Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции - это относительно обособленные направления однородного воздействия правосознания на общественные отношения, в которых проявляется его природа и роль в правовой системе общества.

Поиск

При характеристике функций правосознания важно подчеркнуть, что взятое само по себе правосознание не познает, не оценивает, не регулирует и т.п. Посредством правосознания регулирование, оценку, моделирование, прогнозирование осуществляют сами индивиды, сами субъекты, включенные в систему многообразных общественных связей и отношений.

1. Суть гносеологической функции заключается в том, что накопленные юридические знания и представления служат идеальной основой для познания и осмысления разнообразных сторон общественной жизни, требующих правового опосредования, осмысления правовых явлений и процессов, составляющих правовую систему общества.

2. Регулятивная функция выражается в том, что совместно с нормативными, индивидуально-конкретными и иными правовыми предписаниями либо самостоятельно юридические установки, оценки, знания служат важными ориентирами в общественной жизни, регулируют отношения между людьми.

3. Сформированные в индивидуальном или общественном правосознании взгляды, представления, установки, идеи, оценки, знания выступают основаниями (критериями) для определения полезности, нужности, ценности тех или иных юридических явлений, их отдельных свойств и элементов. В этом заключена сущность оценочной функции правосознания.

4. Прогнозирующая (от греч. prognosis - предвидение, предсказание) функция правосознания проявляется в научно-обоснованных или обычных предположениях (предсказаниях) о будущем состоянии правовой системы общества и ее компонентов (элементов), путях и перспективах дальнейшего их развития на основании оценки их современного состояния.

5. Идеологическая функция правосознания заключается в том, что позитивные идеи, теории, знания играют значительную роль в формировании правовой культуры отдельных индивидов, социальных групп, общества в целом (воспитательный аспект). Прогрессивные компоненты правосознания служат средством нейтрализации, искоренения консервативных взглядов, представлений и идей (борьба с чуждой психологией и идеологией).

6. Коммуникативная (от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь) функция правосознания заключается в том, что оно служит важной идеально-духовной основой для социального взаимодействия, установления и поддержания контактов (например, между субъектами и участниками судебной деятельности), передачи необходимой информации и сознательного управления людьми.

7. Компенсационная функция правосознания особенно важна в тех случаях, когда существуют пробелы и противоречия в законодательстве. Высокий уровень юридических знаний, передовые правовые идеи могут компенсировать отдельные недостатки нравственного, политического и других форм сознания.

В реальном психическом процессе все указанные выше функции тесно взаимосвязаны и переплетены, разграничить их можно только в чисто теоретических или учебных целях.

Глава 20. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

20.1. Понятие и структура правовой культуры

20.2. Виды правовой культуры

20.3. Правовое воспитание

 

Понятие и структура правовой культуры

Правовую культуру можно рассматривать в широком и узком смысле слова. Правовая культура в широком понимании - это все то, что создано людьми, их коллективами и организациями в правовой сфере: законодательство, судебная и правоохранительная системы, акты применения и т.п.

В узком смысле слова правовая культура - это определенный уровень знания и понимания права, активного и законопослушного поведения людей, их коллективов и организаций.

Основными чертами правовой культуры являются следующие:

1. Она представляет собой неотъемлемую часть духовно-материальной культуры в целом. Правовая культура тесно взаимосвязана и взаимодействует с экономической, политической, нравственной и иными формами культуры в обществе.

2. Правовая культура отражает уровень зрелости правосознания,

степень знания и понимания права и иных юридических явлений, развитости правового мышления, юридических установок, идей, идеалов, представлений и взглядов. Таким образом, в правовую культуру входят как психологические, так и идеологические элементы правосознания.

3. В правовой культуре находит проявление юридически значимая деятельность (поведение) граждан и должностных лиц органов суда, прокуратуры, внутренних дел и т.д., т.е. она не ограничивается сферой правосознания, а охватывает качественную характеристику толкования, соблюдения, исполнения и применения права (поведенческий аспект).

4. Необходимо особо подчеркнуть, что правовая культура отражает определенный уровень и качество правотворчества, совершенства законодательства (его четкость, ясность, непротиворечивость, оптимальность регулирования самых разнообразных общественных отношений).

5. Стабильность законности и правопорядка, состояние и формы борьбы с преступностью и иными правонарушениями в обществе - яркое проявление и показатель правовой культуры.

Структура правовой культуры включает: а) уровень правосознания (знание и понимание правовых явлений, чувства законности и справедливости, идеи и идеалы юридической свободы и ответственности и т.п.); б) качество юридической деятельности должностных лиц, поведения граждан, их социальных групп и коллективов.

Виды правовой культуры

Выделяют различные виды правовой культуры.

1. По ее носителям разграничивают правовую культуру индивидов (Иванова, Петрова и т.п.), социальных групп и слоев населения (например, пенсионеров и студентов), классов (например рабочего класса), наций (например французов и немцев) и общества в целом (правовая культура российского общества). Особое место в этом ряду занимает правовая культура должностных лиц, поскольку степень знания и понимания ими права, грамотные юридические действия существенно влияют на авторитет власти, реализацию прав и законных интересов граждан и организаций, эффективность юридических преобразований во всех сферах общественной жизни.

