Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация юридических наукСтр 1 из 26Следующая ⇒
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА НАЧАЛЬНЫЙ КУРС В.Н. КАРТАШОВ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА НАЧАЛЬНЫЙ КУРС Кострома 2002 Карташов В.Н. Теория государства и права. Начальный курс. – 2-е изд., перераб. и доп. – Костромской государственный технологический университет. Кострома, 2002. 176 с. На базе новейших данных отечественной и зарубежной юридической науки в книге изложены основы теории государства и теории правовой системы общества. Данный курс предназначен для студентов младших курсов юридических факультетов и вузов. Рекомендуется также лицам, самостоятельно изучающим современные проблемы государства и правовой системы общества. Будет полезно учителям и школьникам, студентам неюридических вузов. Книга написана В.Н. Карташовым, Заслуженным деятелем науки РФ, Почетным работником высшего профессионального образования РФ, доктором юридических наук, профессором, академиком РАЕН, зав. кафедрой теории и истории государства и права Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, автором более200 научных трудов. Рецензенты: кафедра государственно-правовых дисциплин Нижегородского юридического института МВД России; доктор юридических наук, профессор Н.А. Власенко.
Владимир Николаевич Карташов Теория государства и права Начальный курс
ISBN 5-8285-0122-4 Лицензия на издательскую деятельность ИД № 06548 выдана 16 января 2002 года Министерством РФ
Подписано в печать 11.02.02. Формат бумаги 60x84 1/16. Печать трафаретная. Печ. л. 11. Заказ 765. Тираж 500.
Редакционно-издательский отдел Костромского государственного технологического университета 156005, г. Кострома, ул. Дзержинского, 17
С В.Н. Карташов, 2002 ПРЕДИСЛОВИЕ В 1998 г. для частных вузов и юридических факультетов автором было подготовлено учебное пособие «Теория государства и права», которое стало популярным у студентов других вузов, учителей школ и абитуриентов. Однако данное пособие не охватывало многие темы, составляющие предмет теории государства и права. Кроме того, разделы книги не отражали систему учебного курса по теории государства и права. Поэтому было решено издать новую книгу, в которой бы сохранялись достоинства предыдущей работы (краткость, иллюстрирование теоретического материала конкретными примерами и т.п.) и устранялись бы два указанных недостатка.
В книге использованы современные данные отечественной и зарубежной юридической науки. В основу отдельных разделов (4,5,6,7,8) положены материалы авторского курса лекций «Введение в общую теорию правовой системы общества» (Ярославль, 1995 - 2002. Части 1-8), которые могут быть полезны для более углубленного изучения права, правосознания, юридической практики и других актуальных проблем. Автор должен извиниться перед читателем в том, что не во всех главах книги отражается его личная точка зрения на тот или иной вопрос. Например, в отличие от большинства ученых-юристов я считаю, что государство и право являются предметами двух различных наук, которые «выросли» из «Теории государства и права». Дело в том, что государство - центральный элемент политической системы, главный субъект политической жизни общества. Поэтому теория государства представляет важнейшую часть «Политологии». Право же - один из главных компонентов правовой системы общества, в которую кроме него входят юридическая практика (правотворческая, правоприменительная, судебная и т.д.) и правосознание (юридическая идеология, психология и т.п.). В связи с этим теорию права следует считать одной из основных в относительно самостоятельной юридической науке, которую нужно назвать «Теория правовой системы общества». Однако, учитывая тот факт, что Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 021100 - юриспруденция в этом плане еще не откорректирован и предполагает изучение в вузах «Теории государства и права», я счел необходимым рассмотреть теорию государства и теорию права, теорию правовой системы общества традиционно, по старинке - в рамках единой науки, но с учетом новых концептуальных подходов ко всем юридическим явлениям. Во втором издании работы материал некоторых тем курса уточен и дополнен новыми данными. Кроме того, в главах 20 («Юридические ошибки») и 21 («Юридические конфликты») книги использованы материалы, подготовленные аспиранткой кафедры теории и истории государства и права ЯрГУ Н.В. Семеновой.
