Функциональное зонирование территории парка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функциональное зонирование территории парка



 

Цель устройства парков культуры и отдыха - создание наиболее благоприятных условий для отдыха населения, проведения разносторонней культурно-просветительной и спортивно-оздоровительной работы среди взрослых и детей. В задачи таких парков входят: организация разнообразных культурных мероприятий, развлечений, зрелищ, отвечающих запросам различных возрастных групп; информация и пропаганда научно-просветительских знаний; развитие физической культуры и спорта.

Работа парка культуры и отдыха группируется по разделам (табл. 2).

 

Таблица 2 - Функциональное зонирование парков культуры и отдыха

  № п/п Наименование зоны Площадь, % от общей Количество посетителей, %
  Культурно-массовых мероприятий 5-17  
  Тихого отдыха и прогулок 50-75  
  Культурно-просветительных учреждений 3-8  
  Отдыха детей 5-10  
  Физкультурно-оздоровительная 10-20  
  Хозяйственная 1-2 -

 

Районирование территории парка необходимо вести исходя из конфигурации участка, природных условий, очередности освоения территории, содержания самих секторов и выбранной системы входов в парк. Расположение главного входа должно соответствовать направлениям наибольшего потока посетителей. Кроме главного входа необходимо предусмотреть отдельный вход на стадион и несколько дополнительных входов, удобно связанных с прилегающими жилыми территориями и отдельными разделами самого парка. На участок административно-хозяйственной зоны должен быть предусмотрен въезд.

В непосредственной близости от главного входа в парк проектируется стоянка для автомашин общей площадью 500 м.

Зона массово-зрелищных мероприятий

Массово-зрелищная зона предназначена для проведения крупных праздников, гуляний и т.д. Здесь размещают:

1) зеленый театр (из расчета 1,3 м на посетителя - на 800 чел.);

2) танцевальную площадку (2 м2 на одного посетителя - на 200 чел.);

3) различные аттракционы.

Желательно устройство площадки для массовых мероприятий (3 м2 на посетителя).

 

Зона культурно-просветительной работы

 

Раздел культурно-просветительной работы включает в себя периодические и постоянные выставки на воздухе и в специальных помещениях. В нем должны быть размещены:

1) выставочный павильон из расчета 3 м2 на посетителя);

2) библиотека-читальня (2 м2 на человека);

3) стенды-выставки, которые можно устраивать на площадках и аллеях.

Зона физкультуры и отдыха

В физкультурно-оздоровительной зоне размещают:

1) спортивный павильон (из расчета 2 м2 на I человека; один на 100 человек);

2) гимнастический городок (площадью 225 м2 - размером 15x15 м;

3) игровые площадки:

для тенниса - 20x40 м - одна;

для волейбола - 14x22 м - две

для бадминтона - 8x15 м - две;

для баскетбола - 13x30 м - две;

для настольного тенниса - 5х 10 м - две;

4) павильон с душевыми (из расчета 3,5 м2 на посетителя, с обслуживанием инвентарем на 20 человек, общей площадью 70 м2).

При размещении в парке стадиона необходимо предусмотреть возможность его изоляции от остальной территории парка. Весь спортивный комплекс должен быть решен таким образом, чтобы в зимнее время он мог быть использован для катания на коньках и лыжного спорта.

Зона отдыха и прогулок

 

Зона отдыха и прогулок включает массовый и индивидуальный отдых людей. Здесь рекомендуется разместить:

1) беседки для отдыха и теневые навесы (2 м - на посетителя, но не более, чем на 20 человек каждая);

2) площадки для отдыха (5 м2 на посетителя, но не более, чем на 40 человек каждая);

3) веранду для настольных игр (12,5 м2 на посетителя, но не более, чем на 60 человек);

4) сеть прогулочных дорожек с видовыми площадками в наиболее живописных местах парка.

При наличии в парке водоема возможно устройство пляжа (2 м2 на посетителя, но не более, чем на 1000 человек) и лодочной пристани прогулочного катания (из расчета 2 м2 на лодку, на 50 человек).


Сектор работы с детьми

 

Детский сектор может включать:

1) игровые площадки для каждой возрастной группы:

200-250 м2 для детей до 3х лет, 450 м2 - - от 3 до 7 лет, 8 800-1200 м2 - от 7 до 12-15 лет;

2) плавательный бассейн (2 м2 на ребенка), на 30 человек;

3) беседки и теневые навесы (2 м2 на ребенка, на 10 человек);

4) детские аттракционы (Зм2 на ребенка, на 30 человек каждый);

5) уголок сказок;

6) станцию юных натуралистов;

7) площадки для изучения правил дорожного движения;

8) места для отдыха родителей.

