![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выделяют 6 основных типов наследования признаков.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
При аутосомно-доминантном типе наследования признак: а) встречается в равной мере у мужчин и женщин; б) при достаточной численности потомства прослеживается в каждом поколении по вертикали. а) встречается в равной мере у мужчин и женщин; б) проявляется не в каждом поколении по вертикали. При доминантном Х-сцепленном типе наследования признак чаще встречается у женщин в связи с большей возможностью получения ими соответствующего аллеля либо от отца, либо от матери. Женщины с доминантным признаком передают его в равной степени дочерям и сыновьям, а мужчины - только дочерям. При рецессивном Х-сцепленном типе наследования признак: а) преимущественно проявляется у гемизиготных мужчин, которые б) проявляется не в каждом поколении (обычно наследуется через в) у женщин проявляется только в гомозиготном состоянии. При У-сцепленном (голандрическом) типе наследования признак передается строго по мужской линии из поколения в поколение, от отца к сыну.
При цитоплазматическом (митохондриальном) типе наследования признак: а) встречается с одинаковой частотой у обоих полов; б) передается потомкам только от матери. Примерами митохондриальных генных болезней у человека являются атрофия зрительного нерва Лебера, одна из форм несращения остистых отростков позвонков, митохондриальные миопатии. К цитогенетическим методам исследования относятся: 1. Микроскопическое изучение кариотипа человека в норме и при патологии на стадии метафазы митоза (метафазный метод); 2. Микроскопические методы определения X и У-полового хроматина в интерфазных клетках эпителия слизистой ротовой полости или в нейтрофилах (интерфазный метод). В первом случае в зависимости от задач исследования материалом для ци-тогенетического метода могут служить лимфоциты периферической крови, клетки костного мозга, фибробласты, клетки эмбриональных тканей, хориона, клетки амниотической жидкости. Их выращивают в культуре на специальных питательных средах с добавлением фитогемагглютинина (ФГА), который стимулирует митотическое деление; за 1-2 часа до фиксации обрабатывают колхицином, разрушающим ахроматиновое веретено и останавливающим клеточное деление на стадии метафазы; затем помещают в гипотонический раствор, в котором клетки набухают, в результате чего хромосомы оказываются свободно лежащими в цитоплазме. Клеточную суспензию фиксируют смесью метанола и уксусной кислоты, наносят на чистые предметные стекла и окрашивают либо рутинно (метод окраски по Гимзе), либо дифференциальными красителями. Фотографирование метафазных пластинок и последующая обработка фотографий с составлением кариограмм, в которых хромосомы распределены по группам, позволяет установить общее число хромосом и обнаружить изменение их числа или структуры в отдельных парах.
Метафазный метод хромосомного анализа применяется: 1. в диагностике хромосомных болезней, связанных с изменением числа и/или структуры хромосом; 2. в дифференциальной диагностике новообразований (лейкозы, солидные опухоли); 3. для изучения хромосомного мутагенеза (учет хромосомных мутаций) при проверке факторов окружающей среды на мутагенность; 4. в пренатальной диагностике (определение нарушений кариотипа у плода или пола плода). В последнем случае используют следующие методические приемы: • амниоцентез - чрезбрюшинный прокол плодного пузыря на 15-18-ой неделе беременности с целью получения околоплодной жидкости и находящихся в ней слущенных клеток амниона и плода; • кордоцентез - взятие крови их пуповины на 18-22-ой неделе беременности; • хорионбиопсия - взятие кусочков ворсин хориона на 7-10-ой неделе беременности. Во всех трех случаях клетки культивируют для получения метафазных пластинок и анализируют кариотип плода. Интерфазный метод хромосомного анализа используется в экспресс-диагностике численных аномалий по половьм хромосомам. Для обнаружения У хромосомы используются специальные флюоресцентные красители, дающие свечение при люминисцентной микроскопии. Для выявления X хромосом используется метод определения полового хроматина в клетках слизистой щеки. Метод основан на том, что в интерфазньгх ядрах соматических клеток нормальной женщины одна из двух X хромосом неактивна (гетерохроматинизирована) и при окрашивании выявляется в виде компактной хроматиновой глыбки, называемой половым хроматином или тельцем Барра; в ядрах нормальных мужских клеток половой хроматин, естественно, отсутствует. Если в организме несколько X хромосом, то активна - одна, а остальные обнаруживаются в виде дополнительных телец Барра. Поэтому по количеству телец Барра можно судить о количестве X хромосом: число X хромосом (Nx) всегда на единицу больше числа телец полового хроматина (Nб): Nx=Nб+1
