Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подзаконные акты. Юридические коллизии

Поиск

Вторую группу нормативных актов составляют подзаконные нормативные акты, издаваемые на основе и во исполнение законов.

Признаки подзаконных актов:

1) они должны основываться на законе, при этом обладать меньшей юридической силой по сравнению с ним,

2) соответствовать компетенции издаваемого органа;

3) они регулируют значительный круг общественных отношений, при этом направлены на решение текущих задач, число подзаконных актов превышает число законов;

4) служат основанием для правоприменительной деятельности, но являются преимущественно инструментом оперативного воздействия на общественные отношения.

К подзаконным нормативным актам относятся:

1) на федеральном уровне – указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ;

2) на уровне субъектов федерации – акты органов субъектов Федерации, акты органов самоуправления, уставы областей, республик, входящих в состав РФ;

3) ведомственные – приказы и инструкции министерств;

4) локальные – внутренние документы различных организаций, имеющие юридическую силу в отношении ее сотрудников.

Подзаконные акты, подчиняясь нормам закона, должны соответствовать друг другу. В зависимости от уровня той инстанции, которая издает подзаконный акт, он должен не противоречить актам вышестоящих инстанций.

Структура системы права и соотношение закона и подзаконного акта обеспечивает верховенство закона и сокращает сферу регулирования подзаконных актов.

Юридическая коллизия – это возникшие противоречия между нормативными актами по одному и тому же вопросу.

Причины появления коллизий:

1) объективные (динамизм развития общественных отношений, вступающий в противоречие с консервативностью права);

2) субъективные (пробелы в праве).

Виды коллизий:

1. между законом и подзаконным актом (разрешаются в пользу закона);

2. между Конституцией и нормативным актом (разрешается в пользу Конституции);

3. между федеральным актом и актом субъекта Федерации (ситуация разрешается в соответствии со ст. 76 Конституции РФ, п. 6).

При возникновении юридической коллизии для ее устранения выполняется следующее:

1) если акты изданы одним органом, применяется последний;

2) если разными органами, применяется тот, который издан вышестоящим органом;

3) если коллизия возникла между общим и специальным актом, применяется специальный.

Порядок принятия законов и подзаконных актов позволяет упорядочить соотношение и взаимодействие содержащихся в них правовых норм. Предусмотренные Конституцией принципы служат предупреждению и разрешению возможных коллизий между нормативно—правовыми актами.

Норма права

Норма права – этот определенное число составляющих систему права правил, установленных или санкционированных государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому.

Она обладает собственными содержанием и формой, в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом.

Нужно выделять нормы права из системы общественных отношений, представленных в виде технических (регулирующих отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой) и социальных норм (они регулируют отношения между людьми и их объединениями, социальную жизнь).

Нормы права различаются по своему содержанию. Они могут разрешать, запрещать, предписывать, указывать на тот или иной вид поведения субъектами правоотношений.

Отличие от команд, распоряжений по конкретным вопросам состоит в общеприменительном характере. Норма права адресована кругу лиц, определяемых исходя из ее содержания, ее действие рассчитано на неограниченное количество случаев.

Признаки нормы права:

1) устанавливается или санкционируется государством путем закрепления в государственных актах (законах, подзаконных нормативных актах);

2) имеет представительно-обязывающий характер, то есть, с одной стороны, она предоставляет субъекту права свободу действий, а с другой – обязывает совершать или не совершать определенные действия. При этом свобода данного лица ограничивается;

3) для реализации правовой нормы применяются меры государственного принуждения. Норма права несет охранительный характер, так как гарантированные законом права и свободы находятся под их защитой;

4) общественные отношения регулируются определенной категорией норм права. То есть нормы права выполняют функцию социального регулятора общественных правоотношений;

5) обеспечивается мерами государственного принуждения.

Норма права отличается единством, целостностью, неделимостью. Содержание нормы права едино, элементы ее структуры не изолированы, а составляют целое.

