ГРУППА
| ПОДГРУППА
| ПРИМЕРЫ
|
1. Робот — дура, человек — молодец.
| 1. Превосходство человека, его более гибкой логики.
| · Напр., И.Миронов “Двое под гамаком” (1963)
· Б.Зубков, Е.Муслин “Зеленая кнопка” (1963)
· Э.Дубровский “Поражение Геракла” (1963)
· И.Варшавский “Лентяй” (1966)
· В.Михановский “Последнее испытание” (укр. 1966)
· Дж.Бреннан “Последняя инстанция” (1967)
· К.Саймак “Прелесть” (1967)
· Г.Гуревич “Восьминулевые” (1967)
|
1-б. Робот — не дура, но и человек - молодец.
| 1. Человек готов на рискованную операцию, чтобы усилить умственные способности и понять то, что понимают роботы.
| · И.Росоховатский “Нерешенное уравнение” (1971)
|
2. Глупости, вызванные несовершенством роботов (главным образом — стремлением дословно выполнять приказания).
| · Напр., Г.Отье “Машина” (1960)
· С.Павлов “Банка фруктового сока” (1963)
· И.Варшавский “Роби” (1964)
· Л.Теплов “Тирания” (укр. 1964)
· В.Михановский “Случай с кибом” (1967)
· И.Калиновский “Когда усмехнулся Плутарх” (1967)
· А.Дмитрук “Ночь” (укр. 1967)
· В.Михановский “Загадочное действие” (укр. 1967)
· Б.Зубков, Е.Муслин “Когда “Боблы” бунтуют” (“Весельчак Жако”) (укр. 1967, 1968)
|
2. Роботы-эгоисты и роботы-альтруисты.
| 1. Отсутствие способности к самопожертвованию.
| · А.Казанцев “Внуки Марса” (1959)
· Э.Дубровский “Поражение Геракла” (1963)
|
2. Роботы самоотверженно спасают людей.
| · Напр., И.Росоховатский, А.Стогний “Авария “Серебряной стрелы” (1969)
|
3. Роботы, более гуманные, чем человек.
| · И.Оглоблин “Приговор” (1963)
· Й.Несвадба “Мозг Эйнштейна” (1965)
· Б.Гурфинкель “Эмоция жалости” (1965)
· В.Михановский “Овсий” (укр. 1967)
|
4. Роботы в роли трогательно заботливых слуг.
| · А.Азимов “Робби” (1964)
· Л.Теплов “Тирания” (укр. 1964)
· Р.Шекли “Бремя человека” (1966)
· М.Михеев “Сделано человеком” (1966)
· М.Михеев “Тихий парк” (1968)
· М.Кита “Свет утра” (1969)
· Р.Брэдбери “О теле электрическом я пою” (1969–1975)
|
5. Робот оказывается единственным полицейским, способным бороться с преступниками.
| · Г.Гаррисон “Полицейский участок “Марс” (“Рука закона”) (1967)
|
6. Робот идет на войну. — за человека.
| · Э.Биндер “Адам Линк, робот” (1965)
|
3. Ум и чувства роботов и кибермашин.
| 1. Технические возможности, например, большой объем памяти.
| · Напр., А.Днепров “Суэма” (1960)
· Г.Гаузер “Мозг-гигант” (1958–1966)
|
1-6. Кибердвойники (роботу или ЭВМ “записан” мозг определенного человека).
| · Напр., Г.Альтов “Генеральный конструктор” (1960)
· И.Росоховатский, А.Стогний “Авария “Серебряной стрелы” (1969)
|
2. Киберустройства со “свободой воли”, способные самоусложняться “как им заблагорассудится”.
| · С.Лем “Доктор Диагор” (1967)
· И.Росоховатский “Гость” (1979)
|
3. Робот, приходящий к выводу, что “сила в коллективе”.
| · К.Саймак “Все ловушки Земли” (1968)
|
4. “Предсмертные” размышления биоробота — (в духе человеческих размышлений).