Биохимические методы в генетике человека используются для диагностики наследственных болезней обмена веществ. Они направлены на выявление аномальных белковых продуктов генов или патологических метаболитов внутри клетки и во внеклеточных жидкостях больного. Объектами биохимической диагностики могут быть моча, пот, плазма и сыворотка крови, форменные элементы крови. Биохимические методы многоступенчаты и включают не менее двух этапов: 1. первичная диагностика; 2. уточняющая диагностика. На первом этапе используются простые качественные биохимические тесты, получившие название «просеивающих», которые позволяют из большого количества детей отобрать подозрительных на наличие у них конкретных болезней обмена веществ. На втором этапе эти больные подвергаются более углубленному и точному обследованию, позволяющему либо отвергнуть предполагавшийся на первом этапе диагноз, либо окончательно его подтвердить. В уточняющей диагностике используются методы тонкослойной хроматографии мочи и крови (выявление наследственных нарушений обмена аминокислот и мукополисахаридов); газовой хроматографии (выявление наследственных болезней обмена органических кислот); электрофореза (диагностика гемоглобинопатий), флюориметрии. Самую большую группу среди наследственных болезней обмена веществ составляют болезни аминокислотного обмена (более 60). К числу этих заболеваний относится фенилкетонурия (ФКУ), встречающаяся с частотой 1/10 000 рождений. Она наследуется по аутосомно-рецессивному типу и обусловлена мутацией структурного гена фенилаланингидроксилазы. Из-за резкого снижения активности этого фермента у больных нарушено превращение фенилаланина в тирозин. Накапливающиеся в результате этого метаболиты повреждают развивающийся мозг, что приводит к выраженной умственной отсталости (характерными клиническими симптомами заболевания являются также судорожный синдром, нарушение пигментного обмена, склонность к дерматитам, специфический «мышиный» запах фенилуксусной кислоты). Если ФКУ диагностировать сразу после рождения, то специальная диета, ограничивающая потребление фенилаланина, может предотвратить умственную отсталость. Поэтому во всех развитых странах мира и в России проводится массовый скрининг новорожденных на фенилкетонурию. Основным биохимическим маркером всех форм ФКУ является увеличение концентрации фенилаланина в плазме крови. Поэтому биологическим материалом для просеивающей диагностики фенилкетонурии являются высушенные на хроматографической бумаге пятна капиллярной крови новорожденных, которые пересылают в централизованные биохимические лаборатории. В таких лабораториях в пятнах крови определяют количество фенилаланина методом количественной флюориметрии. В случае положительного результата проводится уточняющая биохимическая диагностика с применением методов тонкослойной хроматографии сывороточных аминокислот.
Кроме этого массовый скрининг новорожденных на ФКУ осуществляется и иммуноферментным анализом. Программы массового скрининга новорожденных осуществляются также в отношении врожденного гипотиреоза, врожденной гиперплазии надпочечников, галактоземии и муковисцидоза. Основная цель этих программ - раннее выявление наследственного заболевания на доклинической (досимптоматической) стадии и организация своевременного профилактического лечения. Самостоятельная работа Работа 1. Используя таблицы, разобрать принципы и значение генеалогического метода, научиться составлять родословные. Работа 2. На рис. 1 дана родословная семьи с близорукостью. Перенесите рисунок в альбом, проанализируйте данные родословной и определите: 1.тип наследования признака; 2.вероятные генотипы членов родословной; 3.вероятность рождения больных детей в семье от брака 3 и 6.
Рис. 1. Родословная семьи с близорукостью Работа 3. На рис. 2 дана родословная семьи с врожденной глухотой. Перенесите рисунок в альбом. Определите: 1. тип наследования признака; 2. вероятные генотипы членов родословной; 3. вероятность рождения здоровым 3-го ребенка от брака 3 и 7; 4. вероятность рождения больных детей от брака 11 и 12.
Работа 4. Проанализируйте родословную семьи с гемофилией (рис. 3). Определите: 1. тип наследования признака; 2. вероятные генотипы членов родословной; 3. вероятность рождения больных и здоровых детей от брака 1 и 2; 5 и 9.