Список использованной литературы, а также рекомендуемых учебников и учебных пособий приводятся в конце книги. В тексте в скобках указывается в начале порядковый номер источника, а затем номер страницы, на которую делается ссылка из этого списка литературы. Автор выражает благодарность доценту Ю.И. Мельникову, который сделал ряд ценных пожеланий и рекомендаций по содержанию и форме работы, а также О.В. Шевцовой и Т.А. Болнокинойза помощь в техническом оформлении рукописи. Буду признателен всем, кто выскажет пожелания и замечания по поводу содержания и структуры работы, стиля и формы изложения материала. Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Глава 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1.1. Понятие юридической науки 1.2. Классификация юридических наук 1.3. Основные черты и предмет науки теории государства и права 1.4. Методы теории государства и права 1.5. Функции теории государства и права 1.6. Теория государства и права как учебная дисциплина. Структура учебного курса. Понятие юридической науки Любая наука представляет собой определенную сферу человеческой деятельности по выработке и теоретической систематизации объективных знаний о реальной действительности. Все науки условно разграничиваются на естественные (биология и т.п.), технические (механика и т.п.) и общественные или гуманитарные науки (политология, юриспруденция и т.п.). Юридической науке присущи следующие основные черты. 1. Она представляет собой самостоятельную отрасль обществознания, специальную гуманитарную науку, которая зародилась в древнем мире и превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий существенное влияние на различные сферы общественной жизни. Платон писал, что «из всех наук более всего совершенствует человека, ими занимающегося, наука о законах» /1. С. 163/. 2. Ее объектом служит государственно-правовая действительность, а именно: государство, право, правосознание, юридическая практика и другие явления правовой системы общества, взятые в развитии и взаимодействии. 3. В литературе юридическая наука нередко рассматривается в качестве одной из форм общественного сознания. Это верно, но лишь отчасти. Как и любая человеческая деятельность (хотя и довольно специфическая), юридическая наука - это единство материального и духовного, объективного и субъективного, общего и индивидуального. 4. Указанное нельзя забывать при характеристике юридической науки как особой формы духовного производства, которое направлено на теоретическое освоение мира, приращение новых юридических знаний. Важнейшая цель юридической науки - это дать максимально объективное знание о правовой действительности и способах (средствах, методах, формах и пр.) ее практического преобразования. «Науку часто смешивают со знанием, - писал В.О. Ключевский, - это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и умение пользоваться знанием» /1. С. 38/. 5. Как специальная разновидность человеческой деятельности, юридическая наука представляет собой органическое единство процесса деятельности по получению знания и результата этой деятельности - системы уже приобретенных на данный момент юридических знаний. В этом (результативном) аспекте юридическую науку можно рассматривать как особую разновидность социально-правовой памяти, теоретически аккумулирующей правовой опыт прошлого и настоящего.
