Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Манипуляции для экзамена по мдк и квалификационного педиатрия сд
МАНИПУЛЯЦИИ ДЛЯ экзамена по МДК и квалификационного ПЕДИАТРИЯ СД
Измерение суточного диуреза и определение водного баланса
Цель: обеспечение качественного учета количества поступившей и выделившейся из организма жидкости в течение суток, выявление скрытых отеков.
Оснащение: медицинские весы, стеклянная градуированная емкость для сбора мочи, лист учета водного баланса.
Обязательные условия: учет количества выделенной жидкости подвергается не только моча, но и рвотные массы, испражнения пациента.
Подготовка к процедуре
| 1. Установить доверительные отношения с пациентом, оценить его способности к самостоятельному проведению процедуры.
2. Убедиться, что пациент сможет проводить учет жидкости и заполнять лист учета водного баланса
3. Объяснить цель и ход исследования и получить согласие пациента на процедуру.
4. Объяснить пациенту необходимость соблюдения обычного водно-пищевого и двигательного режима.
5. Убедиться, что пациент не принимал диуретики в течение 3 дней до исследования.
6. Объяснить примерное процентное содержание воды в продуктах питания для облегчения учета водного баланса.
Примечание: Твердые продукты питания могут содержать от 60 до 80 % воды.
7. Подготовить оснащение.
| Выполнение процедуры
| 1.Объяснить, что в 600 необходимо выпустить мочу в унитаз.
2.Собирать мочу после каждого мочеиспускания в градуированную емкость, измерять диурез.
3.Фиксировать количество выделенной жидкости в листе учета.
4.Фиксировать количество поступившей в организм жидкости в листе учета.
5.Объяснить, что необходимо указывать время приема или введения жидкости, а также время выделения жидкости в листе учёта водного баланса в течение суток, до 600 следующего дня.
6.В 600 следующего дня сдать лист учета медицинской сестре.
| Завершение процедуры
| 1. Определить долженствующее количество жидкости выделения с мочой (в норме).
2. Расчет учета водного баланса определяется по формуле: количество выпитой жидкости х 0,8 (80%) = количеству мочи, которое должно выделиться в норме
3. Сравнить количество выделенной жидкости с количеством рассчитанной жидкости (в норме).
Считать водный баланс отрицательным, если выделяется меньше жидкости, чем рассчитано (в норме).
Примечание: отеки нарастают (или есть).
Считать водный баланс положительным, если выделено больше жидкости, чем рассчитано.
Примечание: это может быть результатом действия диуретических лекарственных средств, употребление мочегонных продуктов питания, влияния холодного времени года.
4. Сделать записи в листе учета водного баланса.
|
Сбор мочи для исследования по Зимницкому
Цель: исследование функциональной способности (выделительной и концентрационной функции) почек.
Оснащение: 8 чистых сухих, стеклянных банок емкостью 200-300 мл с этикетками, 2-3 дополнительных банки.
Подготовка к процедуре
| Создать доверительные конфиденциальные отношения с пациентом (ребенком или родителем)
Объяснить цель и ход исследования, уточнить их понимание
Объяснить пациенту (родителям), что водный, солевой, питание и двигательный режим обычные, нельзя принимать диуретики (мочегонные средства), что сбор мочи будет проходить в течение суток
Подготовить 8 чистых стеклянных банок емкостью 250-500 мл с этикетками, оформленными по форме, с указанием времени сбора мочи: 6.00-9.00, 9.00-12.00, 12.00-15.00, 15.00-18.00, 18.00-21.00, 21.00-24.00, 24.00-3.00, 3.00-6.00 часов
Приготовить 2-3 дополнительные чистые стеклянные банки емкостью 250 – 500 мл
(для у детей раннего возраста (до 5 лет), у которых собирать мочу по времени невозможно. Ребенок мочится в течение суток произвольно. Каждая порция собирается в отдельную посуду, с указанием времени
| Выполнение процедуры
| В 6.00 часов предложить пациенту выпустить мочу в унитаз
Собирать каждые 3 часа в отдельную банку,
у детей раннего возраста собирают столько порций мочи, сколько раз у ребенка было мочеиспускание с указанием времени.
Объяснить, что при частых мочеиспусканиях или выделении большего количества мочи собирать мочу следует в дополнительную посуду с указанием соответствующего временного промежутка
Объяснить, что при отсутствии мочи за временной промежуток, соответствующая банка остается пустой, на этикетке отмечается «отсутствие порции мочи», и она доставляется вместе с остальными в лабораторию
Предупредить пациента, что ночью его разбудят для сбора соответствующей порции мочи (родственники или медсестра)
Объяснить, как учитывать всю жидкость, принятую за сутки
Вести лист учета водного баланса
| Завершение процедуры
| 1. Доставить все порции в клиническую лабораторию.
