![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Распространение генотипов по группам крови системы МN в популяции австралийских аборигеновСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Работа 5. Определите соотношения генотипов в студенческой группе (микропопуляции): 1)по способности свертывать язык в трубочку (наследуется по доминантному типу); 2)по наличию приросшей мочки уха (наследуется по рецессивному типу). 1) Определите общую численность студенческой группы; 2) Определите число гомозиготных носителей рецессивного признака; 3) На основании этих данных рассчитайте частоту и число доминантных гомозигот и гетерозигот. Расчет выполните на основании формулы Харди-Вайнберга. 4) Полученные результаты оформите в виде таблицы:
Работа 6. Для закрепления материала по анализу генетической структуры популяций решите следующие задачи. Задача 1 (97). В районе с население 280 000 человек при полной регистрации случаев болезни Шпильмайера-Фогта (юношеская форма амавро-тической семейной идиотии) обнаружено 7 больных. Болезнь наследуется по аутосомно-рецессивному типу (генотип ss). Определите частоту рецессивного генотипа, вычислив число больных на 1 млн. населения. Задача 2 (100). Группа особей состоит из 30 гетерозигот Аа. Вычислите частоту (р) нормального аллеля А и частоту (q) мутантного аллеля а, выразив частоты в долях единицы и процентах от общего числа аллелей (А + а) в данной группе особей. Задача 3 (106). Галактоземия (болезнь, связанная с отсутствием фермента, расщепляющего молочный сахар) встречается с частотой 7:1000 000 и наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Определите число гетерозигот в популяции. Задача 4 (107). В районе с населением 50 000 человек зарегистрировано 4 больных алькаптонурией (наследование аутосомно-рецессивное). Определите количество гетерозигот по алькаптонурии в данной популяции.
Задание для внеаудиторной работы студентов. А) Вопросы для подготовки к занятию:
1. Близнецовый метод изучения наследственности, его возможности и значение. 2. Понятие конкордантности и дискордантности. 3. Определение коэффициента Хольцингера. 4. Популяционно-статистический метод. Его возможности и значение. 5. Генетические характеристики популяции. 6. Закон Харди-Вайнберга и возможности его применения в медицинской генетике. Б) Определите генетическую структуру популяции по одной из форм фруктозурии (наследуется по аутосомно-рецессивному типу), в которой частота больных составляет 7 на 1000000 населения.
Литература: Основная: 1. Биология. В 2 кн. Кн. 1: Учеб. Для медиц. Спец. Вузов / В. Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова; Под ред. В.Н. Ярыгина - М., Высш. Шк., 2007. Разд. 6.4.3.2- 6.4.3.4 2. Биология. В 2 кн. Кн. 1: Учеб. Для медиц. Спец. Вузов / В. Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова; Под ред. В.Н. Ярыгина - М., Высш. Шк., 2001. Разд. 6.4.3.2- 6.4.3.4. 3. Лекции по биологии. Дополнительная: 1. Биология (под редакцией Н. Чебышева). М., ВУНМЦ, 2001. 2. Бочков Н.П. Клиническая генетика. М., Гэотар-Мед, 2002. 3. Биология. В 2 кн. Кн. 1: Учеб. Для медиц. Спец. Вузов / В. Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова; Под ред. В.Н. Ярыгина - М., Высш. Шк., 1997. Тема 3. Диагностика хромосомных болезней. Принципы медико-генетического консультирования. Цель: Познакомиться с генетическим основами хромосомных болезней человека и их диагностикой, с принципами медико-генетического консультирования, овладеть навыками составления кариограммы человека в норме и при патологии. В результате изучения материала студенты должны: Знать: 1. Классификацию хромосомных и геномных мутаций; 2. Механизмы возникновения хромосомных болезней; 3. Генетическую характеристику основных синдромов; 4. Принципы классификации хромосом; 5. Медико-генетические аспекты брака; 6. Принципы, этапы и возможности медико-генетического консультирования. Уметь: 1. Составлять индивидуальные хромосомные комплексы по Денверской классификации; 2. Анализировать хромосомные комплексы здоровых людей и с хромосомными болезнями; 3. Прогнозировать вероятность рождения больных детей в случае возникновения хромосомных или геномных мутаций в гаметогенезе.
Вопросы для обсуждения
1. Дайте классификацию хромосомных и геномных мутаций. 2. Всегда ли мутации приводят к развитию хромосомных болезней? Ответ поясните. 3. Каковы последствия генеративных и соматических мутаций для организма? 4. Каковы механизмы хромосомных и геномных мутаций? 5. Почему анеуплоидии по половым хромосомам наблюдаются чаще, чем по аутосомам? 6. Почему практически каждая хромосомная болезнь характеризуется комплексом клинических признаков, а не отдельными симптомами? 7. Дайте генетическую характеристику основных синдромов. 8. Как осуществляется профилактика наследственных болезней на уровне семей? 9. Чем отличается проспективное медико-генетическое консультирование от ретроспективного? 10. Назовите принципы и этапы медико-генетического консультирования. 11. Какое заключение может дать врач-генетик беременной женщине, отец которой страдал гемофилией?