Соотношение нормы права и нормативного акта:

1) норма права может быть сформулирована в одной статье закона в виде трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

2) одна норма права содержится в нескольких статьях, она разделена по разным статьям закона и даже по разным законам. Либо допустим второй вариант, когда в содержании статьи можно сформулировать несколько правовых норм.

В современных условиях идет совершенствование норм права по двум направлениям:

1) улучшается содержание норм,

2) упорядочивается структура норм и правовая система в целом.

Структура нормы права

Норма права состоит из трех элементов:

1. Гипотеза – содержит условия, при возникновении которых данная норма подлежит применению, а также перечень лиц, в отношении которых она применяется.

С помощью гипотезы определенный в диспозиции абстрактный вариант поведения соотносится с конкретным субъектом, названными обстоятельствами, временем и местом.

Классификация гипотез:

а) по строению они подразделяются на простые и сложные. В простой гипотезе указано одно обстоятельство, при наличии или отсутствии которого действует юридическая норма. При наличии в гипотезе одновременно двух или более обстоятельств, в совокупности обусловливающих действие нормы, она называется сложной.

б) альтернативная гипотеза – это гипотеза, в которой указано несколько вариантов обстоятельств (альтернативных), при которых возможно действие нормы.

в) по форме выражения гипотезы их подразделяют на абстрактные и казустические.

Гипотеза – необходимый элемент структуры юридической нормы. Она конкретизирует обстоятельства, при которых вступает в действие диспозиция нормы права.

2. Диспозиция – это второй структурный элемент нормы права. Она содержит правило поведения при наступлений условий, предусмотренных гипотезой. Здесь указаны конкретные права и обязанности участников правоотношений.

Виды диспозиции:

а) простая диспозиция, называющая вариант поведения, но, не раскрывающая, не разъясняющая его;

б) описательная диспозиция, описывающая все существенные признаки поведения;

в) ссылочная диспозиция, не излагающая правило поведения, а отсылающая для ознакомления с ним к другой норме закона.

3. Санкция – третий, завершающий элемент нормы права. В ней содержится указание на последствия, которые наступают применительно к субъектам права при реализации диспозиции.

Виды санкций:

1) штрафные или карательные меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба и др.);

2) меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, и др.).

3) меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных; и др.).

По объему и размерам неблагоприятных для правонарушителя последствий можно выделить следующие позиции:

1) абсолютно-определенные санкции – размер и порядок применении неблагоприятных последствий.

2) относительно-определенные санкции – границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до максимального.

3) альтернативные санкции – несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает одну.

Классификация норм права

1) основным является деление норм права на:

а) регулятивные нормы права устанавливают определенные правила поведения, предоставляют участникам правоотношений права и возлагают на них обязанности. В зависимости от характера устанавливаемых прав и обязанностей, т. е. от характера предписываемых правил поведения, регулятивные нормы права бывают обязывающими (обязывающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права совершать определенные действия, требуют активного обязательного поведения), запрещающими (запрещающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права воздерживаться от совершения определенных действий) или управомочивающими (управомочивающих нормы предоставляют право на совершение определенных действий.).

б) правоохранительные нормы устанавливают юридическую ответственность за нарушение норм права, они выполняют функцию охраны общественного порядка. Примером могут служить нормы Уголовного Кодекса РФ.

в) специализированные нормы права содержат предписания по выполнению регулятивных и правоохранительных норм права. 2) по предмету правового регулирования выделяют нормы отдельных отраслей права – материальных и процессуальных;

3) по методу правового регулирования:

а) императивные;

б) диспозитивные;

4) по объему регулирования общественных отношений выделяют:

а) общие нормы права б) специальные нормы права, которые конкретизируют, детализируют общие в отношении различных условий их реализации. Следует отметить правило: специальная норма отменяет в части своего действия общую норму;

5) по юридической силе различают нормы права, содержащиеся в законах и обладающие высшей юридической силой, и нормы права, содержащиеся в подзаконных нормативных актах;

