Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и особенности педагогического проектирования и прогнозирования.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Для педагогической сферы характерно отсутствие единого понимания категории проектирования. Педагогическое проектирование трактуется как: 1. процесс «выращивания» новейших форм общности педагогов, учащихся, педагогической общественности, нового содержания и технологий образования, способов и технологий педагогической деятельности и мышления (В.А. Болотов, Е.И. Исаев и др.). 2. деятельность, направленная на разработку и реализацию образовательных проектов, под которыми понимается оформленные комплексы инновационных идей в образовании, в социально-педагогическом движении, в образовательных системах и институтах, в педагогических технологиях и деятельности (Н.В. Борисова). Задачи проектирования: Ø развитие, преобразование, совершенствование, разрешение противоречий в современных образовательных системах. Ø обоснование конкретных направлений поиска в создании условий для развития и воспитания человека, актуализации его внутренних сил, социального самоопределения и становления. Ø прогнозирование развития педагогических процессов, ситуаций, систем. Загвязинский В.И. выделил следующие уровни проектирования: 1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ уровень проектирования – формы проектирования: концепции образовательных учреждений, дидактических систем, систем воспитания, программы развития образования, технологии обучения и т.д.; 2. ТАКТИЧЕСКИЙ уровень проектирования – формы проектирования: учебные и учебно-тематические планы, планы-конспекты уроков, планы воспитательных мероприятий, учебные программы и т.д.
Принимая позицию Б.С. Гершунского, под педагогическим прогнозированием мы понимаем «специально организованный комплекс научных исследований, направленных на получение достоверной опережающей информации о развитии соответствующих педагогических объектов с целью оптимизации содержания, методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной системы»[5]. Педагогическое прогнозирование направлено на научное обоснование процессов развития объектов и явлений образовательной действительности. Эффективность прогнозирования определяется полученным результатом, в качестве которого выступает прогноз как «научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, альтернативных путях и сроках их осуществления [1, С. 36]. Прогностическая деятельность в образовании опирается на традиционную типологию прогнозов[4, С.21.]: 1. Поисковый прогноз позволяет определить возможные состояния образовательных систем в будущем: «от самого благоприятного к негативному; от полного исчезновения системы до ее расцвета». 2. Нормативный прогноз определяет пути и сроки достижения возможных состояний объекта, зафиксированных в качестве общей цели. 3. Целевой прогноз описывает желаемые состояния объекта по траектории «нежелательно – менее желательно – более желательно – наиболее желательно – оптимально». 4. Программный прогноз отражает гипотетические предположения о возможных взаимовлияниях различных факторов, а также сроки и очередность достижения промежуточных целей. 5. Плановый прогноз фиксирует ход выполнения (невыполнения) заданий.
12. Моделирование и конструирование в образовании: сущность и виды. Моделирование — это практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная система (модель): а) находящаяся в некотором соответствии с познаваемым объектом; б) способная замещать его на определенных этапах познания и в) дающая при исследовании в конечном счете информацию о самом моделируемом объекте. Образовательная модель - логически последовательная система соответствующих элементов, включающих цели образования, содержание образования, проектирование педагогической технологии и технологии управления образовательным процессом, учебных планов и программ. Термин «образовательная модель используется для решения такого круга вопросов, как построение учебных планов и программ, различных способов организации обучения детей, управление образованием, подбор критериев эффективности технологии и т.д. Выделяют несколько видов моделирования: – материальное (физическое) моделирование – моделирование, при котором реальному объекту противопоставляется его увеличенная или уменьшенная копия, допускающая исследование (как правило, в лабораторных условиях) с помощью перенесения свойств изучаемых процессов и явлений с модели на объект на основе теории подобия; – идеальное моделирование – основано не на материальной аналогии объекта и модели, а на аналогии идеальной, мысленной; – знаковое моделирование – моделирование, использующее в качестве моделей знаковые преобразования какого-либо вида: схемы, графики, чертежи, формулы, наборы символов; – математическое моделирование – моделирование при котором исследование объекта осуществляется посредством модели, сформулированной на языке математики. Следовательно, актуальной становится необходимость поиска или самостоятельной разработки (конструирования) педагогами таких игровых средств (форм), которые соответствуют двум основным требованиям (правильнее сказать, вытекают из этих требований): адекватность игровой формы любой педагогической ситуации и новизна (а, значит, и привлекательность) её для участников. Причем, как показывает наш практический опыт, подобная проблема становится актуальной сегодня не только для педагогов, работающих с постоянными детскими и подростковыми коллективами, но и для вожатых и организаторов досуга детских загородных лагерей, работающих, как правило, с временными детскими формированиями. Таким образом, актуальной становится и проблема освоения педагогами основных принципов, методов и приемов самостоятельного конструирования новых игровых форм досуговой деятельности детей и подростков. Для того, чтобы достаточно чётко определить основные средства игрового конструирования, необходимо сначала определить значение самого понятия «игровое конструирование» (во всяком случае, необходимо обозначить то, какой смысл будет вкладываться в это понятие в представленной работе) Игровое конструирование – вид индивидуального и коллективного, социального и педагогического творчества, ориентированного на разработку, оформление, апробацию и распространение новых форм игровой деятельности, наиболее оптимальных для осуществления в определённых организационных и психолого-педагогических условиях. В представленной формулировке совсем не случайно в одном ряду используются такие, казалось бы, нерядоположенные определения видов творчества, как «индивидуальное» и «коллективное», «социальное» и «педагогическое». Дело в том, что использование по отношению к процессу игрового конструирования только одного из этих понятий значительно сужает определение сущностного потенциала этого процесса.
