Основные изменения в уголовном праве и процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные изменения в уголовном праве и процессе



Социальные противоречия в капиталистическом обществе привели к резкому росту преступности в буржуазных странах. Значительный рост преступности проявился:

  • в увеличении общеуголовной преступности;
  • широком распространении организованной преступности (гангстеризм, рэкет);
  • в наркобизнесе;
  • в преступности "белых воротничков ";
  • росте детской и подростковой преступности.

Буржуазные страны больше внимания стали уделять выработке новой Всеобъемлющей уголовной политики. Она формируется в плане:

  • осуществление целого комплекса социально-экономических и воспитательных программ, преследующих криминолого-профилактические цели;
  • в меньшей степени усиления мер уголовно-правового принуждения.

С целью "реадаптации" преступников создаются:

  • реформатории (исправительные тюрьмы);
  • специальные детские исправительные учреждения;
  • запрещаются некоторые жестокие наказания, в ряде стран (Англии, Франции, Италии и др.) отменяется смертная казнь;
  • механизм подавления социально-обездоленных участников различных

движений социального протеста и организаторов несанкционированных забастовок и т.д.

Меняется техника составления уголовных законов, совершенствуется их структура.

В Англии Закон об уголовном праве 1967 г. упразднил средневековое деление преступлений на фелонии (особо тяжкие преступления против личности: убийства, изнасилование, имущественное преступление; грабеж, поджог и т.д.) и мисдиминор (мелкие уголовные преступления: подлог и лжесвидетельство и др.).

Реформа уголовного права ФРГ 1975 г. отказалась от трехчленной классификации преступных деяний, сохранив лишь их деление на "преступление" и "проступки".

Происходит расширение круга действий, рассматриваемых в уголовном законодательстве в качестве преступлений и проступков.

Появляются:

  • новые виды экономических и должностных преступлений;
  • уголовные преступления, связанные с загрязнением окружающей среды, несоблюдением транспортных и дорожных правил, торговля наркотиками и т.д.

Расширяется состав субъектов уголовной ответственности: наказанию подлежат не только физические, но и юридические лица (компании, корпорации), наряду с их должностными лицами подвергаются уголовным штрафам за нарушение налогового, трудового, антитрестовского законодательства и т.д.

Происходит декриминализация - исключение некоторых незначительных преступлений из уголовного производства: (законом 1975 г. во Франции отменена уголовная ответственность за супружескую измену, в ФРГ Законом 1973 г. - за сводничество, порнографию, проституцию и т.д.).

Ряд уголовных кодексов и законов, принятых после 1917 г., в той или иной мере отказывается от постулата: "нет преступления без указания на то в законе", что позволяет полицейским и судебным органам расширять, в случае необходимости, масштабы уголовной репрессии.

Более того, законодательство буржуазных стран предусматривает возможность применения к привычным преступникам, т.е. рецидивистам дополнительного наказания: применение превентивного заключения, продление сроков заключения (Англия закон 1948 г., законы 1967 и 1973 гг., Швейцария закон 1937 г.).

В законодательство вносится понятие опасного или предделиктного состояние лица (бродяги, проститутки, наркоманы), к которым допускаются репрессивные санкции - "меры безопасности", "меры социальной защиты", - в виде продления сроков лишения свободы и т.д. Особо широкое распространение эти институты получили в условиях фашистских диктаторских режимов (например: в Италии - Кодекс полиции безопасности 1926 г., УК - 1932 г.; в Германии - Закон об опасных привычных преступниках 1933г.). В США и Англии в судебной практике использовались доктрины "явной и наличной опасности" и "опасной тенденции".

Законодательство о политических преступлениях. Тенденция отхода от точного определения преступлений в уголовном законодательстве наиболее опасном виде проявился в сфере т.н. политической преступности. В условиях режимов фашистского, тоталитарного и авторитарного толка закона о политических преступлениях становились инструментом откровенной расправы с оппозиционными политическими партиями и демократическими движения.

