ГРУППА
| ПОДГРУППА
| ПРИМЕРЫ
|
1. Двойники.
| 1. Искусственное выращивание целых организмов (в частности — человека) из отдельных клеток тела.
| · А.Днепров “Трагедия на улице Парадиз” (1961)
· А.Ван-Вогт “Чудовище” (1965)
· С.Слепынин “Фарсаны” (1966)
· У.Ле Гуин “Девять жизней” (1971)
· В.Бережной “Хомо новус” (укр. 1980)
|
1-б. Клон — 10–12 братьев-сестер, выращенных из клеток одного человека. При одинаковой подготовке получается команда хорошо понимающих и согласованно действующих людей.
| · У.Ле Гуин “Девять жизней” (1971)
|
2. Выращивание двойников из отдельных частей тела, например, из отрезанной ноги.
| · А.Ломм “Открытие доктора Эллиота” (1961)
|
3. Выращивание двойников с помощью “копировальной” машины.
| · В.Савченко “Открытие себя”
· М.Клименко “Ледяной телескоп” (1978)
|
4. Полная биокопия человека.
| · Л.Могилев “Железный человек” (1963)
· С.Гансовский “ПМ-150” (1963)
· И.Росоховатский “Каким ты вернешься?” (1967)
|
5. Биокопии, изготовленные по биографическим данным.
| · И.Росоховатский “Иду к вам” (1963)
· Б.Лапин “Дуэль” (1968)
|
6.Биокопии, восстановленные по впечатлению, которое человек имел о себе.
| · В.Брюсов “Не воскрешайте меня” (1918, опубл. 1963)
|
7. Биокопии человека, изготовленные по впечатлению о нем окружающих.
| · С.Снегов “Тридцать три обличья профессора Крена” (1964)
|
8. Киберкопия человека, жившего в прошлом, изготовленная по восстановленным мыслям.
| · А. и С.Абрамовы “Тень императора” (1967)
|
9. Биокопия бога, созданная по представлениям верующих.
| · А.Ломм “Чудо в Марабране” (1964)
· А.Ломм “Исполин над бездной” (1967)
|
10. Двойники, получаемые сборкой из атомов.
| · А.Азимов “Конец вечности” (1952–1966)
· С.Лем “Звездные дневники” (1961)
· Г.Гуревич “Мы — из Солнечной системы” (1965)
· О.Будрис “Мошенница Луна” (1960)
|
11. Биокопия, созданная для охоты на опасного зверя и подлежащая затем уничтожению.
| · К.Саймак “Спокойной ночи, мистер Джеймс!” (1964)
|
12. Биокопия уничтожает оригинал, чтобы остаться вместо него.
| · К.Саймак “Спокойной ночи, мистер Джеймс!” (1964)
· С.Лем “Из воспоминаний Йиона Тихого” (1964)
· У.Тенн “Игра для детей” (1965)
· С.Слепынин “Фарсаны” (1966)
|
13. Кто кого уничтожил: оригинал биокопию или наоборот?
| · П.Багряк “Кто?”
|
14. Оригинал уничтожает биокопию.
| · В.Михановский “Закрой ящик Пандоры” (укр. 1967)
|
15. Двойники, создаваемые, видимо, ради шутки.
| · А. и Б.Стругацкие “Понедельник начинается в субботу” (1965)
· А.Шаров “После перезаписи” (1965)
|
16. Усовершенствованные двойники (двойники чем-то лучше оригинала).
| · В.Савченко “Открытие себя” (1967)
· М.Клименко “Ледяной телескоп” (1978)
|
17. Биокопия из антивещества.
| · К.Фиалковский “Бессмертный с Веги” (1964)
|
18. Чтобы перепробовать разные специальности, человек сделал себя “в трех экземплярах”. Все три экземпляра влюбились в одну девушку. Пришлось бросать жребий.
| · Г.Филановский “Сдача со счастья” (укр. 1965)
|
19. Разочарованный супруг заменяет себя двойником-роботом и выясняет при этом, что супруга его опередила.
| · М.Гамильтон “Человекоподобный” (1966)
|
19-б. Муж по жадности продублировал жену, но вскоре был вынужден продублировать и себя.
| · П.Леви “Мимете” (1968)
|
19-в. “Он” скопировал “ее”, получилось три экземпляра. Пришлось и себя “утроить”…
| · Я.Цуцуй “Кольцевые ветки” (1967–1971)
|
20. Вместо умершего в пути космонавта на Землю возвращается его биокопия. Ее встречают биокопии родителей.
| · У.Нолан “Но много миль еще пройти…” (1966)
|
21. Биокопия возлюбленных для военнослужащих.
| · М.Емцев, Е.Парнов “Возвратите любовь” (1966)
|
22. Биокопия изготовлена роботом.
| · С.Лем “Верный робот” (1965)
|
23. Воссозданные (кибернетические) Пушкин, Дантес, секунданты. Дуэль на Черной речке. Копия Дантеса тайно облачается в спрятанную оригиналом, проржавевшую кольчугу.