Перечень площадок может быть изменен в зависимости от размеров территории и основных функций парка.

Административно-хозяйственная зона и сектор обслуживания посетителей

Административно-хозяйственная зона включает в себя здание управления (около 100 м) и хозяйственный двор с мастерскими и гаражом (400-500 м2).

В парке (специальном секторе) посетители могут получить все виды обслуживания. Обычно этот сектор рассредоточен по всей территории парка. В нем рекомендуется разместить:

1) кафе-буфет с площадкой на открытом воздухе (2 м2 на посетителя,
на 50 мест 2-3 на территории парка);

2) киоски питания, кассовые павильоны, телефон, справочные киоски
(они могут быть объединены в здании главного входа или рассредоточены по
всей территории),

3) туалеты (из расчета I место на 150 мужчин и I место на 200 женщин).
Номенклатура основных парковых сооружений устанавливается исходя из задания на проектирование. Данные по номенклатуре, вместимости и площади застройки парковых сооружений приводятся в специальной литературе (5,7,8,12,13,18,21,22,23).

 

3.1.8 Баланс территории парка и основные планировочные особенности

Функциональных зон

 

Каждая зона парка требует различно организованной природной среды. При проектировании парка культуры и отдыха рекомендуется следующий баланс территории:

зеленые насаждения и водоемы -75-80 %

аллеи и дорожки - 8-12%

площадки - 4-8 %

здания и сооружения - 2-4 %

Планировочная структура каждой из функциональных зон имеет свои специфические особенности.

Сектор массовых мероприят ий обычно размещается вблизи главного входа; благоустройство рассчитывается на высокую плотность посещения, движение разрешается только по аллеям и дорожкам; свойственны крупные масштабы, в приемах композиции -большие открытые площадки перед зданиями и сооружениями, играющие роль фойе на открытой воздухе, широкие оллеи, зеленые насаждения создают в виде рядовых посадок деревьев и кустарников (часто искусственно формированных), газонных и цветочных партеров регулярного очертания. Участки аттракционов следует по возможности приближать к главному входу и к зрелищным мероприятиям, но изолировать насаждениями от парадных участков парка. Для открытого зеленого театра целесообразно использовать естественный уклон местности.

Зона культурно-просветительных мероприятий - сооружения могут размещаться рассредоточено в пределах зоны (в зависимости от характера деятельности).

Физкультурно-оздоровительная зона - спортивные площадки и залы объединяются в один комплекс, велосипедные и лыжные маршруты прокладываются по всей территории. Для размещения физкультурных площадок желательна ровная горизонтальная поверхность; при пересеченном рельефе площадке располагают на террасах, которые укрепляют подпорными стенками и соединяют между собой лестницами.

Зона тихого отдыха и прогулок - занимает большую часть парка, характеризуется естественным живописным ландшафтом, желателен разнообразный пересеченный рельеф, удобный для устройства интересных видовых террас, размещения беседок и павильонов, для прокладки прогулочных аллей, используемых зимой для лыжного спорта.

Прогулочная зона может быть изрезана сетью аллей для внутрипаркового прогулочного транспорта, велодорожками и магистральными пешеходными аллеями, по которым посетители направляются к пляжам, базам отдыха, ресторанам и т.д. Парковые сооружения, предназначенные для отдыхающих, распределяются по территории на интересных видовых точках. Прогулочные дорожки желательно прокладывать по живописным местам с разнообразными пейзажами, насаждения размещаются в виде свободных разнообразных группировок и массивов.

Детский сектор - организуется обособленно, на незначительном удалении от входов, без транзитного движения посетителей, изолированно от массовых секторов. Общий характер планировки - система большого числа игровых площадок и отдельных павильонов. Площадки должна быть разнообразными по очертанию и по оформлению. В озеленении должны преобладать открытые лужайки, желательны разнообразные цветущие кустарники и деревья, располо­женные свободными группами, интересны "природные» водоемы с проточной водой.