В Японии Закон об охране общественного порядка 1925 г. в ст. 1 участие в обществе с целью "изменения установленных конституцией государственного строя или формы правления или частной собственности". Пропаганда таких идей наказывались длительными сроками тюремного заключения. А с 1928 г. закон "об опасных мыслях" ввел смертную казнь за антиправительственную пропаганду и деятельность.

В Италии Закон 1926 г. "О защите государства" восстановил отменную по УК 1889 г. смертную казнь за государственные преступления (за посягательство на главу правительства, вооруженное выступление против государственных властей). Умысел к совершению таких преступлений карался тюремным заключением от 15 до 20 лет.

УК 1931 г. сохранил эти положения, в ст. 8 дал определение политического преступления "политическим считается всякое преступление нарушающее политический интерес государства или политическое право гражданина".

В Германии законодательство о политических преступлениях носило открыто террористических характер ("Закон о защите народа и государства" от 18.02.1933 г., " Закон от измены и мятежных происков " от 28.02.1933 г. и т.д.). Только за первые 3 года пребывания у власти фашисты арестовали по политическим, расовым и религиозным признакам около 1 млн. человек.

В Англии за 1929-1933 гг. в связи с обострением политической борьбы и волнениями было проведено политических процессов больше, чем за предыдущие 140 лет. Был применен Акт о возбуждении мятежа 1797 г., а в 1934 г. был принят новый Закон о мятеже. В основном репрессии обрушились на коммунистов, пацифистов, революционных агитаторов. В связи с событиями в Северной Ирландии было применено чрезвычайное законодательство, в рамках которого в 1974-1978 гг. были приняты специальные акты об ограничении терроризма, которые применялись против забастовщиков, демонстрантов, инициаторов расовых столкновений.

В США в 20-е годы проводилась кампания "травли красных". В 1924 г. был принят Закон Смита (Закон о регистрации иностранцев). После окончания II Мировой войны в обстановке "холодной войны" и антикоммунистической истерии свыше 100 руководителей КП США были брошены втюрьмы не за какие-либо действия, а за политические взгляды. В 1950 г. был принят Закон о внутренней безопасности (Закон Маккарена-Вуда) и в дополнение к нему в 1954 г. Закон о контроле над коммунистической деятельностью, открыто направленные против компартии и других прогрессивных организаций. Но не конституционность этих законов не встретила поддержки в Верховном Суде США.

В 1968 г. был принят Закон о контроле над преступностью на улицах, которых позволял рассматривать в качестве мятежа некоторые виды групповых выступлений протеста, а также пересечение границ между штатами.

В ФРГ еще в 1951 г. были приняты дополнения к УК, предусматривающие ряд составов преступлений, такие как: "посягательство на конституционный строй", "изменническая деятельность", "угрожающий государству саботаж" и т.д. Они получили известность как "политическое уголовное право".

На основании этого и других Законов в 1956 г. была запрещена деятельность КПГ, а также ряд других организаций.

В 1976 г. в ряде "антитеррористических" законах была принята поправка к УК ФРГ. За распространение материалов и публичные выступления антиконституционного характера предусматривалась уголовная ответственность. Закон применялся даже против участников движения протеста за удаление американских ракет и т.д.

75) Развитие гражданского и торгового законодательст­ва в XIX - XX вв. ГК Наполеона достаточно точно и реали­стично отражал основные жизненные условия гражданско­го общества Франции своего времени. Но в дальнейшем, с развитием самого общества, произошли большие измене­ния и в ГК Франции.

К концу XX в. свою первоначальную редакцию сохра­нило не более половины статей ФГК. Свыше 100 статей было полностью отменено, около 900 получило новую редакцию. Наконец, в ФГК появилось примерно 300 новых статей.

Наибольшему пересмотру подверглась первая книга ФГК, где сохранилось лишь около 10% первоначального тек­ста. Основные изменения в тексте ГК произошли во второй половине XX в.

В первой книге, в соответствии с целой серией законо­дательных актов (1938, 1964, 1970, 1975 гг. и др.), был осуще­ствлен практически полный пересмотр норм, относящихся к брачно-семейным отношениям. Были исключены статьи, закреплявшие подчиненное положение замужней женщи­ны, предусмотрены новые статьи, исходившие из более по­следовательного признания равенства обоих супругов.