6) по территории, на которую они распространяются, выделяют нормы права, которые действуют на всей территорию государства (они издаются высшими или центральными органами государства), или только на определенной ее части (они действуют только в пределах отдельных административно-территориальных единиц);

7) по кругу лиц выделяют нормы права, действующие в отношении всех лиц, находящихся в пределах территории данного государства, и нормы права, распространяющие свое действие только на определенную категорию лиц, например, на военнослужащих, пенсионеров, депутатов, молодежь, врачей и т. д. В этих нормах определяется специальный адресат, специальный субъект права;

8) по времени действия выделяют:

а) постоянно действующие б) временные нормы дискретного действия

9) по отраслевой принадлежности можно выделить нормы права гражданские, земельные, трудовые и т. д.

Право и мораль

Юридическая наука выделяет следующие нормы: правовые, моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные и т. д.

Все эти нормы носят социальный характер и тесно взаимосвязаны.

По мнению ученых—правоведов:

мораль – это система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы. Критериями норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести.

мораль (нравственность) – это представления, возникающие как отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т. д.

Мораль возникает из социальной потребности в согласовании поведения индивида с интересами общества.

Нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия. Они действуют в системе социальных, общественно—политических связей. Это порождает взаимодействие норм права и морали. В различных исторических условиях их взаимодействие различно. Если взглянуть на развитие человеческого общества, то можно заметить следующее: в антагонических общественно—экономических формациях каждый класс имеет свою систему морали, определяемую условиями его жизни.

Общность права и морали порождается едиными общественными отношениями. Они формируют ценностную шкалу общества, его ориентацию. Предписания права и морали вырастают из деятельности людей, в результате многократной повторяемости они приобретают нормативный характер и становятся регуляторами поведения людей.

Право как нормативная система должно быть пронизано нравственностью. Внутренняя моральность права – одно из важных условий его эффективности.

Правовые нормы должны стремиться к соответствию нормам морали. Правовая жизнь общества должна развиваться с учетом нравственных ценностей (гуманизма, социальной справедливости, совести, человеческого достоинства, свободы и ответственности).

Данный процесс не имеет логического завершения, так как развитие общества влечет изменение его нравственных ценностей, соответственно, правовые нормы должны также подвергаться корректировке.

Право и мораль взаимно воздействуют друг на друга, в результате этого поддерживается основа общественности, связь отдельных интересов и стремлений в единое целое.

Но при этом между правом и моралью есть различия, которые состоят в следующем:

1) период времени, за который происходит формирование норм морали, достаточно длителен и зависит от настроений и уровня развития общества. С другой стороны, нормы права в принудительном порядке устанавливаются государством и становятся после этого общеобязательными для всех субъектов права. При этом в создании норм морали участвует общество, а норм права – государство;

2) для того, чтобы сформировавшиеся нормы морали стали традиционными и общепринятыми, нет необходимости в оформлении их в форме нормативного акта. Но нормы права в обязательном порядке должны быть приняты в определенных формах, а их содержание должно быть доведено до общества;

3) в большинстве случаев выполнение норм морали происходит в добровольном порядке. А исполнение норм права охраняется государством;

4) в случае нарушения норм морали общество способно выразить свое отрицательное отношение, а за нарушение норм права установлена юридическая ответственность.

Толкование права

Толкование – это уяснение и разъяснение значения и содержания нормативно-правовых актов.

Цель толкования – единообразное понимание и применение правовых норм.

В результате толкования права происходит уяснение, познание смысла нормы права и изложение его для остальных лиц. Результат толкования излагается в акте толкования – документ, содержащий разъяснение нормативно—правового акта. Данный документ имеет юридическую силу только во взаимосвязи с норой права.

Различают следующие виды актов толкования в зависимости от:

• органов, выполнивших толкование:

а) акты судебных органов;

б) акты органов исполнительной власти и другие;

• от отрасли:

а) уголовно—правовые;

б) гражданско-правовые и иные;

• по форме выражения:

а) указы;

б) инструкции и т. д.

