Макроэкономическое равновесие (модель AD – AS) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Макроэкономическое равновесие (модель AD – AS)



Макроэкономическое равновесие - это состояние в экономике, когда совокупный спрос равен совокупному предложению. Макроэкономическое равновесие является таким состоянием, которое одновременно устраивает и потребителей и производителей.

Макроэкономическое равновесие характеризует сбалансированность и пропорциональность экономических процессов: производства и потребления, предложения и спроса.

Макроэкономическое равновесие в реальной экономике определяется по двум индикаторам: инфляции и безработице. В условиях равновесия темпы инфляции минимальны и наблюдается только естественный уровень безработицы.

5. Сущность и сожержание показателя «Чистое экономическое благосостояние» (ЧЭБ) (Net economic welfare) — это макроэкономический оценочный показатель учитывающий изменение общественного благосостояния под влиянием факторов, не отражающихся в показателе ВВП.

В состав чистого экономического благосостояния включаются:
- общественно полезные товары и услуги, произведенные в теневой экономике;
- стоимостная оценка работ по дому, помощь соседям, благотворительная деятельность общая деловая активность, добровольный труд, и т.п.

-Наличие свободного времени, досуг


При этом из ВНП вычитается загрязнение окружающей среды, которое снижает общее благосостояние нации

 

По мнению экспертов, на практике пока еще не найдены рациональные способы исчисления ЧЭБ. Отсутствуют единые методики оценки целого ряда слагаемых экономического благосостояния (развития социальной инфраструктуры, производства благ коллективного потребления, легальной, но не облагаемой налогом деятельности, традиционного способа создания и потребления благ в рамках семейных хозяйств (труда по воспитанию детей, благоустройству жилья, домашнее консервирование овощей и т.д.). Пока нет единого мнения среди экономистов относительно методологического единства всех частных показателей, отражающих благосостояние, и однозначной оценки уровня и динамики их в разные периоды и в разных странах.

 

6.Модель AD-AS ( модель совокупного спроса и совокупного предложения)

Данная модель показывает поведение совокупного спроса и совокупного предложения, и описывает их влияние на общий уровень цен и совокупный выпуск (или реальный ВВП, иногда ВНП) в экономике. Модель AD-AS может быть использована для демонстрации многих макроэкономических событий, таких как фазы экономических циклов и стагфляция[2]. С точки зрения абстракции, имеет Ж-образную форму.

Совокупный спрос

Сдвиг кривой совокупного спроса вправо влечет за собой повышение уровня цен и увеличение совокупного выпуска

Основная статья: Совокупный спрос

Кривая совокупного спроса AD показывает комбинации уровня цен и уровня выпуска, при которых рынки товаров и рынки активов находятся в равновесии. Важным показателем в модели AD-AS является кривая совокупного спроса. Данная функция объясняет сумму всех возможных спросов макроэкономических агентов: домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора[4]. Таким образом, совокупный спрос строится из суммы следующих показателей:

· Потребительские расходы — спрос домохозяйств на товары и услуги[4]

· Инвестиции — спрос фирм на товары и услуги с целью максимизации собственной прибыли в будущем[4]

· Государственные закупки товаров и услуг — государственные издержки на такие критерии, как заработная плата государственным служащим, закупки оборудования для государственных подразделений, и т. п.[4]

· Чистый экспорт — разница между экспортом из страны и импортом в страну[4]

Функция совокупного спроса строится как сумма всех четырех перечисленных параметров. Математическим языком,

[4]

