Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие правотворческой практикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под правотворческой практикой понимается юридическая деятельность, направленная на разработку, издание и совершенствование (изменение или отмену) нормативно-правовых предписаний, взятая в единстве с накопленным правотворческим опытом. К основным признакам правотворческой практики необходимо отнести следующие. 1. Правотворческая практика является основной частью правовой системы и правовой культуры любого общества. Именно через правотворчество в первую очередь правовая система общества снабжается нормативно-правовой, регулятивной энергией, те или иные правила приобретают юридическую силу. По актам правотворчества мы изучаем и оцениваем правовую культуру прошлого, уровень современного развития правовых систем разнообразных стран мира. 2. Правотворчество представляет собой разновидность (часть, элемент) юридической практики, поэтому правотворчеству присущи черты, характерные для любой юридической практики (см. главу 11). 3. Почти все отечественные авторы относят правотворчество к государственной деятельности. Действительно очень часто субъектами правотворчества являются государственные органы. Однако вряд ли правильно относить правотворчество органа самоуправления или деятельность коммерческого банка по изданию правил внутреннего трудового распорядка (вид локального правотворчества) к государственной деятельности. Это юридическая деятельность компетентных в своей области органов (должностных лиц). 4. Правотворческая практика направлена на расширение, сужение или уточнение сферы правового регулирования. Это осуществляется путем создания новых, изменения действующих или отмены ненужных нормативно-правовых предписаний. В процессе правотворческой практики происходит преобразование общественных потребностей и интересов в общеобязательные, формально-определенные предписания и правила. В зарубежной литературе (Ж.. Карбонье) отмечается, что «правотворчество - это не только создание и обнародование норм права, оно должно быть своеобразным “сервисом после продажи”». Правовнедренческая деятельность заключается в том, что содержание принятых нормативно-правовых актов (или иных правотворческих решений) широко освещается в средствах массовой информации, дается официальное и доктринальное их толкование, проводятся социологические измерения знания нормативных предписаний и эффективности их реализации, обобщения материалов правоприменительной практики и т.п. Так, послезаконодательные опросы сопровождали принятые во Франции законы о попечительстве над малолетними (1964 г.), об охране прав недееспособных совершеннолетних (1968 г.), о добровольном прерывании беременности (1975 г.) и др. /8. С. 10/. Содержание и форма правотворческой практики Под содержанием правотворческой практики понимается совокупность всех составляющих ее свойств и элементов. В самом общем плане ее содержание состоит из правотворческой деятельности и складывающегося на основе этой деятельности опыта. Основными элементами содержания правотворческой деятельности выступают ее объекты, субъекты и участники, правообразующие (изменяющие, отменяющие) действия, средства и способы их осуществления, ее результаты. Объектом правотворческой деятельности являются те или иные общественные отношения, подлежащие нормативно-правовому регулированию (имущественные, семейные, отношения купли-продажи и т.п.). Субъект - это обязательный, ведущий носитель правотворчества, без которого оно немыслимо. Им является конкретный правотворческий орган (должностное лицо), которое в пределах своей правотворческой компетенции издает, изменяет или отменяет нормативно-правовые предписания. Участники правотворчества - это отдельные лица (ученые, практики), их объединения и организации, которые так или иначе содействуют правотворческим органам при подготовке проекта нормативного акта, его обсуждении, доработке и т.д. Правотворческие действия и операции представляют собой внешне выраженные, социально-преобразующие и имеющие определенное значение для правопроектной деятельности акты (например, уточнение названия проекта, обсуждение проекта нормативного акта в одном из комитетов Государственной Думы). Совокупность способов и средств (самых разнообразных предметов и явлений), с помощью которых правотворческий орган в рамках закона обеспечивает разработку, издание и опубликование нормативных актов, достигает необходимых целей и результатов составляет правотворческую технику. Они могут быть разделены на общесоциальные, специально-юридические и технические. К общесоциальным средствам относят язык (отечественный и иностранный), выражающие его знаки и языковые единицы (слова, словосочетания, предложения, графические конструкции и т.п.), общеупотребляемые термины, а также понятия, научные категории и законы, социальные нормы и т.д. Специально-юридические средства - это юридические понятия, термины, конструкции, нормативно-правовые предписания, категории и научные законы, выработанные в процессе развития правотворческой практики и юриспруденции. При подготовке проектов нормативных актов, в ходе их доработки, при принятии решения по проекту, обнародовании нормативного акта, накоплении и хранении правотворческого опыта широкое применение в настоящее время находят технические (приборы и инструменты) средства: множительная и телевизионная техника, компьютеры и т.