Зоны хозяйственная и обслуживания - рестораны, кафе, закусочные, киоски - целесообразно размещать в местах массового скопления посетителей. Они должны иметь удобную связь с хозяйственными и транспортными подъездами; туалеты проектируют вблизи мест массового пребывания посетителей, но достаточно изолировано от парадных участков парка.

Группа административно-хозяйственных построек (контора, мастерские, гаражи и т.п.) размещается на отдельной территории в границах парка, желательно вблизи одного из второстепенных входов. Она должна иметь транспортные подъезды и быть изолированной от посещаемых участков марка.

3.2 Проект планировки и озеленения жилого квартала

Озеленение жилого квартала или микрорайона решает сложную комплексную задачу композиции различных по своей функции элементов, из которых состоит весь жилой комплекс. В число этих элементов входят:

1) микрорайонный сад;

2) жилая зона (участки групп жилых домов);

3) детские учреждения (детские сады-ясли, школы),

4) общественные центры;

5) пешеходные трассы, внутриквартальные проезды.

Каждый из этих элементов выполняет различные функции, в силу чего имеет определенное архитектурно-пространственное решение, но все они должны быть увязаны в единую ландшафтную композицию всего микрорайона. Роль зеленых насаждений в этом случае, сводится к объединению различных частей жилого комплекса в едином замысле с выделением самостоятельных по функциям элементов.

Площадь зеленых насаждений должна составлять до 50% селитебной территории города. 55-58% жилого района и 65-70% территории микрорайона (СНиП 2.07.01-89).

Микрорайонный сад

Микрорайонный сад проектируется из расчета 2-3 м2 на жителя. На его территории размещаются: спортивный центр, участки для отдыха и развлечения детей и взрослых, комплексные игровые площадки для детей старшего дошкольного и школьного возраста, прогулочные дорожки в аллеи.

Общая площадь спортивного центра определяется из расчета 1,5-2,0 м2 на жителя микрорайона (при одновременном занятии спортом в среднем 25% от всего населения микрорайона). Спортивные площадки следует располагать на расстоянии не менее 25 м от стен зданий, имеющих окна. Широкая полоса зелени, обрамляющая спортивные площадки, должна быть не менее 5 м, с отступом от посадок до границ площадок, не менее чем на 3 м. Рекомендуется устройство баскетбольных, волейбольных и площадок для игр в городки. При размещении спортивных площадок учитывают возможность их использова­ния зимой для устройства катка.

3.2.2 Жилая зона (участки групп жилых домов)

Все площадки жилой территории подразделяются на:

- детские для дошкольников - радиус обслуживания - 25-50м;

- детские для младших школьников - радиус обслуживания до 50-100 м;

- спортивные для старшеклассников, молодежи и взрослых – радиус обслуживания 200-300 м;

- тихого отдыха взрослых - радиус обслуживания до 50 м;

- хозяйственные - радиус обслуживания до 100 м.

Количество и размеры площадок, их посещаемость рассчитывают в зависимости от численности и возрастной структуры населения.

Возрастная структура населения микрорайона принимается округленно

(процент):

дети до 3-х лет.................... 6-7.

дети 3-6 лет.................... 9-10

дети 7-1 5 лет................... 13-15

пенсионеры 7-9

трудоспособное население...62-64

Величина площадок рассчитывается в зависимости от посещаемости, исходя из одновременного пребывания населения:

- детей дошкольного возраста (1 -6 лет) - 40% их количества;

- детей младшего школьного возраста (7-12 лет) - 50% их количества;

-старшеклассников, молодежи и взрослых -50% количества самодеятельных»;

- тихого отдыха пенсионеров - 80% их количества.

Для того, чтобы определить величину площадок различного назначения для данной территории, сначала вычисляют количество населения данной группы домов, исходя из общих технико-экономических показателей жилой застройки (серия домов, количество квартир). Затем устанавливают количество жителей в каждой возрастной группе. Далее, пользуясь примерными нормативами пользования площадками на одного человека, вычисляют размеры каждой площадки.