Так, например, согласно новой редакции ст. 108, муж и жена могут иметь раздельное место жительства, если толь­ко это не наносит ущерба правилам, относящимся к совме­стной жизни супругов. Несовершеннолетний, не освобож­денный от родительской власти, имеет место жительства у своего отца и матери. Если отец и мать живут раздельно, то он имеет место жительства у того из родителей, с которым он проживает.

По общему правилу ФГК (ст. 144) брачный возраст для мужчин устанавливается в. 18 лет, для женщин в 16 лет, но в соответствии с добавлениями в ФГК прокурор Республи­ки "при наличии серьезных оснований" вправе разрешить заключение брака до достижения указанного возраста.

По ст. 180 брак может быть оспорен одним из супругов, если он был заключен без "свободного согласия обоих суп­ругов" или в силу заблуждения.

Статья 103 указывает, что самим фактом заключения брака супруги совместно принимают на себя обязательства кормить, содержать и воспитывать своих детей. С другой стороны, по ст. 205 дети обязаны предоставлять содержа­ние своим отцу и матери (или иным восходящим родствен­никам), которые "находятся в нужде".

В соответствии с новой редакцией ст. 212, супруги обя­заны к взаимной верности, помощи и поддержке. Они со­вместно осуществляют моральное и материальное руководство семьей, заботятся о воспитании детей и "подготавли­вают их будущее".

По ст. 215, изложенной в редакции 1970 г., "супруги взаимно обязываются жить вместе". Место жительства се­мьи они выбирают по взаимному согласию. Супруг не мо­жет самостоятельно распоряжаться правами, относящими­ся к жилищу семьи и к предметам его обстановки. По ст. 216 (в ред. 1965 г.) каждый супруг обладает полной право­способностью.

Кодекс ФГК в новой редакции предусматривает сле­дующие причины расторжения брака: смерть одного из суп­ругов или развод, произведенный в законном порядке. Раз­вод может иметь место по следующим основаниям (ст. 229 в ред. 1975 г.): по взаимному согласию, из-за разлада совме­стной жизни или из-за виновного действия.

Если оба супруга совместно требуют развода, то они не обязаны сообщать его причину; они должны только пред­ставить на одобрение судьи проект соглашения, который определяет последствия развода. Такой развод (по взаим­ному согласию) не может иметь место в течение первых 6 месяцев брака.

Супруг может требовать развода по причине длитель­ного разлада совместной жизни, если супруги фактически живут раздельно в течение 6 лет (ст. 237).

Новацией Кодекса является ст. 238, согласно которой супруг может требовать развода по случаю длительного (в течение 6 лет) психического расстройства другого супруга. Суд, впрочем, может отклонить это требование, если раз­вод рискует повлечь за собой слишком тяжелые последст­вия для больного супруга.

Согласно ст. 240, судья может отказать в разводе, если другой супруг докажет, что развод будет иметь для него самого, с учетом, в частности, его возраста и продолжи­тельности брака, либо для его детей чрезвычайно тяжелые материальные или моральные последствия.

Требование о разводе может быть заявлено одним из супругов по причине виновных действий другого, если эти действия являются серьезным или повторным нарушением супружеского долга и обязанностей и делают невыносимым сохранение совместной жизни.

Согласно ст. 296, предусматривается институт разлу­чения супругов. Оно может быть принято по требованию одного из супругов в тех же случаях и на тех же условиях, что и развод. Разлучение супругов не прекращает брака, но оно прекращает обязанность жить вместе. Разлучение суп­ругов всегда влечет за собой разделение имущества. По требованию одного из супругов судебное решение об их раз­лучении преобразуется в силу закона в решение о разводе, если разлучение супругов сохраняется в течение 3 лет.

Существенные изменения произошли и во второй и третьей книгах Кодекса, в том числе отражающие общую тенденцию развития гражданского права в XX в.: ограниче­ния прав собственника, а также свободы договора. Так, на­пример, наряду со ст. 547, где говорится о том, что плоды земли (естественные или промышленные) принадлежат соб­ственнику по праву присоединения, ст. 548 (ред. 1960 г.) гла­сит: "Плоды, произведенные вещью, принадлежат собствен­нику, но с возложением на него обязанности возместить расходы на вспашку земли, обработку посевов, сделанные третьими лицами".