2. В зависимости от определенного исторического типа (формационный подход) выделяют правовую культуру рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества.

3. По уровню зрелости правовая культура может быть высокая, низкая и среднедостаточная.

4. В зависимости от степени проявления в ней профессионализма (знаний, навыков и действий) различают профессиональную правовую культуру (присущую, как правило, юристам-профессионалам) и непрофессиональную (обыденную) правовую культуру.

5. В зависимости от сферы ее использования можно говорить о правовой культуре научного или обыденного общения, культуре правотворчества, толкования, систематизации и реализации права, правовой культуре судебной и следственной практики.

Высокий уровень правовой культуры служит важным условием совершенствования законодательства и практики его реализации, обеспечения законности и правопорядка в обществе, формирования правового государства и цивилизованного гражданского общества.

Правовое воспитание

Процесс правового воспитания необходимо рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком понимании правовое воспитание - это любое юридическое воздействие на сознание людей, служащее повышению уровня их правовой культуры. Так, вынесение и обнародование судом приговора может дать определенный воспитательный и профилактический эффект (т.е. люди будут знать и понимать, как, например, нужно действовать в случаях необходимой обороны или крайней необходимости, какие меры юридической ответственности следуют за те или иные неправомерные действия).

В узком смысле слова правовое воспитание - это процесс постоянного и целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, необходимый для повышения правовой культуры, совершенствования законодательства и практики его реализации, укрепления законности и правопорядка в обществе.

Можно выделить следующие формы правового воспитания:

1) самообразование, или самопросвещение (чтение научно-популярной и специальной юридической литературы, изучение содержания кодексов и других нормативных актов);

2) правовое просвещение населения через средства массовой информации,

издание популярных юридических словарей, энциклопедий и брошюр, чтение публичных лекций юристами (учеными и практиками);

3) преподавание юридических дисциплин в общеобразовательных школах,

колледжах, средних и высших учебных заведениях неюридического профиля;

4) специальное образование в юридических средних и высших учебных заведениях Министерства общего и профессионального образования РФ, МВД РФ и ФСБ РФ, в коммерческих юридических вузах;

5) юридическая учеба (подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации и т.п.) должностных лиц, работающих в судах, юрисдикционных (прокуратура и т.п.) и иных (мэрия, администрация района и т.п.) учреждениях, проведение профессиональных юридических консультаций в центрах правовой помощи населению, адвокатских фирмах и т.п.

Все эти и иные формы правового воспитания направлены на повышение уровня правосознания и правовой культуры граждан и должностных лиц, способствуют грамотной правовой защите как "своих", так и "чужих" прав и законных интересов, укреплению законности и правопорядка в обществе.

Раздел 8. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

Глава 21. ПРАВОНАРУШЕНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ОТКЛОНЕНИЙ

21.1. Понятие и основные признаки правонарушения

21.2. Состав правонарушения и общая характеристика его элементов

21.3. Виды правонарушений

21.1. Понятие и основные признаки правонарушения.

Правонарушение - это виновное, противоправное деяние, совершенное деликтоспособным субъектом и причиняющее вред людям, их коллективам и организациям.

Основные признаки правонарушений:

1. Правонарушение - это деяние, т.е. действие (грабеж, оскорбление и т.п.) или юридически значимое бездействие (например, неисполнение военнослужащим правомерного приказа).

2. Идет ли речь о действиях (бездействиях) отдельных лиц (их групп, коллективов) или организаций, следует иметь в виду, что деяния совершаются конкретными людьми, их коллективами и организациями.

3. Противоправность деяний заключается в том, что они нарушают правовые предписания, содержащиеся в нормативных актах, договорах, актах применения права и т.п.

4. Это виновное деяние. Под виной понимают психическое отношение субъекта к противоправному деянию и его результатам. Правонарушение может быть совершено с прямым и косвенным умыслом, по легкомыслию или небрежности (см. ст. 26 УК РФ).

5. Каждое правонарушение наносит вред (материальный и моральный, физический и т.п.) интересам людей, их социальным группам и коллективам, государству и обществу в целом.

6. Перечисленные выше признаки позволяют отметить тот факт, что любое правонарушение опасно для отдельных лиц, общества и т.п. При определении степени опасности следует иметь в виду объект посягательства, нарушаемый закон (уровень противоправности), форму вины (умысел и т.п.), размер причиненного вреда, способы и средства, время и место совершения деяния, личность правонарушителя и потерпевшего, и многие другие обстоятельства.

7. Правонарушением признается деяние лишь деликтоспособного субъекта, т.е. способного не только сознавать характер своих противоправных деяний, но и нести за них юридическую ответственность. Так, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего (п. 1 ст. 20 УК РФ) или 14-летнего возраста (составы указаны в п. 2 ст. 20 УК).

8. Правонарушение является специфическим юридическим фактом, способствующим возникновению охранительных (изменению и прекращению иных) правоотношений и вызывающим разнообразные юридические и социальные последствия (взимание штрафа, увольнение с работы и т.п.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.50.170 (0.012 с.)