ПОСОБИЕ ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ПРИМЕНЯЮЩИХ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПОСОБИЕ ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ПРИМЕНЯЮЩИХ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ



Управление Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю

ПОСОБИЕ ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ПРИМЕНЯЮЩИХ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

 

Краснодар 2012

Под редакцией руководителя УФНС России по Краснодарскому краю Красницкого В. А., заместителя руководителя УФНС России по Краснодарскому краю Репях И.Б., начальника отдела налогообложения юридических лиц УФНС России по Краснодарскому краю Новиковой Е.П.

Компьютерный набор и верстка - Круц Ю.В.

 

 

Пособие для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. / Под ред. Красницкого В.А. и др. – Краснодар, 2012. - 34

 

Пособие для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, представляет собой материалы в помощь налогоплательщикам, подробно разъясняющие порядок перехода на данный специальный налоговый режим, основные ограничения по применению упрощенной системы налогообложения, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты и представления декларации. Данное пособие разъясняет налогоплательщикам в доступной форме основные преимущества применения упрощенной системы налогообложения. Также в пособии освещены ответы на наиболее актуальные вопросы, задаваемые плательщиками.

Уважаемые налогоплательщики!

Мы надеемся, что это пособие даст вам возможность увидеть в налоговой службе своего партнёра и помощника. Мы все осознаём необходимость налогов, как средства регулирования экономических отношений в обществе и решения социальных, общегосударственных задач. Но основной задачей налоговой службы является не столько эффективное изъятие максимального количества налогов, сколько организация работы, направленной на оптимизацию взаимных интересов государства и налогоплательщиков.

Поэтому мы рекомендуем вам это пособие для принятия целесообразных решений при выборе налогового режима и желаем успешного развития вашему бизнесу!

 

Красницкий В. А., руководитель УФНС России по Краснодарскому краю

 

 

Содержание

 

Понятие и сущность упрощенной системы налогообложения.……………….6

 

Что является объектом налогообложения......................................................7

 

Как определиться с выбором объекта налогообложения....................................8

 

Основные критерии возможности применения УСН…………………….…….9

 

Какие документы, и в какой срок необходимо подать

для перехода на УСН…………………………………………………………....10

 

Какие еще формы документов предусмотрены

при применении УСН и для чего………………………………………………12

 

Как рассчитать сумму налога по УСН……………………………………........16

 

Заполняем налоговую декларацию по УСН……………………………….......17

 

В какой срок необходимо уплачивать налог по УСН…………………………24

 

Порядок и сроки представления отчетности при применении УСН………...25

 

Куда можно обратиться по всем возникающим вопросам…………………...25

 

Наиболее актуальные вопросы, возникающие в связи

с применением УСН……………….....................................................................30

 

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УСН

Переход на УСН является добровольным. Это означает, что никто не может принудить Вас перейти на упрощенную систему налогообложения. Вместе с тем существуют определенные ограничения на применение данной системы налогообложения:

- это соблюдение лимита по остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (не более 100 млн. руб.);

- лимит по среднесписочной численности работников (не более100 человек);

- отсутствие филиалов;

- доля участия других организаций в уставном капитале не должна превышать 25%.

Начиная с 1 января 2010 года действуют новые положения, определяющие работу хозяйствующих субъектов, перешедших или планирующих переход на УСН. С 15 до 45 млн. руб. увеличен предельный размер дохода налогоплательщика за 9 месяцев, позволяющий перейти на УСН. Для тех, кто уже перешел на «упрощенку» лимит величины предельного размера дохода за год увеличен до 60 млн. руб. Новые предельные размеры дохода налогоплательщика установлены до 2013 года. Это своего рода антикризисная мера, которая позволят расширить круг субъектов малого предпринимательства, имеющих возможность применять упрощенную систему налогообложения.

Еще одним существенным преимуществом УСН является отсутствие обязанности вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Организации и индивидуальные предприниматели ведут учет в книге учета доходов и расходов.

НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ УСН

 

 

Вопрос: Какой лимит по ограничению величины доходов действует на сегодняшний день в соответствии с НК РФ?

Организациям и предпринимателям, которые работают на "упрощенке", нужно следить за суммой полученных доходов. Ведь если по итогам отчетного (налогового) периода они превысят определенный лимит, то налогоплательщик лишится права на применение УСН.

Начиная с 1 января 2010 года действуют новые положения, определяющие работу хозяйствующих субъектов, перешедших или планирующих переход на упрощенную систему налогообложения. С 15 до 45 млн. руб. увеличен предельный размер дохода налогоплательщика за 9 месяцев, позволяющий перейти на упрощенную систему налогообложения. Для тех, кто уже перешел на упрощенную систему налогообложения лимит величины предельного размера дохода за год увеличен до 60 млн. руб. Причем эту сумму не нужно индексировать на коэффициент-дефлятор, так как его применение приостановлено. Новые предельные размеры дохода налогоплательщика установлены до 2013 года. Это своего рода антикризисная мера, которая позволят расширить круг субъектов малого предпринимательства, имеющих возможность применять упрощенную систему налогообложения.