При выполнении толкования используется ряд приемов и правил, а именно:

1) с целью истолкования терминов, словосочетаний, используемых при создании нормы права, применяют языковой способ;

2) для установления связи между нормами применяют систематический способ, при этом определяют место комментируемой нормы в иерархии правовых норм;

3) для придания комментируемой норме конкретного смысла используют логический способ;

4) при выяснении условий, способствовавших появлению правовой нормы, применяется исторический способ толкования;

5) специально—юридический способ позволяет дать определение правовым терминам, понятиям и категориям.

Указанные способы подлежат обязательному применению в комплексе, в единой системе.

Толкование может быть официальным и неофициальным:

официальное – разъяснение государственных органов, обладающих соответствующими полномочиями. Выделяют два вида:

а) нормативное – имеет общий характер, результат применяется в неограниченном числе случаев. Например, разъяснения Пленума Верховного Суда. Нормативное толкование подразделяется на аутентическое (когда толкование дает автор нормативного акта) и легальное (нормативный акт комментирует орган, уполномоченный на выполнение данной функции);

б) казуальное – разъяснение, данное по конкретному случаю (казусу), не влечет правовых последствий для иных дел.

неофициальное – разъяснение правовых норм, которое делается иными, не уполномоченными лицами и не имеет официального характера. Значение данного толкования в том, что они позволяют понять комментируемый материал. Выделяют обыденное (выполняемое любым лицом), профессиональное (которое выполняется ученым), доктринальное (осуществляется профессионалами, отличие от профессионального толкования в том, что доктринальное толкование оказывает влияние на реализацию права) неофициальное толкование.

Правомерное поведение

При реализации своих прав субъект совершает определенные действия, характеризуемые как поведение. Не все выполняемые им действия имеют правовое значение. Для того чтобы их можно было отнести к правовому поведению, они должны обладать следующими признаками:

а) иметь социальную, общественную значимость;

б) регулироваться сознанием человека, их совершающего;

в) попадать по своим характеристикам в сферу регулирования правом;

г) попадать по контроль государственных органов;

д) иметь правовые последствия.

Действия людей, содержащие указанные признаки, является правовым.

Правомерное поведение субъекта в первую очередь соответствует требованиям правовых норм, а именно:

а) совпадает с требованиями норм права,

б) не противоречит им,

в) соответствует правовым предписаниям,

г) не запрещено ими.

Если исходить из требований, предъявляемых к поведению субъекта в целом, для того, чтобы его поведение было правовым, то признаками правомерного поведения становится следующее:

• не только социальная значимость, но и общественная полезность поведения;

• добровольность его совершения со стороны субъекта;

• массовость соблюдения правовых норм в обществе.

А именно, правомерное поведение – это общественно—необходимое или допустимое поведение индивида, которое соответствует предписаниям правовых норм, соответствует требованиям государства и одобряется государством и обществом. То есть для того, чтобы поведение отдельного лица стало правомерным, оно должно быть подчинено требованиям общества. Социальная основа правомерного поведения – общность значимых интересов граждан, определяющая установленные законом правила поведения, выраженные в правовых нормах.

В юриспруденции допускается следующая классификация правомерного поведения:

а) по степени реализации правовых норм на активное и пассивное правомерное поведение;

б) по отраслям права на: конституционно—правомерное, уголовно—правомерное, финансово—правомерное, административно—правомерное и т. д.

в) исходя из мотивов правомерного поведения, выделяют:

1) социально—активное правомерное поведение, основанное на убеждении, зрелости личности, высоком уровне правосознания и высокой степени активности;

2) привычное правомерное поведение основано на жизненном опыте, без излишней правовой активности;

3) конформистское правомерное поведение – подчинение правовым предписаниям без осознания значимости правомерного поведения, в основе лежит приспособление к убеждениям социальной среды;

4) маргинальное правомерное поведение характерно для лиц, которые соблюдают нормы права по причине страха перед наказанием, из—за личной выгоды и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.22.24 (0.011 с.)