6. Юридическую науку составляет не простая совокупность, сумма, а органически единая, цельная система знаний. «Наука - это организованное знание» /1. С. 48/, «систематизированное знание» /2. С. 171/. 7. Научные юридические знания отличаются, как правило, достоверностью и аргументированностью. 8. Юридическая наука составляет неотъемлемую часть правовой системы и правовой культуры общества, способствуя сохранению и передаче накопленных правовых достижений и ценностей, обеспечивая прогресс в различных областях общественной жизни и становлении личности. 9. Основными целями (задачами) юридической науки являются познание, описание, объяснение и предсказание развития юридических процессов и явлений, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов и закономерностей. Юридическая наука, как и любая другая наука, находится «в движении», развитии. Происходит постоянное изменение ее структуры, форм организации и функционирования, принципов и методов познания, понятий, категорий, теоретических схем и конструкций, гипотез и учений. Основные типы государства Формы государства Формы государства - это способы внутренней организации и внешнего выражения государственной власти, включающие форму правления, форму национально-государственного устройства и государственный режим. Основными элементами формы государства таким образом являются: а) форма правления; б) форма государственного устройства; в) государственный режим. Форма правления характеризует организацию высших органов государственной власти в стране, их взаимоотношения друг с другом и населением. По форме правления различают монархии и республики. Монархия предполагает такую форму правления, когда во главе государства бессрочно стоит монарх (король, царь, император, султан и т.п.), власть которого передается по наследству. К признакам монархической формы правления относятся следующие: а) единовластие, зависимость других органов государственной власти от монарха; б) бессрочное осуществление государственной власти;
в) передача государственной власти по наследству. Монархии бывают неограниченные (абсолютные) и ограниченные. В абсолютных монархиях (Россия в 17-18 в.в., Саудовская Аравия и др.) носителем государственного суверенитета выступает единолично монарх. Вся верховная государственная власть сосредоточена в его руках. В ограниченных монархиях (Великобритания, Бельгия, Япония и др.) государственная власть монарха ограничена либо особыми конституционными актами, либо выборными (представительными) органами государственной власти (парламентами и т.д.). В республике органы верховной государственной власти (парламент, президент и др.) выбираются на определенный срок и зависят от избирателей. Признаки республики следующие: а) выборность верховных органов государственной власти; б) определенная их зависимость от населения (избирателей); в) срочность в осуществлении власти органами государства. Различают рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические, парламентарные и президентские республики. В президентских республиках (США, Аргентина, Сирия и др.) президент избирается непосредственно населением либо парламентом, является главой государства и главой исполнительной власти, не имеет права роспуска парламента, формирует правительство, которое ответственно перед ним. В парламентарных республиках (Италия, Германия и др.) глава государства (президент) избирается парламентом. Правительство формируется парламентом, ему подотчетно и несет ответственность перед ним. В случае выражения недоверия парламентом правительству следует отставка прежнего состава правительства и формирование нового кабинета. Форма государственного устройства - это политико-территориальное устройство государства, которое характеризует взаимоотношения между государством как целым образованием и его составными частями, “между центром” и “регионами”. По форме национально-государственного устройства выделяют два вида государств: унитарные и федеративные. Унитарное - это единое государство, в состав которого входят области, департаменты, районы и тому подобные образования в качестве административно-территориальных единиц (Италия, Франция, Япония и др.). Унитарное государство характеризуется следующими признаками: а) единым представительным органом государственной власти (парламент), главой государства (президент и т.п.), правительством; б) территория государства делится на административно-территориальные единицы (края, области, районы, коммуны и т.п.); в) существует единая правовая система общества (единое законодательство, судебная система и т.п.). Федерация - союзное государство, субъекты которого обладают определенными свойствами государственного суверенитета и другими чертами государственности. Она характеризуется следующими чертами: а) представляет собой союз относительно суверенных государственных образований (штатов, земель, республик и т.п.);
б) в ней наряду с высшими федеральными органами государственной власти (например, Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ), существуют также высшие органы субъектов федерации (например, Президент Республики Татарстан, Государственная Дума Ярославской области); в) наряду с общефедеральным законодательством (например, Конституция РФ, УК РФ), субъекты федерации имеют свое законодательство (например, Конституция республики Башкортостан, Устав Иркутской области). Государственный режим - это комплекс взаимосвязанных средств и методов осуществления государственной власти. в котором отражается внутренняя и внешняя политика государства. Ни в коей мере нельзя путать понятия “политический режим” и “государственный режим”. Государственный режим характеризует средства и методы осуществления государственной власти. “Политический режим” более широкое понятие, оно кроме государственного режима включает также средства и методы деятельности других субъектов политической системы общества, а именно: средства и методы, характерные для политических партий и движений, общественных объединений и т.п. Различают демократический и недемократический государственные режимы. Признаки демократического режима: а) реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; б) политический и идеологический плюрализм, в том числе многопартийность; в) признание и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; г) выборность и сменяемость органов государственной власти, их подотчетность избирателям; д) широкая гласность в деятельности органов государства; е) прочная законность и правопорядок в обществе; ж) равенство всех перед законом и судом; з) доминирование методов убеждения, поощрения, согласования, стимулирования. Антидемократический государственный режим (фашистский, расистский и т.п.) характеризуется следующими чертами: а) отказ от разделения властей выражается в превращении представительных учреждений в фиктивные органы и передачи всей государственной власти “вождю” и бюрократическому исполнительному аппарату; б)абсолютной беззащитностью личности; в)господством одной политической (военной) силы и единой официальной идеологии; г) ликвидацией или ограничением деятельности оппозиционных партий и движений; д) использованием принудительных и насильственных средств и методов осуществления государственной власти.