В третьей книге особенно значительным изменениям подверглись первоначальные статьи Кодекса, относящиеся к наследованию (титул 1) и к договорам (титул 3).

В законодательном порядке было закреплено ограни­чение в степени наследования имущества (до шестой степе­ни родства) для боковых родственников.

Несколько улучшилось положение внебрачных детей (ес­тественных наследников). Согласно ст. 756 (ред. 1972 г.), вне­брачное происхождение детей дает право на наследство лишь при условии, что это происхождение законным образом уста­новлено. Внебрачный ребенок имеет в целом те же права, что и законный ребенок, на наследство своего отца и своей матери и других восходящих родственников, так же как и своих брать­ев и сестер и других боковых родственников (ст. 757).

Если умерший не оставил родственников такой степе­ни, которая допускает наследование, то имущество, входя­щее в состав его наследства, принадлежит на началах пол­ной собственности пережившему его супругу.

Согласно ст. 768 (в ред. 1958 г.), при отсутствии наслед­ников наследство приобретается государством.

Особенно существенной переработке подвергся титул 9 третьей книги, посвященный товариществам. Обновленный текст испытал на себе влияние соответствующих положе­ний о торговых товариществах, произошла тем самым оп­ределенная коммерциализация этого гражданско-правового института.

В 1978 году в Гражданский кодекс было введено поня­тие юридического лица, но оно было связано именно с това­риществами гражданского права. Последние, согласно ст. 1842, "пользуются правами юридического лица со времени их регистрации".

В последние десятилетия изменения в гражданском праве Франции происходят не только путем включения но­велл в текст самого Кодекса, но и путем принятия специ­альных законодательных актов, регулирующих те или иные сферы имущественных отношений. Так, наряду с фрагмен­тарным упоминанием страхового договора в ФГК (ст. 1964), в 1976 г. была осуществлена фактическая кодификация стра­хового дела специальным правительственным декретом.

Во Франции еще в первой половине XIX в. были уста­новлены законодательные ограничения для собственников: владельцы земли обязаны разрешать проводку электроли­ний над своим участком, допускать над ним полеты самоле­тов, не имеют права сажать деревья вблизи аэродромов и т.д. Специальное законодательство (1919 и 1938 гг.) опреде­лило, что собственники земли не могут использовать дви­жущую силу воды, не получив специальную концессию от государства.

В 20-е годы французское законодательство оформило создание института так называемой коммерческой собст­венности, суть которой состояла в ограничении права соб­ственности для лиц, сдающих помещения в аренду торгово-промышленным предприятиям. Наймодатель-собственник не мог, за исключением особых случаев, отказать арендатору-предпринимателю в продлении договора аренды.

Развитие процесса обобществления производства и сферы обращения имело своим результатом и изменение самой концепции собственности, которая рассматривается не только как право индивида, но и как его социальная обя­занность. Во Франции, как и в других странах Запада, па­дает значение индивидуальной частной собственности, уве­личивается роль ассоциированной и государственной собст­венности.

В XX веке, особенно после второй мировой войны, само государство во Франции выступает как крупнейший собст­венник, как вкладчик капитала, как предприниматель. Ре­зультатом послевоенной национализации явился рост доли государственного сектора (31% продаж, 33% инвестиций и т.д.). Крупная денационализация, проведенная в 1986 г., не означала падения роли государственной собственности в экономической и правовой жизни Франции.

Большие изменения произошли в XX в. и в области договорного права. Так, Государственный совет как выс­ший орган административной юстиции и суды стали отхо­дить в случае чрезвычайных обстоятельств от принципа не­зыблемости договора. В этих целях была использована сред­невековая доктрина "Оговорка о неизменности обстоя­тельств" ("Clausula rebus sicstantibus"). Французская судебная практика нередко делала упор именно на изменив­шиеся и чрезвычайные обстоятельства. При этом следовала ссылка на ч. 3 ст. 1134 ФГК, согласно которой соглашения, заключенные между сторонами, "должны быть выполнены добросовестно".

