Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интерес прессы к наглядному изображению человека постоянен, это направление работы журналистов помогает уточнять и, отчасти, формировать отношение к образу жизни, ее смыслу и перспективам.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В работе журналиста есть разные задачи, более простые и усложненные способы представления современника. Существуют разные типы общения (информационное, личностное, деловое) и отсюда - разные варианты образа современника на полосе. Профессионалы должны со вниманием относиться к существующему единству процессов общения, восприятия человека человеком и восприятия журналистом информации. Журналистам собеседник необходим не только как эксперт, свидетель или источник сведений, но и сам по себе как “факт” - пожалуй, наиболее выразительный и показательный для сегодняшней минуты или “поучительный” в плане социальной ориентации, предлагаемой прессой. При подаче “факта”- портрета используют эффект знакомства, сенсацию (необычайное приключение, парадоксы судьбы), сопоставление “типичной биографии” с социальной проблемой, конфликтное “столкновение характеров”, исповедальное “самовыражение”, победную ситуацию (“подвиг”, “преодоления обстоятельств”). Документальный портрет составляется из “мозаичных” кусочков фактов -наблюдений, воспоминаний, фрагментов биографии и диалогов, -плюс авторские размышления и “образные видения”, возникающие в результате общения с героем, сопоставимые с представлениями о нем. Портрет дает возможность выявить стиль, манеру поведения человека, его творческое кредо, “философию профессии”. Задача журналиста - объяснить и обобщить предпочтения своего героя, выбрать точный ракурс портрета. Публицистический портрет современника возник, поначалу, как изучение особенностей жизни средствами литературы, с намерениями его авторов стать исследователями общества (первые шаги реализма в литературе, отразившего интерес общества к самоанализу, ныне удовлетворяемый публицистикой и социологией). Вначале он представлял собой описание нравов, картинки быта, характерные и показательные для разных сред и сфер, “срезов” человеческого муравейника”. Затем возникла так называемая “физиология” - очерковые зарисовки разных социальных “типов”. И только на следующем этапе развития общества и прессы, лет сто назад, появился собственно публицистический портрет- отраженный как факт существования реального характера (“Человек своего времени”). Индивидуальные судьбы на страницах прессы предстают иллюстрацией общественных проблем. В ряде портретов интересно проявление характера в связи с текущими событиями. и как поведение, показательное для нравов, царящих в обществе. Портрет нередко выступает как материал на злобу дня. (“Герой дня, недели..”). Изображенный журналистом поступок дает основание для публичного обсуждения какой-то ситуации. В прессе немало материалов, посвященном теме личной ответственности и личному мужеству в особые моменты, когда многое зависит от каждого, когда “и один в поле воин”. Утром Катя шла с бабушкой по направлению к метро “Баррикадная” -бабушка -за пенсией, а Катя в медицинский колледж, где она учится на первом курсе (колледж по-старому, это просто училище, техникум). Проходя мимо Краснопресненского парка, Катя услышала стрельбу и увидела, что там, в парке у Белого дома, творится что-то неладное. Политикой Катя совершено не интересуется, не симпатизирует ни тем, ни этим и заявила мне, обобщая, что “по-моему, молодежи вся эта политика вообще ни к чему”. Но, прощаясь с бабушкой и поворачивая от метро к парку, она решила, что, раз она медик, пусть даже начинающий, то ее долг -идти спасать раненых. Катя сняла плащ и повесила на дерево, под плащом обнаружился белый медицинский халат, в котором она шла в колледж и который в этих обстоятельствах пригодился, позволяя всем издалека понимать, чем она тут занимается, тогда как большинство других медиков -добровольцев таких халатов не имели и потому в них иногда стреляли. В процессе работы они стихийно сошлись в бригаду из шести человек, которой верховодил как наиболее опытный некий Юрий Юрьевич, психиатр... ..Что там, у Белого дома происходило, она не помнит. Им некогда было по сторонам смотреть...Они таскали раненных с утра до вечера. .