Происхождение права, взаимосвязь права с государством 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происхождение права, взаимосвязь права с государством



Вопросы о происхождении права является спорным.

Существует ряд теорий, связанных с указанными проблемами, а именно:

1. Теория естественного права (Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев). Сторонники данной теории выделяли два самостоятельных термина: право, которое существует независимо от государства, имеет естественный характер, и закон, который принят государством и искусственно им создан. Так как право дано от природы, оно объединяет в себе все нравственные ценности, фактически олицетворяет собой мораль. Тем самым приверженцы этой теории противопоставляли право естественное праву позитивному, отдавая предпочтение первому.

2. Историческая школа (Г. Гуго, К. Савиньи). Согласно данной теории право возникло само по себе и развивается также самостоятельно, независимо от государства. Законы, принимаемые государственными органами, только оформляют сложившуюся практику и обычаи.

3. Нормативистская теория права (Штаммер, Новгородцев). Право представляет собой определенную иерархию норм, в основе которой лежит «суверенная норма», а далее следуют по мере убывания их значимости иные нормативные акты. То есть правовая система состоит из кодифицированных юридических норм вне всякой зависимости от философии, религии, морали.

4. Психологическая теория права (Л.И. Петражицкий, Г.Тард). Основоположники данной теории исходят из того, что причина появления права находится в психике человека. Права возникли из желания человека получить правомочия на что—то, а обязанности – из психологического чувства ответственности выполнить что—то.

5. Социологическая теория права (Э. Эрлих, Г. Канторович). Сторонники социологической теории права также разделяли понятия «право» и «закон». Но если закон воспринимался ими как изданные государственными органами документы, то право являлось порядком реализации закона. Иными словами, право отождествлялось с правоприменением.

6. Марксистская теория права (К.Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Создатели теории в основу учения заложили классовый подход к появлению права. То есть государство есть сила правящего класса, в руках которого сосредоточена основная масса средств производства.

Бесспорным является следующий факт: право и государство взаимосвязаны, процесс их развития происходит параллельно, в тесной связи:

1) государство в процессе своего существования создает нормы права в качестве общеобязательных; путем применения в необходимых случаях принуждения государство гарантирует реализацию норм права;

2) именно право создает те правила, по которым существует государство, как система органов, учреждений и организаций.

Источники права

Значение понятия «источник права»:

1) принимающие правовые нормы общество, государство для удовлетворения потребности в нем;

2) объективные условия в стране (политическая ситуация в государстве, экономическое развитие);

3) государственный документ, содержащий нормы права. Именно последнее значение дает определение источнику права в правовом смысле.

Источник права, как правообразующий фактор, имеет следующие начала:

• материальные (условия бытия, экономические предпосылки, повлекшие возникновение права);

• идеологические (правовые взгляды, учения, на основании которых возникло право)

• формально—юридические – форма, в которой выражено право. Именно в официальном документе оформлена воля государства. Данный документ является источником права в формально—юридическом смысле.

Право как система представляет собой единство норм права (содержание) и формы права (источника права в формально—юридическом смысле).

Для придания источнику права характера нормативного документа необходимо:

1) или издание его государственным органом с соответствующими полномочиями (законодательными);

2) или санкционирование государственным органом социальной нормы (судебные органы).

Основные источники права:

1) правовой обычай – первая форма права, исторически сложившееся правило поведения. Нужно учесть, что правовыми становятся не только общепризнанные, но и одобряемые государством обычаи. Именно государство придает им обязательную юридическую силу. Например, Законы двенадцати таблиц в Древнем Риме, Законы Драконта в Афинах.

2) прецедент (судебный, административный) – судебные решения, принципы которых суды обязаны применять как образец при рассмотрении подобных ситуаций. Суды обязаны не создавать правовые нормы, а применять их. Данная форма права (прецедентная) получила распространение в ряде стран, а именно, в Великобритании, США, Канаде, Австралии и др.

3) нормативный договор – соглашение сторон, содержащие нормы права. Например, международные договоры, Договор об образовании СССР от 30.12.1922 г., коллективные договоры между работниками предприятия и администрацией.