| · А.Тесленко “Ошибка Дьондюрага” (укр., 1979)
|
5. Компьютер становится суперйогом, познает Абсолютную Истину, приобретает телепатические способности и т.д.
| · С.Шаров “Ученик Герострата” (1979)
|
6. Робот, принадлежащий знаменитому музыканту, быстро постигает музыку, оказывается сверхвиртуозом, но прекращает занятия музыкой: музыка — для людей, не для роботов.
| · Г.Голдстоун “Виртуоз” (1954–1979)
|
7. Суперкомпьютер самоотключается из-за того, что люди не относятся к нему как к живому и разумному существу (“Машина может чувствовать -когда она перестанет быть машиной”).
| · А.Азимов “Необходимое условие” (1969–1978)
|
4. Особые ситуации с роботами и кибермашинами.
| 1. Роботы и электронные машины в положении буриданова осла.
| · А.Дотель “Остров железных птиц” (1956–1967)
· А. и Б.Стругацкие “Великий КРИ” (1961)
· А.Азимов “Хоровод” (1964)
· А.Азимов “Лжец” (1964)
· Е.Войскунский, И.Лукодьянов “Формула невозможного” (1964)
· И.Варшавский “Пути, которые мы выбираем” (1964)
|
2. Электронная машина отлупила человека, давшего ей нерешаемую задачу (извлечь квадратный корень из минус единицы).
| · С.Сандрелли “Скверная шутка” (1967)
|
3. Электронная машина, копирующая индивидуальные особенности мышления крупного ученого.
| · И.Росоховатский “Отклонение от нормы” (1962)
|
4. Аналогичная машина втиснута — ради шутки — в часы.
| · С.Лем “Доктор Диагор” (1967)
|
5. Киберпризраки душ погибшего экипажа в электронном оборудовании потерпевшего аварию звездолета.
| · С.Лем “Терминус” (1962)
|
6. Логика действий машины основана на условиях, которые были давным-давно.
| · Р.Шекли “Мятеж шлюпки” (1964)
· К.Фиалковский “Часовой” (1966)
|
7. Логика действий машины основана на неправильном представлении о месте действия (лунный робот на Земле).
| · А.Азимов “Робот ЭЛ-76 попадает не туда” (1966)
|
8. Логика действий машины основана на неправильном представлении о человеке, с которым она имеет дело.
| · Р.Шекли “Терапия” (1967)
|
9. Робот, умеющий читать (телепатически) чужие мысли
| · А.Азимов “Лжец” (1964)
|
10. Робот, создающий религию.
| · А.Азимов “Логика” (1964)
· И.Росоховатский “Записки доктора Буркина” (1966)
|
11. Робот, который прикидывается человеком.
| · А.Азимов “Улики” (1964)
· С.Слепынин “Фарсаны” (1966)
|
12. Робот прикидывается человеком, напирая на то, что он любит анекдоты, как человек.
| · К.Бачиу “Иеничек” (1965)
|
13. Робот, которому кажется, что он человек.
| · Л.Гардинг “Поиски” (1965)
· И.Варшавский “Призраки” (1966)
|
14. Безработный, прикидывающийся роботом.
| · В.Михановский “Хобо” (1964)
· В.Михановский “Удача” (1968)
|
15. Робот, обладающий сверхвысоким умственным развитием (и физическим — тоже), хочет, однако, быть человеком.
| · И.Росоховатский “Сын” (1966)
· М. и Л.Немченко “Только человек” (1965)
|
16. Роботы, на которых моделируется эволюция, сознательно делают неконкурентоспособных потомков.
| · И.Варшавский “Пари” (1965)
|
17. Сращивание человека с киберустановкой.
| · А. и Б.Стругацкие “Далекая Радуга” (1963)
· В.Михановский “Двадцатый старт” (1964)
· И.Росоховатский “Прыгнуть выше себя” (1968)
· М.Пухов “Терминатор” (1978)
|
18. Машина, с которой “сращен” человеческий мозг, терпит поражение в поединке с “чистой” машиной.
