Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способы выражения норм права в статьях нормативно-правовых актовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Способы выражения – это те приемы, которые используются законодателем для формулирования юридических норм в тексте нормативного правового акта. Норма права и статья нормативного правового акта – элементы разных систем. Норма права – исходный элемент системы права, статья – исходный элемент системы законодательства. Статьи по отношению к нормам права выполняют те же функции, что и система законодательства по отношению к системе права. Статьи нормативных правовых актов служат для внешнего закрепления и выражения правовых норм. Иными словами, статьи – та форма («юридическая оболочка»), в которую облекаются нормы права. Показательно то, что между нормой права и статьей нормативного правового акта не всегда бывает соответствие, совпадение. В таком сопоставлении возможны различные варианты: в одной статье содержится одна правовая норма; одна норма содержится в нескольких статьях; в одной статье содержится несколько норм права и т.д.
В этой связи рассмотрим более обстоятельно разновидности такого соотношения. 1. Норма права сформулирована в статье нормативного правового акта в виде всех трех элементов – гипотезы, диспозиции, санкции. Здесь логическая структура нормы совпадает со статьей нормативного правового акта. Например, в ст. 110 УК РФ прямо излагается гипотеза, диспозиция и санкция: «Доведение до самоубийства… путем угроз, жестокого обращения … (гипотеза) запрещается (диспозиция), иначе может быть назначено наказание в виде лишения свободы … (санкция)». Или в соответствии с нормой российского избирательного законодательства, граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, имеют право избирать; лица, препятствующие осуществлению этого права привлекаются к административной или уголовной ответственности. Здесь гипотеза содержит два условия: гражданство Российской Федерации и достижение гражданином возраста 18 лет. Диспозиция – установление самого правила поведения – участие в выборах, в голосовании. Санкция – отрицательные последствия для тех, кто нарушил установленное нормой право гражданина избирать в установленном порядке. В названных ситуациях норма права совпадает со статьей нормативного правового акта. Такой способ изложения правовых норм в юридической литературе называют прямым. К тому же, отметим: структурные элементы отдельной правовой нормы редко содержатся в одной статье нормативного правового акта.
2. Норма права изложена в нескольких статьях одного и того же нормативного правового акта. Так, ст. 12 СК РФ содержит условия заключения брака (гипотеза); ст. 10,11 этого кодекса определяют порядок и правила заключения брака, т.е. диспозицию нормы, а ст. 27,28,29 СК РФ регламентируют основания и последствия признания брака недействительным (санкция). 3. Элементы нормы права изложены в нескольких статьях различных нормативных правовых актов. Например, в ст. 393 ГК РФ содержится гипотеза и диспозиция нормы, предусматривающие обязанности должника по отношению к кредитору. Санкция нормы находится в статье иного нормативного правового акта (ст. 206 ГПК РФ), включает возложение обязанности на ответчика совершить определенные действия в пользу истца. 4. Несколько правовых норм включено в одну статью нормативного правового акта. Так, ст. 63 СК РФ предусматривающая права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, состоит из двух частей, каждая из которых есть самостоятельная норма. В ч. 1 утверждается, что родители имеют право и обязанность воспитывать своих детей, а в ч. 2 констатируется, что родители обязаны обеспечить получение детьми основного образования. 5. В статьях нормативного правового акта могут отсутствовать указания на гипотезу или диспозицию, поскольку их смысл и содержание устанавливаются, исходя из общего текста нормы. Например, в статьях УК РФ не приводится диспозиция (правило поведения), поскольку содержащиеся в тексте запреты делают ее очевидной. Так, в ч. 1 ст. 158 УК РФ сказано «Кража, то есть тайное хищение чужого имущества – наказывается… либо обязательными работами… либо арестом… либо лишением свободы…». Здесь диспозиция (правило поведения) понятна – нельзя совершать кражи.
Виды нормативно-правовых актов. Законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Закон обладает следующими признаками: а) принимается высшими органами государственной власти или в порядке референдума; б) ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно других источников права;
в) принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке; г) регулирует наиболее важные социальные сферы, закрепляет наиболее важные общественные связи, отправные начала правового регулирования; д) должен отражать волю и интересы общества в целом; е) исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь «вкрапления» индивидуально-властных предписаний).
Законы, в свою очередь, делятся на конституционные законы и обыкновенные. К числу конституционных относятся: а) Конституция (как основной политико-правовой акт страны); б) законы, которые вносят изменения и дополнения в текст Конституции; в) законы, необходимость издания которых предусмотрена самой Конституцией.
В Конституции РФ 1993 г. предусмотрено издание 14 конституционных законов (о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ и др.). Конституционные законы имеют более сложную, чем обыкновенные законы, процедуру принятия. В РФ на принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента.
Обыкновенные законы можно поделить на кодификационные (Основы законодательства, Кодексы) и текущие. В федеративном государстве законы разделяют на федеральные (общефедеральные) и законы субъектов Федерации.
Подзаконные нормативно-правовые акты должны быть основаны на законе и не должны ему противоречить.
В Российской Федерации подзаконными (по иерархии) нормативно-правовыми актами являются следующие: а) указы Президента РФ; б) нормативные акты Правительства РФ; в) нормативные акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и ведомств).
На уровне субъектов РФ - республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, а также нормативные акты республиканских центральных органов исполнительной власти, органов власти края, области, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 апреля 1996 г. органам местного самоуправления (они не входят в систему органов государственной власти) предоставлено право принимать по вопросам своего ведения правовые акты. Особой разновидностью нормативно-правовых актов можно считать локальные нормативные акты (уставы, положения и др.), действующие только в пределах данного предприятия, учреждения, организации. Система законодательства В наиболее общем виде законодательство– это совокупность формально-юридических источников права, используемых в процессе правового регулирования в том или ином государстве.
