Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции - это относительно обособленные направления однородного воздействия правосознания на общественные отношения, в которых проявляется его природа и роль в правовой системе общества.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
При характеристике функций правосознания важно подчеркнуть, что взятое само по себе правосознание не познает, не оценивает, не регулирует и т.п. Посредством правосознания регулирование, оценку, моделирование, прогнозирование осуществляют сами индивиды, сами субъекты, включенные в систему многообразных общественных связей и отношений. 1. Суть гносеологической функции заключается в том, что накопленные юридические знания и представления служат идеальной основой для познания и осмысления разнообразных сторон общественной жизни, требующих правового опосредования, осмысления правовых явлений и процессов, составляющих правовую систему общества. 2. Регулятивная функция выражается в том, что совместно с нормативными, индивидуально-конкретными и иными правовыми предписаниями либо самостоятельно юридические установки, оценки, знания служат важными ориентирами в общественной жизни, регулируют отношения между людьми. 3. Сформированные в индивидуальном или общественном правосознании взгляды, представления, установки, идеи, оценки, знания выступают основаниями (критериями) для определения полезности, нужности, ценности тех или иных юридических явлений, их отдельных свойств и элементов. В этом заключена сущность оценочной функции правосознания. 4. Прогнозирующая (от греч. prognosis - предвидение, предсказание) функция правосознания проявляется в научно-обоснованных или обычных предположениях (предсказаниях) о будущем состоянии правовой системы общества и ее компонентов (элементов), путях и перспективах дальнейшего их развития на основании оценки их современного состояния. 5. Идеологическая функция правосознания заключается в том, что позитивные идеи, теории, знания играют значительную роль в формировании правовой культуры отдельных индивидов, социальных групп, общества в целом (воспитательный аспект). Прогрессивные компоненты правосознания служат средством нейтрализации, искоренения консервативных взглядов, представлений и идей (борьба с чуждой психологией и идеологией). 6. Коммуникативная (от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь) функция правосознания заключается в том, что оно служит важной идеально-духовной основой для социального взаимодействия, установления и поддержания контактов (например, между субъектами и участниками судебной деятельности), передачи необходимой информации и сознательного управления людьми. 7. Компенсационная функция правосознания особенно важна в тех случаях, когда существуют пробелы и противоречия в законодательстве. Высокий уровень юридических знаний, передовые правовые идеи могут компенсировать отдельные недостатки нравственного, политического и других форм сознания. В реальном психическом процессе все указанные выше функции тесно взаимосвязаны и переплетены, разграничить их можно только в чисто теоретических или учебных целях. Глава 20. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ 20.1. Понятие и структура правовой культуры 20.2. Виды правовой культуры 20.3. Правовое воспитание
Понятие и структура правовой культуры Правовую культуру можно рассматривать в широком и узком смысле слова. Правовая культура в широком понимании - это все то, что создано людьми, их коллективами и организациями в правовой сфере: законодательство, судебная и правоохранительная системы, акты применения и т.п. В узком смысле слова правовая культура - это определенный уровень знания и понимания права, активного и законопослушного поведения людей, их коллективов и организаций. Основными чертами правовой культуры являются следующие: 1. Она представляет собой неотъемлемую часть духовно-материальной культуры в целом. Правовая культура тесно взаимосвязана и взаимодействует с экономической, политической, нравственной и иными формами культуры в обществе. 2. Правовая культура отражает уровень зрелости правосознания, степень знания и понимания права и иных юридических явлений, развитости правового мышления, юридических установок, идей, идеалов, представлений и взглядов. Таким образом, в правовую культуру входят как психологические, так и идеологические элементы правосознания. 3. В правовой культуре находит проявление юридически значимая деятельность (поведение) граждан и должностных лиц органов суда, прокуратуры, внутренних дел и т.д., т.е. она не ограничивается сферой правосознания, а охватывает качественную характеристику толкования, соблюдения, исполнения и применения права (поведенческий аспект). 4. Необходимо особо подчеркнуть, что правовая культура отражает определенный уровень и качество правотворчества, совершенства законодательства (его четкость, ясность, непротиворечивость, оптимальность регулирования самых разнообразных общественных отношений). 5. Стабильность законности и правопорядка, состояние и формы борьбы с преступностью и иными правонарушениями в обществе - яркое проявление и показатель правовой культуры. Структура правовой культуры включает: а) уровень правосознания (знание и понимание правовых явлений, чувства законности и справедливости, идеи и идеалы юридической свободы и ответственности и т.п.); б) качество юридической деятельности должностных лиц, поведения граждан, их социальных групп и коллективов. Виды правовой культуры Выделяют различные виды правовой культуры. 1. По ее носителям разграничивают правовую культуру индивидов (Иванова, Петрова и т.п.), социальных групп и слоев населения (например, пенсионеров и студентов), классов (например рабочего класса), наций (например французов и немцев) и общества в целом (правовая культура российского общества). Особое место в этом ряду занимает правовая культура должностных лиц, поскольку степень знания и понимания ими права, грамотные юридические действия существенно влияют на авторитет власти, реализацию прав и законных интересов граждан и организаций, эффективность юридических преобразований во всех сферах общественной жизни. 