| · В.Михановский “Гладиатор” (1964)
|
19. Робот в роли Пятницы (на чужой планете).
| · Д.Киппакс “Пятница” (1965)
|
20. На скачках побеждает лошадь-робот.
| · А.Беляев “Изобретения профессора Вагнера” (1926, 1929)
· И.Калиновский “Королева Большого Дерби” (1959)
|
21. Люди выигрывают у роботов в хоккейном матче.
| · М.Ляшенко “Человек-луч” (1959)
|
22. Роботы неизбежно погибают из-за желания узнать, могут ли они погибнуть.
| · Г.Каттнер “Порочный круг” (1965)
|
23. Роботы, создающие человека.
| · И.Росоховатский “Виток истории” (1964)
· С.Лем “Верный робот” (1965)
· Н.Дашкиев “Совершеннейшее существо” (укр. 1967)
· А.Шалимов “Краткий предварительный отчет о путешествии в Антимир” (1972)
|
24. Робот, делающий карьеру при нацистах.
| · М.Емцев, Е.Парнов “Идеальный ариец” (1966)
|
25. Единственной отличительной чертой человека — по отношению к роботу — оказывается нежелание работать.
| · В.Бахнов “Единственный в своем роде” (1966)
|
26. Роботы научились врать, стремясь угодить начальству.
| · В.Бахнов “Единственный в своем роде” (1966)
|
27. Робот “очеловечивается”, решая человеческие проблемы.
| · Б.Островский “Принять решение” (1966)
· И.Росоховатский “Сигом и создатель” (1967)
· Кинофильм “Его звали Роберт” (1967, СССР)
· С.Лем “Несчастный случай” (1970)
|
28. Биороботы-космонавты прерывают полет, ибо соскучились по Земле и своим конструкторам.
| · В.Безорудько “Нейтрино остается в сердце” (укр. 1968)
|
29. Трансплант (живой мозг в симбиозе с машиной) против гангстеров.
| · Г.Каттнер “Маскировка” (1968)
|
29-б. Человек, погибший из-за ревности, стал трансплантом (или кибергом, или “перезаписанным” — не поймешь). Но и в таком состоянии он проявляет ревность, хочет убить соперника — и гибнет.
| · М.Пухов “Терминатор” (1978)
|
30. Мини-робот, сделанный ради шутки писателем, играет роль пришельца.
| · В.Бабула “Как я был великаном” (1967)
|
31. Роботы продолжают выполнять отмененный приказ.
| · Т.Маюмура “Приказ о прекращении работ” (1969)
|
32. Любовь роботов.
| · А.Эберлин “Во всем виновата весна” (1969)
|
33. Робот обучается по детективам и бульварной литературе. Совершает после этого успешные ограбления.
| · К.Х.Тушель “Неприметный мистер Макхайн” (1972)
|
34. Вместо погибшего сына-космонавта родителям сделали дочь-биоробот.
| · Н.Бондаренко “Космический вальс” (1979)
|
35. Робот подружился с лошадью.
| · Д.Биленкин “Однажды ночью” (1974)
|
36. Биоробот (сигом), убежав из лаборатории, самостоятельно исследует мир, человечество. За ним безуспешно охотятся милиция и госбезопасность. Постепенно побеждает мысль, что охотиться не надо. Сигом уходит в космос (к “горловине Вселенной”) — для этого его и готовили.
| · И.Росоховатский “Гость” (1979)
|
37. Прямые вариации “по Азимову”: новогодняя елка для роботов.
| · В.Димитров (1974–1978)
|
З8. Робот-священник.
| · Л.Биггл “По его образу и подобию”
|
39. Священники ищут св. Фому Аквинского (есть слух, что он жив). Оказывается, это робот.
| · Э.Бучер “Поиск св. Фомы Аквинского” (не перев.)
|