(Л. Никитинский “Катя и “Альфа”, Известия) Сегодня интересны усложненные побуждения к действию. Особенно привлекает журналистов поведение людей в критическую минуту как знаки, символы проблем не столько социальных, сколько нравственных. Например, предлагая дискуссионный ракурс рубрики “Герои минувших дней”, газета "Комсомольская правда" (уже на излете своей деятельности как качественного издания, в 90-е годы минувшего века) сделала попытку рассмотреть с позиций личной ответственности, нравственности понятие "служебный долг". Большой резонанс имел материал В.Веленгурина “Человек, который сбил “Боинг”; О последнем полете южнокорейского Боинга написаны тысячи статей и книг, трудно перечислить все версии и толкования той трагедии утреннем небе... Автор предложил еще одну версию, показал трагедию конфликта служебного долга и совести, усиленную ситуацией советского прошлого: На аэродроме Геннадия все поздравляли с выполненной боевой задачей. Пожимали руки, похлопывали по плечу, завидовали...; понаехало начальство, несколько дней проигрывали разные варианты, - как и что говорить для телевидения... Кратко обрисован финал жизни бравого летчика (ему во время публикации было только сорок семь!) Основное его занятие - дача. На окраине Майкопа достраивает дом, разводит кур.. О том, что случилось восемь лет назад, вспоминать не любит. И до сих пор не верит, что в самолете были пассажиры. Вернее, старается не верить... Усиливая впечатление, материал “сжат” тремя фотографиями: человек опрокидывает” рюмку.., в раскрытых ладонях - орден “Красной звезды”, а на третьей фотографии - разворот иностранной газеты: лица, лица... взрослых и детей, счастливых влюбленных, стариков – тех, кто был в том “Боинге”. сбитым советским летчиком, выполнившим свой служебный долг. не рассуждая.... Разные люди- “герои дня” - в своих действиях воплощают разные стороны социальной морали (“Как можно было не попытаться спасти?”, “Как можно было усомниться в приказе?”), и тем дают материал для размышлений - автора и читателя. Бывает интересно, когда сопоставляются, подчас даже показываются в конфликте, варианты авторского впечатления от слов и поступков героя. Автор очерока о девушке Кате, таскавшей раненых не по приказу извне, а просто потому что ощущение "надо" жило в ней самой, без всякого приказа пишет: Я. ей-богу, не педагог, и разговаривать с пятнадцатилетней девушкой мне немногим проще, чем с китайцем. Есть в ней и очарование, и мальчишеская угловатость, и конечно, поза, болезненный поиск собственного, еще ненайденного образа. Слова, которыми она объясняет свой поступок (“Раз она - медик, пусть даже начинающий, ее долг -идти спасать раненых”), казались мне слишком штампованными, затертыми, и я допытывался: ну, наверное, ты думала тогда не такими словами? Нет, говорит, именно такими и думала… Частая причина представления портрета современника - не его действия, а иной информативный повод: факт общественного признания, какая-то награда, знак отличия. Награда называет героя; сам факт существования какого-то человека становится “тем, о чем надо сегодня знать” - новостным фактом.. Отличившийся спортсмен, молодой музыкант, победивший на конкурсе, заслужили не только награду, но и публичную известность. В этом случае создается произведение, знакомящее с биографией, кроме того, в нем ценны, как в зарисовке, первые впечатления от встречи, разговора. Такие материалы, как правило, до очеркового уровня не поднимаются, это лишь “штрихи к портрету”, беглое знакомство. Широко распространенный вариант «облегченного портрета» представляют рубрики типа «Лицо успеха», «Кумир», «Встреча для вас». Поводы – юбилейные даты, даты, начало и конец сезонов (спортивного. театрального), гастроли и пр. И, конечно, мода на "звезду" (которой может быть не только артист, но и политик, дизайнер, художник, поэт). Авторская фантазия усиленно работает в направлении “игрового конфликта” (как и в звездных интервью), ситуации некоторого эпатажа, в которой проявляются бойцовские качества кумира. В качестве сюжетного хода часто используется демонстративная попытка отделить имидж от личности, якобы не удающаяся журналисту; характерны также резкая смена тона общения и предмета разговора после того, как герой предстает иным, заговорив о сокровенном или о своем хобби, ходы рассуждений: “Что в нем может публике нравиться?”; или "Незнакомое в знакомом" (например, в манере игры: Актер в этом спектакле по-новому хорош - Он спокоен...) Усложненные варианты звездных портретов предстают перед читателем в рубриках типа: “Лица”. Посвященные судьбам ярких профессионалов, они выделяют, помимо профессиональных, незаурядные личностные качества не случайных баловней успеха, но очень интересных людей (“Нежная женщина с книгой в руке” - писательница Т. Толстая, “Евгений Кисин в мажоре и миноре”, “Скрытный. Терпеливый. Веселый. Олег Меньшиков.” и т.