г.), согласно которому содержание всех регистров бухгалтерского учета отчетности является коммерческой тайной; в данном случае возникает несколько значений почти каждого показателя. Например, сначала показатель прибыли для себя, потом для собственников, далее прибыль для налоговых органов и т.д. Вывод: управленческий учет со всех точек зрения -- неотъемлемая часть бухгалтерского учета. 2. Финансовый учет должен вестись согласно общепринятым правилам, а методика ведения управленческого учета целиком находится в компетенции главного бухгалтера. Однако в этом случае речь идет о едином информационном теле -- системе бухгалтерского учета. Задавая определенные правила ведения бухгалтерского учета, регулирующие органы предопределяют в значительной степени и то, что входит в так называемый управленческий учет. Таким образом, чем подробнее нормативные требования, тем в большей степени бухгалтерский учет превращается в финансовый (так это было в советский период). И наоборот, чем меньше этих требований, в идеале их нет вообще, как это и было во времена Л. Пачоли, тем больше бухгалтерский учет трансформируется в управленческий. Вывод: управленческий учет -- это только оставшаяся вне общего регулирования неотъемлемая часть бухгалтерского учета. 3. Большое значение придается тому, на кого должна воздействовать учетная информация. Предполагается, что данные внутренней отчетности позволят администраторам принимать необходимые эффективные решения, и информация, которой они пользуются, не должна вводить их в заблуждение, а отличаться большей правдивостью. Отчетность же, предназначенная для внешних пользователей, должна формировать нужный для сторонних лиц образ организации и ее администраторов. Тут действует принцип: важно не быть, а казаться. Вывод: управленческий учет отличается большей правильностью, чем финансовый. Последний представляет собой искаженный вариант управленческого учета. 4. Финансовый учет отражает только то, что было, а управленческий исчисляет и ожидаемые, предстоящие значения учитываемых показателей. И тут мы подходим к очень деликатному моменту. Почти все специалисты исходят из того, что бухгалтер фиксирует уже свершившиеся факты хозяйственной деятельности. Неслучайно один из создателей бухгалтерской науки И. Шер утверждал, что бухгалтерия есть историография (история) хозяйственной жизни. Казалось бы, наконец, найдена область управленческого учета, однако и тут не все так просто. 1. Если мы признаем, что финансовый учет ориентирован на внешних, а управленческий -- на внутренних пользователей, то возникают следующие вопросы: считать ли расчеты предполагаемого роста организации частью финансового учета или же относить их к управленческому? признать ли всю информацию, относимую к уже совершившимся фактам хозяйственной деятельности и служащую для внутреннего употребления, частью управленческого учета или же согласно критерию И. Шера отнести ее к финансовому учету? Любой ответ на эти вопросы показывает, что сторонники управленческого учета смешивают критерии, позволяющие разграничить финансовый и управленческий учет. 2. Если в систему бухгалтерских счетов внести обязательства, вытекающие из договоров (история учета знает подобную практику), то традиционный финансовый учет сможет выполнить и такую задачу управленческого учета, как исчисление ожидаемых учитываемых показателей. 3. Традиционные для финансового учета показатели дебиторской и кредиторской задолженности уже выполняют прогностическую функцию ожидания притока и оттока денежных средств. 4. Если речь идет о перспективных расчетах, никак не связанных с бухгалтерскими записями, если администрация просто организует предварительный, текущий и последующий контроль вне бухгалтерских регистров, то это можно классифицировать как оперативный учет. Вывод: между финансовым и управленческим учетом трудно, а по существу невозможно провести временную границу. 5. Финансовая отчетность составляется в строго фиксированные сроки, а в управленческом учете отчетность представляется по мере необходимости. Это утверждение требует следующих пояснений: исторически обязательной отчетности и строго фиксированных сроков не было, ее составляли по требованию собственника, т.е. весь бухгалтерский учет рассматривался как управленческий; фиксированные сроки отчетности можно рассматривать как частный случай нефиксированных, что также стирает грани между двумя объявленными видами учета; развитие вычислительной техники вновь приведет к тому, что пользователи бухгалтерской информации смогут получать ее в любой момент, и финансовый учет снова станет управленческим. Вывод: различие в сроках представления отчетности не может быть признано существенным для выделения управленческого учета из всей системы бухгалтерского учета. 6. Информация управленческого учета представляет собой перечень максимально детализированных показателей, в то время как данные финансового учета носят итоговый характер. Вот тут-то сторонники управленческого учета и ошибаются. Всякий непредубежденный человек знает, что детализированный учет -- это не управленческий, аналитический, а итоговый учет -- это тоже финансовый учет, но синтетический. Теперь мы вновь сталкиваемся с проблемами перевода. Вполне можно было перевести "management accounting" как аналитический учет. Во Франции, например, сторонники этого направления так и поступают, употребляя словосочетание "comptabilite analitque". Таким образом, очевидно, что аналитический учет -- это продолжение учета синтетического и один без другого существовать не могут. Вывод: нельзя разрывать синтетический и аналитический учет -- они представляют собой единый бухгалтерский учет. 7. Ч. Хорнгрен утверждает, что в управленческом учете множество показателей и их состав определяет главный бухгалтер. В финансовом учете подобный состав жестко фиксирован. Аргументы "за" и "против" в этом случае аналогичны тем, которые были приведены в предыдущей ситуации.
