ГРУППА
| ПОДГРУППА
| ПРИМЕРЫ
|
1. Цели и задачи воспитания.
| 1. Облагородить желания ребенка: научить его в любви забывать о себе ради другого; его любопытство превратить в одержимость наукой; его воинственность обратить против нарушения разумного порядка; его гордость и самолюбие воплотить в стремление внести почетную долю в общие достижения…
| · Г.Уэллс “Люди как боги” (1923)
|
2. Гармоническое сочетание физического и духовного развития личности.
| · Г.Гуревич “Мы — из Солнечной системы” (1965)
· И.Ефремов “Туманность Андромеды” (1957)
|
3. Важнейшая сторона воспитания — развитие острого восприятия природы и тонкого с ней общения. Притупление внимания к природе — остановка в развитии, т.к., отвыкнув наблюдать, человек теряет способность обобщать.
| · И.Ефремов “Туманность Андромеды” (1957)
|
4. “Одаренные ребятишки будут учиться, как ни скверно обучение, а это все, что нужно нашей цивилизации: горстка одаренных людей, которые создадут уйму одаренных машин.”
| · Л.Биггл-мл. “Какая прелестная школа!..” (1967)
|
5. Воспитание подчинено единственной цели — вырастить специалистов-потребителей.
| · М.Сент-Клэр “Потребители” (1967)
|
6. “Преподавание любого предмета у нас начинается с рассмотрения исторического развития и всех ошибок, совершенных на пути.”
| · И.Ефремов “Час быка” (1968)
|
7. В 22-м веке при сверхузкой специализации возникает теория подготовка людей-универсалов, которые могут все на высоком уровне. Трудности на высоком уровне. Трудности подготовки таких универсалов. Неизбежность такого пути: специализация не дает счастья. Конфликт между специализацией и универсализацией.
| · Г.Альтов “Третье тысячелетие” (1974)
|
2. Системы и методы, средства и способы воспитания.
| 1. Только коллективное воспитание детей специально обученными и отобранными людьми может создать человека нашего общества.
| · И.Ефремов “Туманность Андромеды” (1957)
|
2. Домашнее чтение под руководством наставника; дополняется посещением музеев.
| · Г.Уэллс “Люди как боги” (1923)
|
3. Никаких личных книг и тетрадей! Полная автоматизация обучения: кино, магнитофоны, электронная техника, перфокарты, механические учителя…
| · А.Азимов “Ну и здорово же было!” (1966)
· А.Ринонаполи “Фантаст Джакомо Леопарди” (1967)
|
4. Обучение с помощью гипноза.
| · Г.Уэллс “Когда спящий проснется” (1899)
|
5. Обучение во сне (гипнопедия).
| · О.Хаксли “Прекрасный новый мир” (1932)
|
6. Передача информации непосредственно в зрительный нерв, минуя глаз.
| · Г.Альтов “Опаляющий разум” (1966)
|
7. Биотоковое (мгновенное) обучение грамоте, профессии.
| · А.Азимов “Профессия” (1965)
|
8. Телевизионная система обучения: знание в минимальных дозах и в виде подслащенных пилюль (“Если ученики смотрят телевизор, они не могут не усвоить хоть что-нибудь…”)
| · Л.Биггл-мл. “Какая прелестная школа!..” (1967)
|
9. “Упрощение” обучения чревато пагубными последствиями.
| · Р.Брэдбери “451° по Фаренгейту” (1956)
· М.Сент-Клэр “Потребители” (1967)
· Л.Биггл-мл. “Какая прелестная школа!..” (1967)
· Э.Лудвиг “Маленький преступник” (1964)
|
10. Великовозрастным неучам из элиты “переключают” интеллекты умирающих гениев.
| · А.Шалимов “Наследники” (1966)
|
3. Дошкольное воспитание и обучение.
| 1. Роботы-няни, электронные “тети Сигмы” и т.п.
| · Г.Филановский “Двенадцать лет человеческих” (1962)
· А.Валентинов “Экзамен” (1967)
|
2. Ребенок воспитывается вне семьи.
| · Г.Уэллс “Люди как боги” (1923)
· И.Ефремов “Туманность Андромеды” (1957)
|
3. Остров матерей, где живут те, кто хочет сам воспитывать своего ребенка.
| · И.Ефремов “Туманность Андромеды” (1957)
|
4. Дети воспитываются в групповых домах — с групповым папой, с групповой мамой.
| · М.Сент-Клэр “Потребители” (1967)
|
5. Игры и игрушки — см. Подкласс 15 класса 10.
