Профилактика простудных заболеваний и перегревов физической культуры в обеспечении здоровья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профилактика простудных заболеваний и перегревов физической культуры в обеспечении здоровья



 

В профилактике простудных заболеваний в результате гипотермии (общего переохлаждения) важную роль играют погодные факторы (температура, ветер, влажность), степень закаленности человека и соответствие одежды условиям пребывания и деятельности, а также уровень адаптации. Ветер усиливает охлаждение, так как увеличивается теплоотдача вследствие конвекции, опасность переохлаждения при низких температурах намного увеличивается при большой влажности, так как воздух становится более теплопроводным и повышается теплоотдача. Особую суровость для человека представляет сочетание низких температур с сильным ветром. При сильном ветре, даже при общей положительной температуре воздуха, можно обморозиться.

При температуре ниже 30°С – зона повышенной опасности. Допол- нительный эффект ветра, скорость которого свыше 18 м/с, незна- чительный.

Наиболее важную роль в устойчивости организма к действиям климатических факторов, таких как температура, гипоксия, солнечная радиация, играет закаливание. Цели закаливания различны: укрепление здоровья, повышение уровней устойчивости к болезням и работос- пособности, подготовка к трудовой деятельности. Широко применяется закаливание холодом и солнцем, реже закаливание разреженным воздухом. Механизм закаливания сводится в основном к активизации генетического аппарата клеток, повышающего количество митохондрий – своеобразных энергетических фабрик в клетке, что связано с дефицитом АТФ и креатинфосфата, увеличением потенциала фосфорилирования. Возрастающая мощность митохондрий активизирует выработку АТФ на единицу массы тканей, устраняет ее недостаточность, увеличивается адаптация организма к холоду, гипоксии.

По вопросам использования методик закаливания следует, на наш взгляд, обратиться к многочисленным литературным источникам – от популярных до научного обоснованных.

Пользуясь нижеследующей таблицей, можно количественно представить свою степень закаленности.

 

Вид процедур Выполнение процедур Количество очков
Воздушные ванны Не принимает Принимает при температуре более 10-15° С Принимает при температуре ниже 15°С в движении  
  Пребывание на свежем воздухе Менее 1-го часа 1-2 часа Более 2 часов  
  Водные процедуры   Не принимает Частичное обтирание Контрастный или холодный душ  

 

 

Высокая степень закаленности – 0-1 очко, умеренная – 2-3, слабая – 4-5, не закален – 6 очков.

 

Для предупреждения простудных заболеваний, повышения умственной и физической работоспособности – 0 – 1-2-3 (предел!) очка. Более трех – отрицательно для здоровья и работоспособности.

Профилактика перегреваний связана с высокими уровнями адаптации к погодным условиям в районах трудовой деятельности, а также степенью закаленности и соответствием одежды. Коснемся неко- торых особенностей пребывания и деятельности в условиях жаркого климата.

Прежде всего, усвоим некоторые физиологические особенности организма и внешней среды.

Во-первых, клетки человеческого организма не могут осуществлять свои функции при температуре свыше +43°С. Если внутренняя темпе- ратура больше указанной – летальный исход неизбежен независимо от причин перегревания.

Во-вторых, мышечная работа – источник тепловой энергии, половину которой человек затрачивает на теплопродукцию. Эта избыточная

энергия удаляется благодаря усиленному дыханию, испарению пота, тепловому излучению кожи. Значительная часть ее идет на разогревание человека изнутри. У бегунов-марафонцев, например, температура тела на финише часто в пределах 39-41°С.

В-третьих, теплоотдача человеческого тела зависит от внешней температуры. Если температура воздуха сравнивается с температурой тела, прекращают действовать два охлаждающих механизма: дыхание и тепловое излучение кожи. Остается только испарение влаги. Но функции потовых желез ограничены (приблизительно 1 литр за 1 час), поэтому даже обильный прием воды не превышает производительность трех факторов охлаждения: дыхания, испарения, излучения. Естественно, что температура возрастает до опасной черты.

Высокая влажность воздуха замедляет испарение, что также может привести организм к опасной зоне.

Обычно все отрицательное, что связано с пребыванием в условиях высоких температур, проявляется на третий-четвертый день: жажда, обильное потоотделение, возбуждение, далее общая слабость, головная боль, тошнота, повышение температуры. Нередки обмороки, опасные для жизни из-за значительного понижения артериального давления.

Сказанное выше и опыт аборигенов рекомендуют в знойное время дня отказаться от физических нагрузок, поменьше двигаться. Режимы двигательной деятельности необходимо передвинуть на ранние часы, дать организму отдых в прохладном месте после полудня.