Совокупный спрос можно изобразить несколькими способами. Широко известной моделью данной функции служит так называемый «Кейнсианский крест»[5], в котором кривая совокупного спроса имеет положительный наклон. Однако, в модели AD-AS, кривую совокупного спроса, наоборот, принято изображать бесконечно убывающей функцией. Этому существуют три основных объяснения (эффекта). Первый, выдвинутый французским экономистом Артуром Пигу, гласит, что при увеличении общего уровня цен, уменьшается реальное богатство человека, что приводит к снижению потребления товаров и услуг домохозяйствами, а это, соответственно, приводит к снижению величины совокупного спроса[4]. Джон Мейнард Кейнспосчитал иначе. Он предположил, что при увеличении уровня цен естественно растет спрос на деньги. Это приводит к росту банковской ставки процента, поскольку увеличивается спрос на заемные средства. От высокой ставки процента страдают инвесторы, что ведет к снижению инвестиций в экономику, а следовательно, и величины совокупного спроса[4]. Более современные экономисты, Роберт Манделл и Джон Флеминг, посчитали, что при увеличении уровня цен в стране падает ее экспорт, так как национальные товары, в данном случае, становятся дороже как для иностранцев, так и для местных жителей, что, в свою очередь, ведет к увеличению объемов импорта. Данный дисбаланс снижает чистый экспорт, а следовательно, и величину совокупного спроса. Таким образом, кривая совокупного спроса обратно пропорциональна уровню цен[4].

Совокупное предложение

Основная статья: Совокупное предложение

Так изображали совокупное предложение представители разных школ

Кривая совокупного предложения имеет более «спорную» историю. Представители классической макроэкономической школы считали, что совокупное предложение не зависит от уровня цен. Таким образом, классики изображали данную кривую перпендикулярно оси совокупного выпуска[6]. Позже, истовые приверженцы Кейнсианской школы, наоборот, предположили, что совокупное предложение никоим образом не зависит от уровня совокупного выпуска. Поэтому, экстремальные кейнсианцы изображали эту функцию параллельно оси совокупного выпуска[6]. В наше время существуют и такой, и другой виды графического представления кривой совокупного предложения. Строго вертикально в наши дни строят совокупное предложение в долгосрочном периоде, а кривая, изображенная с положительным наклоном, является совокупным предложением в краткосрочном периоде [6].

Имеются как ценовые факторы, влияющие на совокупное предложение, так и неценовые. Ценовые влияют только на краткосрочное предложение. Любые изменения в издержках фирм отражаются на совокупном предложении экономики, при этом, обратно пропорционально [6]. Это означает, что, к примеру, на каждую дополнительную единицу затрат фирмы сокращают предложение своих товаров и услуг на определенное количество. Неценовые факторы воздействуют на совокупное предложение любого вида, как на краткосрочное, так и на долгосрочное. К таким факторам можно отнести количество ресурсов, производительность ресурсов, качество физического, человеческого капитала, технологический прогресс и тому подобные критерии. Как правило, увеличение значений данных факторов зависимы прямо пропорционально совокупному предложению[6]. Так, например, если в стране улучшается качество образования, и из учебных заведений выпускаются более подготовленные специалисты, кривая совокупного предложения смещается вправо и вниз.

Равновесие в модели AD-AS

В модели AD-AS можно наблюдать два вида равновесия[7]:

7.Потребительские расходы домашних хозяйств являются частью денежных расходов, направленных на приобретение потребительских товаров и услуг. Потребительские расходы состоят из расходов на покупку продуктов питания (включая расходы на питание вне дома), алкогольных напитков, непродовольственных товаров и расходов на оплату услуг. В их составе не учитываются расходы на покупку произведений искусства, антиквариата и ювелирных изделий, приобретенных в качестве капиталовложений, оплату материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений, являющиеся инвестициями в основной капитал.

 

В макроэкономическом анализе под домашним хозяйством понимают группу лиц, совместно принимающих экономические решения. В системе экономических отношений домашние хозяйства исключительно важны, поскольку они являются собственниками факторов производства, находящихся в частной собственности. В экономической системе домашние хозяйства играют следующие роли:

§ выступают на рынке в качестве покупателей товаров и услуг, производимых фирмами;

§ предоставляют тем же самым фирмам факторы производства;

§ сберегают часть формируемого в экономике совокупного дохода, приобретая реальные и финансовые активы.