Примерные нормы детских площадок в зависимости от возраста детей следующие:

- до 3-х лет - 5-6 м2 на одного ребенка;

- от 3-х до 6 лет - 9-10 м2;

-от 7 до 12 лет -10-12 м2

Детские площадки размещают в непосредственной близости от домов, но не ближе15-20 м от окон зданий. Озеленение детских площадок должно обеспечить достаточную изоляцию их от окружающей застройки. Часть площадок должна быть хорошо освещена, а часть - затенена. Из ассортимента, растений обрамляющих детские площадки, исключаются колючие и ядовитые растения, такие как боярышники, барбарисы, крыжовник, волчеягодник и т.д. Спортивные площадки для старшеклассников, молодежи и взрослых размещают от стен зданий, имеющих окна, на расстоянии не менее 20-40м. Размеры
площадок определяют, исходя из следующих нормативов:

баскетбольные площадки -30x18 м,

волейбольные - 25x14 м,

теннисные - 40x11 м,

гимнастические - 600 м2

футбольные - 108x72 м

хоккейные - 67x36 м.

Спортивные площадки рекомендуется размещать на хорошо проветриваемых и слегка возвышенных участках, ориентируя их длинной осью с севера на юг, радиус обслуживания до 200 м.

Площадки для тихого отдыха и настольных игр взрослого населения размещают в непосредственной близости от жилых домов на подходах к учреждениям бытового обслуживания, магазинам и т.п.

Размеры площадок для отдыха взрослого населения не регламентированы. Оптимальный их размер 25-75 м2. Нормы площадок тихого отдыха следующие:

- площадки у входов в дома - 0.1 м2 на одного жителя, размер 6-100 м2; радиус обслуживания 40-50 м, минимальное расстояние от жилых зданий 0-5 м;

- площадки для тихого отдыха - 0,05 м2 на жителя, размер 10-100 м2; радиус обслуживания до 200 м; расстояние от зданий -10-20 м,

- площадки для настольных игр – 0,05 м2 на одного жителя, размер 20-30 м, радиус обслуживания до 200 м, расстояние от стен зданий 20-30 м.

Хозяйственные площадки размещают в непосредственной близости от зданий, но не ближе, чем 15-20 м; радиус обслуживания до 100 м.

Площадки для сушки белья - 0,1 м2 на одного жителя, размер 80-100 м.

Площадки для чистки вещей - 0,02 м2 на одного жителя, размер 10-20 м.

Площадки для мусоросборников - 0,02 м2 на одного жителя, размер 10-12 м2

Площадки для сушки белья изолируются от площадок для чистки вещей и мусоросборников. При проектировании необходимо учитывать освещенность:

площадки для сушки и чистки вещей требуют максимального освещения, а для мусоросборников - затенения. От окружающей территории хозяйственные площадки изолируют плотной полосой зелени шириной не менее 8 м. В озеленении площадок для мусоросборников используют фитонцидные растения (черемуха, чубушник, смородина, клен остролистный и татарский, береза повислая, можжевельник казацкий и др.), для чистки вещей - пылеустойчивые виды (бирючина, сирень обыкновенная, акация белая, дерен, кизильник и др.).

Нормы плотности посадок растений, площади цветников и газонов на I га территории приведены в таблице 3.


 

Таблица 3 - Нормы плотности посадок растений, площади цветников и газонов (на I га)

Элементы озеленения Природно-климатическая зона
Нечерноземная Лесостепь Степь Полупустыня и пустыня
Северная Центральная и восточная
Деревья, шт., в т.ч.          
средние          
крупные          
Кустарники, шт.          
Цветники, м2          
Газон, м2          

3.2.3 Детские учреждения (ясли, сады, школы)

Детские дошкольные учреждения. Участок детского сада-яслей имеет обычно прямоугольную конфигурацию,. Здание размещают у одной из границ участка. Вокруг здания предусматривают проезд шириной 3-5 м с площадкой для разворота 12x12 м.

Весь участок подразделяют на функциональные зоны: детских площадок и хозяйственную.

Детская зона включает непосредственно игровые площадки для каждой группы, общую физкультурную площадку (250м) и плескательный бассейн (20 м2). Все площадки взаимосвязаны сетью дорожек. Входы на групповые площадки должны быть связаны с входами в здание для каждой группы. Площадь групповой площадки для детей до 3-х лет составляет 150 м2 (при числе детей в группе 20 человек и норме на одного ребенка 7,5 м2), а для детей 4-6 лет - 1 80 м2 (при норме 9 м2 на ребенка).

Хозяйственная зона включает дворик с сараем (24 м2), площадку для установки мусоросборников (2,85x2,6м2), площадку для сушки белья (90 м2). Всю хозяйственную зону сосредотачивают у границы участка и изолируют насаждениями от зоны групповых площадок.

