Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выделяют 6 основных типов наследования признаков.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
При аутосомно-доминантном типе наследования признак: а) встречается в равной мере у мужчин и женщин; б) при достаточной численности потомства прослеживается в каждом поколении по вертикали. а) встречается в равной мере у мужчин и женщин; б) проявляется не в каждом поколении по вертикали. При доминантном Х-сцепленном типе наследования признак чаще встречается у женщин в связи с большей возможностью получения ими соответствующего аллеля либо от отца, либо от матери. Женщины с доминантным признаком передают его в равной степени дочерям и сыновьям, а мужчины - только дочерям. При рецессивном Х-сцепленном типе наследования признак: а) преимущественно проявляется у гемизиготных мужчин, которые б) проявляется не в каждом поколении (обычно наследуется через в) у женщин проявляется только в гомозиготном состоянии. При У-сцепленном (голандрическом) типе наследования признак передается строго по мужской линии из поколения в поколение, от отца к сыну.
При цитоплазматическом (митохондриальном) типе наследования признак: а) встречается с одинаковой частотой у обоих полов; б) передается потомкам только от матери. Примерами митохондриальных генных болезней у человека являются атрофия зрительного нерва Лебера, одна из форм несращения остистых отростков позвонков, митохондриальные миопатии. К цитогенетическим методам исследования относятся: 1. Микроскопическое изучение кариотипа человека в норме и при патологии на стадии метафазы митоза (метафазный метод); 2. Микроскопические методы определения X и У-полового хроматина в интерфазных клетках эпителия слизистой ротовой полости или в нейтрофилах (интерфазный метод). В первом случае в зависимости от задач исследования материалом для ци-тогенетического метода могут служить лимфоциты периферической крови, клетки костного мозга, фибробласты, клетки эмбриональных тканей, хориона, клетки амниотической жидкости. Их выращивают в культуре на специальных питательных средах с добавлением фитогемагглютинина (ФГА), который стимулирует митотическое деление; за 1-2 часа до фиксации обрабатывают колхицином, разрушающим ахроматиновое веретено и останавливающим клеточное деление на стадии метафазы; затем помещают в гипотонический раствор, в котором клетки набухают, в результате чего хромосомы оказываются свободно лежащими в цитоплазме. Клеточную суспензию фиксируют смесью метанола и уксусной кислоты, наносят на чистые предметные стекла и окрашивают либо рутинно (метод окраски по Гимзе), либо дифференциальными красителями. Фотографирование метафазных пластинок и последующая обработка фотографий с составлением кариограмм, в которых хромосомы распределены по группам, позволяет установить общее число хромосом и обнаружить изменение их числа или структуры в отдельных парах. Метафазный метод хромосомного анализа применяется: 1. в диагностике хромосомных болезней, связанных с изменением числа и/или структуры хромосом; 2. в дифференциальной диагностике новообразований (лейкозы, солидные опухоли); 3. для изучения хромосомного мутагенеза (учет хромосомных мутаций) при проверке факторов окружающей среды на мутагенность; 4. в пренатальной диагностике (определение нарушений кариотипа у плода или пола плода). В последнем случае используют следующие методические приемы: • амниоцентез - чрезбрюшинный прокол плодного пузыря на 15-18-ой неделе беременности с целью получения околоплодной жидкости и находящихся в ней слущенных клеток амниона и плода; • кордоцентез - взятие крови их пуповины на 18-22-ой неделе беременности; • хорионбиопсия - взятие кусочков ворсин хориона на 7-10-ой неделе беременности. Во всех трех случаях клетки культивируют для получения метафазных пластинок и анализируют кариотип плода. Интерфазный метод хромосомного анализа используется в экспресс-диагностике численных аномалий по половьм хромосомам. Для обнаружения У хромосомы используются специальные флюоресцентные красители, дающие свечение при люминисцентной микроскопии. Для выявления X хромосом используется метод определения полового хроматина в клетках слизистой щеки. Метод основан на том, что в интерфазньгх ядрах соматических клеток нормальной женщины одна из двух X хромосом неактивна (гетерохроматинизирована) и при окрашивании выявляется в виде компактной хроматиновой глыбки, называемой половым хроматином или тельцем Барра; в ядрах нормальных мужских клеток половой хроматин, естественно, отсутствует. Если в организме