| · Б.Лапин “Дуэль” (1968)
|
24. Биокопии, созданные чужой цивилизацией.
| · А. и С.Абрамовы “Рай без памяти” (1969)
· С.Слепынин “Звездные берега” (1976)
|
25. Способ получения биокопии: если учить человека почерку, например, Пушкина, то человек постепенно превратится в Пушкина…
| · А.Горбовский “Метаморфозы” (1974)
|
26. Биокопии, изготовленные при помощи оборудования, оставленного пришельцами.
| · М.Клименко “Ледяной телескоп” (1978)
|
27. Гигантская электронная машина, захватившая власть над планетой и “упразднившая” людей (информация о них — в памяти машины), при необходимости создает (энергетические фантомы) людей.
| · С.Слепынин “Звездные берега” (1976)
|
28. Юмористические приключения с биокопированием.
| · М.Лейнстер “Демонстратор четвертого измерения” (1971)
|
29. Биокопия (на телеэкране), созданная синтезом информации в электронной машине: говорит, действует…
| · Д.Биленкин “Видящие нас” (1980)
|
30. Клон: 10 “детей” Джека Лондона, выращенных из клеток (сохранилась прядь волос). Девять неудачных судеб, десятая, возможно, удачная…
| · Г.Гуревич “Джеклоны” (1979)
|
31. Гитлеровские недобитки в Латинской Америке клонируют… Гитлера.
| · А.Левин “Парни из Бразилии” (1976)
|
32. В ХХ в. люди в середине жизни меняют тела на новые…
| · Б.Бова “Звездное течение” (1975)
|
33. При путешествиях в прошлое возникают “биокопии”, причем обоих полов. Любовь с самим собою-мужчиной и самим собою-женщиной…
| · Д.Джеролд “Человек, который продублировал себя самого” (1973)
|
1-б. Фантомы(Псевдобиокопии-позитронные, энергетические и т.д.)
| 1. Фантомы на чужих планетах
| · Напр., Р.Бредбери “Марсианские хроники”
· С.Лем “Солярис” (1963)
· М.Грешнов “Волшебный колодец” (1974)
· С.Слепынин “Звездные берега” (1976)
· В.Колупаев “Качели Отшельника” (1976)
· М.Грешнов “Цветы Альбароссы” (1968)
· Э.Маринин “Узник” (1978)
· См. Также кл. 8, подкл. 5, гр. 3
|
2. Фантомы на Земле.
| · Напр., А. и С.Абрамовы “Всадники ниоткуда” (1968)
· А. и С.Абрамовы “Рай без памяти” (1969)
· А. и С.Абрамовы “Все дозволено”
|
3. Фантомы, фантомный мир, (созданные внеземной цивилизацией) в гипносне.
| · С.Павлов “Неуловимый прайд” (1975)
|
4. Специально создают фантомы, чтобы их убивали для разрядки.
| · Д.Найт “Аналоги” (1974)
|
1-в. Биоморфизм (т.е. трансформация человека в разумное существо с иным телом)
| 1. Биоформы для космических исследований, для спуска в жерло вулканов и т.п.
| · Напр., К.Саймак “Город” (1952–1974)
· В.Журавлева “Второй путь” (1963)
· П.Амнуэль “Иду по трассе” (1973)
· К.Булычев “О некрасивом биоформе” (1974)
|
2. Цивилизация, освоившая биоформизм: как ее спортсменам участвовать в межгалактических Олимпийских играх, если они (спортсмены, а не игры) иногда невольно биоформуются?..
| · К.Булычев “Протест” (1974)
|
2. Запись памяти и сознания человека (“мнемокопии”).
| 1. Конфликт между “мнемокопией” и оригиналом.
| · К.Фиалковский “Вероятность смерти” (“Последняя возможность”) (1964)
· А.Шаров “После перезаписи” (1965)
· О.Гурский “Соперник Согора” (1970)
|
2. Грустная жизнь“я”, записанного в неподвижной шкафообразной машине.
| · Г.Анфилов “Я и не-я” (1962)
· С.Лем “Доктор Диагор” (1967)
· Ю.Лоцманенко “Белый, белый каштановый цвет” (1967)
· Г.Максимович “Последняя исповедь Луи Кюфо” (1979)
|
3. Ревность, испытываемая мнемокопией (может быть, это не мнемокопия, а киборг или трансплант…).
| · М.Пухов “Терминатор” (1978)
|
4. Чтобы мнемокопия не капризничала, стирают эмоциональные элементы памяти. Мнемокопия кончает жизнь самоубийством, стирает всю запись.
| · Г.Максимович “Последняя исповедь Луи Кюфо” (1979)
|
3. Биокопирование с целью посмертного использования мозга.
| 1. Частичная биокопия ученого.
