Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способы толкования правовых норм.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Смысл норм невозможно постичь с помощью органов чувств или специальных приборов. Уяснить содержание правовых правил можно лишь с помощью специальных мыслительных приемов. Способы толкования норм права - это совокупность однородных мыслительных приемов и средств, используемых для установления содержания норм права. Наиболее часто употребляемыми являются языковой, систематический, логический и исторический способы. Языковой (грамматический, филологический) способ толкования основан на знании языка, на котором сформулированы нормы права, на использовании правил словоупотребления, синтаксиса, пунктуации, морфологии и т. д. Важно установить значение того или иного слова в контексте статьи, если законодатель не дал ему определения. При этом обычно пользуются толковыми словарями русского языка (например, изданными под редакцией А. П. Евгеньевой, С. И. Ожегова и др.). Недопустимо придавать одинаковый смысл различным терминам, если это не следует из текста закона. И наоборот, значение термина, установленного для одной отрасли права, нельзя механически переносить в другую отрасль (понятие “брак” в семейном и трудовом праве используется для обозначения совершенно различных явлений). Словам и выражениям нормативного акта следует придавать то значение, в котором они употреблялись правотворческим органом в момент принятия нормы права. При толковании нельзя рассматривать отдельные слова или выражения как лишние или ненужные. Особое внимание должно быть обращено на употребление соединительных и разделительных союзов, несовершенной и совершенной форм глаголов и причастий. Систематический способ толкования позволяет установить смысл нормы права на основе использования знаний о ее связях с другими нормами. В этом случае интерпретатор определяет место нормы в отрасли и всей системе права. Так, например, в толкуемой норме может употребляться термин, содержание которого раскрывается в других нормах. Близкие по содержанию правовые нормы часто сопоставляются и сравниваются. Важным для систематического толкования является и установление связей между общими и специальными нормами. Для правильного понимания специальных норм важно знание общих правовых норм, которыми часто закрепляются важные принципы и требования, не дублирующиеся во всех специальных нормах. В то же время при наличии специальных норм, уточняющих, конкретизирующих, а иногда и отменяющих действие общей нормы, последняя не применяется. Впрочем, этот принцип взаимодействия общих и специальных норм не действует в отношении норм с различной юридической силой; например никакая (даже самая общая) норма Конституции РФ не может быть отменена никакой специальной нормой, содержащейся в ином нормативно-правовом акте. Используя логический способ толкования, интерпретатор с помощью специальных логических приемов оперирует материалом самой нормы, не обращаясь к другим приемам. В ходе такого мыслительного процесса допускается логическое преобразование нормативно-правовых положений (на основе частных положений нормы сформулировать общее правило, восстановить пропущенные в тексте нормы положения и др.), выводы по аналогии и от противного, доведение до абсурда, умозаключение по степени. Так, выводы по аналогии приходится делать в случае толкования неоконченного перечня, завершающегося оборотами “и другие”, “и т. д.”. Умозаключение по степени предполагает, например, что тот, кто управомочен или обязан к большему, тот управомочен или обязан к меньшему. Установить смысл нормы права, исходя из условий и обстоятельств ее появления, призван исторический способ толкования. При этом интерпретатор выходит за пределы нормативно-правового акта и анализирует ненормативные документы: первоначальные проекты нормативно-правового акта, объяснительную записку к нему (если она имеется), стенограммы или протоколы заседаний правотворческих органов, установивших толкуемую норму. Существуют и иные способы толкования: телеологический (принимает во внимание цели, для достижения которых была принята данная норма), функциональный (основывается на знании реальных условий и отношений, в которых применяется толкуемая норма), специально-юридический (предполагает использование знания правовой науки для анализа тех или иных специальных терминов и юридических конструкций) и др. Однако ряд исследователей ставит под сомнение правомерность признания самостоятельным телеологического способа, полагая, что поскольку цели нормативно-правового акта закрепляются в тексте нормы, то для их выявления должны быть применены все проанализированные выше способы толкования.
Правовое воспитание. Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом. Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет, скорее, не о правовом воспитании, а о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц — представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у людей, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность (правомерную или неправомерную), нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Однако такое воздействие на окружающих все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом. Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение — на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие в свою очередь очень сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством). Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хоть и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной. И на роль воспитателя годится далеко не каждый. В общественном масштабе таким воспитателем может стать какой-либо выдающийся человек (А. Д. Сахаров, А. Ф. Кони), который «раскроет» людям глаза на истинное положение дел в области защиты прав человека, противостоянии государственному произволу. По этой причине основной упор в деле повышения правовой культуры общества должен быть сделан на правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России. Тем более важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, т. е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.
Правосубъектность. Субъекты гражданского права — самостоятельные участники общественных отношений, обладающие установленными признаками индивидуализации, которые являются непосредственными носителями гражданских прав и обязанностей. В гражданские правоотношения могут вступать как отдельные граждане, так и коллективные образования, обладающие предусмотренными законом признаками: организации, именуемые юридическими лицами, а также особые субъекты гражданского права — государственные и муниципальные образования. Законодатель использует термины «юридические лица» и «физические лица» - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Гражданские правоотношения могут возникать между всеми субъектами гражданского права. В соответствии с п.1 ст. 2 ГК в регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Все участники гражданских правоотношений обладают правосубъектностью. Правосубъектность — категория определяющая способность лица иметь и осуществлять права и нести обязанности в соответствующей отрасли права. Гражданская правосубъектность лица устанавливается законом и изменяется и прекращается на основании закона. При этом ст. 9 ГК определяет: «Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права». Правосубъектность, отражая способность лица быть участником правоотношений имеет два качества – правоспособность и дееспособность. Правоспособность согласно ст. 17 ГК — способность лица иметь гражданские права и нести обязанности. Содержание правоспособности граждан (физических лиц) законодатель определяет в ст. 18 ГК как совокупность прав и обязанностей, которыми может обладать гражданин в соответствии с гражданским законодательством: · иметь имущество на праве собственности; · наследовать и завещать его; · заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом; · создавать юридические лица; · совершать сделки и участвовать в обязательствах; · избирать место жительства; · иметь права автора. Данный перечень не является исчерпывающим и допускает обладание иными правами, не противоречащими общим началам и смыслу гражданского законодательства. Гражданской правоспособностью обладают в равной мере все граждане, независимо от объема прав и обязанностей, принадлежащих конкретному лицу. Граждане не могут своим усмотрением ограничивать или устранять свою или чужую право способность. Ограничивающие правоспособность элементы сделок являются ничтожными. Ограничения правоспособности граждан допускаются только в случаях и в порядке, установленном законом: лишение свободы, лишение права заниматься определенной деятельностью, иные уголовные и административные наказания представляют собой допускаемые законом ограничения правоспособности граждан, применяемые в качестве санкции за совершенное правонарушение. Правоспособностью гражданин наделяется в момент рождения. Упоминая в качестве наследника еще не родившегося ребенка, закон предусматривает охрану интересов возможного наследника, который никакими правами на имущество до своего рождения юридически не обладает. Согласно п.2 ст. 17 ГК правоспособность прекращается смертью гражданина. О прекращении правоспособности следует говорить в случае биологической смерти лица, поскольку в иных случаях, в том числе при явке лица, объявленного умершим, правоспособность гражданина считается прерванной на период клинической или «юридической» смерти и затем восстановленной, что по определению невозможно, т. к. правоспособностью лицо наделяется только один раз.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.46.85 (0.007 с.) |