д. Результат воплощает в себе итог конкретной правотворческой деятельности. Условно его можно рассматривать в юридическом аспекте (уточнение, расширение или сужение сферы правового регулирования путем издания новых, изменения или отмены действующих нормативно-правовых предписаний и закрепление правотворческого решения в соответствующем нормативно-правовом акте), либо в общесоциальном плане (внесение изменений в экономическую, политическую, духовную жизнь общества). Вторым основным компонентом содержания правотворческой практики наряду с правотворческой деятельностью является правотворческий опыт, который может отражать как совокупный итог достаточно длительной и многолетней правотворческой деятельности (например, развития конституционного правотворчества в России), так и отдельные ее моменты (например, некоторые аспекты деятельности, связанные с обнародованием законов в постсоветский период развития общества). Experienta per varios actus legem facit - опыт, полученный от различных действий, создает закон. Формы правотворческой практики - это способы организации и внешнего выражения ее содержания. “Forma legalis forma essentialis” (“юридическая форма есть существенная форма”), - говорили древние. Целесообразно выделять внутреннюю и внешнюю формы правотворчества. В качестве внешней формы выступают разнообразные акты-документы (нормативные акты и договоры, докладные записки, предложения и рекомендации, инициативные проекты и т.п.), внешне выражающие и закрепляющие правотворческие действия (решения, нормативно-правовые предписания и правотворческий опыт и т.п.). К внутренней форме, то есть к способу организации и внутренней связи элементов содержания относится процедурно-процессуальная форма практики. Она включает в себя определенные процессуальные стадии и производства. Правотворческие стадии - это урегулированные процессуальными нормами, относительно обособленные во времени и пространстве, совершаемые в определенной последовательности юридически значимые правотворческие действия. Они связаны с подготовкой, принятием и опубликованием нормативных актов. Каждая стадия представляет самостоятельный этап (фазу) правотворчества. 1. К первой стадии относится принятие решения компетентным органом о необходимости подготовки проекта нормативного акта, его издании, включении в план работы и т.п. 2. Следующей является стадия разработки нормативного акта. Она включает подготовку первоначального текста проекта, его предварительное обсуждение и уточнение, проведение экспертной оценки, внесение проекта в повестку дня заседания и т.п. 3. Окончательное обсуждение проекта нормативного акта в компетентном правотворческом органе составляет самостоятельную стадию правотворческой практики. Здесь уже происходит заслушивание докладов и содокладов по проекту, а также предложений, замечаний, поправок и т.п. 4. Важной стадией правотворчества является принятие решения по проекту. Проект может быть отклонен, принят за основу в первом чтении и т.п. или утвержден. Принятие решения, как правило, осуществляется с помощью разнообразных способов голосования. 5. Заключительной стадией является официальное обнародование (оглашение, опубликование, доведение до адресатов в форме рассылки и т.п.) правотворческого решения (проект рассмотрен в первом чтении, отклонен, принят, утвержден и подписан). С обнародованием нормативных актов связаны вопросы введения их в действие и вступления в юридическую силу (non obligat lex nisi promulgata - закон не обязывает, если он не обнародован). В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Конституции РФ законы подлежат опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В настоящее время на федеральном уровне порядок обнародования принятых нормативных актов регулируется федеральным законом от 14 июня 1994 г. “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания”, указом Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти”. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия. Акты Президента РФ и акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в “Российской газете” и “Собрании законодательства Российской Федерации” в течение десяти дней после дня их подписания. Официальными являются также тексты законов, актов Президента РФ и актов Правительства РФ, распространяемые в машиночитаемом виде Научно-техническим центром правовой информации “Система”. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» в течение десяти дней после дня их регистрации. Указанные акты могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, организациям, переданы по каналам связи. Кроме отдельных стадий в теоретическом и практическом плане во внутренней форме правотворческой практики важно обособить процессуальные производства. Можно, например, выделить процессуальные производства по: а) принятию и пересмотру (внесению поправок) конституции (конституционное производство); б) подготовке, обсуждению, изданию и опубликованию федеральных законов (законодательное федеральное производство); в) изданию указов Президента РФ; г) подготовке и принятию правительственных нормативно-правовых решений; д) изданию нормативных актов центральными министерствами, ведомствами и государственными комитетами (ведомственное производство); е) принятию уставов и законов субъектами федерации; ж) изданию нормативных актов исполнительными и распорядительными органами государственной власти (губернаторами, правительствами и т.п.) субъектов федерации; з) принятию нормативных актов органами местного самоуправления; и) изданию локальных нормативных актов хозяйствующими субъектами. Законотворческая практика на федеральном уровне в России регулируется ст. 84, 104-108 и др. Конституции РФ, а также регламентами палат Федерального Собрания РФ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.32.252 (0.007 с.) |