2. В лаборатории учитывают количество мочи в каждой порции и ее относительную плотность (удельный вес).
Оценка пробы по Зимницкому:
1. суточный диурез должен быть не менее 70 – 75 % от количества выпитой жидкости;
2. дневной диурез должен преобладать над ночным (соотношение дневного диуреза к ночному 3:1 – 4:1);
3. колебания удельного веса в отдельных порциях не менее 8 – 10 единиц;
удельный вес хоть в одной порции должен быть 1020 и выше.
| |
ОРАЛЬНАЯ РЕГИДРАТАЦИЯ
Оральная регидратация – восполнение жидкости и солей через рот при токсикозе и эксикозе I - II степени.
Очистительная клизма
Цель: лечебная, диагностическая
Показания: задержка каловых масс, подготовка к оперативным вмешательствам, рентгенологическому, эндоскопическому и другим исследованиям, перед лекарственной клизмой.
Противопоказания:
· желудочно- кишечное кровотечение, трещины и выпадение прямой кишки, симптомы, позволяющие заподозрить острое хирургическое заболевание брюшной полости, опухоли прямой кишки
Оснащение: резиновый баллон № (1-6) в зависимости от возраста
§ до 3х мес жизни резиновый баллон №1 (объём жидкости до 30 мл)
§ от 3мес. - до 2-х лет объём жидкости (10 мл на месяц жизни)
§ после 2-х лет расчёт жидкости ведётся по формуле 240+ 20-30 мл на год жизни)
· жидкость для введения в прямую кишки температуры 20-22 0 С, детям до 3 летТ -30-35 гр.
· вазелиновое масло, бикс лоток для оснащения
· лоток для использованного оснащения стерильный пинцет ватные шарики
· пелёнки, клеёнка, перчатки, фартук, ёмкость с дезинфицирующим раствором
| Объяснить маме (ребёнку) цель и ход проведения процедуры, получить согласие
| Вымыть и просушить руки. Надеть фартук перчатки
|
| |
| | Постелить клеёнку, накрыть её пелёнкой
| Достать пинцетом из бикса резиновый баллон
|
| | Набрать в баллон необходимое количество жидкости
|
| | Уложить ребёнка на левый бок, ноги согнуть в коленных и тазобедренных суставах и прижать к животу
Примечание: ребёнка до 6 месяцев можно уложить на спину и поднять ноги вверх
|
| | Смазать наконечник баллона вазелиновым маслом
| Взять в правую руку баллон, выпустить из него воздух. Левой рукой развести ягодицы и осторожно, без усилий ввести наконечник в прямую кишку на глубину 3-4 см. при ведении наконечник направлять сначала к пупку, затем преодолев сопротивление внутреннего сфинктера анального отверстия, параллельно копчику
|
| | Выпустить из баллона жидкость и, не разжимая баллон, извлечь наконечник. Левой рукой при этом сжать ягодицы и удерживать их в таком положении 3-5 мин.
|
| | Опустить ягодицы, прикрыть промежность ребёнка нижним концом пелёнки (до появления стула или позывов на дефекацию)
Выполнить массаж живота по часовой стрелке
|
| | Завершение процедуры
|
| | Подмыть ребёнка после акта дефекации, подсушить пелёнкой промокательными движениями, одеть ребёнка
|
| | Использованные пелёнки сбросить в бак
|
| | Использованные резиновый баллон, фартук, клеёнку поместить в ёмкость с дезинфицирующим раствором
|
| | Снять перчатки, обеззаразить их, вымыть и просушить руки
|
| | | Алгоритм промывания желудка
| | | Оснащение:
- лоток для оснащения
- зонд (желудочный катетер)
- вода для промывания (из расчёта 1 литр на год жизни, Т+20-22С)
- шприц Жане (стеклянная воронка), шпатель в упаковке,
- роторасширитель, языкодержатель, стерильный пинцет,
- марлевые салфетки, стерильная ёмкость для сбора промывных вод,
- перчатки, фартук, простыня, клеёнка,
- лоток для использованного оснащения
- ёмкость с дезинфицирующим раствором, ветошь
| | | Подготовка к процедуре:
1. Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или кожного антисептика).
2. Приготовить все необходимое для выполнения процедуры.
3. Объяснить пациенту цель, ход процедуры, получить его(мамы) согласие.