Для России основным формально-юридическим источником права является нормативно-правовой акт. Поэтому, говоря о системе российского законодательства, следует дать следующее определение: система законодательства – это совокупность действующих в пределах юрисдикционной территории государства нормативно-правовых актов, регламентирующих процессы правотворчества и реализации права.
Систему законодательства характеризует следующие признаки.
Публичность – нормативно-правовые акты, в комплексе образующие систему законодательства, принимаются от имени всех и действуют в отношении всех лиц, находящихся в пределах юрисдикции субъекта правотворчества.
Формальность – законодательство представляет собой совокупность соответствующим образом оформленных документов – законодательных актов. Причем обязательным условием приобретения законодательным актом юридической силы является наличие у него соответствующих реквизитов (названия, указания места и времени принятия и т. д.).
Иерархичность – нормативно-правовые акты, образующие систему законодательства, располагаются в порядке последовательного убывания юридической силы. При этом нижестоящие нормативно-правовые акты черпают юридическую силу из вышестоящих. Основным по юридической силе нормативным актом российского законодательства является Конституция РФ, выступающая в качестве документа, обладающего высшей юридической силой.
Непосредственная связь с государством – законодательные акты принимаются от имени государства или с его разрешения, их реализация обеспечивается при помощи системы государственных гарантий и санкций.
Непосредственная связь законодательства с пространством и временем – в отличие от системы права, которая в силу абстрактности непосредственным образом не связана с каким-либо пространственным масштабом либо временным промежутком, система законодательства формируется на базе действующих в данный временной период и в данном государстве нормативно-правовых актов и, соответственно, непосредственным образом зависит от этих «переменных величин».
Относительная субъективность означает зависимость построения системы законодательства от воли и усмотрения государства. Объем отраслей законодательства определяется в России в соответствии с Классификатором правовых актов, одобряемым Указом Президента Российской Федерации и публикуемым в Собрании законодательства РФ. В настоящее время Классификатор выделяет 20 массивов отраслей законодательства.
Внутренняя согласованность предполагает действие нормативно-правовых актов не изолированно, а последовательно. Например, применяя Уголовный кодекс, мы не можем не применить нормы, содержащиеся в Уголовно-процессуальном кодексе и т. д.
Структура системы законодательства предполагает вертикальное и горизонтальное деление.
1. Вертикальное деление системы законодательства основывается на принципах субординации, подчинения, иерархичности.
Критерием вертикального деления системы законодательства является юридическая сила нормативно-правового акта. В свою очередь юридическая сила нормативного акта зависит как от его формы (законы, подзаконные акты), так и от уровня, на котором этот акт принят (акты, принятые на федеральном, региональном, локальном уровнях).[2]
В России существует следующая система законодательных актов, построенная в зависимости от юридической силы акта:
I. Федеральный уровень
1. Законы Российской Федерации: а) Конституция; б) федеральные конституционные законы; в) федеральные законы.
2. Подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти Российской Федерации: а) указы Президента; б) постановления Правительства; в) нормативно-правовые акты иных федеральных органов государственной власти РФ (приказы министерств, государственных комитетов, федеральных служб и т. п.).
II. Уровень субъектов Российской Федерации
1. Законы субъектов РФ: а) конституционные акты субъектов РФ (в том числе уставы); б) иные законы субъектов РФ.
2. Подзаконные акты субъектов РФ: а) нормативно-правовые акты глав исполнительной власти субъектов РФ; б) нормативно-правовые акты иных органов исполнительной власти субъектов РФ.
2. Горизонтальное деление системы законодательства происходит в основном под влиянием объективно сложившейся системы права. Горизонтальное построение представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, объединяемых в группы в зависимости от предмета правового регулирования. Как правило, различают отраслевое и межотраслевое законодательство. Отраслевое законодательство регламентирует отношения в рамках отдельной отрасли (уголовно-правовое законодательство распространяет свое регулятивно-охранительное воздействие исключительно на сферу действия одноименной отрасли права). Межотраслевое законодательство регулирует объединяемые каким-либо связующим элементом общественные отношения, возникающие в рамках различных отраслей права (к примеру, таможенное законодательство регламентирует отношения, вытекающие из таможенных, административных, гражданско-правовых правоотношений и т. п.). Таким образом, когда мы сталкиваемся с заявлением о появлении новой отрасли права (информационное право, военное право, горное право, транспортное право), то, по сути, речь идет не об отраслях права как таковых, а о появлении новой межотраслевой группы законодательных актов.
Кроме того, в рамках горизонтального структурирования законодательства следует различать текущее и чрезвычайное законодательство, а также законодательство общего и специального характера. Текущее законодательство представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях стабильной социально-политической ситуации.
Чрезвычайное законодательство представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, при помощи которых правовое регулирование осуществляется в условиях чрезвычайной ситуации. К примеру, ст. 15 Федерального конституционного закона о чрезвычайном положении от 30 мая 2001 г. закрепляет положение о том, что «Президент РФ вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на этой территории режима чрезвычайного положения». При этом ст. 26 этого же закона устанавливает порядок, по которому «органы особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, вправе издавать в пределах своих полномочий обязательные для исполнения на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения».
Законодательство общего характера представляет собой комплекс нормативно-правовых актов, в которых закрепляются наиболее общие базовые положения и принципы правового регулирования, значимые для всех без исключения субъектов права (Конституция РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ и др.). Законодательство специального характера объединяет нормативно-правовые акты, регламентирующие регулятивно-охранительную деятельность в обособленных социально-правовых сферах (правотворческой, правоохранительной, в сфере правосудия и т. д.).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.98.91 (0.009 с.) |