Рис. 3. Родословная семьи с гемофилией. Работа 5. Для закрепления материала по составлению и анализу родословных решите следующие задачи: Задача № 1. Пробанд - женщина правша. Ее две сестры - правши, два брата - левши. Мать - правша. У нее два брата и сестра, все правши. Бабка и дед - правши. Отец пробанда - левша, его сестра и брат - левши, другие два брата и сестра - правши. Составьте родословную. Задача № 2. Пробанд - здоровая женщина. Ее сестра также здорова, а два брата страдают дальтонизмом. Мать и отец пробанда здоровы. Четыре сестры матери пробанда здоровы, мужья их также здоровы. О двоюродных сибсах со стороны матери известно: в одной семье один больной брат, две сестры и брат - здоровы, в двух других семьях - по одному больному брату и по одной здоровой сестре; в четвертой семье - одна здоровая сестра. Бабушка пробанда со стороны матери здорова. Дед страдал дальтонизмом. Со стороны отца пробанда больных дальтонизмом не обнаружено. Определите у пробанда вероятность рождения ребенка с дальтонизмом, если она выйдет замуж за здорового мужчину.
Работа 6. Используя таблицы, разобрать принципы и возможности цитогенетических методов исследования в генетике человека.
Работа 7. Определение полового хроматина в ядрах клеток слизистой щеки. Обкусайте слизистую оболочку щёки и сполосните рот водой. Сделайте легкий соскоб слизистой оболочки щеки шпателем, после чего из полученного материала приготовьте мазок на предметном стекле. Для фиксации препарата опустите его на 5-10 минут в стеклянный стакан со смесью спирта и эфира. По окончании фиксации покрасьте препарат орсеином, накройте покровным стеклом и рассмотрите под микроскопом с иммерсионным объективом. В поле зрения увидите эпителиальные клетки слизистой оболочки с хорошо прокрашенными ядрами. В последних можно заметить половой хроматин в виде крупных хроматиновых глыбок, прилегающих к ядерной оболочке и имеющих форму овала, зубчика или диска. Зарисуйте препарат. На рисунке должны быть обозначены: 1) цитоплазма клетки; 2) ядерная оболочка; 3) половой хроматин.
Работа 8. Используя таблицы и схемы, разобрать принципы и значение биохимических методов в диагностике наследственных болезней. Записать в альбом генетические причины, клинические симптомы и методы диагностики фенилкетонурии.
Задание для внеаудиторной работы студентов: А) Вопросы для подготовки к занятию: 1. Основные направления генетики человека. 2. Генетика человека и евгенические программы. 3. Типы и варианты наследования признаков. 4. Методы изучения наследственности человека: генеалогический, цитогенетический, биохимический: их сущность, возможности и значение. 5. Хромосомный механизм генетического определения пола.
В) Используя генетические символы, составьте родословную своей семьи по любому признаку (3-4 поколения): например, по признаку цвета глаз (карие – голубые). Литература: Основная: 1. Биология. В 2 кн. Кн. 1: Учеб. Для медиц. Спец. Вузов / В. Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова; Под ред. В.Н. Ярыгина - М., Высш. Шк., 2007. Разд. 6.3, 6.4.3.1., 6.4.3.6-3.7., 6.4.4. 2. Биология. В 2 кн. Кн. 1: Учеб. Для медиц. Спец. Вузов / В. Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова; Под ред. В.Н. Ярыгина - М., Высш. Шк., 2001. Разд. 6.3, 6.4.3.1., 6.4.3.6-3.7., 6.4.4. 3. Лекции по биологии. Дополнительная: 1. Биология (под редакцией Н. Чебышева). М., ВУНМЦ, 2001. 2. Бочков Н.П. Клиническая генетика. М., Гэотар-Мед, 2002.
Тема 2.Близнецовый и популяционно-статистический методы генетики человека. Метод дерматоглифики. Цель: Познакомиться с близнецовым и популяционно-статистическим методами и методом дерматоглифики изучения наследственности человека; научиться определять роль наследственности и среды в формировании признака на основе данных близнецового метода; научиться определять частоту генотипов в популяции людей, а также число гетерозиготных носителей патологического признака.