4) нормативно-правовой акт – официальный документ, изданный в предусмотренном в законодательстве страны порядке соответствующим органом, содержащий нормы права (законы, кодексы, постановления Правительства, указы Президента и т. д.). Он принимается с соблюдением соответствующей процедуры, имеет предусмотренную законодательством форму, вступает в силу согласно определенному порядку, подлежит обязательному опубликованию в оговоренные в законодательстве сроки с момента его принятия.

Нормативно—правовые акты

Нормативно—правовой акт – это официальный документ, изданный в предусмотренном в законодательстве страны порядке соответствующим органом, содержащий нормы права.

Согласно Конституции РФ:

1) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ;

2) по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

3) федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам;

4) вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ, республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов;

5) законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон;

6) в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, действует региональный нормативный правовой акт.

Признаки нормативно—правового акта:

а) письменная форма, порядок опубликования предусмотрен законодательством;

б) соответствующие форма и реквизиты;

в) наличие соответствующей юридической силы, он обязателен для исполнения определенной группой лиц, наличие предмета регулирования;

г) действие в пределах оговоренного срока;

д) действие на конкретной территории;

е) позиция в системе правовых актов, взаимосвязь с иными нормативными актами.

Действие нормативного акта ограничивается:

1) временем – с момента его вступления в силу до прекращения его действия,

2) пространством – в зависимости от органа, принявшего его и от юридической силы нормативно—правового акта, возможно действие закона на территории всей страны, на территории субъекта, принявшего его, на территорию, указанную в законе.

3) кругом лиц – согласно общему правилу в круг лиц входят граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории страны).

Прекращение действия нормативно—правового акта:

• окончание срока его действия, если он принят на определенное в нем время;

• прекращение путем принятия другим актом соответствующей силы;

• отмена нормативного акта органом, принявшим его.

Закон

Закон – это нормативно—правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в предусмотренном порядке представительным органом государственной власти или решением народа на референдуме и регулирующий важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) принятие законодательным органом или путем народного голосования (на референдуме);

2) регулирование значимых общественных отношений в жизни общества, государства и граждан (в частности, порядок образования и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, права, свободы, обязанности человека и гражданина, вопросы обороны, налогообложения и иные);

3) принятие при строгом соблюдении специальной процедуры – законодательного процесса, который указан в Конституции РФ;

4) обладание высшей юридической силой (так как занимает второе после Конституции РФ место в пирамиде нормативно—правовых актов);

5) стабильность (порядок принятия закона, а также внесения в него изменений);

6) общеобязательность (его нормы должны исполняться всеми субъектами правоотношений).

Верховенство закона закреплено в Конституции РФ, предусматривающей, что:

1) закон не может противоречить Конституции Российской Федерации, а все остальные нормативные акты, издаваемые в стране, не должны противоречить закону, иначе они будут признаны недействительными;

2) закону подчинены в своей деятельности суды Российской Федерации, то есть в случае несоответствия какого—либо акта государственного или иного органа закону суд обязан принять решение в соответствии с законом;

3) обязательное соблюдение законов распространяется как на граждан и их объединения, так и на органы государственной власти, органы местного самоуправления, на всех должностных лиц.

Основными видами законов, в зависимости от уровня органа, его принявшего, являются:

1) федеральные законы, которые подразделяются на федеральные законы и федеральные конституционные законы. Данный вид закона является основным видом, принимается Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Для регулирования вопросов, указанных в Конституции, принимаются федеральные конституционные законы. К таким вопросам относятся военное положение, чрезвычайное положение, изменение статуса субъекта федерации, о референдуме, о судебной системе и другие.

2) законы субъектов федерации. Они принимаются по вопросам исключительного ведения субъектов РФ и вопросах совместного ведения субъектов РФ и федерации законодательными органами субъектов федерации. Порядок и процедура их принятия конкретизированы в конституциях и уставах соответствующего субъекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.213.235 (0.017 с.)