Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Распространение генотипов по группам крови системы МN в популяции австралийских аборигеновСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Работа 5. Определите соотношения генотипов в студенческой группе (микропопуляции): 1)по способности свертывать язык в трубочку (наследуется по доминантному типу); 2)по наличию приросшей мочки уха (наследуется по рецессивному типу). 1) Определите общую численность студенческой группы; 2) Определите число гомозиготных носителей рецессивного признака; 3) На основании этих данных рассчитайте частоту и число доминантных гомозигот и гетерозигот. Расчет выполните на основании формулы Харди-Вайнберга. 4) Полученные результаты оформите в виде таблицы:
Работа 6. Для закрепления материала по анализу генетической структуры популяций решите следующие задачи. Задача 1 (97). В районе с население 280 000 человек при полной регистрации случаев болезни Шпильмайера-Фогта (юношеская форма амавро-тической семейной идиотии) обнаружено 7 больных. Болезнь наследуется по аутосомно-рецессивному типу (генотип ss). Определите частоту рецессивного генотипа, вычислив число больных на 1 млн. населения. Задача 2 (100). Группа особей состоит из 30 гетерозигот Аа. Вычислите частоту (р) нормального аллеля А и частоту (q) мутантного аллеля а, выразив частоты в долях единицы и процентах от общего числа аллелей (А + а) в данной группе особей. Задача 3 (106). Галактоземия (болезнь, связанная с отсутствием фермента, расщепляющего молочный сахар) встречается с частотой 7:1000 000 и наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Определите число гетерозигот в популяции. Задача 4 (107). В районе с населением 50 000 человек зарегистрировано 4 больных алькаптонурией (наследование аутосомно-рецессивное). Определите количество гетерозигот по алькаптонурии в данной популяции.
Задание для внеаудиторной работы студентов. А) Вопросы для подготовки к занятию: 1. Близнецовый метод изучения наследственности, его возможности и значение. 2. Понятие конкордантности и дискордантности. 3. Определение коэффициента Хольцингера. 4. Популяционно-статистический метод. Его возможности и значение. 5. Генетические характеристики популяции. 6. Закон Харди-Вайнберга и возможности его применения в медицинской генетике. Б) Определите генетическую структуру популяции по одной из форм фруктозурии (наследуется по аутосомно-рецессивному типу), в которой частота больных составляет 7 на 1000000 населения.
Литература: Основная: 1. Биология. В 2 кн. Кн. 1: Учеб. Для медиц. Спец. Вузов / В. Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова; Под ред. В.Н. Ярыгина - М., Высш. Шк., 2007. Разд. 6.4.3.2- 6.4.3.4 2. Биология. В 2 кн. Кн. 1: Учеб. Для медиц. Спец. Вузов / В. Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова; Под ред. В.Н. Ярыгина - М., Высш. Шк., 2001. Разд. 6.4.3.2- 6.4.3.4. 3. Лекции по биологии. Дополнительная: 1. Биология (под редакцией Н. Чебышева). М., ВУНМЦ, 2001. 2. Бочков Н.П. Клиническая генетика. М., Гэотар-Мед, 2002. 3. Биология. В 2 кн. Кн. 1: Учеб. Для медиц. Спец. Вузов / В. Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова; Под ред. В.Н. Ярыгина - М., Высш. Шк., 1997. Тема 3. Диагностика хромосомных болезней. Принципы медико-генетического консультирования. Цель: Познакомиться с генетическим основами хромосомных болезней человека и их диагностикой, с принципами медико-генетического консультирования, овладеть навыками составления кариограммы человека в норме и при патологии. В результате изучения материала студенты должны: Знать: 1. Классификацию хромосомных и геномных мутаций; 2. Механизмы возникновения хромосомных болезней; 3. Генетическую характеристику основных синдромов; 4. Принципы классификации хромосом; 5. Медико-генетические аспекты брака; 6. Принципы, этапы и возможности медико-генетического консультирования. Уметь: 1. Составлять индивидуальные хромосомные комплексы по Денверской классификации; 2. Анализировать хромосомные комплексы здоровых людей и с хромосомными болезнями; 3. Прогнозировать вероятность рождения больных детей в случае возникновения хромосомных или геномных мутаций в гаметогенезе.
Вопросы для обсуждения 1. Дайте классификацию хромосомных и геномных мутаций. 2. Всегда ли мутации приводят к развитию хромосомных болезней? Ответ поясните. 3. Каковы последствия генеративных и соматических мутаций для организма? 4. Каковы механизмы хромосомных и геномных мутаций? 5. Почему анеуплоидии по половым хромосомам наблюдаются чаще, чем по аутосомам? 6. Почему практически каждая хромосомная болезнь характеризуется комплексом клинических признаков, а не отдельными симптомами? 7. Дайте генетическую характеристику основных синдромов. 8. Как осуществляется профилактика наследственных болезней на уровне семей? 9. Чем отличается проспективное медико-генетическое консультирование от ретроспективного? 10. Назовите принципы и этапы медико-генетического консультирования. 11. Какое заключение может дать врач-генетик беременной женщине, отец которой страдал гемофилией?