При этом в 2013 г. будет применяться предельная сумма доходов, которая с учетом индексации действовала в 2009 г.

Вопрос: Вправе ли налогоплательщик перейти на УСН при подаче заявления в налоговый орган в более поздний срок, чем это установлено НК РФ?

Нет, не вправе. Переход к УСН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном в гл. 26.2 НК РФ. Таким образом, переход на данные режимы налогообложения является правом налогоплательщиков и не требует согласия налогового органа в случае соблюдения всех условий для перехода на указанную систему налогообложения.

Нормами НК РФ установлен пресекательный срок для подачи заявления - пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе для вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей или период с 1 октября по 30 ноября для уже действующих налогоплательщиков.

В случае если в установленный срок налогоплательщики не подали заявление, то они не вправе применять указанные специальный налоговый режим, то есть «по умолчанию» они становятся налогоплательщиками общего режима налогообложения.

Еще раз обращаем внимание, что учитывая добровольный переход на УСН, уведомления о возможности или не возможности применения данными налогоплательщиками этого режима налогообложения налоговыми органами не направляются.

При нарушении налогоплательщиками установленных сроков подачи заявлений налоговыми органами направляется сообщение о невозможности рассмотрения заявления о переходе на УСН по форме № 26.2-5, утвержденной приказом ФНС России от 13.04.2010 № ММВ-7-3/182@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения».

 

Вопрос: Как индивидуальный предприниматель, работающий на УСН, должен учитывать продажу недвижимого имущества?

Ответ зависит от того, является ли реализация недвижимого имущества одним из видов деятельности предпринимателя и использовалось ли данное имущество в предпринимательской деятельности?

Если физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя и на основании требований Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей указаны такие виды экономической деятельности, как "Покупка и продажа собственного жилого недвижимого имущества", "Сдача внаем собственного недвижимого имущества" и т.п. (соответственно коды 70.12 и 70.20 раздела "K" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), а также в том случае, если недвижимое имущество используется им в предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется УСН, доходы от его продажи учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Если индивидуальный предприниматель применяет названный специальный налоговый режим с объектом налогообложения в виде доходов, в отношении полученных им доходов применяется налоговая ставка в размере 6%.

 

 

Вопрос: Существует ли налоговая ответственность за не ведение книги учета доходов и расходов?

Да, существует. Статьей 346.24 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, применяющие УСН, обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (утв. Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н; далее - Книга учета).

Согласно п. 1.1 Порядка заполнения Книги учета указанные организации и индивидуальные предприниматели в Книге учета в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период.

В силу п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи этих лиц.

Отсутствие оформленных надлежащим образом первичных учетных документов является основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 120 НК РФ.

 

Вопрос: Какие последствия для налогоплательщика УСН влечет заключение договора простого товарищества?

Пунктом 3 ст. 346.14 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Таким образом, в случае заключения налогоплательщиком, применяющим УСН с объектом налогообложения в виде доходов, договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) указанный налогоплательщик должен либо сменить объект налогообложения на доходы, уменьшенные на величину расходов, либо перейти на общий режим налогообложения.

Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения (п. 2 ст. 346.14 НК РФ). В течение налогового периода изменять объект налогообложения нельзя.

Исходя из этого, если налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения в виде доходов, стал в течение налогового периода участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), то он считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено несоответствие указанным.

При этом налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ, в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода (п. 5 ст. 346.13 НК РФ).

 

Вопрос: Должна ли организация, применяющая УСНО, уплатить в бюджет сумму НДС, если она выставила в адрес покупателя счет-фактуру с выделенной суммой налога, или данная сумма налога подлежит включению в доходы при расчете единого налога?

С учетом положений ст. ст. 41 и 346.15 НК РФ в доходы при УСН включаются доходы, полученные от предпринимательской деятельности. НДС, предъявленный покупателям, таким доходом считать нельзя.

В то же время при получении от покупателей сумм НДС у организации, применяющей УСН, возникает обязанность по их перечислению в бюджет как неосновательно полученных.

Таким образом, при получении от покупателей сумм НДС у налогоплательщика, применяющего УСН, возникает обязанность по их перечислению в бюджет как неосновательно полученных.

Таким образом, если налогоплательщик в добровольном порядке не перечислит полученную от покупателей сумму налога в бюджет, то данная сумма подлежит принудительному взысканию с него. Указанные налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Вопрос: Каков порядок учета субсидий, полученных на развитие бизнеса в соответствии с Федеральным законом 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также выплат на содействие самозанятости безработных граждан в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2010 N 41-ФЗ.