Позиции специалистов по вопросам управленческого учета
В настоящее время можно выделить четыре позиции специалистов по вопросам управленческого учета: 1) в бухгалтерском учете нет отдельного управленческого учета, а был и остается производственный учет (учет затрат на производство); 2) управленческий учет -- это тот же производственный учет, но применительно к современной терминологии, и нет никаких оснований выделять его в самостоятельный вид учета; 3) бухгалтерский учет в современных условиях -- это система, включающая три подсистемы: финансовый учет, управленческий учет и бухгалтерскую отчетность; 4) управленческий учет является вполне сложившейся самостоятельной дисциплиной, поскольку он кроме вопросов собственно бухгалтерского учета включает в себя вопросы анализа, планирования, прогнозирования и др. В управленческом учете формируется внутренняя информация о деятельности организации для конкретных нужд управления (совершенствование производства, снижение затрат и т.п.). Данные управленческого учета составляют коммерческую тайну и не подлежат оглашению. Это, в первую очередь, информация о затратах на производство по конкретным подразделениям, видам производимой продукции, статьям затрат, центрам ответственности и т.п. Поэтому довольно часто управленческий учет отождествляют с производственным учетом. Однако это неправильное толкование. Понятие управленческого учета значительно шире производственного учета, в него помимо чисто бухгалтерского учета затрат на производство входит и оперативный учет, элементы анализа, планирования, прогнозирования и др.
Если обобщить высказывания современных авторов о содержании, целях и задачах управленческого учета, то их можно свести к следующим семи тезисам: 1) прогнозирование, нормирование, планирование и учет производственных затрат, калькулирование себестоимости; прогнозирование, планирование и учет периодических расходов отчетного периода; планирование и учет фиксированных (долгосрочных) расходов на капитальные вложения и инвестиционную деятельность; 2) контроль и анализ расходов по разным направлениям, сегментам, продуктам, подразделениям, отклонений от норм и смет расходов, динамики показателей и т. п.; 3) планирование, учет и анализ доходов и результатов деятельности по направлениям, подразделениям, сегментам, центрам ответственности и т.п.; 4) формирование внутренней количественной информации для использования в оперативном управлении хозяйственной деятельностью, контроле действий и стимулировании персонала; 5) система управленческого учета создается для управления конкретной компанией и не может регулироваться обязательными для всех нормами и стандартами. Хорошо организованный управленческий учет, адекватно соответствующий условиям деятельности компании, обеспечивает не только контроль текущей работы, но и улучшение ее результатов в будущем; 6) формирование полной себестоимости и на ее основе определение прибыли -- обеспечивает ведение рационального учета и контроль за уровнем затрат; 7) формирование сокращенной себестоимости, на основе которой исчисляется маржинальный доход, -- в большей степени создает условия для подготовки управленческих решений благодаря возможностям показателя маржинального дохода (определение наиболее эффективной отрасли производства внутри организации, составление оптимальной производственной программы, проведение анализа безубыточности и др.). Управленческий учет может быть организован по-разному: -без специального отражения операций управленческого учета на счетах бухгалтерского учета с применением двойной записи (т.е. синтетический учет не затрагивается); -с отдельным отражением операций управленческого учета на счетах синтетического бухгалтерского учета (в том числе с применением разных вариантов корреспонденции счетов). Управленческий учет -- новое явление, возникшее после второй мировой войны. Он представлял собой систему, основанную только на производственном учете, сущность которой заключалась в определении затрат для целей калькулирования себестоимости продукции и управления расходами на рабочую силу и материалы, а также управления накладными расходами. В настоящее время под управленческим учетом понимается процесс идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интерпретации и предоставления финансовой, производственной, маркетинговой и иной информации, на основании которой руководством предприятия принимаются оперативные и стратегические решения. Построение системы управленческого учета в организации заключается в формировании набора формализованных процедур, обеспечивающих менеджеров всех уровней информацией, полученной как из внутренних, так из внешних источников, для принятия своевременных и эффективных решений в рамках своей компетенции. В системе управленческого учета, в отличие от бухгалтерского и налогового учета, генерируются данные как в денежном, так и в натуральном