несколько X хромосом, то активна - одна, а остальные обнаруживаются в виде дополнительных телец Барра. Поэтому по количеству телец Барра можно судить о количестве X хромосом: число X хромосом (Nx) всегда на единицу больше числа телец полового хроматина (Nб): Nx=Nб+1 Биохимические методы в генетике человека используются для диагностики наследственных болезней обмена веществ. Они направлены на выявление аномальных белковых продуктов генов или патологических метаболитов внутри клетки и во внеклеточных жидкостях больного. Объектами биохимической диагностики могут быть моча, пот, плазма и сыворотка крови, форменные элементы крови. Биохимические методы многоступенчаты и включают не менее двух этапов: 1. первичная диагностика; 2. уточняющая диагностика. На первом этапе используются простые качественные биохимические тесты, получившие название «просеивающих», которые позволяют из большого количества детей отобрать подозрительных на наличие у них конкретных болезней обмена веществ. На втором этапе эти больные подвергаются более углубленному и точному обследованию, позволяющему либо отвергнуть предполагавшийся на первом этапе диагноз, либо окончательно его подтвердить. В уточняющей диагностике используются методы тонкослойной хроматографии мочи и крови (выявление наследственных нарушений обмена аминокислот и мукополисахаридов); газовой хроматографии (выявление наследственных болезней обмена органических кислот); электрофореза (диагностика гемоглобинопатий), флюориметрии. Самую большую группу среди наследственных болезней обмена веществ составляют болезни аминокислотного обмена (более 60). К числу этих заболеваний относится фенилкетонурия (ФКУ), встречающаяся с частотой 1/10 000 рождений. Она наследуется по аутосомно-рецессивному типу и обусловлена мутацией структурного гена фенилаланингидроксилазы. Из-за резкого снижения активности этого фермента у больных нарушено превращение фенилаланина в тирозин. Накапливающиеся в результате этого метаболиты повреждают развивающийся мозг, что приводит к выраженной умственной отсталости (характерными клиническими симптомами заболевания являются также судорожный синдром, нарушение пигментного обмена, склонность к дерматитам, специфический «мышиный» запах фенилуксусной кислоты). Если ФКУ диагностировать сразу после рождения, то специальная диета, ограничивающая потребление фенилаланина, может предотвратить умственную отсталость. Поэтому во всех развитых странах мира и в России проводится массовый скрининг новорожденных на фенилкетонурию. Основным биохимическим маркером всех форм ФКУ является увеличение концентрации фенилаланина в плазме крови. Поэтому биологическим материалом для просеивающей диагностики фенилкетонурии являются высушенные на хроматографической бумаге пятна капиллярной крови новорожденных, которые пересылают в централизованные биохимические лаборатории. В таких лабораториях в пятнах крови определяют количество фенилаланина методом количественной флюориметрии. В случае положительного результата проводится уточняющая биохимическая диагностика с применением методов тонкослойной хроматографии сывороточных аминокислот. Кроме этого массовый скрининг новорожденных на ФКУ осуществляется и иммуноферментным анализом. Программы массового скрининга новорожденных осуществляются также в отношении врожденного гипотиреоза, врожденной гиперплазии надпочечников, галактоземии и муковисцидоза. Основная цель этих программ - раннее выявление наследственного заболевания на доклинической (досимптоматической) стадии и организация своевременного профилактического лечения. Самостоятельная работа Работа 1. Используя таблицы, разобрать принципы и значение генеалогического метода, научиться составлять родословные. Работа 2. На рис. 1 дана родословная семьи с близорукостью. Перенесите рисунок в альбом, проанализируйте данные родословной и определите: 1.тип наследования признака; 2.вероятные генотипы членов родословной; 3.вероятность рождения больных детей в семье от брака 3 и 6.
Рис. 1. Родословная семьи с близорукостью Работа 3. На рис. 2 дана родословная семьи с врожденной глухотой. Перенесите рисунок в альбом. Определите: 1. тип наследования признака; 2. вероятные генотипы членов родословной; 3. вероятность рождения здоровым 3-го ребенка от брака 3 и 7; 4. вероятность рождения больных детей от брака 11 и 12.
Работа 4. Проанализируйте родословную семьи с гемофилией (рис. 3). Определите: 1. тип наследования признака; 2. вероятные генотипы членов родословной; 3. вероятность рождения больных и здоровых детей от брака 1 и 2; 5 и 9.