В последние десятилетия во Франции наряду с граж­данскими договорами широкое распространение получили и административные, где одной из сторон выступает госу­дарственный орган. Такие договоры государство заключает с национализированными предприятиями или частными компаниями с целью обеспечения определенных программ экономического развития, реализации заданий по инвести­циям, по объему производства, по созданию дополнитель­ных рабочих мест и т.д.

В таких административных договорах его стороны не являются равными как в экономическом, так и в юридиче­ском отношении. Соответствующие государственные орга­ны имеют право контролировать ход исполнения договора, а в случае необходимости - изменять его условия и даже расторгнуть договор. С другой стороны, контрагенты госу­дарства в административных договорах могут рассчитывать на налоговые скидки, льготные кредиты и т.п.

Еще более основательному пересмотру в XIX-XX вв. подвергся Торговый кодекс Франции. Так, в 1838 г. был при­нят специальный закон, упорядочивающий процедуру бан­кротства, в 1844 г. - закон об изобретениях и патентах на изобретение, в 1852-1862 гг. - законы о реорганизации банковских учреждений и т.д. Закон 1867 г. легализовал акционерные общества ("анонимные товарищества"), которые создавались явочным путем.

В ФТК к настоящему времени в первоначальном виде сохранили свою силу примерно 20 статей. Французские юристы не без основания рассматривают ФТК как "руины". Но само торговое право получило наибольшее развитие во второй половине XX в. в связи с усложнением механизмов правового регулирования хозяйственной жизни.

Многие изменения в торговом законодательстве Фран­ции в XX в. вызваны присоединением к международным конвенциям (например, к Женевской вексельной конвенции 1930 г.). Особенно значительная ревизия торгового и иного хозяйственного права Франции осуществляется под влия­нием права Европейских Сообществ.

Так, например, в соответствии с директивами ЕЭС в 1983 г. был осуществлен пересмотр системы бухгалтерской отчетности, что повлекло за собой пересмотр соответствую­щих статей книги 1 ФТК.

Французское право, таким образом, не избежало ин­тернационализации, которая является следствием интегра­ционных процессов, международного разделения труда и роста внешнеэкономических связей. Эта тенденция нашла свое отражение в таких областях предпринимательского права, как патентное, чековое, акционерное и т.д.

Развитие торгового права Франции в силу несовершен­ства самого ФТК еще в прошлом веке (а особенно это ха­рактерно для XX в.) осуществлялось путем исключения из Кодекса ряда важных институтов (банковское, вексельное право и др.).

Так, начиная с закона 1867 г. в качестве самостоятель­ной сферы регулирования торгового законодательства вы­делилось акционерное законодательство. Частичные рефор­мы акционерного законодательства имели место еще в 30- 40-е гг. XX в., но в настоящее время его основу составляет закон от 24 июля 1966 г., который существенным образом модернизировал акционерное право Франции. Этот закон дополнен правительственным декретом от 23 марта 1967 г., посвященным торговым товариществам. В целом оба этих акта насчитывают более 800 статей, т.е. превосходят по объ­ему сам ФТК.

В отличие от традиционного торгового права, носящего частноправовой характер, действующее акционерное зако­нодательство включает большое число уголовных и процес­суальных норм. В этом законодательстве содержатся раз­вернутые правила создания и деятельности всех основных видов торговых товариществ, а именно: полных, простых, коммандитных, товариществ с ограниченной ответственно­стью, акционерных обществ. Последние из вышеперечис­ленных стали основным предметом заботы французского законодателя в последние десятилетия.

Так, были предусмотрены новые формы организации управления делами компании (директорат, наблюдательный совет и др.), право выпуска облигаций, которые обменива­лись затем на акции, усиление контроля крупных держате­лей акций за функционированием органов управления, расширение отчетности акционерных обществ с целью обеспе­чения более высокого уровня достоверности и полноты ин­формации. Была повышена и степень ответственности са­мой акционерной компании перед третьими лицами в слу­чаях, когда органы управления акционерного общества или товарищества с ограниченной ответственностью действуют вне рамок установленной для них правоспособности (специ­альной правоспособности).

