Способы выражения норм права в статьях нормативно-правовых актов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы выражения норм права в статьях нормативно-правовых актов



 

Способы выражения – это те приемы, которые используются законодателем для формулирования юридических норм в тексте нормативного правового акта.

Норма права и статья нормативного правового акта – элементы разных систем. Норма права – исходный элемент системы права, статья – исходный элемент системы законодательства.

Статьи по отношению к нормам права выполняют те же функции, что и система законодательства по отношению к системе права. Статьи нормативных правовых актов служат для внешнего закрепления и выражения правовых норм. Иными словами, статьи – та форма («юридическая оболочка»), в которую облекаются нормы права.

Показательно то, что между нормой права и статьей нормативного правового акта не всегда бывает соответствие, совпадение. В таком сопоставлении возможны различные варианты: в одной статье содержится одна правовая норма; одна норма содержится в нескольких статьях; в одной статье содержится несколько норм права и т.д.

 

В этой связи рассмотрим более обстоятельно разновидности такого соотношения.

1. Норма права сформулирована в статье нормативного правового акта в виде всех трех элементов – гипотезы, диспозиции, санкции. Здесь логическая структура нормы совпадает со статьей нормативного правового акта. Например, в ст. 110 УК РФ прямо излагается гипотеза, диспозиция и санкция: «Доведение до самоубийства… путем угроз, жестокого обращения … (гипотеза) запрещается (диспозиция), иначе может быть назначено наказание в виде лишения свободы … (санкция)». Или в соответствии с нормой российского избирательного законодательства, граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, имеют право избирать; лица, препятствующие осуществлению этого права привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Здесь гипотеза содержит два условия: гражданство Российской Федерации и достижение гражданином возраста 18 лет.

Диспозиция – установление самого правила поведения – участие в выборах, в голосовании. Санкция – отрицательные последствия для тех, кто нарушил установленное нормой право гражданина избирать в установленном порядке.

В названных ситуациях норма права совпадает со статьей нормативного правового акта. Такой способ изложения правовых норм в юридической литературе называют прямым. К тому же, отметим: структурные элементы отдельной правовой нормы редко содержатся в одной статье нормативного правового акта.

2. Норма права изложена в нескольких статьях одного и того же нормативного правового акта. Так, ст. 12 СК РФ содержит условия заключения брака (гипотеза); ст. 10,11 этого кодекса определяют порядок и правила заключения брака, т.е. диспозицию нормы, а ст. 27,28,29 СК РФ регламентируют основания и последствия признания брака недействительным (санкция).

3. Элементы нормы права изложены в нескольких статьях различных нормативных правовых актов. Например, в ст. 393 ГК РФ содержится гипотеза и диспозиция нормы, предусматривающие обязанности должника по отношению к кредитору. Санкция нормы находится в статье иного нормативного правового акта (ст. 206 ГПК РФ), включает возложение обязанности на ответчика совершить определенные действия в пользу истца.

4. Несколько правовых норм включено в одну статью нормативного правового акта. Так, ст. 63 СК РФ предусматривающая права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, состоит из двух частей, каждая из которых есть самостоятельная норма. В ч. 1 утверждается, что родители имеют право и обязанность воспитывать своих детей, а в ч. 2 констатируется, что родители обязаны обеспечить получение детьми основного образования.

5. В статьях нормативного правового акта могут отсутствовать указания на гипотезу или диспозицию, поскольку их смысл и содержание устанавливаются, исходя из общего текста нормы. Например, в статьях УК РФ не приводится диспозиция (правило поведения), поскольку содержащиеся в тексте запреты делают ее очевидной. Так, в ч. 1 ст. 158 УК РФ сказано «Кража, то есть тайное хищение чужого имущества – наказывается… либо обязательными работами… либо арестом… либо лишением свободы…». Здесь диспозиция (правило поведения) понятна – нельзя совершать кражи.