Государственный аппарат Типы правовых систем Типы права Типология правовых систем общества позволяет более правильно подойти и к характеристике основных типов права. В мире существует множество национальных систем права. Категория «тип права»призвана отразить общие, существенные черты, присущие сходным системам права тех или иных стран. В отечественной литературе традиционно преобладает формационный подход, согласно которому выделяются четыре исторических типа права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. Исторический тип права - это взятые в единстве существенные черты права, соответствующие определенной общественно-экономической формации. Исторические типы права, во-первых, соответствуют историческим типам государства (рабовладельческое право предполагает наличие рабовладельческого государства и т.п.). Во-вторых, основанием группировки разнообразных национальных систем права в названные типы является конкретная общественно-экономическая формация (рабовладельческая, феодальная и т.п.). В-третьих, типы права в данном случае обусловлены в первую очередь типом производственных общественных отношений, особенностью экономического базиса. В-четвертых, анализ того или иного исторического типа права позволяет выяснить, волю какого класса (блока классов) выражает (закрепляет) данная система права, а также какой тип экономических отношений защищает это право. Рабовладельческое право было характерно для рабовладельческой общественно-экономической формации. Оно закрепляло и охраняло прежде всего экономический базис рабовладельческого общества, а именно: частную собственность на орудия и средства производства и раба. Раб был не субъектом, а объектом права частной собственности, которого можно было купить, продать и даже убить. По своей сущности рабовладельческое право выражало государственную волю рабовладельцев. Оно оформляло (закрепляло) не только экономическое, но и политическое господство рабовладельцев в обществе. На ранних стадиях развития основными источниками права служили правовые обычаи. Затем в правовом регулировании все большую роль приобретают нормативно-правовые акты, издаваемые компетентными государственными органами (сенатом, императором и т.п.). Наиболее известными источниками (формами) рабовладельческого права являются законы Драконта в Афинах, законы XII таблиц в Риме, законы Хаммурапи в Вавилоне, законы Ману в Индии и др. В императорский период римское рабовладельческое право настолько достигло своего совершенства, что в последующем было воспринято (рецептировано) во многих европейских государствах. Феодальное право было характерным для феодальной общественно-экономической формации. Оно закрепляло частную собственность феодалов на землю, средства производства и личную зависимость крестьян от феодалов, а также частную собственность крестьян на мелкие сельскохозяйственные орудия труда. Феодальное право выражало государственную волю феодалов. Этот тип права носил ярко выраженный классовый и сословный характер. Оно было правом привилегий, поскольку закрепляло неравное положение людей в зависимости от принадлежности их к тому или иному сословию. Так, феодалы имели право пожизненно пользоваться землей, передавать ее по наследству, в то время как крестьяне и третье сословие этими правами не обладали. Кроме того, классово-сословная природа права проявлялась в неравной правовой защите личности и неравной юридической ответственности за одни и те же правонарушения. Феодалы редко несли ответственность за совершенные преступления. Согласно Русской Правде за убийство лица «княжеского мужа» взыскивалось 80 гривен, за убийство свободного - 40 гривен, за убийство холопов и смердов - 5 гривен. Поэтому не случайно феодальное право рассматривается в литературе в качестве права сильного, в виде "кулачного" права. Значительную роль в правовом регулировании брачно-семейных и иных общественных отношений в этот период принадлежит церковному (каноническому) праву. В период феодальной раздробленности основными формами права служили местные обычаи и судебная практика. Все это позволяет говорить об отсутствии единой системы права в условиях феодального общества, о партикулярном характере права. В период абсолютизма существенную роль приобретают акты центральной власти, что постепенно способствует централизации феодального государства. Наказания в феодальном праве были весьма жестокими. Отрубание рук, выкалывание глаз и другие членовредительские наказания; смертная казнь предусматривалась даже за самые незначительные правонарушения. Буржуазное государство и право приходят на смену феодальному государству и праву. Буржуазное право характерно для буржуазной общественно-экономической формации. Оно закрепляет и охраняет буржуазную частную собственность, провозглашает демократические свободы, формальное равенство всех перед законом и судом, принципы верховенства закона в системе нормативных актов, разделение властей и т.