Примерная схема внешних признаков утомления

Признак Небольшое физиологическое утомление Значительное утомление (острое переутомление I степени) Резкое переутомление (острое переутомление II степени)
Окраска кожи Небольшое покраснение Значительное покраснение Резкое покраснение, побледнение, синюшность
Потливость Небольшая Большая (выше пояса) Особо резкая (ниже пояса), выступание «белых пятен»
Дыхание Учащенное (до 20-26 в мин) на равнине и до 36 Большое учащение (38-46 в мин) С поверхностным дыханием Резкое (более 50-60 в мин) учащение, поверхностное неровное, дыхание через рот, переходящее в отдельные вздохи, сменяющиеся беспорядочным дыханием
Движения Бодрая походка Неуверенный шаг, легкие покачивания, отставание на марше Резкие покачивания, появление не координированных движений. Отказ от дальнейшего движения
Общий вид Обычный Снижение интереса к окружающему. Усталое выражение лица, нарушение осанки (сутулость, опущенные плечи Изможденное выражение лица, апатия, резкое нарушение осанки («вот-вот упадет»)
Внимание Хорошее, безошибочное выполнение указаний Неточность в выполнение команд, ошибки при перемене направления Замедленное, неправильное выполнение команд. Воспринимается только громкая команда
Самочувствие Никаких жалоб, кроме чувства легкой усталости Жалобы на выраженную усталость (тяжело), боли в ногах, сердцебиение, отдышка Жалобы на резкую слабость (депрострации), сильное сердцебиение, головную боль, жжение в груди, тошноту и даже рвоту
Пульс в минуту 110-150 160-180 180-200 и более

 

23. Общая и специальная физическая подготовка в системе физического воспитания.

 

Общая физическая подготовка (ОФП) - это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта. Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:

  • достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;
  • приобрести общую выносливость;
  • повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;
  • увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;
  • улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;
  • научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.

Так, например, профессор В.М. Зациорский отмечает, что независимо от спортивной специализации наиболее важные группы мышц, определяющие нормальную жизнедеятельность человека, должны иметь хорошее развитие. Это группы мышц: разгибатели позвоночного столба, сгибатели ног, разгибатели рук, большая грудная мышца. Необходимое условие развития этих групп мышц - предварительно укрепить мышцы брюшного пресса и поясничной области (рис. 5.11)

Другой пример: американским физиологом К. Купером были разработаны нормативы, определяющие состояние сердечно-сосудистой системы (выносливости) при преодолении расстояния за 12 мин. Мы приводим фрагмент предложенной им таблицы (до 30 лет), из которого можно сделать заключение, что в целях контроля ОФП необходимо за 12 мин преодолевать не менее 2,0-2,4 км для мужчин и 1,85- 2,15 км - для женщин (табл. 5.2).

Таблица 5.2. 12-минутный тест К. Купера в км для мужчин и женщин (до 30 лет)

Степень подготовленности Мужчины Женщины

· Очень плохая До 1,6 до 1,5

· Плохая 1,6-1,9 1,5-1,8

· Удовлетворительная 2,0-2,4 1,85-2,15

· Хорошая 2,5-2,7 2,16-2,6

· Отличная 2,8 и более 2,65 и более

Основной целевой задачей физической подготовки основного контингента студентов является общая физическая подготовка.

Именно с ориентацией на достижения минимально необходимого уровня основных двигательных качеств при общей физической подготовке в учебную программу для вузов по дисциплине "Физическая культура" были введены научно разработанные тесты и их оценка в очках (см. гл. 1) (табл. 5.3).

Таблица 5.3. Обязательные тесты определения физической подготовленности студентов

Характеристика
направленности тестов Мужчины
Женщины

· Тест на скоростно

· -силовую подготовленность

·

· Тест па силовую

· подготовленность

·

·

·

·

· Тест на общую

· выносливость

· Бег 100 м (с)

·

·

· Подтягивание на

· перекладине

·

·

·

·

· Бег 3000 м

· (мин, с)

· Бег 100 м (с)

·

·

· Поднимание и опускание

· туловища из положения

· лежа, ноги закреплены,

· руки за головой

· (кол-во)

·

· Бег 2000 м

· (мин, с)

Эти тесты должны проводиться в начале каждого учебного года как контрольные и в конце - как зачетные.

С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства - уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других - силы и т.д., т.е. необходима специальная подготовка.

 

 


Рис. 5.11. Типичные упражнения, воздействующие на основные группы мышц:

1 - большая грудная мышца; 2 - мышцы брюшного пресса; 3 - разгибатели рук; 4 - разгибатели позвоночного столба и мышцы поясничной области; 5 - сгибатели ног

Специальная физическая подготовка - это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности.

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:

  • спортивная подготовка;
  • профессионально-прикладная физическая подготовка.

5.7.1. Спортивная подготовка

Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, - массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в "большой" и обратно.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых.

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений - добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений. Принципиально общей является и структура подготовки спортсменов, тренирующихся и функционирующих в сфере массового спорта и спорта высших достижений.

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.

В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения.

К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в данном виде спорта.

К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальных особенностей данного спортсмена.