В марте 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 07.03.2011 N 23-ФЗ, установивший специальный порядок учета таких средств. Этот порядок применяется и налогоплательщиками при применении УСН. Теперь субсидии, получаемые организациями и предпринимателями в рамках программ финансовой поддержки малого бизнеса, отражаются в составе доходов пропорционально расходам, осуществленным за счет этого источника. Такой порядок может применяться в течение не более чем двух налоговых периодов с даты получения субсидии. По окончании второго года неизрасходованную сумму субсидии необходимо включить в доходы этого периода. А в случае приобретения за счет субсидий амортизируемого имущества денежные средства отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению этого имущества (в этом случае двухлетнее ограничение не применяется). Эти изменения распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

Порядок учета как субсидий на развитие бизнеса, так и выплат на содействие самозанятости безработных граждан распространен и на налогоплательщиков, перешедших на УСН с объектом обложения "доходы". Они в этом случае должны вести учет средств, полученных в виде финансовой поддержки. Плательщики УСН независимо от применяемого объекта обложения ("доходы" или "доходы минус расходы") обязаны вести учет полученных средств в Книге учета доходов и расходов, форма которой утверждена Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н. При этом в графе 4 разд. I "Доходы и расходы" Книги учета отражаются суммы полученных субсидий, а в графе 5 - суммы признанных затрат.

Вопрос: Каков порядок учета имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

В соответствии со ст. 346.15 НК РФ при исчислении объекта налогообложения организации учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые на основании ст. ст. 249 и 250 НК РФ. При этом организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при исчислении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами.

В случае нецелевого использования этих средств они облагаются налогом с даты их получения.

 

Управление Федеральной налоговой службы России

по Краснодарскому краю

 

 

Пособие для налогоплательщиков, применяющих

упрощенную систему налогообложения

 

Подписано в печать __.04.2012 г. Формат 60х84/16

Заказ № ___. Тираж – 1000 экз.

 

 

Отпечатано в типографии
…………………………………

Управление Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю

ПОСОБИЕ ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ПРИМЕНЯЮЩИХ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

 

Краснодар 2012

Под редакцией руководителя УФНС России по Краснодарскому краю Красницкого В. А., заместителя руководителя УФНС России по Краснодарскому краю Репях И.Б., начальника отдела налогообложения юридических лиц УФНС России по Краснодарскому краю Новиковой Е.П.

Компьютерный набор и верстка - Круц Ю.В.

 

 

Пособие для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. / Под ред. Красницкого В.А. и др. – Краснодар, 2012. - 34

 

Пособие для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, представляет собой материалы в помощь налогоплательщикам, подробно разъясняющие порядок перехода на данный специальный налоговый режим, основные ограничения по применению упрощенной системы налогообложения, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты и представления декларации. Данное пособие разъясняет налогоплательщикам в доступной форме основные преимущества применения упрощенной системы налогообложения. Также в пособии освещены ответы на наиболее актуальные вопросы, задаваемые плательщиками.

Уважаемые налогоплательщики!

Мы надеемся, что это пособие даст вам возможность увидеть в налоговой службе своего партнёра и помощника. Мы все осознаём необходимость налогов, как средства регулирования экономических отношений в обществе и решения социальных, общегосударственных задач. Но основной задачей налоговой службы является не столько эффективное изъятие максимального количества налогов, сколько организация работы, направленной на оптимизацию взаимных интересов государства и налогоплательщиков.

Поэтому мы рекомендуем вам это пособие для принятия целесообразных решений при выборе налогового режима и желаем успешного развития вашему бизнесу!

 

Красницкий В. А., руководитель УФНС России по Краснодарскому краю

 

 

Содержание

 

Понятие и сущность упрощенной системы налогообложения.……………….6

 

Что является объектом налогообложения......................................................7

 

Как определиться с выбором объекта налогообложения....................................8

 

Основные критерии возможности применения УСН…………………….…….9

 

Какие документы, и в какой срок необходимо подать

для перехода на УСН…………………………………………………………....10

 

Какие еще формы документов предусмотрены

при применении УСН и для чего………………………………………………12

 

Как рассчитать сумму налога по УСН……………………………………........16

 

Заполняем налоговую декларацию по УСН……………………………….......17

 

В какой срок необходимо уплачивать налог по УСН…………………………24

 

Порядок и сроки представления отчетности при применении УСН………...25

 

Куда можно обратиться по всем возникающим вопросам…………………...25

 

Наиболее актуальные вопросы, возникающие в связи

с применением УСН……………….....................................................................30

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.55.253 (0.01 с.)