Интересы третьих лиц получили дополнительные га­рантии (закон от 25 января 1985 г.) и в случаях, связанных с несостоятельностью акционерного общества. Таким обра­зом, проявилась характерная для последнего времени тен­денция к расширению контроля за деятельностью акцио­нерных обществ со стороны самих акционеров, третьих лиц и государства.

Другой характерной чертой французского акционерно­го законодательства (начиная с 1917 г.) явилось распростра­нение ценных бумаг компании среди ее рабочих и служа­щих. Эта тенденция нашла свое выражение и в целой серии законов 60-80-х гг.

Так, закон 1970 г. предоставил акционерным общест­вам право распространять среди своих работников акции общества (путем подписки или покупки). В 1980 г. в законо­дательном порядке было установлено обязательное бесплат­ное распределение части акций среди работников предпри­ятий, принадлежащих акционерным обществам.

Таким образом, развитие французского торгового, а по сути дела экономического права происходило не в рамках традиционных кодексов частного права, а путем издания большого количества самостоятельных хозяйственных ак­тов.

Для этих актов свойственно усиление публично-право­вых начал в регулировании экономических отношений, в результате чего происходит стирание ранее непреодолимых граней между публичным и частным правом.

Примером могут служить многочисленные норматив­ные акты, направленные на защиту окружающей среды, на поддержание рыночной конкуренции, на охрану интересов потребителей товаров и услуг и т.д.

Так, в 60-80-е гг. во Франции была принята целая се­рия природоохранительных актов, которые вводили жест­кий контроль за состоянием окружающей среды, способст­вовали недопущению ее загрязнения в результате промыш­ленной и иной производственной деятельности. В 1964 г. был принят декрет о реактивных отходах, в 1974 г. - об охране воздуха от загрязнения, в 1975 г. - об ограничении уровня шума и т.д.

Показателем успешного проведения природоохранительной политики стало принятие в 1970 г. специальной го­сударственной программы по охране окружающей среды, в соответствии с которой был образован и ряд новых приро­доохранительных органов, в том числе министерство охра­ны природы и окружающей среды.

Важной вехой в осуществлении природоохранных ме­роприятий явилось издание закона 1976 г., который содер­жал широкий перечень природных ресурсов, находящихся под защитой государства (флора, фауна, вода, почва и т.д.). Нарушение этого закона влекло за собой не только гражданско-правовую и административную ответственность, но и уголовные наказания.

Своеобразное сочетание публично-правового и частно­правового регулирования можно видеть в законодательстве (начиная с ордонанса о ценах 1945 г.), посвященном поддер­жанию конкуренции и предотвращению доминирующих (т.е. монополистических) позиций отдельных предпринимателей, акционерных компаний и их объединений.

Значительным этапом в развитии конкурентной и ан­тимонопольной политики стал правительственный ордонанс 1986 г. о свободе цен и конкуренции. По этому закону (ст. 7) запрещаются согласованные действия, договоры, выражен­ные в открытой форме, или подразумеваемые соглашения, а также объединения, имеющие целью или могущие иметь в качестве одного из своих последствий недопущение, огра­ничение или нарушение конкуренции на рынке.

Такие монополистические сговоры могут быть направ­лены на ограничение в доступе на рынок других предпри­ятий, недопущение свободного установления цен, ограниче­ние производства или сбыта, раздел рынков или источни­ков снабжения и т.д.

Согласно ст. 8 ордонанса 1986 г., предприятию или группе предприятий запрещается злоупотреблять господствующим (доминирующим) положением на внутреннем рынке, а так­же экономической зависимостью, в которой от него нахо­дятся другие предприятия, являющиеся их поставщиками или клиентами.

Для нарушителей закона ордонанс предусмотрел раз­ные виды ответственности: гражданскую, административ­ную и уголовную. Последней подлежат не только физиче­ские лица, руководители предприятий-нарушителей, но и юридические лица, сами предприятия, товарищества и их объединения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.207.137.245 (0.033 с.)