д. Безусловно, что имущие классы и слои населения имеют в буржуазном обществе большую возможность для реализации и защиты своих прав и законных интересов. Особенности социалистического типа права заключаются в том, что оно должно, во-первых, выражать государственную волю трудящихся во главе с рабочим классом, во-вторых, закреплять новые производственные отношения, основанные на социалистической (государственной) форме собственности на средства производства; в-третьих, быть направлено на ликвидацию эксплуатации и угнетения, построение коммунистического общества. Недостатком формационного подхода к типологии права является то, что здесь не всегда учитываются специфическая природа права, особенности его содержания, форм, функций и т.п. В зависимости от принадлежности права к той или иной правовой системе общества можно выделять национальную систему права, романо-германское право, общее (англо-саксонское) право, мусульманское право, международное право и т.д. Типы права можно также группировать в хронологическом порядке (древнее право, средневековое, современное право и т.п.), по уровню развития (высокоразвитые системы права, слаборазвитые и т.п.), по связи с государством (право демократического и тоталитарного государства). Анализ различных типов права позволяет более глубоко и всесторонне рассмотреть разнообразные аспекты его природы, место и роль в правовой системе общества. Понятие принципов права Слово «принцип» в переводе с латинского (principium) означает буквально основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления (учения, организации, деятельности и т.п.). Еще древние обращали внимание на то, что «принцип есть важнейшая часть всего» (principium est potissima pars cujuque rei).. В правоведении выделяются, во-первых, принципы, сформулированные учеными-юристами, которые выступают в виде фундаментальных идей и идеалов, отражающих достижения правовой мысли, практического опыта, объективные закономерности развития общества. Указанные принципы составляют важнейшую часть научного и профессионального правосознания, юридической политики и не являются обязательными для субъектов права. Во-вторых, в виде относительно самостоятельных элементов в системе права обособляется принципы права, под которыми следует понимать исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений. О них в основном и пойдет речь в дальнейшем. По своей сути, «истокам» принципы права также представляют определенные фундаментальные идеи и идеалы, которые сформулированы на основе научного и практического опыта. В этом плане они вместе с принципами правосознания являются важнейшими компонентами господствующей юридической идеологии. Однако разнообразные юридические идеи и идеалы только тогда становятся принципами права, когда они непосредственно (легально) выражены в нормативно-правовых актах или иных формах права. На уровне национальных правовых систем принципы права чаще всего закрепляются в конституциях, конституционных или иных фундаментальных законах. «Все равны перед законом и судом», - записано, например, в п. 1 ст. 19 Конституции РФ. Содержание принципов законности, справедливости и гуманизма в уголовном праве раскрывается соответственно в ст. 3, 6 и 7 УК РФ. В отличие от юридических идей (идеалов), составляющих части научного и профессионального правосознания принципы права всегда выступают в виде общеобязательных требований и являются важнейшими элементами системы права. Каждый из принципов права имеет довольно сложное строение. Он состоит из разнообразных юридических императивов, которые тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Так, принцип законности (строгого и неукоснительного соблюдения законов) в российской правовой системе образуют следующие императивы: а) Конституция РФ имеет высшую юридическую силу; б) законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ; в) Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы имеют прямое действие на всей территории РФ; г) федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам; д) субъекты правотворчества и реализации права, все граждане и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ, законы и основанные на законах правовые акты; и т.