Рис. 3. Родословная семьи с гемофилией. Работа 5. Для закрепления материала по составлению и анализу родословных решите следующие задачи: Задача № 1. Пробанд - женщина правша. Ее две сестры - правши, два брата - левши. Мать - правша. У нее два брата и сестра, все правши. Бабка и дед - правши. Отец пробанда - левша, его сестра и брат - левши, другие два брата и сестра - правши. Составьте родословную. Задача № 2. Пробанд - здоровая женщина. Ее сестра также здорова, а два брата страдают дальтонизмом. Мать и отец пробанда здоровы. Четыре сестры матери пробанда здоровы, мужья их также здоровы. О двоюродных сибсах со стороны матери известно: в одной семье один больной брат, две сестры и брат - здоровы, в двух других семьях - по одному больному брату и по одной здоровой сестре; в четвертой семье - одна здоровая сестра. Бабушка пробанда со стороны матери здорова. Дед страдал дальтонизмом. Со стороны отца пробанда больных дальтонизмом не обнаружено. Определите у пробанда вероятность рождения ребенка с дальтонизмом, если она выйдет замуж за здорового мужчину. Работа 6. Используя таблицы, разобрать принципы и возможности цитогенетических методов исследования в генетике человека.
Работа 7. Определение полового хроматина в ядрах клеток слизистой щеки. Обкусайте слизистую оболочку щёки и сполосните рот водой. Сделайте легкий соскоб слизистой оболочки щеки шпателем, после чего из полученного материала приготовьте мазок на предметном стекле. Для фиксации препарата опустите его на 5-10 минут в стеклянный стакан со смесью спирта и эфира. По окончании фиксации покрасьте препарат орсеином, накройте покровным стеклом и рассмотрите под микроскопом с иммерсионным объективом. В поле зрения увидите эпителиальные клетки слизистой оболочки с хорошо прокрашенными ядрами. В последних можно заметить половой хроматин в виде крупных хроматиновых глыбок, прилегающих к ядерной оболочке и имеющих форму овала, зубчика или диска. Зарисуйте препарат. На рисунке должны быть обозначены: 1) цитоплазма клетки; 2) ядерная оболочка; 3) половой хроматин.
Работа 8. Используя таблицы и схемы, разобрать принципы и значение биохимических методов в диагностике наследственных болезней. Записать в альбом генетические причины, клинические симптомы и методы диагностики фенилкетонурии.
Задание для внеаудиторной работы студентов: А) Вопросы для подготовки к занятию: 1. Основные направления генетики человека. 2. Генетика человека и евгенические программы. 3. Типы и варианты наследования признаков. 4. Методы изучения наследственности человека: генеалогический, цитогенетический, биохимический: их сущность, возможности и значение. 5. Хромосомный механизм генетического определения пола.
В) Используя генетические символы, составьте родословную своей семьи по любому признаку (3-4 поколения): например, по признаку цвета глаз (карие – голубые). Литература: Основная: 1. Биология. В 2 кн. Кн. 1: Учеб. Для медиц. Спец. Вузов / В. Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова; Под ред. В.Н. Ярыгина - М., Высш. Шк., 2007. Разд. 6.3, 6.4.3.1., 6.4.3.6-3.7., 6.4.4. 2. Биология. В 2 кн. Кн. 1: Учеб. Для медиц. Спец. Вузов / В. Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова; Под ред. В.Н. Ярыгина - М., Высш. Шк., 2001. Разд. 6.3, 6.4.3.1., 6.4.3.6-3.7., 6.4.4. 3. Лекции по биологии. Дополнительная: 1. Биология (под редакцией Н. Чебышева). М., ВУНМЦ, 2001. 2. Бочков Н.П. Клиническая генетика. М., Гэотар-Мед, 2002.