п.) В целом, говоря о портрете в ракурсе “кумир”, еще раз подчеркнем игровую основу подобных материалов, ставку на веселую состязательность разговора и яркость проявления незаурядного человека- “звезды”. Очевидная опасность: усиление выгодных для “кумира” моментов биографии и некоторые затушевывание иных не должно быть столь очевидно в произведениях журналистов, как в рекламных портретах. Люди - “символы делового или политического успеха” могут предстать перед читателями в ракурсе, который условно можно назвать “портретом деятеля”. Этот портрет - вариант популяризации делового успеха, выстраивания карьеры. В основе таких материалов, как правило, лежит интервью с человеком, который “сам сделал свою судьбу”, поддерживается интерес аудитории к высказанным рецептам и советам. В целом, российской аудитории “феномен личности” интересен более, чем “феномен удачи”, и “сюжет Золушки” со сказочными превращениями из чистильщика сапог - в миллионеры, из скромной учительницы - в жесткую и властную главу охранной фирмы, хотя и популярен, но, как правило, чуть ироничен, или сдобрен “грустинкой” (иногда вполне искренней, иногда тривиальной (“богатые тоже плачут”). Если в советском “парадном портрете” человек дела был, скорее, человеком долга (“сказано - надо!”), сегодня подчеркиваются личная инициатива и личная ответственность как необходимые черточки “лица успеха”, представленного жизненной удачей. Характерно высказывание одного из героев, дизайнера по профессии. По его словам, секрет успеха прост: Нужно знать, что соответствует тебе, и то, что у тебя получается. (“Известия”) “Московские новости” в свое время предпослали открытию рубрики “Новые люди: рецепт успеха” знаменательные слова: Кажется, только от предпринимателей исходит оптимизм, у них новое видение мира и новые ценности. Может быть, и все общество вступит на путь излечения, проникнувшись их философией? Но тут же была не менее знаменательная оговорка: Возможно, некоторые из героев не вызовут особых симпатий. Но мы и не преследуем цели ставить кого-то из них в пример. Позднее в российской прессе эта тема стала иллюстрироваться преимущественно, положительными примерами, как главные достоинства подчеркивались личная ответственность и личная порядочность. Те решения, на которые я имею право, я принимаю один. Я должен чувствовать ответственность, но если я буду со всеми советоваться... Наверное, я авантюрист. Но авантюристы бывают двух сортов. Одни говорят сначала да, потом нет. А если я сказал да, то это только да. Для деловых людей, чья карьера выглядит “лицом успеха”, стали характерны и декларации политических симпатий, превалирование не эгоизма, но ощущения “общей боли”, мысли обо всех и о стране. То, что у нас происходит, напоминает мне картину Верещагина “Апофеоз войны”. Наши политики встают на груду черепов и размахивают то красным знаменем, то российским флагом, то экономическими теориями, то долларами и фунтами. Вместо того, чтобы эти черепа полить живой водой и накормить. ("По-русски сказать, я – хозяин." /Московские новости). Однако, постепенно эта тема уходит из массовой прессы в специализированную, и чаще решается не очерковыми средствами, а целевыми интервью. Вхождение деловых людей во власть, сплетение лидерства в политике и экономике отражается в журналистике. Немало изданий (особенно еженедельников), в которых “портрет деятеля” появляется чуть ли не в каждом номере. С новыми героями, однако, появились и новые проблемы. Наши портретисты и издания только учатся отделять журналистский портрет от рекламного, развивая тему “успех”, не пропагандировать при этом фирмы и продукцию, что очень непросто.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.71.175 (0.01 с.) |