Краткая характеристика темы Хромосомные мутации представляют собой видимые изменения структуры хромосом. Они делятся на внутрихромосомные и межхромосомные (таблица 1). К внутрихромосомным мутациям относятся делеции (утрата части хромосомы), дупликации (удвоение участка хромосомы), инверсии (поворот участка хромосомы на 180°). Межхромосомные мутации включают транслокации, при которых участок одной хромосомы перемещается (транслоцируется) на другую, негомологичную ей хромосому. Выделяют несколько типов транслокаций: • Реципрокные, при которых происходит взаимный обмен участками двух негомологичных хромосом; • Нереципрокные, при которых участок одной хромосомы (или целая хромосома) перемещается на негомологичную хромосому; • Робертсоновские, при которых происходит слияние двух акроцентрических негомологичных хромосом в области центромеры с образованием одной мета- или субметацентрической хромосомы. Особое положение занимают транспозиции - изменения локализации небольших участков генетического материала, включающих один или несколько генов. Транспозиции могут происходить как между негомологичными хромосомами, так и в пределах одной хромосомы. Поэтому транспозиции занимают промежуточное положение между внутрихромосомными и межхромосомными перестройками. Геномные мутации связаны с нарушением числа хромосом в кариоти-пе и могут быть двух видов: полиплоидными и гетероплоидными (анеуп-лоидными). Полиплоидия представляет собой увеличение числа хромосом в кариотипе, кратное гаплоидному набору. Гетероплоидия представляет собой изменение числа отдельных хромосом: • Моносомия (2n-1); • Полисомия (трисомия, тетрасомия и т.д.), когда одна из хромосом может быть повторена трижды и более раз (2п + 1,2...). Все перечисленные виды мутаций могут возникать как в генеративных, так и в соматических клетках, однако значение их для организма различно. Хромосомные аномалии, возникающие в генеративных клетках, передаются по наследству и часто являются причиной либо гибели эмбриона или плода, либо хромосомных болезней человека. При этом все клетки организма будут иметь аномальный хромосомный набор, и для диагностики такого заболевания достаточно цитогенетического анализа кариотипа. В среднем около 50% спонтанных абортов и 7% всех мертворождений обусловлены хромосомными нарушениями, среди которых наиболее частыми являются полиплоидии и моносомии по аутосомам. На 1000 новорожденных младенцев - 7 имеют различные хромосомные болезни (Бочков Н.П., 1997). Типы хромосомных мутаций Если хромосомные нарушения возникают в соматических клетках на ранних стадиях пренатального развития (дробление зиготы, бластула и т.д.), то развивается мозаичный организм, часть клеток которого несет нормальный хромосомный набор. Диагностика мозаичных форм хромосомных болезней отличается большой сложностью, так как требует изучения кариотипа большего числа клеток. Хромосомные нарушения, возникающие в соматических клетках в постнатальном периоде, по наследству не передаются и в норме элиминируются иммунной системой организма. Однако в некоторых случаях (активация онкогенов при транслокациях, делениях) хромосомные аномалии являются причиной злокачественного роста. Например, транслокация между 9-ой и 22-ой хромосомами вызывает хронический миелоидный лейкоз. Имеются также экспериментальные данные о накоплении клеток с хромосомными мутациями в процессе старения. Все хромосомные болезни человека можно разделить на 2 большие группы: 1. Хромосомные болезни, обусловленные аномалиями числа хромосом: 1.1.полиплоидией; 1.2.числовыми аномалиями аутосом; 1.3.числовыми аномалиями половых хромосом. 2. Хромосомные болезни, обусловленные изменениями структуры Среди всех хромосомных заболеваний приблизительно 25% приходится на аутосомные трисомии; 35% - на патологию половых хромосом; 40% - на сбалансированные и несбалансированные перестройки хромосом. Фенотипическое проявление подавляющего числа хромосомных болезней характеризуется многочисленными пороками развития различных систем органов, задержкой общего физического и умственного развития, снижением жизнеспособности, что связано с нарушением генного баланса организма. Хромосомные болезни человека, обусловленные полиплоидией, среди живорожденных встречаются крайне редко. Опубликовано 60 случаев полной триплодии у детей (кариотип - 69, XXX или 69, XXY), максимальная продолжительность жизни которых составила 7 дней. Триплоидия сопровождается не только многочисленными пороками развития, но и приводит к утрате жизнеспособности. Большинство триплоидных зародышей погибает в начале 2-го месяца внутриутробного развития. Основным механизмом триплодии является нерасхождение хромосом в анафазе I или II мейотического деления при овогенезе. Болезни, обусловленные гетероплоидией по аутосомам и половым хромосомам, встречаются наиболее часто и составляют 60% от всех хромосомных патологий. Основным механизмом их возникновения является нерасхождение гомологичных хромосом в анафазе мейоза при овогенезе. Цитогенетическая характеристика этих болезней представлена в таблице 2. Таблица 2.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.156 (0.007 с.) |