Тема 2.Близнецовый и популяционно-статистический методы генетики человека. Метод дерматоглифики. Цель: Познакомиться с близнецовым и популяционно-статистическим методами и методом дерматоглифики изучения наследственности человека; научиться определять роль наследственности и среды в формировании признака на основе данных близнецового метода; научиться определять частоту генотипов в популяции людей, а также число гетерозиготных носителей патологического признака. В результате изучения материала студенты должны: Знать: 1. Этапы близнецового метода, его возможности и значение в генетике человека; 2. Роль наследственности и среды в формировании патологических признаков человека; 3. Значение и возможности метода дерматоглифики для диагностики наследственных заболеваний и криминалистики. 4. Возможности и значение популяционно-статистического метода в генетике человека; 5. Закон Харди-Вайнберга и его применение для определения генетической структуры человеческих популяций. Уметь: 1. Оценить роль среды и генотипа в формировании признака на основе анализа данных близнецового метода; 2. Решать задачи на определение генетической структуры популяций человека. Вопросы для обсуждения 1. С какой целью используется близнецовый метод в генетике человека? 2. Проследите этапы близнецового метода на конкретном примере. 3. Приведите примеры нормальных и патологических признаков человека, роль наследственности в формировании которых а) ничтожна; б) очень велика. 4. На основе каких факторов – наследственных или средовых – формируются болезни с наследственной предрасположенностью? 5. С какой целью используется популяционно-генетический метод в генетике человека? 6. Сформулируйте закон Харди-Вайнберга; для каких популяций он применим? 7. Какое значение в генетике человека имеет закон Харди-Вайнберга в отношении профилактики наследственных болезней? Краткая характеристика темы Близнецовый метод. Основоположником близнецового метода является Ф. Гальтон, который в 1875 году предложил использовать метод анализа близнецов для разграничения роли наследственности и среды в развитии психических свойств человека (ввел альтернативные понятия «природа» и «воспитание»). В настоящее время этот метод широко используется для определения соотносительной роли генотипа и среды в развитии нормальных и патологических признаков человека. Суть метода заключается в сравнении проявления признака в разных группах близнецов при учете сходства или различия их генотипа. Различают две группы близнецов: монозиготные (МЗ) и дизиготные (ДЗ). Монозиготные близнецы генетически идентичны, т.к. развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки. Дизиготные близнецы возникают путем оплодотворения двух одновременно созревших яйцеклеток разными сперматозоидами. С генетической точки зрения они сходны между собой не более, чем обычные братья и сестры, и имеют в среднем 50% общих генов. Общая частота рождения близнецов составляет 1%, из них 1/3 приходится на монозиготных близнецов. Генетические факторы, вызывающие у человека деление зиготы на ранних стадиях дробления с образованием монозиготных близнецов, пока неизвестны. Есть предположение, что развитие МЗ связано с цитоплазма-тическим наследованием, т.к. наблюдается в определенных семьях и передается только по женской линии. На частоту рождения дизиготных близнецов большое влияние оказывает возраст матери. Близнецовый метод включает в себя следующие этапы: 1. Подбор близнецовых пар по изучаемому признаку (признакам) и составление близнецовой выборки. 2. Определение зиготности близнецов, основанное на анализе наиболее изученных моногенных признаков (групп крови системы АВО и МN, лейкоцитарных антигенов, чувствительности к горькому вкусу фенил-тиомочевины и т.д.). Если у обоих близнецов по этим признакам нет различий, их считают монозиготными. Наиболее достоверным критерием монозиготности является свободная приживляемость трансплантатов при перекрестной пересадке кожи близнецов. 3. Сопоставление групп МЗ и ДЗ близнецов по изучаемому признаку. Если признак наблюдается у обоих близнецов, то такая пара называется конкордантной. Если же один из партнеров обладает данным признаком, а второй - нет, то такая пара называется дискордантной. Для каждой группы близнецов определяется коэффициент парной конкордантности (К), указывающий на долю близнецовых пар, в которых исследуемый признак проявится у обоих партнеров.
где С - число конкордатных пар; Д - число дискордантных пар. Степень парной конкордантности можно выражать в процентах и в долях единицы.
Таблица 1. Конкордантность некоторых признаков человека у МЗ и ДЗ близнецов, в %
Некоторые примеры сравнения монозиготных и дизиготных близнецов, представленные в табл. 1, показывают, что в большинстве случаев конкордантность у МЗ значительно выше, чем у ДЗ, однако показатели ее для разных признаков варьируют. Это позволяет оценить роль генотипа и среды в их проявлении. Сходство показателей конкордантности у МЗ и ДЗ близнецов свидетельствует о незначительной роли генетических различий и определяющей роли среды в формировании признака. Высокая конкордантность МЗ и низкая ДЗ близнецов свидетельствует о решающем значении наследственности в определении признака. Если конкордантность МЗ достаточно низкая, но достоверно выше конкордантности ДЗ, считают, что к развитию признака имеется определенная наследственная предрасположенность. Для количественной оценки доли наследственности и среды в развитии признака используется критерий «Н» - наследуемость (коэффициент Хольцингера):
При значениях Н, близких к нулю, считают, что определяющую роль в развитии признака играют факторы внешней среды. При значениях Н больше 70% решающую роль в развитии признака играют генетические факторы. При значениях Н, близких к 50%, считается, что признак развивается под действием факторов внешней среды на фоне генетической предрасположенности (табл. 2). Таблица 2.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.98 (0.015 с.) |