ГРУППА
| ПОДГРУППА
| ПРИМЕРЫ
|
1. Изображения прошлого, возникшие естественным путем.
| 1. Фотоотпечатки, возникшие естественным путем.
| · И.Ефремов “Тени минувшего” (1944)
|
2. Фотоэлектретные отпечатки.
| · Е.Войскунский, И.Лукодьянов “Алатырь-камень” (1962)
|
3. Отпечатки, сохранившиеся благодаря намагниченности материалов.
| · Г.Голубев “Огонь-хранитель” (1964)
|
4. Изображения прошлого, оставленные пришельцами.
| · Напр., Г.Мартынов “Гость из бездны” (1962)
|
5. Изображения прошлого, хранящиеся в памяти долгоживущих животных, например, черепах.
| · Г.Альтов “Клиника “Сапсан” (1966)
|
6. Картины прошлого, полученные пробуждением наследственной памяти.
| · См. класс 3, подкласс 6, группа 2.
|
7. Изображение прошлого, полученное по биотокам ископаемого черепа.
| · С.Семенов “Тайна ископаемого черепа” (1927)
|
7-б. Изображение прошлого, полученного “снятием образов” с мозга “мумии” (труп, сохранившийся в меду).
| · Т.Малик “Фалак” (узб. 1978)
|
8. Картина прошлого, видимая в определенном месте.
| · Д.Шашурин “Псовая охота” (1979)
|
9. Картины прошлого и будущего, видимые в определенном месте благодаря “неоткрытым возможностям мозга”.
| · М.Грешнов “Сны над Байкалом” (1978)
|
2. Фонограммы прошлого, возникшие естественным путем.
| 1. Фонограммы на камнях.
| · Э.Махмудов “Голос Земли” (1964)
· Г.Альтов “Голубая раковина” (1976)
|
2. Использование в качестве фонограммы бороздок на поверхности глиняного сосуда.
| · И.Хобана “Голос прошлого” (1965)
|
3. Фонограмма на металле (корпус затонувшей подводной лодки), которая слышна только человеку, умеющему “слышать” магнитное поле.
| · Е.Войскунский, И.Лукодьянов “Аландские каникулы” (1967)
|
4. Информация передается — из поколения в поколение — говорящими попугаями.
| · Р.Леонидов, П.Амнуэль “Несколько поправок к Платону” (1966)
|
5. Звуковые колебания не исчезают полностью, они лишь уменьшаются. Грифоника — наука, занимающаяся усилением “звуков прошлого”.
| · А.Хельригель “Женщина с шумом в ушах” (1926)
· А. и С.Абрамовы “Тень императора” (1967)
|
3. Прочие способы получения информации.
| 1. Получение информации о прошлом из космоса.
| · См. класс 1, подкласс 5, группа 2-б
|
2. Пример на п.1: шар-архив в космосе (подтекст: все фиксируется, все со временем станет явным).
| · Н.Эйдельман “Пра-пра…” (1965)
|
3. Пластинка-архив в теле человека (подтекст: все фиксируется, все со временем станет явным).
| · В.Григорьев “Вложено при рождении” (1967)
|
4. Еще пример на п.1: в космосе (близ Земли) — зона, улавливающая свет. Можно прочесть записи — увидеть изображения прошлого.
| · Р.Расселл “Ошибка Маркуса Фэйрбэнка” (1972)
· К.Булычев “Освящение храма Ананда” (1972)
|
5. Во время сеанса по п.4 наш современник “уходит в экран”… и оказывается в прошлом.
| · К.Булычев “Освящение храма Ананда” (1972)
|
6. Получение информации о прошлом с помощью “памяти предков”.
| · См. класс 3, подкласс 6, группа 2
|
7. Пример на п.6. “Наш современник может попасть в прошлое, только временно поселив свое сознание в тело одного из предков, а потом “переписав” его обратно с новым грузом памяти”.
| · А.Дмитрук “Ночь молодого месяца” (1979)
|
8. Во время сеанса по п.7 наш современник остается в прошлом — участвует в сражении древних славян с кочевниками.
| · А.Дмитрук “Ночь молодого месяца” (1979)
|
9. Книга — прибор, который “возбуждает память нашего подсознания, она становится настолько отчетливой и обобщенной, как будто все выражено словами. И получается впечатление, что человек читает книгу о самом себе”.
| · В.Савченко “Жил-был мальчик” (1979)
|
10. Создан прибор, который, анализируя любой предмет, показывает (на экране) эмоциональное состояние его владельца в далеком прошлом.
| · С.Зайков “Сквозь завесу времени” (укр. 1978)
|
11. На традиционном узбекском свадебном платье из захоронения XV в. обнаружен рисунок гелиоцентрической системы мира. Вывод: Улугбек знал об этом раньше Коперника.
| · Т.Малик “Фалак” (узб. 1978)
|
12. Информация о прошлом — в рассказах сверх долгоживущих и бессмертных.
| · Дж.Керш “Что случилось с капралом Куку?” (1971)
· Дж.Пирс “Инвариантный” (1952–1974)
|
4. Хроноскопия (аппараты и способы, позволяющие видеть прошлое).
| 1. Хроноскопия, при которой машина рассказывает о прошлом, используя отдельные сохранившиеся предметы.
| · В.Клочков “Хроновизор” (1958)
· И.Забелин “Загадки Хаирхана” (1960)
· Б.Дижур “Берег трех братьев” (1963)
· И.Забелин “Кара-Сердар” (1969)
|
2. Аппараты, показывающие возможные варианты прошлого и настоящего.