Выполнение процедуры:
1. Усадить ребёнка и зафиксировать его на руках помощника:
- ноги помощник обхватывает своими ногами;
- руки фиксирует одной рукой;
- голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребёнка
Примечание: ребёнка младшего возраста можно завернуть в пелёнку или простыню для лучшей фиксации
2. Надеть на ребёнка фартук поверх руки помощника
3. Поставить к ногам пациента или к головному концу кушетки емкость для сбора промывных вод.
4. Определить глубину введения зонда и поставить метку. Глубина введения равна расстоянию от переносицы до пупка.
5. Встать сбоку от пациента, взять зонд в правую руку как «писчее перо» на расстоянии 10 см от закругленного конца, смочить слепой конец зонда водой.
6. Открыть рот ребёнку с помощью шпателя, обвернутого бинтом (если сам не открывает). При необходимости использовать роторасширитель и языкодержатель.
7. Положить зонд на корень языка и продвигать зонд до метки, наблюдая за состоянием ребенка.
8. Подсоединить шприц Жане и опустить ниже уровня желудка (чуть наклонив или потянуть за поршень шприца) и подождать пока он не заполнится желудочным содержимым.
9. Присоединить воронку к зонду и опустить воронку ниже положения желудка пациента.
10.Заполнить воронку водой, держа ее наклонно.Разовый объем промывания определяется из расчета 10 мл / кг(200 мл)
11. Медленно поднять воронку выше уровня желудка, так чтобы вода поступала из воронки в желудок.
12. Как только вода достигнет устья воронки, быстро опустить воронку ниже уровня желудка, чтобы содержимое желудка наполнило воронку полностью.
13. Осторожно вылить содержимое желудка в емкость для промывных вод.
14. Повторить промывание несколько раз до чистых промывных вод.
Окончание процедуры:
1. Уложить пациента на бок, снять воронку, конец зонда опустить на 15 – 20 минут в емкость для сбора промывных вод.
2. Пережать зонд у рта пациента зажимом, извлечь зонд при помощи салфетки, смоченной дезинфицирующим средством, снять фартук.
3. Поместить зонд, воронку в емкость для дезинфекции инструментария, салфетку – в емкость для отходов класса Б.
4. Дать пациенту прополоскать рот, обтереть полотенцем вокруг рта.
5. Придать пациенту удобное положение в постели, тепло укрыть,
следить за состоянием.
6. Снять перчатки и поместить их в емкость для их дезинфекции.
7. Вымыть и осушить руки (с использованием жидкого мыла или кожного антисептика).
8. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры
| | | Примечание. Возможно (в бессознательном состоянии) промывание желудка тонким зондом (0,3 – 0,5 см), введенным интраназально, при этом в шприц Жанэ набирается вода в объеме 0,5 л, вводится в желудок и аспирируется этим же шприцем
| | | | | | |
АНАФИЛАКТИЧЕСКИЙ ШОК
Анафилактический шок – угрожающая жизни системная реакция организма, обусловленная аллергическими реакциями организма в ответ на введение лекарственных веществ, пищевых продуктов, укусы насекомых, пчел, змей
Основная терапия
|
| Прекратить введение препарата, вызвавшего шок. Если игла в вене, ее не вынимать и терапию проводить через эту иглу
|
|
| Отметить время попадания аллергена в организм, появления жалоб и первых клинических проявлений аллергической реакции
|
| При возможности привлечь для помощи 1-3 человек, имеющих навык оказания неотложной помощи
|
| Через посредника вызвать более опытного медицинского работника и бригаду скорой помощи
|
| Уложить ребенка в горизонтальное положение с приподнятым ножным концом. Тепло укрыть.
|
| Голову повернуть на бок, при западении языка выдвинуть нижнюю челюсть вперед.