выражении. Управленческий учет охватывает систему управления деятельностью организации в целом, включая стратегическое управление, оценку деятельности организации, ее подразделений и функциональных блоков, контроля и планирования хозяйственной деятельности и обеспечения оптимального использования материальных, финансовых и кадровых ресурсов. В качестве базовых компонентов системы управленческого учета и анализа в целях настоящих рекомендаций рассматриваются: учет и управление затратами; разработка показателей деятельности; стратегическое и оперативное планирование деятельности. Управленческий учет базируется на методиках, тесно связанных с функциональными процессами на предприятии. Несмотря на то, что на практике в организациях обычно используются отдельные элементы управленческого учета, важно, чтобы эти элементы были объединены в единую систему, ориентированную на достижение главного результата -- повышения качества управления организацией. Цели управленческого учета Основной целью управленческого учета является предоставление руководству организации полного комплекса информации о фактических, плановых и прогнозных показателях функционирования предприятия как экономической и производственной единицы (включая представление данных по предприятию в целом, а также в разрезе структурных и производственных подразделений, центров ответственности), а также необходимую информацию о внешнем окружении с целью обеспечения возможности принимать экономически взвешенные управленческие решения. Ключевые пользователи управленческого учета В отличие от системы подготовки информации для бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности, ориентированной на внешних пользователей, система управленческого учета и анализа ориентирована на внутренних пользователей в лице высшего руководства организации, а также руководителей и ответственных исполнителей ее подразделений. В соответствии с этим формирование системы управленческого учета в организации должно отвечать специфическим требованиям руководства, осуществляющего функции планирования, контроля и принятия стратегических, тактических и оперативных решений. Пользователями информации, генерируемой в рамках системы управленческого учета в организации, являются: 1) высшее руководство -- формирует стратегические цели управления организацией. Получает интегрированные управленческие отчеты о достижении поставленных целей, отражающие фактические результаты производственной, инвестиционной и финансовой деятельности организации в целом и в разрезе ключевых структурных подразделений за прошедший период либо на конкретный момент времени; анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на результаты выполнения долгосрочных целей развития организации, а также плановые и прогнозные показатели деятельности на предстоящий период; 2) руководство структурных подразделений всех уровней -- формирует оперативную стратегию реализации долгосрочных целей развития организации, и в соответствии с этим получает управленческие отчеты, включающие в себя значения ключевых показателей деятельности подразделений на конкретный момент времени, и результаты их аналитической обработки; информацию планового и прогнозного характера, а также информацию о смежных подразделениях и контрагентах; 3) специалисты структурных подразделений, отвечающих за формирование и реализацию долгосрочных целей развития компании. В пределах своей компетенции получают информацию о деятельности компании, ее подразделений, прогнозы внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на результаты деятельности организации. В организациях, использующих в своей деятельности те или иные компоненты системы управленческого учета, различные функции ведения управленческого учета и обеспечения руководства соответствующей управленческой отчетностью, могут возлагаться на экономистов, работающих в любом ее структурном подразделении: аналитическом, планово-экономическом, финансовом, бухгалтерии, подразделениях стратегического планирования, функциональных структурных подразделениях. Лица, ответственные за формирование системы управленческого учета в организации Однако организациям, планирующим внедрить комплексную систему управленческого учета, рекомендуется четко определить ответственное лицо либо сформировать специальную команду лиц, ответственную за внедрение управленческого учета. Такая команда обычно подотчетна исполнительному органу организации и состоит из высококвалифицированных специалистов, полностью задействованных в процессе, задачей которых является обеспечение реализации общих целей, которые ставит руководство в процессе внедрения системы управленческого учета, на уровень конкретных мероприятий, понимания и исполнения всеми задействованными подразделениями. В минимальный набор навыков специалистов
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.178.162 (0.011 с.) |