2. В зависимости от определенного исторического типа (формационный подход) выделяют правовую культуру рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества. 3. По уровню зрелости правовая культура может быть высокая, низкая и среднедостаточная. 4. В зависимости от степени проявления в ней профессионализма (знаний, навыков и действий) различают профессиональную правовую культуру (присущую, как правило, юристам-профессионалам) и непрофессиональную (обыденную) правовую культуру. 5. В зависимости от сферы ее использования можно говорить о правовой культуре научного или обыденного общения, культуре правотворчества, толкования, систематизации и реализации права, правовой культуре судебной и следственной практики. Высокий уровень правовой культуры служит важным условием совершенствования законодательства и практики его реализации, обеспечения законности и правопорядка в обществе, формирования правового государства и цивилизованного гражданского общества. Правовое воспитание Процесс правового воспитания необходимо рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком понимании правовое воспитание - это любое юридическое воздействие на сознание людей, служащее повышению уровня их правовой культуры. Так, вынесение и обнародование судом приговора может дать определенный воспитательный и профилактический эффект (т.е. люди будут знать и понимать, как, например, нужно действовать в случаях необходимой обороны или крайней необходимости, какие меры юридической ответственности следуют за те или иные неправомерные действия). В узком смысле слова правовое воспитание - это процесс постоянного и целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, необходимый для повышения правовой культуры, совершенствования законодательства и практики его реализации, укрепления законности и правопорядка в обществе. Можно выделить следующие формы правового воспитания: 1) самообразование, или самопросвещение (чтение научно-популярной и специальной юридической литературы, изучение содержания кодексов и других нормативных актов); 2) правовое просвещение населения через средства массовой информации, издание популярных юридических словарей, энциклопедий и брошюр, чтение публичных лекций юристами (учеными и практиками); 3) преподавание юридических дисциплин в общеобразовательных школах, колледжах, средних и высших учебных заведениях неюридического профиля; 4) специальное образование в юридических средних и высших учебных заведениях Министерства общего и профессионального образования РФ, МВД РФ и ФСБ РФ, в коммерческих юридических вузах; 5) юридическая учеба (подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации и т.п.) должностных лиц, работающих в судах, юрисдикционных (прокуратура и т.п.) и иных (мэрия, администрация района и т.п.) учреждениях, проведение профессиональных юридических консультаций в центрах правовой помощи населению, адвокатских фирмах и т.п. Все эти и иные формы правового воспитания направлены на повышение уровня правосознания и правовой культуры граждан и должностных лиц, способствуют грамотной правовой защите как "своих", так и "чужих" прав и законных интересов, укреплению законности и правопорядка в обществе. Раздел 8. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА Глава 21. ПРАВОНАРУШЕНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ОТКЛОНЕНИЙ 21.1. Понятие и основные признаки правонарушения 21.2. Состав правонарушения и общая характеристика его элементов 21.3. Виды правонарушений 21.1. Понятие и основные признаки правонарушения. Правонарушение - это виновное, противоправное деяние, совершенное деликтоспособным субъектом и причиняющее вред людям, их коллективам и организациям. Основные признаки правонарушений: 1. Правонарушение - это деяние, т.е. действие (грабеж, оскорбление и т.п.) или юридически значимое бездействие (например, неисполнение военнослужащим правомерного приказа). 2. Идет ли речь о действиях (бездействиях) отдельных лиц (их групп, коллективов) или организаций, следует иметь в виду, что деяния совершаются конкретными людьми, их коллективами и организациями. 3. Противоправность деяний заключается в том, что они нарушают правовые предписания, содержащиеся в нормативных актах, договорах, актах применения права и т.п. 4. Это виновное деяние. Под виной понимают психическое отношение субъекта к противоправному деянию и его результатам. Правонарушение может быть совершено с прямым и косвенным умыслом, по легкомыслию или небрежности (см. ст. 26 УК РФ). 5. Каждое правонарушение наносит вред (материальный и моральный, физический и т.п.) интересам людей, их социальным группам и коллективам, государству и обществу в целом. 6. Перечисленные выше признаки позволяют отметить тот факт, что любое правонарушение опасно для отдельных лиц, общества и т.п. При определении степени опасности следует иметь в виду объект посягательства, нарушаемый закон (уровень противоправности), форму вины (умысел и т.п.), размер причиненного вреда, способы и средства, время и место совершения деяния, личность правонарушителя и потерпевшего, и многие другие обстоятельства. 7. Правонарушением признается деяние лишь деликтоспособного субъекта, т.е. способного не только сознавать характер своих противоправных деяний, но и нести за них юридическую ответственность. Так, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего (п. 1 ст. 20 УК РФ) или 14-летнего возраста (составы указаны в п. 2 ст. 20 УК). 8. Правонарушение является специфическим юридическим фактом, способствующим возникновению охранительных (изменению и прекращению иных) правоотношений и вызывающим разнообразные юридические и социальные последствия (взимание штрафа, увольнение с работы и т.п.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.50.170 (0.012 с.) |