Краткая характеристика темы Хромосомные мутации представляют собой видимые изменения структуры хромосом. Они делятся на внутрихромосомные и межхромосомные (таблица 1). К внутрихромосомным мутациям относятся делеции (утрата части хромосомы), дупликации (удвоение участка хромосомы), инверсии (поворот участка хромосомы на 180°). Межхромосомные мутации включают транслокации, при которых участок одной хромосомы перемещается (транслоцируется) на другую, негомологичную ей хромосому. Выделяют несколько типов транслокаций: • Реципрокные, при которых происходит взаимный обмен участками двух негомологичных хромосом; • Нереципрокные, при которых участок одной хромосомы (или целая хромосома) перемещается на негомологичную хромосому; • Робертсоновские, при которых происходит слияние двух акроцентрических негомологичных хромосом в области центромеры с образованием одной мета- или субметацентрической хромосомы. Особое положение занимают транспозиции - изменения локализации небольших участков генетического материала, включающих один или несколько генов. Транспозиции могут происходить как между негомологичными хромосомами, так и в пределах одной хромосомы. Поэтому транспозиции занимают промежуточное положение между внутрихромосомными и межхромосомными перестройками. Геномные мутации связаны с нарушением числа хромосом в кариоти-пе и могут быть двух видов: полиплоидными и гетероплоидными (анеуп-лоидными). Полиплоидия представляет собой увеличение числа хромосом в кариотипе, кратное гаплоидному набору. Гетероплоидия представляет собой изменение числа отдельных хромосом: • Моносомия (2n-1); • Полисомия (трисомия, тетрасомия и т.д.), когда одна из хромосом может быть повторена трижды и более раз (2п + 1,2...). Все перечисленные виды мутаций могут возникать как в генеративных, так и в соматических клетках, однако значение их для организма различно. Хромосомные аномалии, возникающие в генеративных клетках, передаются по наследству и часто являются причиной либо гибели эмбриона или плода, либо хромосомных болезней человека. При этом все клетки организма будут иметь аномальный хромосомный набор, и для диагностики такого заболевания достаточно цитогенетического анализа кариотипа. В среднем около 50% спонтанных абортов и 7% всех мертворождений обусловлены хромосомными нарушениями, среди которых наиболее частыми являются полиплоидии и моносомии по аутосомам. На 1000 новорожденных младенцев - 7 имеют различные хромосомные болезни (Бочков Н.П., 1997).
Типы хромосомных мутаций Если хромосомные нарушения возникают в соматических клетках на ранних стадиях пренатального развития (дробление зиготы, бластула и т.д.), то развивается мозаичный организм, часть клеток которого несет нормальный хромосомный набор. Диагностика мозаичных форм хромосомных болезней отличается большой сложностью, так как требует изучения кариотипа большего числа клеток. Хромосомные нарушения, возникающие в соматических клетках в постнатальном периоде, по наследству не передаются и в норме элиминируются иммунной системой организма. Однако в некоторых случаях (активация онкогенов при транслокациях, делениях) хромосомные аномалии являются причиной злокачественного роста. Например, транслокация между 9-ой и 22-ой хромосомами вызывает хронический миелоидный лейкоз. Имеются также экспериментальные данные о накоплении клеток с хромосомными мутациями в процессе старения. Все хромосомные болезни человека можно разделить на 2 большие группы: 1. Хромосомные болезни, обусловленные аномалиями числа хромосом: 1.1.полиплоидией; 1.2.числовыми аномалиями аутосом; 1.3.числовыми аномалиями половых хромосом. 2. Хромосомные болезни, обусловленные изменениями структуры Среди всех хромосомных заболеваний приблизительно 25% приходится на аутосомные трисомии; 35% - на патологию половых хромосом; 40% - на сбалансированные и несбалансированные перестройки хромосом. Фенотипическое проявление подавляющего числа хромосомных болезней характеризуется многочисленными пороками развития различных систем органов, задержкой общего физического и умственного развития, снижением жизнеспособности, что связано с нарушением генного баланса организма. Хромосомные болезни человека, обусловленные полиплоидией, среди живорожденных встречаются крайне редко. Опубликовано 60 случаев полной триплодии у детей (кариотип - 69, XXX или 69, XXY), максимальная продолжительность жизни которых составила 7 дней. Триплоидия сопровождается не только многочисленными пороками развития, но и приводит к утрате жизнеспособности. Большинство триплоидных зародышей погибает в начале 2-го месяца внутриутробного развития. Основным механизмом триплодии является нерасхождение хромосом в анафазе I или II мейотического деления при овогенезе. Болезни, обусловленные гетероплоидией по аутосомам и половым хромосомам, встречаются наиболее часто и составляют 60% от всех хромосомных патологий. Основным механизмом их возникновения является нерасхождение гомологичных хромосом в анафазе мейоза при овогенезе. Цитогенетическая характеристика этих болезней представлена в таблице 2.
Таблица 2.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.11.166 (0.012 с.) |