Озеленение детских учреждений представлено в виде рядовых посадок деревьев и кустарников по периметру участка, группы одиночных посадок деревьев вблизи площадок, живых изгородей кустарников по периметру отдельных площадок (для их изоляции), цветников у входов в здание и на групповые площадки. Плотность посадки деревьев и кустарников зависит от климатических условий местности и наличия подземных коммуникаций. Примерные нормативы количества деревьев, кустарников, цветников и газонов на территории детского сада приведены в таблице 4.

Таблица 4 - Норма плотности посадок растений (на I га) озеленяемой территории детских дошкольных учреждений

 

Элементы озеленения Природно-климатическая зона
Нечерноземная Лесостепь Степь Полупустыня и пустыня
Северная Центральная и восточная
Деревья, шт. в т.ч.          
средние          
крупные          
Кустарники, шт.          
Цветники, м2          

 

По периметру участка создают защитную зеленую полосу, чтобы изолировать территорию от прилегающих улиц. Ее минимальная ширина со стороны улицы 5-6 м. Защитную полосу создают из 1-2 рядов деревьев и кустарников. Расстояние между деревьями 3-5 м, кустарники подбирают высокие и не требующие стрижки. По периметру высаживают липы, пирамидальные и другие неплодоносящие тополя, клены, дерен, калину.

Групповые площадки отделяют одна от другой живыми изгородями из стриженого или свободнорастущего кустарника. Площадки должны быть хорошо освещены и защищены от сквозняков. Для создания тенистых участков здесь высаживают группы из двух-трех деревьев с густой раскидистой кроной (вяз шершавый, клен явор, остролистный и др.). Для озеленения небольших участков детских дошкольных учреждений лучше использовать деревья средней высоты, например, рябину обыкновенную, черемуху обыкновенную, березу повислую и пушистую. В насаждения полезно вводить растения, обладающие фитонцидными свойствами (черемуха, туя, можжевельники и др.). На детских площадках нельзя высаживать ядовитые или колючие растения.

Цветочное оформление сосредотачивается главным образом вокруг здания, у входа, в местах ожидания родителей. Основные виды декоративного оформления участков детского сада - цветники из одно-, дву- и многолетников, отличающихся обильным цветением, яркой окраской цветков и приятным ароматом, а также красиво и продолжительно цветущие кустарники. Из однолетников можно высаживать сальвию, бархатцы, петунию, алиссум, резеду, табак душистый, астры, львиный зев, космею, календулу и др. Из двулетников предпочтительны виола, маргаритки, незабудки.

Многолетники размещают группами на газоне вместе с декоративными кустарниками (люпин многолетний, ирис, пион, флокс, аквилегия, лилия, дельфиниум, рудбекия, астра многолетняя).

Для расширения зеленой поверхности, усиления гигиенического и художественного эффекта целесообразно устраивать трельяжи и перголы из вьющихся цветочных растений (фасоль декоративная, ипомея пурпуровая, клематис, жимолость, каприфоль), а также применять вертикальное озеленение основного здания и теневых навесов (виноград девичий пятилисточковый, древогубец). На групповых площадках нежелательно высаживать растения со съедобными плодами, чтобы дети не срывали их и не ели грязными и не­дозрелыми. Их можно высадить на специально отведенных участках.

Школы. Планировочным центром участка является здание школы. Вокруг школы должен быть проезд шириной не менее 3,5 м с разворотной площадкой. Территория подразделяется на различные функциональные зоны: спортивную, учебно-опытную, отдыха и хозяйственную.

Спортивная зона занимает наибольшую площадь участка. Она включает комплекс площадок с оборудованием. В спортивной зоне обычно предусматривают:

1) спортивное ядро (118x48 м2) с круговой беговой дорожкой (250 м) или, если не позволяет площадь, комбинированную площадку (96x37 м2) с беговой дорожкой (200 м);

2) комбинированную площадку (24x20 м2) для проведения занятий младших школьников по волейболу и баскетболу;

3) комбинированную площадку (52x22 м2) для занятий по гимнастике и спортивных игр.

Общая площадь спортивной зоны - не менее 5500-6000 м.

Насаждения размещают на небольших разделительных полосах или участках между площадками в виде рядовых посадок деревьев и кустарников.