| |
4. Школа, школьные традиции, дисциплины, режим. Судьба школы.
| 1. Обучение разбито на 4 четырехлетних цикла; затем следует трехлетний период подвигов Геркулеса и двухлетнее высшее образование.
| · И.Ефремов “Туманность Андромеды” (1957)
|
2. Чтобы психика школьника не утомлялась и не тупела в однообразии впечатлений, школу переводят с одного места в другое каждые четыре года (от цикла к циклу).
| · И.Ефремов “Туманность Андромеды” (1957)
|
3. Ежегодный “день большого подарка” (в 4 кл. “Дарят время”, в 5 — эфир, в 7 — “ключи от складов” и т.д.).
| · Г.Гуревич “Мы — из Солнечной системы” (1965)
|
4. Главное в школьной истории — изучение исторических ошибок человечества и их последствий.
| · И.Ефремов “Туманность Андромеды” (1957)
|
5. Преподавание латыни и греческого языка в средней школе с помощью роботов.
| · А.Ринонаполи “Фантаст Джакомо Леопарди” (1967)
|
6. Неслышный и невидимый поток инфралучей заставляет вовремя заснуть самых беспокойных воспитанников школы-интерната.
| · А. и Б.Стругацкие “Возвращение” (1962)
|
7. Насильственная “промывка” памяти.
| · Э.Лудвиг “Маленький преступник” (1964)
|
8. Школьники будущего играют в космос, как раньше играли в индейцев.
| · А. и Б.Стругацкие “Возвращение” (1962)
|
9. Школа на дому: домашний механический учитель, настроенный в соответствии со способностями ребенка.
| · А.Азимов “Ну и здорово же было!” (1966)
|
10. Школы нет. Раз в году проводятся День чтения (мгновенное обучение грамоте), День Образования (обучение профессии), Олимпиада (устройство на работу).
| · А.Азимов “Профессия” (1966)
|
11. Школа “исчезла”: полностью вытеснена телевизионной системой обучения.
| · Л.Биггл-мл. “Какая прелестная школа!..” (1967)
|
12. Обучением наиболее одаренных детей, которым скучно в классе общей программы, занимаются Элу — электронные учителя.
| · А.Львов “Седьмой этаж” (1966)
|
5. Высшая школа.
| 1. Образовательные ленты для подготовки дипломированных специалистов.
| · А.Азимов “Профессия” (1966)
|
2. Институты высшего образования засекречены (“Приюты для слабоумных”), чтобы все прочие не чувствовали себя неудачниками.
| · А.Азимов “Профессия” (1966)
|
6. Выбор профессии.
| 1. После школы молодые люди выбирают для себя 12 испытаний (“подвиги Геркулеса”), в процессе выполнения их в среде взрослых окончательно определяются влечения и способности.
| · И.Ефремов “Туманность Андромеды” (1957)
|
2. Получив среднее образование, молодой человек проводит по несколько месяцев в различных — добровольно избираемых им — институтах и в тесном контакте с учеными, инженерами, техниками выявляет свои симпатии и склонности.
| · С.Лем “Магелланово облако” (1960)
|
3. В десятом, выпускном классе школы экскурсий больше, чем уроков: школьники знакомятся с профессиями.
| · Г.Гуревич “Мы — из Солнечной системы” (1965)
|
4. Анализатор генетических возможностей.
| · А.Шейкин “Ангевозм“” (1965)
· Д.Биленкин “Ошибка” (1965)
|
5. Так ли уж хорош и безупречен этот анализатор?
| · Д.Биленкин “Ошибка” (1965)
|
6. Выбора нет: способности и склонности определяются анализом биотоков, профессия неумолимо предопределена.
| · А.Азимов “Профессия” (1966)
|
7. Выбора нет: выращмваются дети, приспособленные для узко определенного вида работ.
| · Ф.Ильин “Долина новой жизни” (1928, 1967)
|
7. Отцы и дети: новые отношения.
| 1. Товарищеские.
| · Напр., Г.Уэллс “Люди как боги” (1923)
· И.Ефремов “Туманность Андромеды” (1957)
|
2. “Почти такие же”, как в наше время.
| · Напр., А. и Б.Стругацкие “Возвращение” (1962)
|
3. Запанибратские. (“Не зови меня так (отцом). К чему это дикарское почитание предков.”)
| · Напр., Б.Лапин “Дайна” (1968)
|
4. Холодно-равнодушные. (Дети — маленькие старички — в роли бесстрастных наблюдателей и экспериментаторов.)
| · Г.Гор “Имя” (1966)
|
5. Отношения “по Брэдбери”: взаимное непонимание, отчужденность, враждебность детей.