д. Наряду с нормами права исходные фундаментальные положения составляют важнейший элемент содержания права. Поэтому принципам права присущи многие черты, характерные для права в целом (см. главу 5). От норм права они отличаются тем, что не содержат санкций, а нередко и других элементов структуры нормы (гипотезу или диспозицию). Они имеют весьма высокий уровень обобщения и абстрагирования нормативных предписаний, и, как правило, требуют конкретизации и детализации в процессе воздействия на поведение людей. Следует однако заметить, что некоторые нормы права в силу своей социально-правовой значимости и фундаментальности могут выступать одновременно и в качестве принципов права. В этом случае необходимо говорить о нормах-принципах. Таким образом, сформулирован, например, принцип независимости судей арбитражных судов. В п.1 ст. 5 АПК РФ говорится: «при осуществлении правосудия (гипотеза - В.К.) судьи арбитражных судов независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (диспозиция - В.К.)». Однако по своей природе, логическим, грамматическим и юридическим способам и средствам выражения они чаще всего представляют относительно самостоятельный элемент содержания права. Трудно, например, отнести к норме права следующее положение, содержащееся в ст. 23 Конституции Литовской Республики: «собственность неприкосновенна». В отличие от норм принципы права обладают значительной устойчивостью и стабильностью, носят фундаментальный характер. Они выражаются, как правило, в максимально общих и универсальных нормативных предписаниях. На их основе формируются те или иные системы, отрасли или институты права. Так, презумпция невиновности, принципы осуществления правосудия только судом, законности, уважения чести и достоинства, неприкосновенности личности и жилища, состязательности сторон, свободы оценки доказательств, обеспечения права на защиту и др. являются исходной базой для уголовно-процессуальной отрасли права. Вместе с предметом и методом правового регулирования они играют, таким образом, важную системообразующую роль в системе права и правовой системе общества. Исходные нормативно-руководящие начала обеспечивают существенную, устойчивую, регулярную и необходимую связь между разнообразными нормами права и иными нормативно-правовыми предписаниями, выступают важными ориентирами в правотворчестве и систематизации, толковании и реализации права. Так, при издании, изменении или отмене нормативных актов законодатель обязан учитывать действующие принципы национального и международного права. В случае обнаружения несоответствия тех или иных норм принципам права, он должен отменить указанные нормы либо изменить их содержание, привести в соответствие с действующими нормативно-руководящими положениями. Принципы, как и право в целом, обладают объективно-субъективными качествами. Они объективны в силу обусловленности их реально существующими экономическими и социальными, национальными и пр. общественными отношениями. Но поскольку принципы права и закрепляющие их формально-юридические источники (законы и т.п.) являются результатом сознательно волевой деятельности, правотворчества, то в этом плане они субъективны. Для того, чтобы быть реально действующими нормативно-правовыми предписаниями, а не благими пожеланиями и лозунгами, принципы права должны достаточно полно, правильно и всесторонне отражать существующую действительность и основные закономерности развития общества. Вместе с правовыми нормами принципы права оказывают значительное информационное, ориентационное и регулятивное воздействие на сознание и поведение людей. Так, принцип вины в уголовном праве ориентирует органы дознания, следствия, прокуратуры и суда на то, что лицо подлежит уголовной ответственности только за такие общественно-опасные действия (бездействие) и наступившие общественно-опасные последствия, в отношении которых установлена его вина в форме прямого или косвенного умысла, преступного легкомыслия или небрежности (ст. 5, 24-28 УК РФ). От грамотного использования принципов права в значительной степени зависит качество и эффективность правотворческой и правоприменительной, судебной и