Учебно-опытная зона предназначена для проведения занятий на открытом воздухе и практических работ по биологии. Ока включает следующие планировочные элементы:

I) опытный участок для выращивания полевых и овощных культур (не менее 250-300 м2),

2} опытный участок для занятий младших классов (120-150 м2),

3) плодовый сад (450-500 м2),

4) теплицы с парниками (250 м),

5) географическую я астрономическую площадки (100 м).

Опытный участок для выращивания полевых и овощных культур и участок для занятий младших классов располагают смежно и рядом с плодовым садом. Теплицу и парники размещают вблизи хозяйственного двора. Все опытные участки должны быть хорошо освещены и защищены от ветра. Географическую и астрономическую площадки размещают изолированно от всех остальных участков и с противоположной стороны от спортивной зоны. Насаждения учебно-опытной зоны имеют чисто функциональные назначения и служат для изоляции отдельных участков и площадок. Они состоят из разделительных рядовых полос деревьев (со стороны спортивной зоны), живых изгородей (между площадками и опытными делянками), которые должны отстоять не менее чем на 10 м от плодового сада. Зона отдыха включает площадки для отдыха учеников (100-150 м2), а также прогулок и игр детей группы продленного дня.

Площадки для прогулок и игр детей 1-4 классов имеют площадь 200 м2 (две площадки), а для детей 5-8 классов - 300 м2 (две площадки на школу).

Насаждения в зоне отдыха размещают более свободно, В основном это группы деревьев или кустарников на небольших участках вокруг площадок. Ассортимент подбирают тщательно, по возможности включают экзотические виды и интродуценты с целью изучения дендрофлоры и расширения биологических знаний школьников в области дендрологического садоводства. В зоне отдыха следует предусмотреть цветники из многолетников и открыть участки газона в разрывах между группами деревьев.

Хозяйственную зону располагают со стороны входов в помещение пищеблока и изолируют рядами деревьев или живой изгородью из кустарника шириной 3-5 м. Она включает хозяйственный двор, где размещают сарай и мусоросборник. Рядом с двором предусматривают открытый асфальтированный участок размером 12x12 м2 для въезда и разворота автотранспорта на внутришкольный и внутриквартальный проезды.

У здания школы предусматривают две рекреационные площадки для отдыха старших и младших классов во время перемен, а также (между проездом и зданием школы) полосы газона с небольшими группами кустарников, травянистых многолетников и одиночными экземплярами низких деревьев.

По периметру внутренней части школьного участка предусматривают ряды деревьев и кустарников в полосе шириной 4-6 м, а с внешней стороны - полосу насаждений шириной 5-10 м.

Насаждения должны объединять все зоны в единое целое и занимать не менее 40-50% площади школьного участка.

При разработке проекта озеленения школьного участка придерживаются норм, приведенных в таблице 5.

Таблица 5 - Нормы плотности посадок растений (на 1 га) озеленяемой территории школы

 

Элементы озеленения Природно-климатическая зона
Нечерноземная Лесостепь Степь Полупустыня и пустыня
Северная Центральная и восточная
Деревья, шт., в т.ч.          
средние          
крупные          
Кустарники, шт.          
Цветники, м2          
Газон, м2          

Общественные центры

 

Характер благоустройства и озеленения общественных центров зависит от их назначения и функции.

При магазинах, столовых и учреждениях бытового обслуживания необходимо иметь хозяйственную площадку, изолированную полосой зеленых насаждений шириной не менее 5 м. Хозяйственная площадка должна иметь сквозной проезд для автомашин или разворотную площадку. Рекомендует устройство цветников (преимущественно из многолетников). Озеленение по типу небольшого сквера. Плотность посадок принимается в зависимости от категории и типа создаваемых насаждений (таблица 6).

 

Таблица 6 - Баланс участков объектов культурно- бытового назначения

  Элементы благоустройства и озеленения Площадь, %
газон с насаждениями площадки и дорожки цветники
1. Библиотека      
2. Кинотеатр      
3. Магазин, кафе, столовая      
4. ЖЭУ      
5. Отделение милиции      
6. Почта, сберкасса      
7. Автозаправочная станция 79,5   0,5
8. Поликлиника для взрослых      
9. Поликлиника для детей 83,5   1,5

 

 

Ассортимент растений самый разнообразный. Желательно включать виды с декоративной окраской листьев, цветущие длительное время, обладающие приятным ароматом, хвойные, с разнообразными формами кроны и привитые формы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 20419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.13.254 (0.098 с.)