Культура Греции классического периода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Греции классического периода



 

 

Наибольший расцвет культура Древней Греции - классический период (480—323 до н. э.). Он связан именами Перикла, Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана.

Три важнейшие особенности придают ей исключительный характер: полнота, разнообразие и известная законченность составных частей культуры; ее гуманистическая направленность; большой вклад греков в сокровищницу мировой культуры, создание шедевров.

Развитию греческой культуры способствовало отсутствие в стране могущественной жреческой организации, как в странах Древнего Востока, где процесс культурного творчества был взят ею под контроль.

Греки представляли богов и героев в образах красивых людей, это стало исходным рубежом для разработки скульптурного образа героизированного гражданина.

Скульптура: С V в. до н. э. скульптора - от статичности к динамике, усложняют позы, появляется асимметрия, внутреннее движение. Лицо начинает отражать чувства и внутренний мир, хотя еще остается идеал скульптурного образа спокойствия («олимпийского») и красоты. Помимо мрамора широко используется бронза.

Идеал красоты обнаженного тела распространился и в повседневной жизни. Женщины изображались в одеждах. В IV веке до н. э. Пракситель впервые изобразил богиню Афродиту обнаженной.

Мирон (V в. до н. э.) «Дискобол» вершина в реалистической передаче движений человеческого тела.

Фидий (середина V в. до н. э.), скульптуры которого украсили Парфенон, преуспел в воплощении возвышенных эмоций,

Поликлет (2-я пол. V в. до н. э.) строгий математический канон воплощения образа идеального гражданина — физически и духовно совершенного человека.

Наиболее прославленные скульпторы 4 в. до н, э.: Пракситель, Скопас, Лисипп (портретные бюсты Сократа, Александра Македонского).

Живопись: Полигноп (I -я пол. V в. до н. э.) и Аполлодор (2-я пол. V в. до н. э.), которому приписывается открытие игры светотени, умение давать перспективу. Но основным памятником живописи: вазовая роспись.

Литература: Создание жанра трагедии и комедии. Наивысшего расцвета древнегреческая трагедия достигает в V веке до н. э. в произведениях Эсхила ("Царь Эдип", "Антигона"), Софокла и Эврипида («Медея»). Трагедия возникла из культа Диониса, когда при совершении обряда хор и один актер разыгрывали мифологические сюжеты из жизни бога с пением и танцами.

В трагедиях использовались и переосмыслялись известные всем мифологические сюжеты и, реже, реальные исторические события, находили отражение особенности политической и духовной жизни общества.

Предназначение трагедии заключалось в воздействии на зрителя, который, сопереживая героям, испытывал катарсис (греч.- «очищение)

Комедия как самостоятельный жанр возникла из песен и плясок сатиров в честь Диониса. В Греции возник новый вид искусства — драматический театр. В нем ставились комедии и трагедии. Первый драматургом и актером считается Феспид, который в 534 году до н.э. представил публике на празднике в честь Диониса ряд сцен, играя сам все женские и мужские роли.

Однако наивысшего развития жанр комедии получил у великого Аристофана (ок. 445— ок. 386), оставил 44 комедии («Мир», «Лисистрат», «Осах»).

История: В V веке до н. э. получает развитие греческая историография. Геродот (484—425 до н.э.) («Историю»), прозванный «отцом истории», Фукидид (460—400 дон. э.) в своей «Истории Пелопоннесской войны» впервые применил научно-критический метод, попытался раскрыть причинные связи событий и тем самым способствовал росту политических знаний. Наиболее значительным историком IV в. до н. э. был Ксенофонт (ок. 430—355 или 354 до н. э). Его лучшие произведения «Анабасис» и «Греческая история» отличаются простотой языка и ясностью изложения. В отличие от Фукидида, его больше интересовали великие личности, а не причинно-следственные связи.

Архитектура: V до н. э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками. В это время создаются наиболее совершенные религиозные и светские памятники культуры. Основным типом общественного здания по-прежнему остается храм. Самый знаменитый храмовый комплекс - афинский Акрополь.

Разрушенный персами в 480 году до н. э., он заново отстраивается на протяжении всего V века до н. э. под общим руководством великого скульптора Греции Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени: Иктин, Калликрат, Мнесикл и др. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений — пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышался и главный храм Афин — Парфенон.

Философия: В IV веке до н. э. в Греции обнаруживается экономический и политический (но не культурный) упадок. Именно в это время античная философия достигает наивысшего рассвета. Ее прославили три великих философа — Сократ, Платон и Аристотель.