 

Виды нормативно-правовых актов. Законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Закон обладает следующими признаками:

а) принимается высшими органами государственной власти или в поряд­ке референдума;

б) ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно других источников права;

в) принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке;

г) регулирует наиболее важные социальные сферы, закрепляет наиболее важные общественные связи, отправные начала правового регулирования;

д) должен отражать волю и интересы общества в целом;

е) исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь «вкрапления» индивидуально-властных предписаний).

 

Законы, в свою очередь, делятся на конституционные законы и обыкно­венные. К числу конституционных относятся:

а) Конституция (как основной политико-правовой акт страны);

б) законы, которые вносят изменения и дополнения в текст Конституции;

в) законы, необходимость издания которых предусмотрена самой Консти­туцией.

 

В Конституции РФ 1993 г. предусмотрено издание 14 конституционных законов (о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ и др.). Консти­туционные законы имеют более сложную, чем обыкновенные законы, проце­дуру принятия. В РФ на принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента.

 

Обыкновенные законы можно поделить на кодификационные (Основы за­конодательства, Кодексы) и текущие. В федеративном государстве законы раз­деляют на федеральные (общефедеральные) и законы субъектов Федерации.

 

Подзаконные нормативно-правовые акты должны быть основаны на зако­не и не должны ему противоречить.

 

В Российской Федерации подзаконными (по иерархии) нормативно-пра­вовыми актами являются следующие:

а) указы Президента РФ;

б) нормативные акты Правительства РФ;

в) нормативные акты центральных органов исполнительной власти (ми­нистерств, государственных комитетов и ведомств).

 

На уровне субъектов РФ - республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, а также нормативные акты республиканских центральных органов исполни­тельной власти, органов власти края, области, автономной области, автоном­ных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах организации ме­стного самоуправления в Российской Федерации» от 22 апреля 1996 г. орга­нам местного самоуправления (они не входят в систему органов государст­венной власти) предоставлено право принимать по вопросам своего ведения правовые акты.

Особой разновидностью нормативно-правовых актов можно считать ло­кальные нормативные акты (уставы, положения и др.), действующие только в пределах данного предприятия, учреждения, организации.

Система законодательства

В наиболее общем виде законодательство– это совокупность формально-юридических источников права, используемых в процессе правового регулирования в том или ином государстве.

 

Для России основным формально-юридическим источником права является нормативно-правовой акт. Поэтому, говоря о системе российского законодательства, следует дать следующее определение: система законодательства – это совокупность действующих в пределах юрисдикционной территории государства нормативно-правовых актов, регламентирующих процессы правотворчества и реализации права.

 

Систему законодательства характеризует следующие признаки.

 

Публичность – нормативно-правовые акты, в комплексе образующие систему законодательства, принимаются от имени всех и действуют в отношении всех лиц, находящихся в пределах юрисдикции субъекта правотворчества.

 

Формальность – законодательство представляет собой совокупность соответствующим образом оформленных документов – законодательных актов. Причем обязательным условием приобретения законодательным актом юридической силы является наличие у него соответствующих реквизитов (названия, указания места и времени принятия и т. д.).

 

Иерархичность – нормативно-правовые акты, образующие систему законодательства, располагаются в порядке последовательного убывания юридической силы. При этом нижестоящие нормативно-правовые акты черпают юридическую силу из вышестоящих. Основным по юридической силе нормативным актом российского законодательства является Конституция РФ, выступающая в качестве документа, обладающего высшей юридической силой.

 

Непосредственная связь с государством – законодательные акты принимаются от имени государства или с его разрешения, их реализация обеспечивается при помощи системы государственных гарантий и санкций.

 

Непосредственная связь законодательства с пространством и временем – в отличие от системы права, которая в силу абстрактности непосредственным образом не связана с каким-либо пространственным масштабом либо временным промежутком, система законодательства формируется на базе действующих в данный временной период и в данном государстве нормативно-правовых актов и, соответственно, непосредственным образом зависит от этих «переменных величин».

