Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Форма государственного устройства (унитарное, федерация, конфедерация, содружество, империя).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Форма государственного устройства есть политико-территориальное устройство государства. По форме государственного устройства теория государства традиционно различает унитарные, федеративные и конфедеративные государства. Унитарное государство - это государство, на территории которого действуют единое правительство, законодательство и судебная система при наличии в его составе административно-территориальных единиц, которые не обладают политической самостоятельностью. Унитарное государство (Великобритания, Италия, Франция и др.) характеризуется наличием единой территории, единой системы органов государственной власти, одной конституции, единым гражданством и правовой системой. Различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В первом случае за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначенным из центра чиновником. Во втором случае за местными органами осуществляется косвенный контроль и тем самым с учетом национальных особенностей регионов допускается определенная автономия. Более широкими правами по сравнению с административно-территориальными единицами обладает территориальная автономия. Автономная территориальная самостоятельна в решении вопросов местного значения, в создании условий для всестороннего развития проживающего на данной территории населения, его исторических и культурных традиций. Федеративное государство - это государственное образование, которое представляет собой союзное государство, на территории которого действуют федеральные и республиканские органы власти. Отличительными признаками федерации являются: а) наличие двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти; б) разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации; в) определенная степень политической самостоятельности субъектов федерации; г) двухканальная система налогов; д) двойное гражданство. В зависимости от принципа формирования различают два вида федерации: административные федерации (США) и национальные (Россия). В административных федерациях в основу деления территории положены объективные признаки: плотность населения, запасы полезных ископаемых, рельеф местности и другие территориально-экономические признаки. В национальных федерациях основой деления территории служит субъективный фактор - национальный состав населения. Для национальной федерации характерны различные формы государственности: национальные республики, округа, автономии, которые создаются с учетом исторических традиций, языковых и культурных факторов. Конфедерация - это союз суверенных государств, образованный для совместного решения политических, экономических и военных задач. Как правило, конфедерация не имеет единых законодательных органов, единой системы налогов, единого бюджета и единого гражданства. Порядок вступления в конфедерацию основан на принципе добровольности и согласия всех ее членов. Выход из конфедерации может производиться на основе одностороннего волеизъявления. Разновидностями конфедераций являются межгосударственные союзы, содружества и сообщества государств. Межгосударственные союзы - это классические конфедерации, образованные из независимых государств. Содружества образованы из государств, которые обрели государственный суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической связанности. Сообщества государств - это переходные формы государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры. Как правило, сообщества имеют негосударственные органы и бюджет. Целью сообщества является, прежде всего, понятие экономического потенциала путем отмены таможенных, визовых и других экономических барьеров. Конфедерации следует отличать от коалиций. Коалиции представляют собой политические и военные союзы двух и более государств, созданные для оборонительных и наступательных целей при наличии общего противника. Империя - это объединение под одной короной различных государственных образований, подчиненных императору, законам империи. Форма политического режима. Политический режим представляет собой совокупность методов и приемов осуществления политической власти, определенную форму осуществления государственного властвования. Эта категория помогает уяснить, как, какими способами и методами власть управляет обществом, взаимодействует с другими структурами (элементами) политической системы, наконец, каково отношение власти к своим гражданам. Основные формы политического режима - демократический, авторитарный и тоталитарный. При демократической форме политического режима обеспечиваются законность, выборность высших органов государственной власти, соблюдаются элементарные права и свободы, действуют легальные партии, профсоюзы, другие общественные организации. Основные признаки демократического режима: обеспечение широкого спектра демократических прав и свобод в обществе и признание приоритета прав личности; равенство наций; демократические способы формирования высших органов государственной власти; разделение властей; демократические принципы функционирования механизма государственной власти; определенный уровень гласности в работе государственного аппарата; обеспечение режима законности; независимость судебной власти; наличие механизма ответственности государства перед своими гражданами и личности перед государством; политический плюрализм и идеологическое многообразие; учет интересов меньшинства при принятии государственных решений; признание многообразия форм собственности и их защита и т.д. В качестве характерных признаков авторитарного политического режима можно выделить: отстранение граждан от участия в формировании высших органов государственной власти; жесткое централизованное управление государственными делами, тотальный контроль государства над обществом; существенное ограничение провозглашенных демократических прав и свобод личности; преимущественное действие системы устрашения и запретов в общественной жизни; произвол, незаконные репрессии; фактически бесправное положение граждан; обеспечение власти одной правящей партии с одновременным запретом других партий; возрастание роли карательных функций государства. Политические режимы могут трансформироваться, приобретая или, наоборот, утрачивая те или иные признаки основных форм политического режима. Так, разновидностями авторитарного режима являются деспотия и тирания - единоличная власть верховного правителя (деспота, тирана), не ограниченная законами и основанная на произволе и использовании преимущественно насильственных методов управления. Тоталитаризм характеризуется доминирующим положением государства по отношению к праву, неограниченной властью государства над обществом и личностью, внеправовыми методами осуществления власти, подавлением прав и свобод граждан и их объединений, диктатурой одной политической партии, идеологическим давлением на массы, преследованием инакомыслящих, опорой на милитаризацию государственной машины, полицейский аппарат и т.д. Установление тоталитарного политического режима приводит к существенному ограничению демократических прав и свобод, к запрещению прогрессивных партий и организаций, что свидетельствует, по существу, о ликвидации режима законности и демократии. Ярким проявлением тоталитарного политического режима является фашизм - открыто террористическая диктатура наиболее реакционных правящих кругов. В современных условиях правящие круги государств с антидемократическими режимами для поддержания своего господства идут на изменение установленных правовых норм, прибегают к неправовым, насильственным методам, нарушая даже элементарные права человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 996; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.216 (0.006 с.) |