| · А.Азимов “Что если…” (1968)
|
3. Коллектор Рассеянной Информации (КРИ) — устройство, суммирующее следы прошлого и восстанавливающее картину того, что было.
| · В.Клочков “Хроновизор” (1958)
· А. и Б.Стругацкие “Великий КРИ” (1961)
· Л.Розанова “Предсказатель прошлого” (1967)
|
4. КРИ восстанавливает картины того, что могло бы быть.
| · Л.Розанова “Предсказатель прошлого” (1967)
|
5. Государственный запрет на хроноскопию (чтобы люди не совали нос в недавнее прошлое и личную жизнь других людей).
| · А.Азимов “Мертвое прошлое” (1966)
|
6. Телевизор… показывает прошлое.
| · Л.Могилев “Окно в прошлое” (1968)
|
5. Футуроскопия (аппараты и способы, позволяющие видеть будущее).
| 1. Использование прогнозирующих машин.
| · Абэ Кобо “4-й ледниковый период” (1958–1965)
· В.Шефнер “Девушка у обрыва” (1966)
|
1-а. Прибор для “высматривания будущего”.
| · Р.Каммингс “Человек, владевший временем” (1924–1929)
|
2. Фотографирование будущего.
| · В.Шефнер “Скромный гений” (1963)
· Д.Гранин “Место для памятника” (1966)
|
3. Память будущего: человек не помнит свое прошлое, но знает свое будущее.
| · Я.Зайдель “Прогнозия” (1968)
|
4. Способность предсказывать будущие несчастья.
| · Р.Метсон “Улица… Ночь… Нож…” (1969 укр.)
|
5. На Марсе обнаружено “окно”, в котором видно будущее планеты.
| · М.Пухов “Окно в футурозой” (1979)
|
6. Универхронность (способность видеть одновременно все времена).
| 1. Универхронность у инопланетян.
| · К.Воннегут “Бойня номер пять” (1969–1970)
|
ГРУППА
| ПОДГРУППА
| ПРИМЕРЫ
|
1. Машины для непосредственного передвижения во времени.
| 1. Машины, при путешествии на которых возраст путешественника не меняется.
| · Г.Уэллс “Машина времени” (1895)
· Г.Гаррисон “Фантастическая сага” (1967–1970)
· С.Камп “С ружьем на динозавра” (1970)
· Р.Янг “У начала времен” (1977)
· Дж.Слейдек “1935 г. н.э.” (1967–1971)
|
2. Машины, при путешествии на которых меняется возраст путешественника.
| · С.Лем “Пропавшая машина времени” (“Из воспоминаний Ийона Тихого”) (1964)
· В.Григорьев “А могло бы и быть…” (1963)
|
3. Летающие тарелки — машины времени.
| · С.Лем “Странный гость профессора Тарантоги” (1965)
|
4. Возвращаясь из прошлого, человек сохраняет черты своих предков (внешний вид, характер, манеры).
| · А.Мирер “Обсидиановый нож” (1966)
|
2. Прочие виды машин.
| 1. Телефонная сеть, развиваясь, постепенно превращается в самостоятельный электронный организм.
| · Ж.Клейн “Развилка во времени” (1969–1970)
|
2. Путешествовать на машине времени вещество не может. Посылают объемные изображения.
| · Г.Гаррисон “Если…” (1972)
|
3. Перемещение достигается стимуляцией наследственной памяти: человек материализуется во времени, соответствующем времени наследственной памяти.
| · Ю.Греков “На кругах времени” (1978)
|
4. Человек позвонил по телефону… и ответила девушка из 1942-го года.
| · К.Булычев “Можно попросить Нину?” (1974)
|
5. Машина времени является одновременно с машиной пространства (перемещение в ином измерении).
| · К.Прист “Машина пространства” (1976–1979)
|
6. Путешествие во времени осуществляется с помощью особого галюционогена.
| · Ф.Дик “Теперь подождите еще один, последний, год” (1967)
|
3. Машины для парапсихологического передвижения во времени.
| 1. Телепатическая связь между людьми, находящимися в разных эпохах.
| · Э.Гамильтон “Звездные короли” (1950)
· Я.Зайдель “Телехронопатор” (1968)
|
2. Обмен “я” между людьми, находящимися в разных эпохах.
| · Э.Гамильтон “Звездные короли” (1950)
|
3. Телехронокинез — перемещение во времени силой мысли.
| · Я.Зайдель “Телехронопатор” (1968)
· В.Кернбах “Бездельник путешествует во времени” (1970)
|
4. Система машин, обеспечивающая одновременный контакт со многими эпохами.
| 1. Служба Вечности в мире, состоящем из множества одновременно существующих разных эпох (“Мы изучаем до мельчайших подробностей все Времена с основания Вечности и до последних дней рода человеческого и рассчитываем неосуществленные возможности, а число их бесконечно, но среди них нам надо отыскать лучшие, а затем мы ищем момент Времени, когда ничтожное действие превратит эту возможность в действительность, но и лучшая действительность не предел, и мы снова ищем новые возможности и так без конца”).
| · А.Азимов “Конец Вечности” (1952–1966)
|
2. Вариации по “Концу Вечности” Азимова.
| · П.Андерсон “Стражи Времени” (1960)
· Б.Бэйли “Падение Хронополиса” (1974)
|