В результате изучения материала студенты должны: Знать: 1. Этапы близнецового метода, его возможности и значение в генетике человека; 2. Роль наследственности и среды в формировании патологических признаков человека; 3. Значение и возможности метода дерматоглифики для диагностики наследственных заболеваний и криминалистики. 4. Возможности и значение популяционно-статистического метода в генетике человека; 5. Закон Харди-Вайнберга и его применение для определения генетической структуры человеческих популяций. Уметь: 1. Оценить роль среды и генотипа в формировании признака на основе анализа данных близнецового метода; 2. Решать задачи на определение генетической структуры популяций человека. Вопросы для обсуждения 1. С какой целью используется близнецовый метод в генетике человека? 2. Проследите этапы близнецового метода на конкретном примере. 3. Приведите примеры нормальных и патологических признаков человека, роль наследственности в формировании которых а) ничтожна; б) очень велика. 4. На основе каких факторов – наследственных или средовых – формируются болезни с наследственной предрасположенностью? 5. С какой целью используется популяционно-генетический метод в генетике человека? 6. Сформулируйте закон Харди-Вайнберга; для каких популяций он применим? 7. Какое значение в генетике человека имеет закон Харди-Вайнберга в отношении профилактики наследственных болезней? Краткая характеристика темы Близнецовый метод. Основоположником близнецового метода является Ф. Гальтон, который в 1875 году предложил использовать метод анализа близнецов для разграничения роли наследственности и среды в развитии психических свойств человека (ввел альтернативные понятия «природа» и «воспитание»). В настоящее время этот метод широко используется для определения соотносительной роли генотипа и среды в развитии нормальных и патологических признаков человека. Суть метода заключается в сравнении проявления признака в разных группах близнецов при учете сходства или различия их генотипа. Различают две группы близнецов: монозиготные (МЗ) и дизиготные (ДЗ). Монозиготные близнецы генетически идентичны, т.к. развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки. Дизиготные близнецы возникают путем оплодотворения двух одновременно созревших яйцеклеток разными сперматозоидами. С генетической точки зрения они сходны между собой не более, чем обычные братья и сестры, и имеют в среднем 50% общих генов. Общая частота рождения близнецов составляет 1%, из них 1/3 приходится на монозиготных близнецов. Генетические факторы, вызывающие у человека деление зиготы на ранних стадиях дробления с образованием монозиготных близнецов, пока неизвестны. Есть предположение, что развитие МЗ связано с цитоплазма-тическим наследованием, т.к. наблюдается в определенных семьях и передается только по женской линии. На частоту рождения дизиготных близнецов большое влияние оказывает возраст матери. Близнецовый метод включает в себя следующие этапы: 1. Подбор близнецовых пар по изучаемому признаку (признакам) и составление близнецовой выборки. 2. Определение зиготности близнецов, основанное на анализе наиболее изученных моногенных признаков (групп крови системы АВО и МN, лейкоцитарных антигенов, чувствительности к горькому вкусу фенил-тиомочевины и т.д.). Если у обоих близнецов по этим признакам нет различий, их считают монозиготными. Наиболее достоверным критерием монозиготности является свободная приживляемость трансплантатов при перекрестной пересадке кожи близнецов. 3. Сопоставление групп МЗ и ДЗ близнецов по изучаемому признаку. Если признак наблюдается у обоих близнецов, то такая пара называется конкордантной. Если же один из партнеров обладает данным признаком, а второй - нет, то такая пара называется дискордантной. Для каждой группы близнецов определяется коэффициент парной конкордантности (К), указывающий на долю близнецовых пар, в которых исследуемый признак проявится у обоих партнеров.
где С - число конкордатных пар; Д - число дискордантных пар. Степень парной конкордантности можно выражать в процентах и в долях единицы.
Таблица 1. Конкордантность некоторых признаков человека у МЗ и ДЗ близнецов, в %
Некоторые примеры сравнения монозиготных и дизиготных близнецов, представленные в табл. 1, показывают, что в большинстве случаев конкордантность у МЗ значительно выше, чем у ДЗ, однако показатели ее для разных признаков варьируют. Это позволяет оценить роль генотипа и среды в их проявлении. Сходство показателей конкордантности у МЗ и ДЗ близнецов свидетельствует о незначительной роли генетических различий и определяющей роли среды в формировании признака. Высокая конкордантность МЗ и низкая ДЗ близнецов свидетельствует о решающем значении наследственности в определении признака. Если конкордантность МЗ достаточно низкая, но достоверно выше конкордантности ДЗ, считают, что к развитию признака имеется определенная наследственная предрасположенность. Для количественной оценки доли наследственности и среды в развитии признака используется критерий «Н» - наследуемость (коэффициент Хольцингера):
При значениях Н, близких к нулю, считают, что определяющую роль в развитии признака играют факторы внешней среды. При значениях Н больше 70% решающую роль в развитии признака играют генетические факторы. При значениях Н, близких к 50%, считается, что признак развивается под действием факторов внешней среды на фоне генетической предрасположенности (табл. 2). Таблица 2.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.107.136 (0.018 с.) |