|
| Оценить состояние пациента, жалобы. Измерить пульс, АД, температуру. Оценить характер одышки, распространенность цианоза. Провести осмотр кожи, слизистых
|
| Обеспечить доступ свежего воздуха или дать кислород. При нарушении ритма дыхания или его затруднения проводить искусственную вентиляцию легких (ИВЛ)
|
| Наложить жгут па место выше введения препарата, если это возможно
|
| Положить холод (лед) на место инъекции или укуса
|
| При введении аллергического препарата в нос или глаза, промыть их водой и закапать 0,1% раствор адреналина 1 – 2 капли
|
| При подкожном введении препарата, вызвавшего шок, обколоть крестообразно место инъекции 0,1% раствором адреналина (1 мл 0,1% раствора адреналина развести в 3 – 5 мл физиологического раствора)
|
| Ввести 0,1% раствор адреналина из расчета 0,1 мл / год, но не более 1,0 мл, п/к или в/в на 10 мл физиологиче5ского раствора
|
| Начать в/в капельное введение физиологического раствора со скоростью 20 – 40 мл / кг в час. При невозможности обеспечить данную скорость через одну вену, проводить инфузии через 2 – 3 вены одновременно. При подъеме; АД скорость инфузии уменьшить в 2 – 3 раза
|
| Глюкокортикоиды: преднизолон 5 – 10 мг / кг или гидрокортизон (солукортеф) 10 – 15 мг / кг. При необходимости повторить через 2 – 4 часа
|
| При сохраняющейся гипотонии повторное введение адреналина в прежней дозе через 20 минут до 3-х раз в час
| Вторичная терапия
| Ввести 1% раствор димедрола 0,1 мл / кг, но не более 5,0 мл
| При бронхоспазме:
- 1 – 2 дозы сальбутамола (беротека) с интервалом 20 минут, но не более 8 доз через спейсер
или в/в на физиологическом растворе 2,4% раствор эуфиллина 1,0 мл / год, но не более 10,0 мл
| При судорогах в/в медленно под контролем АД и пульса ввести 0,05% раствор диазепама (седуксена, реланиума, сибазона) 0,3 – 0,5 мг/кг или 0,1 мл / кг, но не более 2,0мл
или дормикум в/м, в/в 0,3 – 0,5 мг/кг или внутрь 0,75 мг/кг
| Постоянный контроль за жизненно важными функциями организма (АД, пульс, дыхание) с интервалом 5 – 10 мин. Быть готовым к проведению сердечно-легочной реанимации
| Экстренный вызов реаниматолога на себя, транспортировка в сопровождении реаниматолога с проведением интенсивной терапии в дороге и готовностью к проведению сердечно-легочной реанимации
| Оценка достигнутого:
- Сознание восстановилось, АД повысилось, улучшился характер пульса, дыхание нормализовалось – продолжить наблюдение до приезда бригады скорой помощи.
Состояние не изменилось, продолжить сердечно-легочную реанимацию до 30 мин или до приезда бригады
ОБМОРОК
Обморок – проявление сосудистой недостаточности, которая сопровождается ишемией мозга и проявляется кратковременной потерей сознания без глубоких нарушений гемодинамики.
Информация, позволяющая заподозрить обморок:
1. резкая слабость, внезапная потеря сознания,
2. бледность кожных покровов, холодный пот, тахипноэ,
3. брадикардия сменяется на тахикардию,
4. холодные конечности,
5. снижение АД, снижение мышечного тонуса.
№
| Действия
| Обоснование
|
| Уложить ребенка на ровную горизонтальную поверхность с приподнятыми ногами или усадить и резко наклонить голову вниз
| Обеспечение притока крови к мозгу
|
| Грудь и шею освободить от стесняющей одежды
| Облегчение экскурсии легких
|
| Обеспечить приток свежего воздуха или дать кислород
| Уменьшение гипоксии
|
| Сбрызнуть лицо и тело ребенка холодной водой, похлопать по щекам влажным полотенцем
| Раздражение большого количества рецепторов оказывает возбуждающее действие на дыхательный и сосудодвигательные центры ЦНС
|
| Дать вдохнуть пары нашатырного спирта, растереть тело и конечности, обложить грелками
|
| Если обморок продолжается, ввести:
- 25% раствор кордиамина 0,1 мл / год или
- 10% раствор кофеина 0,1 мл / год
| Оказывают возбуждающее действие на ЦНС
|
| При простом обмороке – оставить ребенка на месте, рекомендовать обратиться в поликлинику.
При затянувшемся обмороке – госпитализация в детское отделение
| Для обследования и уточнения диагноза
| Оценка достигнутого:
Ребенок пришел в сознание, состояние улучшилось, рекомендовать консультацию врача.
Лечебные маски и примочки
Цель: лечебная
Показания: воспалительные заболевания кожи, заболевания кожи, сопровождающиеся мокнутием..