| · А.Беляев “Голова профессора Доуэля” (1926)
|
2. Запись мозга в памяти электронной машины или на искусственном “мозговом” веществе.
| · Напр., И.Росоховатский “Отклонение от нормы” (1962)
· А.Шаров “После перезаписи” (1965)
· К.Борунь “Грань бессмертия” (1967)
· Г.Максимович “Последняя исповедь Луи Кюфо” (1979)
|
3. Перезапись мозга другому человеку.
| · Напр., Э.Гамильтон “Звездные короли” (1950)
· В.Тендряков “Дорога длиной в век” (1963)
· А.Ломм “Спаситель обреченных сокровищ” (1964)
· А.Шалимов “Наследники” (1966)
· О.Гурский “Соперник Согора” (1970)
|
4. Запись “я” человека для последующего воспроизведения.
| 1. Запись мозга для воспроизведения в далеком будущем.
| · А. и Б.Стругацкие “Возвращение” (1962)
· С.Лем “Бессмертная душа” (1964)
|
2. Запись “я” человека для передачи более молодому организму, искусственно выращенному (“омоложенный двойник”).
| · Е.Загданский “Прыжок в бессмертие” (1963)
· В.Савченко “Открытие себя” (1967)
|
3. Запись для передачи на другую планету.
| · А.Днепров “Формула бессмертия” (1963)
· В.Тендряков “Путешествие длиной в век” (1963)
|
4. Полная запись (“тела” и “души”) для последующего воспроизведения.
| · Г.Гуревич “Мы — из Солнечной системы” (1959 — отрывок, 1965)
· А.Днепров “Формула бессмертия” (1963)
|
5. Запись мозга великих ученых (вместо омоложения, причем человек погибает) — чтобы было время додумать свои идеи.
| · М. и Л.Немченко “Двери” (1968)
|
5. Обмен “я” между двумя индивидуумами.
| 1. Обмен “я” при эксперименте.
| · М.Гирели “Преступление профессора Звездочетова” (1926)
· А.Конан-Дойль “Необычайный эксперимент в Кайнплатце”
|
2. Обмен “я” между людьми, живущими в разных эпохах.
| · Э.Гамильтон “Звездные короли” (1950)
|
3. Обмен “я” между людьми, живущими в разных пространствах.
| · А. и С. Абрамовы “Хождение за три мира” (1966)
|
4. Обмен “я”, например, с целью омоложения.
| · А.Ломм “Спаситель обреченных сокровищ” (1964)
· В.Тендряков “Путешествие длиной в век” (1964)
· З.Юрьев “Финансист на четвереньках” (1965)
|
5. Обмен “я” (или — что равносильно — присвоение чужого тела) с преступными целями.
| · П.Багряк “Оборотень” (1968)
· Э.Расселл “Кресло забвения” Лит.Россия, 14.04.1976
|
5-б. Обмен по п. 5 совершает приговоренный к смерти преступник. Чтобы он не ушел от возмездия, его заманивают в ловушку: он обменивается телами с человеком, который будет приговорен к смерти за свои преступления.
| · Э.Расселл “Кресло забвения” (1972)
|
5-в. Обмен “я” как оружие.
| · Фр.Пол “Похититель душ” (1971)
|
6. Переселение “я” человека в тело животного.
| · А.Ломм “Спаситель обреченных сокровищ” (1964)
· З.Юрьев “Финансист на четвереньках” (1965)
· Р.Шекли “Тело” (1966)
|
7. Частичный обмен “я” (из-за несовершенства техники постепенно восстанавливается исходная ситуация).
| · А.Ломм “Исполин над бездной” (1967)
|
6. Псевдо-двойники.
| 1. Теледвойники.
| · Напр., Ф.Кашшаи “Телечеловек” (1965)
|
2. Псевдо-двойники, появление которых вызвано замедлением скорости света.
| · А.Беляев “Светопреставление” (1929)
|
3. Прочие случаи появления псевдо-двойников.
| · Напр., В.Бугров “Затылок в зеркале” (1966)
|
7. Последствия биокопирования.
| 1. Возможность опасных применений биокопирования.
| · А.Савченко “Открытие себя” (1967)
|
2. Необходимость новой науки — человекотехники, занимающейся проблемами физического и душевного совершенствования человека.
| · А.Савченко “Открытие себя” (1967)
|
3. Армия, созданная из биокопий.
| · С.Слепынин “Звездные берега” (1976)
|
4. Вместо полового размножения — биокопирование, перезапись.
| · А.Кларк “Город и звезды” (1956)
|
5. Социально-экономические последствия биокопирования.
| · Напр., Дж.Смит “Миллионы Пандоры” (1945)
· Р.Уильямс “Бизнес, как обычно, в процессе изменений” (1956)
· Д.Найт “Создатель людей” (1959)
|
8. Прочие случаи биокопирования.
| 1. Политический детектив.
| · Напр., Б.Бова “Размноженный человек” (1977)
|