Физическая подготовленность - это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

Тактические задачи могут носить перспективный характер (например, участие в серии соревнований, где одно из них главное в сезоне) и локальный, т.е. связанные с участием в отдельном соревновании, конкретном поединке, схватке, заезде, заплыве, игре. При разработке тактического плана учитываются не только собственные технико-тактические возможности, но и возможности партнеров по команде и соперников.

Избранные варианты тактических действий в ряде случаев могут отрабатываться специально на тренировочных занятиях. Специфика вида спорта - это решающий фактор, определяющий структуру тактической подготовленности спортсмена. Так, при беге на средние дистанции (800, 1500 м) бегун с более высоким уровнем спринтерских качеств будет стремиться замедлить пробегание всей дистанции, чтобы коротким (100-150 м) быстрым финишным рывком добиться победы. Бегуну же с более высоким уровнем выносливости, наоборот, выгоднее вести бег в высоком равномерном темпе по всей дистанции и выиграть забег благодаря длинному (иногда в треть дистанции) финишному рывку. Среди равных бегунов победит тот, кто сможет навязать соперникам свою тактику преодоления дистанции.

Сложнее дело обстоит с тактической подготовкой в играх, единоборствах. Сложность тактических действий спортсмена здесь определяется не только технической, функциональной подготовленностью, количеством заблаговременно отработанных тактических действий, но и быстротой принятия решений и их реализацией при частой смене соревновательных ситуаций. Умение принимать быстрые и действенные решения в условиях дефицита времени, ограниченности пространства, недостаточности информации из-за того, что соперник маскирует свои возможные действия, отличает мастера от новичка.

Эффективность тактической подготовленности при состязании равных соперников во многих видах спорта определяется способностями спортсмена предвосхищать соревновательную ситуацию до ее развертывания. Способность к этому развивается на тренировочных занятиях, а также при постоянном анализе соревновательного опыта.

Активность тактических действий во время соревнований является важным показателем спортивного мастерства. Спортсмен высокой квалификации должен уметь навязывать сопернику свою волю во время соревнования.

Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладение (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.

Специфика некоторых видов спорта накладывает отпечаток на характер и степень развития отдельных психических качеств у спортсменов. Однако для воспитания волевой подготовленности используются и определенные методические приемы. Практически основой методики волевой подготовки служат следующие требования.

1. Регулярно и обязательно выполнять тренировочной программы и соревновательных установок.

Это требование связано с воспитанием спортивного трудолюбия, привычки к систематическим усилиям и настойчивости в преодолении трудностей, с четким пониманием невозможности достичь спортивных вершин без соответствующей мобилизации духовных и физических сил. На этой основе реализуется воспитание целеустремленности, настойчивости и упорства в достижении цели, самодисциплина и стойкость.

2. Системно вводить дополнительные трудности.

Это значит постоянно включать дополнительные усложненные двигательные задания, проводить тренировочные занятия в усложненных условиях, увеличивать степень риска, вводить сбивающие сенсорно-эмоциональные факторы, усложнять соревновательные программы.

3. Использовать соревнования и соревновательный метод.

Сам дух соперничества в соревнованиях повышает степень психической напряженности спортсмена (табл. 5.4), а значит, к нему предъявляются дополнительные требования: проявить активность, инициативность, самообладание, решительность, стойкость и смелость.

Таблица 5.4. Психическая напряженность фехтовальщика при выполнении специализированных упражнений (по С.С. Гурвичу, B.C. Келлеру, В.Н. Платонову)


Группа
упражнений

Упражнения

Степень
психической
напряженности,
балл

· I

·

·

· II

·

·

·

· III

·

·

· IV

·

·

·

· V

·

·

·

· Соревновательный бой в

· ответственных соревнованиях

·

· Тренировочные бои на

· результат и соревновательные

· бои в подводящих соревнованиях

·

· Учебные бои, индивидуальные

· уроки тренера, спортивные игры

·

· Взаимоупражнения с партнером

· на заранее обусловленные

· действия

·

· Упражнения, применяемые в

· самостоятельной работе над

· техникой, в утренней

· зарядке-разминке

· 7-10

·

·

· 6-8

·

·

·

· 4-6

·

·

· 3-4

·

·

·

· 1-3

·

·

·

В структуре специальной психической подготовленности спортсмена следует выделить те стороны, которые можно совершенствовать в ходе спортивной подготовки:

  • устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревновательной деятельности;
  • кинестетические и визуальные восприятия двигательных действий и окружающей среды;
  • способность к психической регуляции движений, обеспечение эффективной мышечной координации;
  • способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;
  • способность к формированию в структурах головного мозга опережающих реакций, программ, предшествующих реальному действию.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - разновидность специальной физической подготовки, оформившаяся в самостоятельное направление физического воспитания и нацеленная на психофизическую подготовку человека к профессиональному труду.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 835; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.085 с.)