Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма государственного устройства (унитарное, федерация, конфедерация, содружество, империя).

Поиск

Форма государственного устройства есть политико-территориальное устройство государства.

По форме государственного устройства теория государства традиционно различает унитарные, федеративные и конфедеративные государства.

Унитарное государство - это государство, на территории которого действуют единое правительство, законодательство и судебная система при наличии в его составе административно-территориальных единиц, которые не обладают политической самостоятельностью. Унитарное государство (Великобритания, Италия, Франция и др.) характеризуется наличием единой территории, единой системы органов государственной власти, одной конституции, единым гражданством и правовой системой. Различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В первом случае за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначенным из центра чиновником. Во втором случае за местными органами осуществляется косвенный контроль и тем самым с учетом национальных особенностей регионов допускается определенная автономия. Более широкими правами по сравнению с административно-территориальными единицами обладает территориальная автономия. Автономная территориальная самостоятельна в решении вопросов местного значения, в создании условий для всестороннего развития проживающего на данной территории населения, его исторических и культурных традиций.

Федеративное государство - это государственное образование, которое представляет собой союзное государство, на территории которого действуют федеральные и республиканские органы власти. Отличительными признаками федерации являются: а) наличие двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти; б) разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации; в) определенная степень политической самостоятельности субъектов федерации; г) двухканальная система налогов; д) двойное гражданство. В зависимости от принципа формирования различают два вида федерации: административные федерации (США) и национальные (Россия). В административных федерациях в основу деления территории положены объективные признаки: плотность населения, запасы полезных ископаемых, рельеф местности и другие территориально-экономические признаки. В национальных федерациях основой деления территории служит субъективный фактор - национальный состав населения. Для национальной федерации характерны различные формы государственности: национальные республики, округа, автономии, которые создаются с учетом исторических традиций, языковых и культурных факторов.

Конфедерация - это союз суверенных государств, образованный для совместного решения политических, экономических и военных задач. Как правило, конфедерация не имеет единых законодательных органов, единой системы налогов, единого бюджета и единого гражданства. Порядок вступления в конфедерацию основан на принципе добровольности и согласия всех ее членов. Выход из конфедерации может производиться на основе одностороннего волеизъявления. Разновидностями конфедераций являются межгосударственные союзы, содружества и сообщества государств.

Межгосударственные союзы - это классические конфедерации, образованные из независимых государств. Содружества образованы из государств, которые обрели государственный суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической связанности. Сообщества государств - это переходные формы государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры. Как правило, сообщества имеют негосударственные органы и бюджет. Целью сообщества является, прежде всего, понятие экономического потенциала путем отмены таможенных, визовых и других экономических барьеров.

Конфедерации следует отличать от коалиций. Коалиции представляют собой политические и военные союзы двух и более государств, созданные для оборонительных и наступательных целей при наличии общего противника.

Империя - это объединение под одной короной различных государственных образований, подчиненных императору, законам империи.

Форма политического режима.

Политический режим представляет собой совокупность методов и приемов осуществления политической власти, определенную форму осуществления государственного властвования. Эта категория помогает уяснить, как, какими способами и методами власть управляет обществом, взаимодействует с другими структурами (элементами) политической системы, наконец, каково отношение власти к своим гражданам.

Основные формы политического режима - демократический, авторитарный и тоталитарный.

При демократической форме политического режима обеспечиваются законность, выборность высших органов государственной власти, соблюдаются элементарные права и свободы, действуют легальные партии, профсоюзы, другие общественные организации. Основные признаки демократического режима: обеспечение широкого спектра демократических прав и свобод в обществе и признание приоритета прав личности; равенство наций; демократические способы формирования высших органов государственной власти; разделение властей; демократические принципы функционирования механизма государственной власти; определенный уровень гласности в работе государственного аппарата; обеспечение режима законности; независимость судебной власти; наличие механизма ответственности государства перед своими гражданами и личности перед государством; политический плюрализм и идеологическое многообразие; учет интересов меньшинства при принятии государственных решений; признание многообразия форм собственности и их защита и т.д.

В качестве характерных признаков авторитарного политического режима можно выделить: отстранение граждан от участия в формировании высших органов государственной власти; жесткое централизованное управление государственными делами, тотальный контроль государства над обществом; существенное ограничение провозглашенных демократических прав и свобод личности; преимущественное действие системы устрашения и запретов в общественной жизни; произвол, незаконные репрессии; фактически бесправное положение граждан; обеспечение власти одной правящей партии с одновременным запретом других партий; возрастание роли карательных функций государства.

Политические режимы могут трансформироваться, приобретая или, наоборот, утрачивая те или иные признаки основных форм политического режима. Так, разновидностями авторитарного режима являются деспотия и тирания - единоличная власть верховного правителя (деспота, тирана), не ограниченная законами и основанная на произволе и использовании преимущественно насильственных методов управления.

Тоталитаризм характеризуется доминирующим положением государства по отношению к праву, неограниченной властью государства над обществом и личностью, внеправовыми методами осуществления власти, подавлением прав и свобод граждан и их объединений, диктатурой одной политической партии, идеологическим давлением на массы, преследованием инакомыслящих, опорой на милитаризацию государственной машины, полицейский аппарат и т.д. Установление тоталитарного политического режима приводит к существенному ограничению демократических прав и свобод, к запрещению прогрессивных партий и организаций, что свидетельствует, по существу, о ликвидации режима законности и демократии. Ярким проявлением тоталитарного политического режима является фашизм - открыто террористическая диктатура наиболее реакционных правящих кругов.

В современных условиях правящие круги государств с антидемократическими режимами для поддержания своего господства идут на изменение установленных правовых норм, прибегают к неправовым, насильственным методам, нарушая даже элементарные права человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 996; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.34 (0.006 с.)