Оснащение:
P лоток для оснащения; лекарственные растворы: (по назначению врача)
* перманганат калия 1:5000
* риванола 1000
* 2-5% резорцина
* 10% мазь ихтиола
* 4% раствор таннина
ü марлевая салфетка; ножницы; перчатки;
ü лоток для отработанного оснащения; ёмкость с дезинфицирующим раствором;
Обязательные условия
ü температура раствора для детей раннего возраста 22-24 0 С, а более старшего 12-14 0 С
Подготовка к процедуре
| | Объяснить маме (ребёнку) цель и ход проведения процедуры, получить согласие.
| | Подготовить необходимое оснащение.
| | Приготовить лекарственный раствор при необходимости подогреть его.
| | Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки.
| | Сложить марлю в 10-12 слоёв, вырезать отверстие для рта, носа, глаз (при накладывании на лицо).
| Приготовленный раствор налить в лоток и смочить марлевую салфетку, затем слегка отжать.
| | Выполнение процедуры
| | 1. Наложить салфетку на поражённое место.
| | При необходимости зафиксировать 1-2 турами бинта.
| | При необходимости смачивать салфетку каждые 20-30 мин. С помощью ватного тампона.
| | Завершение процедуры
| | Салфетку можно оставить на 2-5 часов.
| | После использования примочек на кожу нанести мазь
| | Использованную салфетку выбросить лоток продезинфицировать
| | Снять перчатки обеззаразить их, вымыть и просушить руки
| | | | | |
Лечебные ванны
Показания:
ü подавление воспаления на коже при атопическом дерматите;
ü устранение сухости кожи и кожного зуда;
P профилактика и устранение вторичного инфицирования;
P восстановление эпителия;
P улучшение барьерных функций кожи.
Оснащение:
P ванночка для купания, дехлорированная вода
P пеленка для ванны или подставка, водный термометр
P флакон с 5% водным раствором перманганата калия
P отвары и настои трав: череды, листа березы, зверобоя, лаврового листа, корня лопуха, тысячелистника, коры дуба, конского щавеля, пустырника, настой семян льна, отруби
P крахмал, растительное масло
P хлопчатобумажное полотенце
P чистый набор одежды из хлопка, фланели, мешок для грязного белья
P емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь
Обязательные условия:
P в период обострения проводить ванны 1 раз в 2 -7 дней
P ванны с отварами и настоями трав использовать 1-3 раза в неделю
P при наличии вторичного инфицирования в воду добавлять 5% водный раствор перманганата калия (до слабо-розового цвета)
P при выраженной сухости кожи в ванну добавляем семя льна (отвар), отруби, крахмал, растительное масло
P настои и отвары готовим заранее: настой: 1 столовая ложка травы на 1 стакан кипятка – настоять 10 минут; отвар: 1 столовая ложка травы на 1 стакан кипятка, варить на водяной бане 20 минут, затем процедить.
P не проводить сразу после кормления при купании температура воздуха 22-24 С0.
P после принятия ванны не ополаскиваем ребенка, продолжительность ванны 10-15 мин.
Подготовка к процедуре
| Объяснить маме и родственникам цель и ход процедуры.
| 1. Подготовить необходимое оснащение.
Поставить ванночку в устойчивое положение
| 2. Вымыть и осушить руки.
Обработать внутреннюю поверхность ванночки дезинфицирующим раствором. Вымыть ванночку щеткой, ополоснуть кипятком.
| 3.Протереть пеленальный столик дезинфицирующим раствором и положить на него пеленку
| 4.Положить на дно ванночки пеленку, сложенную в несколько слоев (края пеленки не должны заходить на боковые стенки ванночки или подставки).
| 5.Положить в ванну водный термометр. Наполнить ванну водой на ½ или 1/3, температура должна быть 36-37 С0.
| Примечание:
P при заполнении ванны водой, чередовать холодную и горячую воду;
P проводить контроль температуры воды только с помощью водного термометра
| 6.Добавьте в воду приготовленный настой или отвар (на 10 литров воды используйте 1 литр отвара или 1 стакан настоя). При проведении крахмальной ванночки в воду добавляют 100,0 крахмала на 10 литров воды
| 7.Раздеть ребенка (при необходимости подмыть ребенка). Сбросить грязную одежду в мешок для грязного белья.
| Выполнение процедуры.
| Взять ребенка на руки, поддерживая левой рукой спину и затылок, правой бедро и ягодицы.
| Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, затем – верхнюю половину туловища). Вода должна доходить до линии сосков ребенка, верхняя часть груди остается открытой. Освободить правую руку, продолжая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребенка.
| 2. Накинув полотенце положить ребенка на пеленальный столик.
Осушить кожные покровы промокательными движениями.
| Завершение процедуры
| Обработать естественные складки стерильным растительным маслом или припудрить присыпкой.
| Одеть ребенка и уложить в кроватку.
| Пеленку с пеленального столика поместить в мешок для грязного белья
Слить воду из ванночки и ополоснуть ее. Обработать внутреннюю поверхность и рабочую поверхность пеленального столика дезраствором.
| Вымыть и осушить руки.
|
МАНИПУЛЯЦИИ ДЛЯ экзамена по МДК и квалификационного ПЕДИАТРИЯ СД
|