Президент РФ избираетсяна основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосованиигражданами РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Президент РФ избираетсяна основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосованиигражданами РФ.



Выборы Президента в РФ проходят не менее чем 1 раз в 6 лет, если не назначены внеочередные выборы. Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации Федерального Собрания.

Активным избирательным правом на выборах Президента РФ обладают граждане РФ, достигшие на день голосования 18 лет, за исключением недееспособных и находящихся в местах лишения свободы по приговору суда. При этом каждый избиратель независимо от каких-либо цензов, пола, места проживания и т. п. имеет один голос.

Кандидат в Президенты РФ должен отвечать следующим требованим:

иметь гражданство РФ (приобретенное по любому основанию);

быть не моложе 35 лет (предельный возраст законодательство не устанавливает;

по Конституции 1978 г. кандидат не мог быть старше 65 лет); постоянно проживать в Российской Федерации не менее десяти лет (нет указания на необходимость непрерывного проживания в течение этого срока;

кроме того, кандидат может проживать или находиться в период подготовки и проведения выборов Президента РФ за пределами территории Российской Федерации).

Президентом РФ не может быть избран гражданин РФ, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока и этот срок ко дню голосования не истек, а также на досрочных выборах – гражданин РФ, замещавший должность Президента РФ и прекративший исполнение полномочий досрочно вследствие добровольной отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие полномочия или отрешения от должности.

Выдвижение кандидатов возможно:

политическими партиями, избирательными блоками, при этом партия, блок могут выдвинуть только одного кандидата, в том числе и не являющегося членом данной партии или партий и объединений, входящих в избирательный блок;

в порядке самовыдвижения, т. е. самим гражданином, обладающим пассивным избирательным правом при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей численностью не менее 500 человек.

Регистрацию кандидатов осуществляет ЦИК после проверки собранных в поддержку кандидата не менее чем 2 млн подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей, т. е. предварительную поддержку кандидат должен получить как минимум в 40 российских регионах (примерно в половине). Выборы Президента РФ осуществляются по единому (общероссийскому) одномандатному избирательному округу, результаты выборов определяет ЦИК.

Для определения результатов выборов применяется мажоритарная избирательная системаабсолютного большинства: избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей (50 % плюс один голос), принявших участие в голосовании. При этом порог явки избирателей, для того чтобы выборы были признаны состоявшимися, составляет 50 % от числа избирателей, обладающих активным избирательным правом. Если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по сравнению с другими кандидатами, будет меньше числа голосов, поданных против всех кандидатов, а также если из двух зарегистрированных кандидатов ни один не получил более 50 % голосов избирателей, выборы признаются несостоявшимися. Если абсолютного большинства не получил ни один из трех или более кандидатов, то через 21 день проводится повторное голосование (второй тур) по двум лучшим кандидатурам, т. е. получившим в первом туре наибольшее число голосов избирателей. Если ко дню повторного голосования один из них выбывает, то в борьбу за пост Президента РФ включается следующий по числу полученных в первом туре голосов кандидат.

Если выборы Президента РФ будут признаны несостоявшимися или недействительными, то назначаются повторные выборы, которые должны состояться не позднее чем через четыре месяца.

Конституционно – правовой статус Президента РФ включает в себя следующие элементы:

1) правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ;

2) правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ (ст.80 Конституции РФ);

3) правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ.

Функции Президента РФ:

представительская функция: будучи главой суверенного государства, Президент представляет РФ как в международных отношениях, так и внутри страны – в отношениях с субъектами РФ, муниципальными образованиями и т.д.

функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и гос. целостности РФ;

обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти различных ветвей и уровней;

определение основных направлений внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Полномочия Президента РФ:

1. Полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц:

назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства;

принятие решения об отставке Правительства РФ;

назначение судей федеральных судов (за исключением судей высших судебных инстанций – Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

представление в Государственную Думу кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ;

2. Полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти:

назначение выборов депутатов Государственной Думы;

право роспуска Государственной Думы в предусмотренных Конституцией РФ случаях;

назначение федерального референдума;

обладание правом законодательной инициативы;

право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

использование согласительных процедур для преодоления разногласий между федеральными и региональными органами гос. власти, а также между региональными органами государственной власти (включая обращение в суд для разрешения спора);

отмена актов Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ и приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека.

3. Полномочия в области внешней политики:

осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации;

издание актов о признании иностранных государств, установлении дипломатических отношений;

ведение переговоров и подписание международных договоров РФ;

назначение и отзыв дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

4. Полномочия в области обороны и безопасности:

утверждение военной доктрины;

назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил РФ;

формирование Совета Безопасности РФ и руководство его деятельностью;

выполнение полномочий Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ (постоянно: и в мирное, и в военное время);

введение на всей территории РФ или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения.

5. Полномочия в сфере правового регулирования статуса личности:

решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища;

учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, дача согласия на получение государственных наград иностранных государств, присвоение почетных званий;

осуществление помилования.