 

Сбережения домохозяйств

Под сбережениями обычно понимается часть дохода домохозяйства или гражданина, которая не была потрачена на личное потребление. Считается, что сбережения являются показателем благосостояния общества – чем меньшая часть дохода граждан расходуется на текущее потребление, тем богаче считаются граждане и общество в целом. Целью формирования сбережений обычно являются:

- создание страхового резерва под возможное снижение уровня доходов домохозяйства в результате объективных факторов (достижение пенсионного возраста, потеря трудоспособности в результате производственной травмы или хронического заболевания, кратковременной болезни и т.д.);

- создание фондов накопления для финансирования покупки дорогостоящих активов, оплаты обучения детей, поездки в отпуск и т.д.

Финансовые цели домохозяйства или гражданина это сложная система, которая зависит от определенного набора факторов и меняется во времени.

На уровень сбережения домохозяйств могут оказывать влияние следующие факторы:

- Ожидания населения, связанные с будущей конъюнктурой рынка товаров и услуг. Динамика цен и объем дефицита на рынках будут обратно пропорциональны размерам сбережений домохозяйств. Это связано с дополнительными издержками, которые несут граждане в результате обесценения сберегаемых денег.

- Динамика процентных ставок на рынке капиталов. При этом на уровень сбережений влияют, в первую очередь, ставки по кредитам, нежели ставки по депозитам. Это связано с тем, что депозиты являются одним из многих инструментов инвестирования средств, при этом, чаще всего, наименее доходным. В тоже время кредиты для домохозяйств, по своей сути, безальтернативны. В результате при снижении кредитной процентной ставки – растет число инструментов для инвестирования, в которых наблюдается положительный спред между ставкой доходности и кредитной ставкой. Следствием становится выгоднее взять деньги в кредит и инвестировать их в доходные инструменты, а текущий доход полностью пустить на текущее потребление.

- Налоговая политика государства. Динамика ставки налогов будут обратно пропорциональна уровню сбережений. Причем повышение налоговых ставок будет в большей степени сказываться на изменении уровня сбережений, чем их понижение. Такое положение связано с тем, что при повышении уровня налогов граждане будут стараться в меньшей степени снижать достигнутый уровень потребления и скорее предпочтут снизить долю дохода, направляемого на сбережения. В то же время, если наблюдается снижение ставки налогов, то рост расходов произойдет не сразу и значительная часть прироста доходов пойдет в сбережения граждан;

- Жизненный цикл семьи. От этого фактора зависит не только уровень сбережений, но и другие финансовые цели, а также склонность к риску. Как пра­вило, молодые семьи в возрасте 18 – 38 лет нацелены на максималь­ный рост активов и агрес­сивный стиль инвестирования, сопряженный с более высоким уровнем риска. В среднем возрасте 38 – 55 лет цели изменяются в сторону сбалансированного роста активов и применя­ется сбалансированный тип инвестиционной стратегии. В возрасте 55 лет и более основной целью является защита активов от инфля­ции и выбирается консервативный стиль. В учебнике «Личное финансовое планирование» К. Хамильтон приводит следующий жизненный цикл домашних хозяйств. После получения высшего образования в возрасте 21 - 23 лет многие молодые люди работают полный рабочий день с пер­спективой карьерного роста. Их финансовые цели заключаются в возврате кредита на обучение, а основной целью сбережений становится накопление средств на покупку ав­томобиля или жилья. К 30 годам большинство граждан заводят семьи, и их цели смещаются на повышение жизненного уровня, а сбережения направлены на формирование финансовых ресурсов для обучения детей. К 40 люди сосредоточены на пенсионном планировании, защите накоплений и передаче наследства. С выходом на пенсию первоочередное значение приобретает финансовая цель подде­ржания привычного уровня жизни.

В настоящее время, если основываться на данных опросов Фонда общественного мнения, около 37 процентов населения делают сбережения, при этом среди них превалируют две стратегии:

- целевое накопление (сбережения делаются в обязательном порядке в первую очередь), а оставшаяся часть дохода тратиться на текущее потребление (такой стратегии придерживаются около 27 процентов населения);

- целевое потребление (на сбережения идет только часть дохода, оставшаяся после осуществления расходов на текущее потребление – такой стратегии придерживается 73 процента граждан).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.02 с.)