Очень высокого уровня в этот период достигает риторика. Исократ (436—ЗЗ8 до н. э.), Демосфена (384—322 до н.э.).

 

 

Пелопонесская война

После Греко-персидских войн начался подъем в экономике Греции. Он сопровождался значительным ростом торговли. Это не могла не отразиться на обострении соперничества между ведущими полисами Эллады – Афинами, с одной стороны и Коринфом и Мегарами – с другой.

В войне участвовали, с одной стороны Делосский союз во главе с Афинами, и Пелопоннесский союз под предводительством Спарты с другой.

Причины:

1)Их торговые интересы сталкивались.

2)Равновесие 2союзов было нарушено. Спарта ориентировалась на олигархические режимы.

3)Соперничество между Спартой и Афинами за свое главенство в Греции.

 

Пелопоннесская война – ряд военных столкновений 431 – 404 гг. до н.э.

Повод – конфликт, столкновение между Коринфом, входившей в состав Пелопонесского союза, и Керкирой – колонией этого полиса, по поводу их совместной колонии Эпидамна. Керкира стремилась обрести независимость и подчинить Эпидман. В 433 году Афины прислали на поддержку Керкире часть своего флота, в результате чего из Эпидмана были изгнаны представители олигархов. Это е обострило отношения между Коринфом и Афинами.

В войну были втянуты все греческие полисы.

Лидер афинской демократии Перикл, желая использовать преимущество Афин на море (Спарта тогда не обладала собственным флотом), принципиально отказывался вести сухопутные сражения. Спарта же, имея превосходную сухопутную армию, предполагала прежде всего разорить территорию Аттики, а затем разгромить афинян и их союзников в генеральном сражении на суше.

 

В ходе войны выделяют 2 крупных этапа:

1. Архидамова война (431 -421 гг до н.э.)

2. Декелейская война (415-404 гг до н.э.)

 

Войну начали союзники Спарты фиванцы. В апреле 431 г. фиванцы напали на полис Платеи. В середине 431 г спартанцы во главе с царем Архидамом вторглись в Аттику.

Первые годы войны пагубно отразились на экономике Афин. Эпидемия подорвала и военную силу полиса. Умер Перикл. На смену ему пришел Клеон.

Афинянам удалось пленить более 100 знатных спартиатов на о. Сфактерия. Спарта оказалась в угрожающем положении.

В битве при Амфиполе (422 г.) афинян по главе с Клеоном потерпели поражение. И Клеон и Брасид пали в сражении. Их силы были подорваны. Это привело к заключению мира в 421 году мирного договора – Никиев договор по имени начальника, возглавлявшего афинскую делегацию.

В битве при Мантинее в 418 г. Спарта подавила мятежников. Но Алкивиад не унимался. По его инициативе в 415 г. Афиняне организовали военно-морскую экспедицию против Сиракуз на о. Сицилия. С помощью Спарты афиняне были разбиты, что нанесло сильнейший удар по их авторитету и могуществу.

Вскоре по предательскому совету Алкивиада спартанцы продолжили боевые действия в Аттике, первратив местечко Декелея в плацдарм для нападения на Афины. По названию этого городка 2 этап войны стал именоваться Декелейской войной.

Одновременно Спарта, заручившись финансовой поддержкой своего бывшего врага – Персии, получила возможность собирать дань с греческих городов Малой Азии, отпавших в ходе первого этапы войны от союза с Афинами.

Последние годы войны отмечены несколькими морскими сражениями, которые велись с переменным успехом. С помощью финансовой поддержки Персии спартанцам удалось построить собственный флот, не уступавший по силе афинскому. Тем не менее в морской битве при Кизике, в Ионии, афинянам удалось одержать победу над спартанцами.

В 406 году - им вновь сопутствовала победа при Аргинузских островах.

В 405 году - спартанский флотоводец Лисандр разгромил афинян в сражении при Эгоспотамах в Геллеспонте.

В 404 году – осажденные с моря и с суши Афины были вынуждены капитулировать.

Спарта продиктовала очень тяжелые условия мирного договора:

1) Роспуск Первого Афинского морского союза

2) Выдача всего флота

3) Ликвидация укреплений порта Пирей и срытие Длинных стен, соединявших его с Афинами.

4) Афины должны были вступить в Пелопонесский союз, предводителем которого оставалась Спарта.

В результате в Афинах было установлено олигархическое правление 30 тиранов, имевшее репрессивный характер.

В 404 году – установился тиранический режим.

Основной итог войны – установление гегемонии Спарты в Греции, резкое падение престижа всей Греции в международном масштабе.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 3659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.04 с.)