| · Р.Брэдбери “Вельд” (1963)
· Р.Брэдбери “В урочный час” (1965)
|
8. Учитель и общество.
| 1. Учитель, наставник, ментор — самая нужная и самая почетная на Земле должность. Духовная близость учителя и учеников.
| · Напр., И.Ефремов “Туманность Андромеды” (1957)
· Напр., А. и Б.Стругацкие “Возвращение” (1962)
|
2. Ничто не объединяет учителя и ученика: общие интересы отсутствуют, между ними пропасть.
| · Напр., А.Ринонаполи “Фантаст Джакомо Леопарди” (1967)
|
3. Жесточайшая конкуренция среди учителей. Выживают наиболее приспособленные.
| · Напр., Л.Биггл-мл. “Какая прелестная школа!..” (1967)
· А.Ринонаполи “Фантаст Джакомо Леопарди” (1967)
|
4. Профессия учителя при системе телеобучения бесперспективна: отснимите год работы хорошего учителя — и больше не надо никаких учителей.
| · Напр., Л.Биггл-мл. “Какая прелестная школа!..” (1967)
|
5. Живой учитель заменен учителем механическим.
| · А.Азимов “Ну и здорово же было!” (1966)
|
9. Судьба книг, письменности, языка.
| 1. Книги по-прежнему остаются простейшим и универсальным способом довести истину до ума.
| · Г.Уэллс “Люди как боги” (1923)
|
2. “Минимизация” книги (“Там, где стоит тонна книг, должно остаться 5–6 тетрадок стенографической записи”).
| · Напр., Я.Ларри “Страна счастливых” (1931)
· Р.Брэдбери “451° по Фаренгейту” (1956)
|
3. Книги будущего сверхминиатюрны: для прочтения каждая снабжается линзой, подвешенной к обложке: масса удобств!..
| · А.Палей “В простор планетный” (1968)
|
4. Книги заменены различного типа запоминающими кристаллами.
| · Напр., С.Лем “Астронавты” (1958)
|
5. Книги — под запретом (следствие тенденции подгруппы 2.)
| · Напр., Р.Брэдбери “451° по Фаренгейту” (1956)
· Э.Лудвиг “Маленький преступник” (1964)
|
6. Письменность засекречена и доступна лишь избранным, т.к. превращена в тайный язык милитаристов.
| · Э.Лудвиг “Маленький преступник” (1964)
|
7. Письменный словесно-музыкальный язык (общедоступное нотное письмо).
| · А.Толстой “Аэлита” (1923)
· А.Палей “В простор планетный” (1968)
|
8. Многоязычие сохранилось на Земле. Карманные машинки-переводчицы.
| · Напр., Ю. и С.Сафроновы “Внуки наших внуков” (1958)
|
9. Единый мировой язык.
| · Напр., И.Ефремов “Туманность Андромеды” (1957)
· И.Ефремов “Сердце Змеи” (1959)
|
10. Его происхождение: “Полузабытый древний язык санскрит оказался подстроенным наиболее логически и потому стал основой языка-посредника для переводных машин. Прошло немного времени, и из языка-посредника сформировался первый мировой язык нашей планеты, с тех пор еще претерпевший много изменений. Западные языки оказались недолговечными. Еще меньше прожили взятые от религиозных преданий, из совсем чуждых и давно умерших языков имена людей”.
| · И.Ефремов “Сердце Змеи” (1959)
|
11. Давая ребенку имя, родители стремятся подобрать созвучия или слова из языков тех народов, от которых происходят.
| · И.Ефремов “Туманность Андромеды” (1957)
|
12. Имен нет: заменены номерами.
| · См. Кл. 4, подкл. 2, гр. 8, подгр. 4.
|
13. Язык будущего насыщен научными понятиями, представлениями, терминами (в соответствии с изменившимися — высшим — типом абстрактного мышления).
| · И.Ефремов “Туманность Андромеды” (1957)
|
14. Путь языка в будущем — к краткости и лаконизму (замена целых фраз единичными понятиями).
| · Г.Альтов, В.Журавлева “Баллада о звездах” (1960)
|
15. Упрощенный мировой язык.
| · Напр., С.Бельский “Под кометой” (1910)
|
16. Для большей выразительности людям будущего предлагается — по примеру незабвенных жителей острова Лапуту — носить с собой портативный мультитон (с помощью музыки передавать настроение).
| · А.Палей “В простор планетный” (1968)
|
17. Замена устной речи непосредственным восприятием мыслей.
| · См. Кл. 4, подкл. 3.
|