Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции государства: понятие, признаки и классификация↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие «функция государства» Термин «функции государства» применяются для обозначения основных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение. Само понятие «функция государства» имеет много разных определений. «Функция может рассматриваться с точки зрения последствий, вызываемых изменением одного параметра в других параметрах объекта (функциональность), или с точки зрения взаимосвязи отдельных частей в рамках некоторого целого (функционирование)». На мой взгляд, под функциями понимаются особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющие главные направление содержание его деятельности по управлению обществом. Таким образом, функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ними задач, а эти задачи не могут быть произвольными, и зависят от всех условий, в которых существует само общество. Задачи и функции государства -- явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять. В задачах государства определяются его социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период. Каждая функция имеет определенное содержание, что предполагает деятельность государства в конкретной сфере общественной жизни. Некоторые авторы считают, что государственные функции можно охарактеризовать следующими чертами:
1. имеют комплексный, синтезирующий характер; 2. в функциях государства прослеживается, пряма связь с основными целями и задачами государства; 3. функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных функций или же государственных организаций; 4. по своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывает социально выхолощенными, нейтральными; 5. и многие другие. Таким образом, можно сделать вывод, что функции используются для характеристики, описания деятельности государства, а формирование функций государства происходит в процессе его становления, укрепления и развития.
Признаки функций
Попробуем выделить признаки функций, то есть те устойчивые характеристики, которые позволяют отнести различные стороны деятельности государства именно к функции. Выделяют следующие признаки функций государства: 1. прочно сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной (идеологической, религиозной), правовой; 2. непосредственная связь между сущностными, формальными характеристиками государства и его социальным назначением, которое и реализуется в деятельности государства; 3. направление деятельности государства на решение крупных социально экономических, политических и иных задач, достижение крупных, общественно значимых целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества; 4. деятельность государства в определенных формах (чаще всего правовых) и с применением особых, в том числе властно - принудительных методов. Некоторые учёные-правоведы, выделяют ряд других признаков. Например, профессор М.Н. Марченко, перечисляя признаки функций государства, пишет: «Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних, хотя и имеют в большинстве своём немалую значимость для жизни общества и государства, но, тем не менее, они обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на часть его, охватывают собой деятельность лишь отдельных его частей». Поэтому, я считаю, что вышеперечисленных признаков вполне достаточно для определения понятия «функция государства». Таким образом, все эти признаки дают характеристику государства, о наличии той или иной соответствующей функции, которые выполняют деятельность государства в определенных формах.
Классификация функций
В познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, так как без этого метода сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов попросту невозможно. Классификация функций государства имеет своей непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности государства не вообще, а дифференцированно, то есть применительно к их отдельным видам, группам или даже -- к отдельно взятым функциям.
В юридической теории и в практике существует множество оснований классификации функций государства. Нельзя выделить какой-то один, наиболее правильный критерий, так как они используются с разными целями и не могут друг друга заменять. Например, такой критерий, как «время действия», не может заменить критерий «сфера деятельности», так как они между собой мало связаны. Отсюда следует и то, что одна и та же функция может присутствовать в различных классификациях. Итак, попробуем выделить классификацию функций: -объекты и сферы государственной деятельности; -территориальный масштаб; -способ государственного воздействия на общественные отношения; -взаимоотношения государств; -содержание функций. По времени действия функции делятся на: - постоянные (осуществляемые государством на всех этапах его существования); - временные (появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновения). По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства делятся на: - внутренние (представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества); - внешние (деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами). «Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства». Классификация функций государства проводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В унитарном государстве - это функции, осуществляемые на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. В последние годы предпринимаются попытки классификации функций государства, которые базируются на принципе разделения властей. В соответствии с данным критерием функции подразделяются на законодательные, управленческие и судебные. Наряду с вышеназванными критериями существуют и иные основания классификации функций государства. Однако наиболее распространенными и широко признанными среди них являются такие критерии, в соответствии с которыми функции любого государства подразделяются на внутренние и внешние - в зависимости от направленности решаемых государством целей и задач, а также - на основные и не основные -- в зависимости от важности и социальной значимости тех или иных направлений деятельности государства. Внутренние функции государства представляют собой основные направления внутренней деятельности государства, которые решают задачи внутри страны. Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, которые связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей и задач.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.189 (0.011 с.) |