 

Относительная субъективность означает зависимость построения системы законодательства от воли и усмотрения государства. Объем отраслей законодательства определяется в России в соответствии с Классификатором правовых актов, одобряемым Указом Президента Российской Федерации и публикуемым в Собрании законодательства РФ. В настоящее время Классификатор выделяет 20 массивов отраслей законодательства.

 

Внутренняя согласованность предполагает действие нормативно-правовых актов не изолированно, а последовательно. Например, применяя Уголовный кодекс, мы не можем не применить нормы, содержащиеся в Уголовно-процессуальном кодексе и т. д.

 

Структура системы законодательства предполагает вертикальное и горизонтальное деление.

 

1. Вертикальное деление системы законодательства основывается на принципах субординации, подчинения, иерархичности.

 

Критерием вертикального деления системы законодательства является юридическая сила нормативно-правового акта. В свою очередь юридическая сила нормативного акта зависит как от его формы (законы, подзаконные акты), так и от уровня, на котором этот акт принят (акты, принятые на федеральном, региональном, локальном уровнях).[2]

 

В России существует следующая система законодательных актов, построенная в зависимости от юридической силы акта:

 

I. Федеральный уровень

 

1. Законы Российской Федерации:

а) Конституция;

б) федеральные конституционные законы;

в) федеральные законы.

 

2. Подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти Российской Федерации:

а) указы Президента;

б) постановления Правительства;

в) нормативно-правовые акты иных федеральных органов государственной власти РФ (приказы министерств, государственных комитетов, федеральных служб и т. п.).

 

II. Уровень субъектов Российской Федерации

 

1. Законы субъектов РФ:

а) конституционные акты субъектов РФ (в том числе уставы);

б) иные законы субъектов РФ.

 

2. Подзаконные акты субъектов РФ:

а) нормативно-правовые акты глав исполнительной власти субъектов РФ;

б) нормативно-правовые акты иных органов исполнительной власти субъектов РФ.

 

2. Горизонтальное деление системы законодательства происходит в основном под влиянием объективно сложившейся системы права. Горизонтальное построение представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, объединяемых в группы в зависимости от предмета правового регулирования. Как правило, различают отраслевое и межотраслевое законодательство. Отраслевое законодательство регламентирует отношения в рамках отдельной отрасли (уголовно-правовое законодательство распространяет свое регулятивно-охранительное воздействие исключительно на сферу действия одноименной отрасли права). Межотраслевое законодательство регулирует объединяемые каким-либо связующим элементом общественные отношения, возникающие в рамках различных отраслей права (к примеру, таможенное законодательство регламентирует отношения, вытекающие из таможенных, административных, гражданско-правовых правоотношений и т. п.). Таким образом, когда мы сталкиваемся с заявлением о появлении новой отрасли права (информационное право, военное право, горное право, транспортное право), то, по сути, речь идет не об отраслях права как таковых, а о появлении новой межотраслевой группы законодательных актов.

 

Кроме того, в рамках горизонтального структурирования законодательства следует различать текущее и чрезвычайное законодательство, а также законодательство общего и специального характера.

Текущее законодательство представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях стабильной социально-политической ситуации.

 

Чрезвычайное законодательство представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях чрезвычайной ситуации. К примеру, ст. 15 Федерального конституционного закона о чрезвычайном положении от 30 мая 2001 г. закрепляет положение о том, что «Президент РФ вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на этой территории режима чрезвычайного положения». При этом ст. 26 этого же закона устанавливает порядок, по которому «органы особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, вправе издавать в пределах своих полномочий обязательные для исполнения на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения».

Законодательство общего характера представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, в которых закрепляются наиболее общие базовые положения и принципы правового регулирования, значимые для всех без исключения субъектов права (Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ и др.).

Законодательство специального характера объединяет нормативно-правовые акты, регламентирующие регулятивно-охранительную деятельность в обособленных социально-правовых сферах (правотворческой, правоохранительной, в сфере правосудия и т. д.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.174 (0.035 с.)