Полномочия Президента реализуются посредством принятия им правовых актов. Акты Президента не могут противоречить Конституции РФ и фед. законам.

 


 

28.Совет Федерации Федерального Собрания РФ: порядок формирования, правой статус, функции, структура и роль в государственном управлении.

Парламент РФ — Федеральное Собрание — является представительным и законодательным органом страны. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, состоящей из 450 депутатов. Для осуществления контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума совместно образуют Счетную палату.

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания— парламента РФ. В него в соответствии с ч.2 ст.95 Конституции РФ входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Срок полномочий -5 лет.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Совет Федерации образует комитеты, постоянные и временные комиссии из числа членов палаты. Совет Федерации вправе создавать, упразднять любые комитеты и комиссии. Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Все члены Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, входят в состав комитетов. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты, при этом в состав комитета должны входить не менее 7 членов Совета Федерации. Состав комитета, комиссии утверждается палатой.

Органами Совета Федерации являются:

Совет палаты;

комитеты Совета Федерации (сейчас 10).

Должностными лицами Совета Федерации являются:

Председатель Совета Федерации

первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ; (4 человека) и председатель комитета Совета Федерации;

Согласностатье 102 Конституции Российской Федерациик ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

г) назначение выборов Президента РФ;

д) отрешение Президента РФ от должности в порядкеимпичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой;

е) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ (назначения осуществляются по представлению Президента РФ);

ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (также осуществляется по представлению президента);

з) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Пояснение по формулировке пунктов а, б, в: Совет Федерации по этим вопросам может и не утвердить решения других инстанций (по пунктам б и в — президента РФ).

В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации.

При рассмотрении принятых Государственной Думой законов, Совет Федерации не имеет право внесения поправок, а может либо одобрить, либо отклонить закон в целом. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

 


 

29. Государственная Дума Федерального Собрания РФ: порядок формирования, правой статус, функции, структура и роль в государственном управлении.

Госуда́рственная ду́ма —нижняя палатаФедерального собрания — парламента Российской Федерации.

Прав. статус – установленное нормами права совокупность прав и обязанностей субъекта права.

Правовой статус Государственной думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации

Государственная дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной думы м. б. избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать ввыборах. Одно и то же лицо не м.б. одновременно и деп. Г.Думы, и членом Сов. Фед-ции. Г.Дума избирает из своего состава Председателя.

Порядок формирования Г.Д.– выборы.Порядок выборов депутатов Г.Думы устанав-ют фед. законы «О выборах депутатов Г.Думы Фед. Собрания РФ», «Об основных гарантиях избират. Прав и права на участие в референдуме граждан РФ». С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Списки предоставляют политические партии. Проходной барьер составляет 7 %. С 2016 года барьер вновь будет составлять 5 %.

Срок полномочий депутатов - пять лет. Работу Думы возглавляет Председатель Думы и его заместители. Выборы в Государственную думу назначаются президентом РФ раз в пять лет.

Избрание происходит пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.

После подведения итогов голосования происходит распределение депутатских мандатов— перевод процента голосов, полученных в ходе выборов, в места в парламенте.Партии, преодолевшие процентный барьер, получают места пропорционально полученным голосам.

Партии, не преодолевшие процентный барьер, не получают мест в парламенте. Те места, на которые могли бы претендовать эти партии, перераспределяются между партиями-победительницами, увеличивая их присутствие в Государственной думе. Перераспределение происходит пропорционально долям голосов, полученных на выборах.

Компетенция Г.Думы: в соот-и с Конст-ей РФ Г.Дума обладает правом законодательной инициативы. Депутаты Г.Думы вносят на рассмотрение: законопроекты и поправки к ним- 3 чтения (обычный закон), при утверждении Федерального бюджета – 4 чтения (2,3 чтения - внесение поправок в закон).;

законодательные предложения о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов; законопроекты о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ и законы РСФСР либо о признании этих законов утратившими силу. Все законопроекты вносятся на рассмотрение в Г.Думу. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется Президентом РФ.

Полномочия Г.Думы 1) Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства; 2) Выражение недоверия Правительству РФ; 3) Назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека; 4) Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; 5) Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; 6) Выдвижение обвинения против Президента РФ; 7) Объявление амнистии; 8) Обращение в Конституционный Суд РФ.

Структура ГД: 1.Депутаты. 2.Председатель ГД (сейчас Нарышкин Сергей Евгеньевич). 3.Совет ГД. 4.Первый заместитель Председателя ГД (Сейчас Жуков Александр Дмитриевич, Мельников Иван Иванович)5.Заместители Председателя ГД (сейчас их 6). 6.Фракции (сейчас: Единая Россия – 238 депутатов, КПРФ - 92, ЛДПР - 56, Справедливая Россия - 64).7.Комитеты (постоянный орган); 8.комиссии ГД - временный орган (по обороне, по транспорту, по бюджету, по безопасности, по образованию, и т.д. Сейчас комитетов – 30, комиссий – 6). 9.Аппарат ГД.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.039 с.)