других разновидностей юридической практики. Они в данном случае служат не только определенным ориентиром для законодателей и правоприменителей, других субъектов права, но и критерием оценки их деятельности. Нарушение, например, принципов состязательности, равноправия сторон, гласности и др. при разбирательстве гражданских дел могут служить основаниями к отмене решения суда. Нередко принципы выступают важным средством установления пробелов, противоречий и других недостатков в праве. Например, Конституционный Суд РФ со ссылкой на ст. 19 Конституции РФ (устанавливает юридическое равенство людей) признал дискриминацией те положения трудового и административного законодательства, согласно которым возможно было по инициативе администрации предприятия (организации) увольнение с работы граждан, достигших пенсионного возраста и имеющих право на получение соответствующей пенсии, без их согласия и желания; Конституционный Суд РФ защитил также право на сохранение жилой площади и право на получение пенсии гражданами, отбывающими наказание в виде лишения свободы. Существенную роль играют принципы в процессе восполнения пробелов в праве. Необходимость их использования в случае применения аналогии права закреплена как в материальном праве (ст. 6 ГК РФ, ст. 5 СК РФ), так и процессуальных отраслях права (ст. 10 ГПК РСФСР, ст. 13 АПК РФ). В ст. 5 СК РФ, например, говорится: «В случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости» (выделено нами - В.К.). Исключение из того или иного общеобязательного требования либо ограничение действия принципа права в той или иной сфере общественной жизни возможно только на основе соответствующего закона. Например, АПК РФ закрепил принцип гласности разбирательства дел в арбитражных судах. Вместе с тем, законодатель установил и определенные исключения из указанного правила, а именно: «Разбирательство дела в закрытом заседании, - отмечается в ст. 11 АПК РФ, - допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны». Грамотное использование (соблюдение, применение и т.п.) принципов права в своей практической деятельности свидетельствует о высоком уровне правосознания и правовой культуры граждан и должностных лиц. Поэтому не только нормы, но и принципы права, должны быть достаточно четко и ясно сформулированы в законодательстве. Структура нормы права Структура нормы права - это ее внутреннее строение, определенная совокупность взаимосвязанных элементов (гипотезы, диспозиции и санкции). Гипотеза - элемент нормы права, указывающий (описывающий) разнообразные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется данная норма либо другие, связанные с ней нормативно-правовые предписания. Например, похищение человека (гипотеза) наказывается лишением свободы от 4 до 8 лет (ст. 126 УК РФ). Диспозиция - элемент нормы права, который устанавливает права и обязанности, само правило, возможное и должное поведение субъектов. "По договору купли-продажи, - говорится в п. 1 ст. 454 ГК РФ, - одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)". Санкция нормы права определяет меры воздействия, которые могут быть применены к участникам общественных отношений, не соблюдающим нормы права. Так, приведенная выше ст. 126 УК РФ заканчивается санкцией нормы. Виды норм права Нормы права можно классифицировать по тем же основаниям, что и нормативно-правовые предписания (см. п. 6.2.). 1. В зависимости от отраслевой принадлежности нужно выделять нормы конституционного (государственного), административного, гражданского, уголовного, финансового и других отраслей права. Так, нормы, закрепленные в ст. 454 ГК РФ относятся к нормам гражданского права, а в ст. 126 УК РФ - к нормам уголовного права. 2. Отраслевые нормы права классифицируются на материальные и процессуальные. Первые отвечают на вопрос, что нужно (не нужно) делать. Например, "наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания, обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии" (ст. 678 ГК РФ). Процессуальные нормы права устанавливают, как, каким образом должны реализоваться материальные нормы права. Например, "граждане могут вести свои дела в суде лично или через своих представителей" (ст. 43 ГПК РСФСР). 3. В зависимости от выполняемых функций нормы права разграничиваются на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы закрепляют позитивные права и обязанности
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.94 (0.081 с.) |