13. Технология планирования и подготовки воспитательного мероприятия. Планирование работы классного руководителя. Процесс планирования воспитательного дела и мероприятия удобней осуществлять поэтапно. Рассмотрим один из возможных алгоритмов работы над планом-конспектом воспитательного мероприятия. Этап тематического планирования 1. Определите общую направленность мероприятия (этическое, социальноориентирующее, эстетическое, трудовое, физкультурное, познавательное, экологическое). 2. Выберите тему, которая подходит для реализации работы в выбранном направлении. Придумайте интересное название. 3. Представьте, какие цели должны быть достигнуты именно на этом мероприятии, а также какой должна быть его организационная форма (примеры форм: праздник, шоу- программа, беседа, диспут, игра). Этап предварительного планирования (составления черновика) плана-конспекта 1. Сформулируйте цели мероприятия. 2. Поставьте задачи, решение которых должно, на Ваш взгляд, гарантировать достижение целей. 3. Определитесь в выборе формы мероприятия. 4. Продумайте и пометьте, как Вы заинтересуете воспитанников предстоящим мероприятием уже до его начала, особенно на этапе подготовки. Как вовлечёте детей в подготовку к мероприятию? Выберите один из следующих вариантов или придумайте свой: - рекламные плакаты; - театрализованная реклама; - пригласительные билеты; - предварительные испытания; - «секретные» задания инициативным группам. 5. Спланируйте для мероприятия такое организационное начало, чтобы оно сразу приковало к себе внимание всех участников. Продумайте, как будут реализованы следующие обязательные действия: а) как Вы сообщите воспитанникам о важности мероприятия; возможные варианты: - деловое сообщение; - образное вступление; - торжественная церемония; - сюжетная театрализация; б) как Вы организуете начало мероприятия и переход к основной части; варианты: - конкурсный отбор; - знакомство с участниками; - применение технических эффектов (музыки, света, шумов и др.); - выполнение ритуалов; - сценарные элементы. Этап редактирования плана-конспекта При редактировании плана-конспекта возьмите за основу критерии ясности и практической осуществимости. Хорошо разработанный конспект должен давать ясную картину спланированного мероприятия. Составив черновой вариант конспекта воспитательного мероприятия, постарайтесь честно ответить себе «да» или «нет» на следующие вопросы: 1) Можно ли по Вашему конспекту провести спланированное мероприятие, не привлекая дополнительных источников информации? Сможет ли другой педагог в нём разобраться, ему придётся заменить Вас? 2) Можно ли по плану-конспекту определить… - насколько цели, задачи, форма и содержание мероприятия соответствуют возрасту воспитанников? - каким образом будут достигаться воспитательные цели? - каковы Ваши предположения о том, когда и как в течение мероприятия воспитанники будут реагировать на происходящее? - какая часть от общего количества воспитанников примет активное участие в мероприятии на том или ином этапе, и чем будут заняты остальные? - когда и как начнётся каждый следующий этап? 3) Можете ли Вы как-либо улучшить план-конспект ещё до его практической реализации: заметили ли Вы методические ошибки и представляете ли себе способы их устранения (как повысить его эмоциональность, усилить воспитательную направленность, тщательней спланировать организацию некоторых этапов, включить дополнительно новые этапы или заменить ими старые и т.д.)? Этап составления окончательного варианта плана-конспекта воспитательного мероприятия На этом этапе с учётом выявленных недостатков и новых идей, пишется план-конспект, по которому Вы будете проводить мероприятие и который сдадите в конце практики. План-конспект воспитательного мероприятия следует аккуратно оформить, выполнив основные требования к его структуре и содержанию.
Структура плана. В реальной школьной практике планы работы классных руководителей имеют различную структуру. Это связано с различными условиями функционирования школ и отдельных классных коллективов как педагогических систем. Структура, а, следовательно, и сами формы планов работы зависят и от уровня педагогической квалификации классного руководителя. Если опытный педагог может ограничиться кратким планом работы, то начинающим учителям целесообразно рекомендовать составление подробных, развернутых планов. Традиционная структура плана работы классного руководителя имеет следующий вид. 1. Краткая характеристика и анализ состояния воспитательной работы. 2. Воспитательные задачи. 3. Основные направления и формы деятельности классного руководителя. 4. Координация воспитательной деятельности учителей, работающих в классе. 5. Работа с родителями и общественностью. Все планы классного руководителя должны открываться кратким анализом состояния воспитательной работы за предыдущий год и характеристикой класса. Характеристика отражает уровень общей воспитанности коллектива, его успеваемость и дисциплину, а также сформированность таких качеств, как трудолюбие, ответственность, организованность, общественная активность и др. Анализируется структура межличностных взаимоотношений (лидеры, аутсайдеры, микрогруппы), преобладающее настроение в классе, содержание ценностных ориентаций, определяющих общественное мнение. Дается характеристика отдельных воспитанников, в частности допускающих отклонение от принятых норм поведения, отстающих в учебе и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.154.132 (0.008 с.) |